Развитие диалогической речи у детей.Дидактические игры и приемы.
учебно-методический материал по развитию речи

Методическая разработка для воспитателей.

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

«Развитие диалогической речи у детей. Дидактические игры и приемы» г.Санкт - Петербург 2020 «ГБДОУ ДЕТСКИЙ САД 68 Приморского района»

Слайд 2

Развитие диалогической речи играет ведущую роль в процессе речевого развития ребёнка дошкольника и потому занимает центральное место в общей системе работы в детском саду . Развитие коммуникативных способностей дошкольников является важной составной частью культурно - речевого воспитания детей . Необходимо постоянное внимание педагогов и взрослых в организации развития диалогической речи , активная помощь в овладении искусством речевого общения . Определение диалога дал известный лингвист Л.П. Якубинский : «Диалог - не только форма речи, он еще «разновидность человеческого поведения».

Слайд 3

Что такое диалог? Диалог –это непроизвольный и реактивный (быстро осмысливаемый) процесс двустороннего обмена информацией, это разговор по очереди, где для каждого партнера период говорения и слушания чередуется. Диалогическая речь выступает как основная форма речевого общения, в недрах которой зарождается связная речь. Диалог может разворачиваться в бытовом разговоре и может достигать в последствии высот философско-мировоззренческой беседы.

Слайд 4

Для диалога характерны: Устная диалогическая речь протекает в конкретной ситуации и сопровождается жестами, мимикой, интонацией. Отсюда и языковое оформление диалога. Речь в нем может быть неполной, сокращенной, иногда фрагментарной .

Слайд 5

Диалогическая речь представляет собой яркое проявление коммуникативной функции языка. Ученые — лингвисты называют диалог первичной естественной формой языкового общения. Работа по развитию диалогической речи направлена на формирование умений, необходимых для общения, создания своих реплик, вопросов, происходит одновременно с восприятием чужой речи. Участие в диалоге требует сложных умений:

Слайд 6

1. Собственно речевые умения 2. Умения речевого этикета 3. Умение общаться в паре. 4. Умение общаться для планирования совместных действий 5. Неречевые (невербальные) умения — уместное использование мимики, жестов. Можно выделить несколько групп диалогических умений:

Слайд 7

Диалогические единства строятся по определенным схемам Строевой единицей диалогической речи является диалогическое единство — сочетание двух или более взаимосвязанных реплик. Чтобы овладеть этой формой речи, нужно усваивать различные типы диалогических единств. вопрос-ответ вопрос-ответ-вопрос сообщение-вопрос сообщение-сообщение побуждение-сообщение и т. д.

Слайд 9

Методы и критерии для обследования уровня диалогических умений по Бизиковой О . А . № Показатели диалогических умений Методы Средства, оборудование 1. Умение задавать вопросы: - использует разнообразные по 1.Наблюдение за речью ребенка в 1.«Разрезные картинки» содержанию вопросы ( познавательные, процессе 2.Иллюстрации к социально-личностные) повседневного литературному - использует простые, альтернативные, общения произведению расчлененные вопросы 2.Игры парами 3.Игрушка- 3.Игры с телефоном телефон 2. Умение отвечать на вопросы 3. Культура диалога: - поддерживает тему разговора - соблюдает очередность

Слайд 10

Содействовать развитию умений понимать разнообразные инициативные обращения ( сообщения,вопросы,побуждения ) и реагировать на них. В соответствии с функциональной задачей общения:

Слайд 11

Развиват ие умения следовать правилам ведения диалога Ситуация общения Инициативные формулы речевого этикета Ответн . формулы речевого этикета Рекомендации и примерные фразы для развертывания Просьба Просьба - разрешение: - Можно я... - Разреши (те)... - Разреши (те), пожалуйста Пожалуйста. -Да(Да-да). -Ладно. С удовольствием. -Нет Все отказы сопро в о жда ю т ся извинением и мотивировкой Извинение Простите меня. - Простите (извините), пожалуйста. Не обижайся (тесь) Пожалуйста. Ладно. Ничего. За... (мотивируется извинение: я нечаянно... я не подумала...) Благодарность -Спасибо. Большое спасибо. Спасибо Вам (тебе). Пожалуйста. Не за что. За... (указывается повод для благодарности)

