Консультация для родителей детей младшего дошкольного возраста "Пальчиковая гимнастика как структура развития мелкой моторики рук"
методическая разработка по развитию речи (младшая группа)

Афанасьева Татьяна Викторовна

Консультация для родителей младшего дошкольного возраста.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Консультация для родителей детей младшего дошкольного возраста

"Пальчиковая гимнастика как средство развития мелкой моторики "

                                                              Составила: МБДОУ д/с №15 «Ручеёк»  Бахтеева Т.В                                                          

                                                       

                                                           «Ум ребенка находится на кончиках его пальцев»                                                                            

                                                                                                   В. Сухомлинский

Пальчиковые игры и упражнения – уникальное средство для развития речи.

Основы здоровья и гармоничного развития закладываются в детстве, когда ребёнок активно растёт, когда формируются и совершенствуются все системы его организма. Тренировка движений пальцев рук является важнейшим фактором, стимулирующим речевое развитие ребенка, способствующим улучшению артикуляционной моторики, подготовке кисти к письму, и мощным средством, повышающим работоспособность коры головного мозга.

Именно поэтому пальчиковые игры должны занять прочное место в занятиях с детьми, так как отставание в развитии речи осложняет организацию жизни ребёнка в целом.

Несколько простых рекомендаций по проведению игр:                                                 Перед началом игры создайте положительный эмоциональный настрой.                 Запаситесь терпением и не ждите мгновенной реакции.                                        Не ставьте перед малышом одновременно несколько задач – сложная задача может сразу отбить интерес к игре.                                                                                    Длительность игр с 2-х летними малышами – 5-10 мин.                                               Не допускайте переутомления. Если у ребенка нет настроения, лучше отложить игру до более подходящего времени.                                                                  Обязательно хвалите ребенка, не занижайте его самооценку, внушайте малышу уверенность в том, что у него все получится.

Предлагаю вашему вниманию игры и упражнения на развитие мелкой моторики, которыми можно заниматься дома:

«Сорока -белобока»        

Сорока – белобока,                    Указательный палец правой руки 
Кашу варила                                 
делает  круговые движения 
Деток кормила.                           
на левой ладони.
Этому дала,                                  
Поочередно, загибаем пальцы
Этому дала.                                  
левой руки.
Этому дала.                                  
Этому дала.
А этому не дала.                          
Большой палец поднять вверх. 
Ты воды не носил,
кашу не варил,
тебе нет ничего.

« Курочка»                                                                                                                  «Вышла курочка гулять, свежей травки пощипать       (хлопаем ручками по коленкам)                                                                                                                       А за ней ребятки - жёлтые цыплятки                          (идём пальчиками)                                              Ко-ко-ко, ко-ко-ко, не ходите далеко!                    (грозим пальчиком)                                        Лапками гребите                                                     (загребаем ручками)                                                                 Зёрнышки ищите                                              (клюём пальчиками зёрнышки)                                                     Съели толстого жука, дождевого червяка          (показываем ручками, какой толстый жук)                                                                                                              Выпили водицы полное корытце»        (показываем как черпаем воду и пьём).                                                                          

«Ладушки-ладушки»                                                                                                          ( Хлопаем в ладоши, держа ручки малыша в своих руках )                                                                                                                 «Ладушки-ладошки, звонкие хлопушки, хлопали в ладошки, хлопали немножко».

«Шалун»

Наша Маша варила кашу

Кашу сварила, малышей кормила.

                                   (чертить круговые линии на ладошке малыша)

Этому дала, этому дала,

Этому дала, этому дала,

                         (загибать пальцы с проговариванием соответствующих слов)

А этому - не дала.

Он много шалил,

Свою тарелку разбил.

              (со словами последней строчки пальцами другой руки брать мизинчик и слегка покачивать).

«По грибы»

Раз, два, три, четыре, пять,

Мы идём грибы искать!

Этот пальчик в лес пошёл,

Этот пальчик гриб нашёл.

Этот пальчик чистить стал.

Этот пальчик жарить стал,

Этот пальчик всё съел,

Оттого и потолстел.

(попеременно сгибать пальцы, начиная с мизинца).

«Пальчики»

Раз, два, три, четыре, пять,

Вышли пальчики гулять!

Раз, два, три, четыре, пять,

В домик спрятались опять.

(поочерёдно разгибать все пальцы, начиная с мизинца, затем сгибать их в том же порядке).