Слайд 12

Методы обучения диалогической речи Разговор воспитателя с детьми (неподготовленный диалог) Сюжетно-ролевые Словесные поручения Чтение литературных произведений Речевые ситуации (специально организованные) Игры Дидактические Подвижные Театрализованные Народные

Слайд 13

Одним из основных методов формирования диалогической речи служит разговор воспитателя с детьми . Коллективный ( прогулка ) И н д и в и д уаль н ый ( утро-вечер ) По инициативе ребенка ( вопрос или сообшение ) По инициативе воспитателя П р е д н а мер ен н ый ( планируемый заранее ) Непре д н а мер ен н ый ( возникает в любое время ) Беседа

Слайд 14

Прием «Словесные поручения» Данный прием широко используется в практике. Ребенку можно поручить попросить что - либо у младшего воспитателя; передать что - либо родителям; донести просьбу воспитателя до своих сверстников. Формирование и закрепление навыков диалогической речи служат специально организованные речевые ситуации. Они помогают: Сформировать умение договариваться во время общения со сверстниками Расспрашивать собеседника Вступать в чей - то разговор Соблюдать правило речевого этикета Высказывать сочувствие Доказывать свою точку зрения Развивают невербальные умения (жесты, мимика, уместные позы)

Слайд 15

Чтение литературных произведений Чтение помогает детям формировать образцы диалогического взаимодействия . Во время чтения необходимо привлекать внимание к диалогам героев и выделять диалогические реплики : « О чем хотел узнать цыпленок ? Как он об этом спросил ?» и к ответным высказываниям « Что ответил утенок ». Дети используют в речи готовые диалогические реплики запоминая диалоги литературных героев . Передача их в инсценировках это заимствование инициативных и ответных реплик .

Слайд 16

Диалогическое единство «Вопрос-ответ» Ты скажи мне , милый ёж , чем ежиный мех хорош ? Тем он , лисонька , хорош , что зубами не возьмешь ! Чтение литературных произведений по ролям позволяет детям усвоить различные по форме и содержанию вопросы и ответы , вопросительную и повествовательную интонацию .

Слайд 17

Диалогическая пара «Побуждение-Реакция на побуждение» …Сыну песенку поет бурая медведица: - На траву упала шишка, баю - бай, усни, сынишка - Не нужна мне шишка, - зарычал сынишка. Дети учатся добродушно и вежливо реагировать на побуждение.

Слайд 18

Диалогическое единство «Сообщение-реакция на сообщение» Редко встречается в стихотворениях , тем не менее , можно использовать стихотворение не имеющее диалогической формы , но которое можно преобразовать в диалогический текст . Так же используются малые фольклорные формы . - Я медведя поймал ! Так веди его сюда ! Не идет . – Так сам иди ! - Да он меня не пускает . По ходу обыгрывания дети обмениваются мыслями по поводу действий героев . В ходе разговора учатся развивать и поддерживать одну тему , соблюдать очередность .

Слайд 19

Групповые беседы . Деятельность кооперативного типа Конструирование , рисовани е , художественное творчество . Использование этих приемов эффективно формирует диалогические умения детей .

Слайд 20

Дидактическая игра Ди дакт и че ск а я игра Совместная д е ят е льн о сть детей и воспитателя Н е п о ср е д стве н но образовательная деятельность Самост о ят е ль н а я деятельность детей

Слайд 21

Блок «Вопрос - ответ» Игра «Всё ли мы увидели?»