«Жук»

(пальчики сжаты в кулачок, указательный палец и мизинец разведены в стороны, ребенок шевелит ими)

Жук летит, жук жужжит

И усами шевелит.

«Замок»

На двери висит замок (руки в замке)

Кто его открыть бы смог? (пальчики тянем, не разжимая)

Потянули, (потянули)

Покрутили, (вращаем руки)

Постучали (стучим основанием ладоней)

И – открыли! (руки разжимаются)

«Капуста»

Мы капусту рубим, рубим (ладошками рубим)

Мы капусту трём, трём (кулачки трут друг друга)

Мы капусту солим, солим (солим щепоткой)

Мы капусту мнём, мнём (пальчики сжимаем и разжимаем)

В баночку кладём и пробуем.

«Котик»

(выполнять действия по смыслу)

Котик лапкой умывается

Видно, в гости собирается

Вымыл носик.

Вымыл ротик.

Вымыл ухо.

Вытер сухо.

обеих рук)

 «Котята»

(Ладошки складываем,   пальцы прижимаем друг к другу. Локти   опираются о стол).

У кошечки нашей есть десять котят, (Покачиваем руками, не разъединяя их).

Сейчас все котята по парам стоят:

Два толстых, два ловких,

Два длинных, два хитрых,

Два маленьких самых

И самых красивых. (Постукиваем соответствующими пальцами друг о друга (от большого к мизинцу).

«Птички»

Птички прилетали,

Крыльями махали.

Сели. Посидели.

И дальше полетели.

(пальцами обеих рук производить движения вверх- вниз).

Также вы можете  поиграть со своим малышом в такие виды игр и упражнений:

*Разрывание на мелкие кусочки.

*Обрывание листа бумаги.

*Собирание бусинок на нить.

*Скатывание шариков из пластилина, сплющивание их.

* «Волшебные спички»(Выкладывание по образцу) .

*Игры с крупными семенами.

* Выкладывание мозаики

*Складывание разрезных картинок.

*Рисование по шаблону.

*Детям нравиться демонстрировать свою силу (попросите крепко сжать вашу руку) .

*Пальчиковый театр.

Массаж рук

*Массаж ладоней и пальцев рук (растирание от подушечки к основанию).

*Массаж бусами (перебирание пальцами бус).

*массаж ладоней шестигранным карандашом (перемещать от основания ладоней к кончикам пальцев) .

*Массаж пальцев рук колечками (надевание на каждый палец по очереди).

*Массаж грецкими орехами (катать между ладонями, пальцами) .

*Массаж массажным мячиком.

* Массаж каменными, металлическими шариками.

 Играть с пальцами можно дома, на улице, в гостях и в транспорте. Исходные положения можно выбирать разные: стоя, сидя, лёжа.

Заданий и упражнений, направленных на развитие мелкой моторики очень много. Включайте фантазию и придумывайте сами.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Эссе на тему "Развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста с нарушением речи Развитие мелкой моторики у детей с общим недоразвитием речи через использование нетрадиционных техник в ИЗО деятельности.

Практическая значимость опыта  заключается в определении основных путей педагогической работы, способствующих развитию мелкой моторики дошкольников с нарушением речи, что поможет им в речевом раз...

Эссе на тему "Развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста с нарушением речи Развитие мелкой моторики у детей с общим недоразвитием речи через использование нетрадиционных техник в ИЗО деятельности.

Практическая значимость опыта  заключается в определении основных путей педагогической работы, способствующих развитию мелкой моторики дошкольников с нарушением речи, что поможет им в речевом раз...

Консультация для родителей "Практические приемы массажа и самомассажа, как способ развития мелкой моторики рук"

Улучшить знания родителей в области мелкой моторики и здоровья сбережения детей...

Консультация для родителей второй младшей группы:"Игры и упражнения на развитие мелкой моторики".

Все мамы знают, что у детей нужно развивать мелкую моторику, но не все знают, как правильно это делать....

Консультация для родителей детей младшего дошкольного возраста «Развиваем мелкую моторику»

Консультация для родителей детей младшего дошкольного возраста....

Консультация для родителей детей 4–5 лет «Пластилинография как средство развития мелкой моторики у детей»

Одним из важных вопросов в формировании развития личности дошкольника является развитие мелкой моторики рук, ведь это напрямую взаимосвязано с развитием психических процессов ...