Слайд 22

Ход игры Воспитатель сообщает: «Сегодня мы посоревнуемся, кто больше увидит на картинке и кто больше задаст вопросов. Что такое вопрос? Мы задаем вопрос, когда что-то хотим узнать. Например Саша, что ты делал сегодня утром? Я спросила, чтобы узнать чем ты занимался утром. Задавать вопросы мы будем по картинке. Посмотрите на нее внимательно. Подумайте, какие вопросы можно задать, чтобы не упустить ничего из того, что изображено на этой картинке. Только действует такое правило: вопрос нельзя повторять. За повторяющийся вопрос фишка не дается». Время на обдумывание — 1—2 минуты. Затем дети задают вопросы. Воспитатель включается в процесс, если они задают в основном стереотипные вопросы. Это делается для того, чтобы дети меняли формулировку и чтобы показать что воспитатель - равноправный участник игры. Воспитатель спрашивает: «Можно, я тоже задам вопрос?» и дает формулировку своего вопроса по картинке. По окончании подводится итог: кто получил больше фишек, то и выиграл. Нужно обязательно похвалить всех участвовавших, сказать, что в следующий раз они обязательно смогут задать больше вопросов. Отметить и тех, кто не задал ни одного вопроса, сказать, что и другой раз у них все получится . Цель: Знакомоство с вопросом.

Слайд 23

Блок « Сообщение – реакция на СООбщение Игра «Угадай, кто я ?» (по описанию)

Слайд 24

Ход игры Выбирается ведущий. Его задача – представить себя в роли сказочного персонажа и назвать свои характерные черты (или черту). Остальные дети отгадывают . Например: - Я очень маленького роста, - сообщает ведущий игрок. - Ты – Дюймовочка? – предполагает кто-либо из детей. - Нет. Я не девочка, а мальчик. - Тогда, наверное, ты Мальчик-с-пальчик. - Нет. У меня нет братьев, а есть друзья, с которыми я живу. - Я думаю , что ты – Жихарка. - правильно. Угадавший ребенок становится ведущим. Цель: Учить детей воспринимать сообщения и высказывать в ответ свое мнение.

Слайд 25

Цели. Познакомить детей с правилами разговора по телефону: начинать с приветствия; если на звонок отозвался взрослый, извиниться за беспокойство, вежливо попросить позвать друга; разговор заканчивается прощанием. Игра «Разговор с другом» Блок «Побуждение-реакция на побуждение»

Слайд 26

Ход игры 1. Беседа с детьми. Дети, у кого есть дома телефон? Вы часто звоните по телефону? Кому вы звоните? У ваших друзей есть телефон? Вы часто звоните друг другу? О чем можно поговорить по телефону с другом? (Можно подсказать темы для разговора, если дети затрудняются.) Звонить нужно только тогда, когда знаешь, о чем ты будешь говорить, что будешь спрашивать. Иначе разговор получится пустой, т.е. не о чем. Вот послушайте об этом рассказ. 2. Чтение рассказа Н. Носова «Телефон». — Объясните, почему у мальчиков не получился разговор? (Они не знали, о чем говорить.) 3. Затем педагог предлагает разыграть несколько ситуаций (поговорить по телефону). В телефонных играх разыгрываются различные ситуации, наиболее часто встречающиеся в жизни детей

Слайд 27

На начальных этапах освоения диалогической речи используются игры « П очта », « М аковое зернышко », « Ф анты », « С адовник », « П ередай письмо », « В ежливые кошки », « В олшебный ключ ». На последующих этапах используют пересказы по ролям , игры - инсценировки , игры с телефоном ( звонок маме , бабушке , другу , в поликлинику , ответ незнакомцу ), игры « Д а - нет », вопросы с подсказкой , « З апрещенные слова », « С мешинка », « К то кого запутает », « Т ак бывает или нет » небылицы , « Н айди ошибку », « С умей отказаться » .

Слайд 28

"Лепёшка" - одна из самых известных социальных игр немецкого психотерапевта Гюнтера Хорна . Основная цель игры - развитие умения общаться (учиться договариваться, отстаивать свои права, уступать, извиняться), распознавать свои чувства и чувства партнеров по игре.

Слайд 29

Психологическая игра «Лепешка» В игре «Лепешка» игроки сами лепят из пластилина свои игровые фишки. В игре отрабатывается опыт взаимных обвинений, вежливых извинений, высказываний благодарности и просьбы о помощи. Цель игры – первым прийти к конечному пункту – «Финишу» Попасть туда можно только пройдя все клеточки-дома на игровом поле. Подлинной целью игры становятся живые отношения участников друг с другом.

Слайд 30

Игра проводится по следующим правилам: Перед началом игры каждый участник лепит из пластилина свою фигурку животного, которое служит им потом в качестве фишки. Старт игры начинается на поле «Старт». Каждый игрок является одновременно владельцем всех полей того же цвета, что и его фигурка, это его дома.

Слайд 31

Игрок, который по ходу игры попал на поле другого цвета, должен упросить хозяина домика впустить его в свой домик, иногда хозяин домика ставит некоторые условия, например не мусорить, не прыгать на кровати и т.д. Если владелец домика удовлетворен поведением гостя, то гость остается в домике хозяина безнаказанно, если же гость нарушил установленные хозяином правила, то хозяин может наказать гостя, он может наказать попавшую к нему фигуру, щелкнув по ней, смяв ее или как угодно изменив ее форму. Он может также одним ударом смять ее в «лепешку».

Слайд 32

Заключение

Слайд 33

Список литературы: Арушанова А . Организация диалогического общения дошкольников со сверстниками // Дошкольное воспитание . – 2001. №5. – с . 51-61. Арушанова А ., Рычагова Е ., Дурова Н . Истоки диалога // Дошкольное воспитание . – 2002. №10. – с . 82-90. Бизикова О . Развитие речи дошкольников в игре . М : издательство « Скрипторий 2003», 2008. – 136с. Горшкова Е . Учите детей общаться // Дошкольное воспитание . – 2000. №12. – с . 91-93. Занятия по развитию речи в детском саду / Под ред . О . С . Ушаковой . М .: Современность , 1999. – 363с. Крылова Н . М . Влияние беседы на умственное и речевое развитие детей // Хрестоматия по теории и методике развития речи детей дошкольного возраста / Сост . М . М . Алексеева . М .: Академия , 1999. – с.204-208. Колодяжная Т.П., Колунова Л . А . Речевое развитие ребенка в детском саду : новые подходы . Методические рекомендации для руководителей и воспитателей ДОУ. Ростов – н / Д : Придумай слово : Речевые игры и упражнения для дошкольников . М .: Изд-во ин-та психотерапии , 2001. – 223с. Программа и методика развития речи детей дошкольного возраста в детском саду / Автор - составитель Ушакова О . С . – М .: АПО, 1994. – 63с. Ушакова О . С . Развитие речи дошкольника . М .: Изд-во института психотерапии , 2001. – 237с.

Слайд 34

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование игровых приемов для развития диалогической речи.

В статье представлены некоторые игровые приемы  для развития диалогической речи  у детей с элементами сюжетно-ролевой игры.  Раскрывается важное значение использования такой формы работ...

Развитие диалогической речи детей в дидактической игре

Развитие диалогической речи играет ведущую роль в процессе речевого развития ребёнка дошкольника и потому занимает центральное место в общей системе работы по развитию речи в детском саду.  Разви...

Развитие диалогической речи через разнообразные дидактические игры в старшей группе.

Дошкольный возраст - это период активного усвоения ребёнком разговорного языка, становления и развития всех сторон речи - фонетической, лексической, грамматической....

Выступление и презентация по теме "Развитие диалогической речи детей с речевыми нарушениями. Дидактические игры и приемы".

Диалогическая речь выступает как основная форма речевого общения. Главной особенностью диалога является чередование говорения одного собеседника с прослушиванием и последующим говорением другого. Важн...

Развитие диалогической речи дошкольников. Игры, методы и приемы.

Развитие диалогической речи дошкольников. Игры, методы и приемы....

Развитие диалогической речи дошкольников. Игры, методы и приемы.

Развитие диалогической речи дошкольников. Игры, методы и приемы....

Выступление на педагогическом совете на тему: "Развитие диалогической речи детей с ТНР. Дидактические игры и приемы".

Овладение связной диалогической речью - одна из главных задач речевого развития дошкольников....