конспект занятия по речевому развитию в старшей группе "Спасатели в сказочной стране"
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)

Николаева Елизавета Николаевна

в предложенном конспекте раскрывается работа со старшими дошкольниками по обучению составления рассказа с использованием ТРИЗ-технологии - системного оператора

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл методическая разработка26.71 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

 «Детский сад №82 комбинированного вида»

 города Чебоксары Чувашской Республики

КОНСПЕКТ

занятия по образовательной области «Речевое развитие»

на тему: «Спасатели в сказочной стране»

в старшей группе

Воспитатель:

Николаева Елизавета Николаевна

и провела:                                                                                        

алиф

Чебоксары- 2021

Программное содержание.

Продолжать учить составлять рассказ с использованием метода системного оператора ТРИЗ технологии; составлять простые предложения из 3-5 слов. Закреплять правильное отчетливое произношение согласных звуков с – ш; умение находить слова с заданными звуками, определять место звуков с и ш в словах, дифференцировать их. Развивать зрительное и слуховое восприятие, фонематический слух, творческое воображение, системное мышление, связную речь; умение вежливо здороваться, Воспитывать отзывчивость, целеустремленность, желание проявлять в игровой ситуации навыки сотрудничества, инициативности, ответственности.

Словарная работа: мосток, мостик, мосточек, интервью,  спасатели.

Предварительная работа: чтение, просмотр, драматизация сказки «Гуси- лебеди», работа с напольным набором пазлов «Алфавит», схемой для составления описательного рассказа «Птицы», разучивание чистоговорок, стихотворения «Что-то», введение диалогов по телефону.

Индивидуальная работа: игры на дифференциацию звуков с Кириллом

Материалы и оборудование: мультимедийная система, озвучивание героев из сказки, телефон, модели печки, яблони, речки; напольные пазлы «Алфавит», предметные картинки, коврики резиновые.

Методические приемы: игровая мотивация: оказание помощи девочке спасти братика и вернуть домой; проговаривание чистоговорки; использование ИКТ: презентация по сюжету русской народной сказки «Гуси-лебеди»; словесные игры; физкультминутка (социокультурный компонент), самомассаж рук,

проблемная ситуация; игра ТРИЗ – РТВ технологии: «Что может делать листочек»; составление рассказа по системному оператору; интервью.

Ход организованной образовательной деятельности.

Воспитатель. Ребята, сегодня у нас гости, давайте вместе поздороваемся.

(раздается телефонный звонок)

Воспитатель. Алло, я слушаю вас, успокойтесь, пожалуйста, и расскажите, что случилось. Хорошо, мы постараемся помочь тебе. До свидания.

Ребята, звонит Аленушка, потеряла своего братишку. Как вы думаете, из какой сказки Аленушка? 

Голос Бабы-Яги (Озвучивание): Ха-ха-а! Мои помощники: гуси-лебеди забрали его, он у меня. Пройдете мои испытания- получите Иванушку, а нет – навсегда останется у меня! Слайд№1

Воспитатель. Что делать? Нам нужно быстрее попасть в сказку и спасти Иванушку, а помогут нам волшебные слова.

Дружно произнесем: «Раз, два, три повернись, быстро в сказке очутись».

Вот и в сказку попали. Мы сегодня - смелые спасатели, идем, не отстаем, проговариваем дружно!

Дети с воспитателем продвигаются и произносят чистоговорку.

1.Са-са-са - нас ждут чудеса, су-су-су - не заблудимся в лесу,

ша-ша-ша – идем мы не спеша, шо-шо-шо – нам вместе хорошо,

ём-ём-ём-испытания пройдем, ём-ём-ём – и Иванушку спасем!

Воспитатель. Вот мы с вами дошли до печки-матушки.

Дети останавливаются. На экране появляется печка Слайд№2

Голос печки: откройте заслонку, вытащите пирожки, иначе сгорят.

Воспитатель достает из печки поднос с пирожками

- модели пирожков с наклеенными картинками начинок

2. Игра «Выбери картинки»

Воспитатель. Подуем на горячие пирожки, чтобы они остыли. Берем пирожок, называем начинку: если в ее названии есть звук с, определяем его место в слове и кладем на тарелку синего цвета, со звуком ш на тарелку желтого цвета. Если нет названных звуков в словах-начинках, то пирожок оставляем на подносе.

апельсин, абрикос, слива, ананас, колбаса, мясо, рыба, капуста, картошка, морковь, вишня, волнушки, груша, тыква, яблоко, кабачок, сом.

Дети выполняют задание, сравнивают количественный счет пирожков

Воспитатель. Молодцы спасатели, помогли мы печке. Печка благодарит нас и подсказала идти прямо, перепрыгивая через красные лужайки. Она просила не наступать на них, потому что они издают громкие, протяжные звуки и Баба –Яга может отправить к нам своих гусей. Как вы думаете, какие это звуки? (Гласные)

Дети идут прямо, перепрыгивая через красные лужайки и останавливаются.

3. Игра «Что может делать листочек» (игра – ТРИЗ) – составление простых предложений на выявление дополнительных функции листьев.

Воспитатель. Ребята, а здесь яблоня должна расти. Ее нет, вот волшебное яблоко (массажный мячик) лежит. Оно нам поможет: кто его возьмет на руки и покатает, тот скажет, что может делать листочек, и яблоня появится.

Дети выполняют задание - составляют предложения. На экране –яблоня. Слайд№3

Воспитатель. Вот и яблоня появилась, она благодарит нас. Предлагает идти по синей и зеленой дорожкам. Они могут петь тихо, прерывисто, их песни встречают преграды на своем пути. Какие это звуки? Это согласные: твердые и мягкие. Здесь непроходимый лес, колени выше поднимаем.

Дети проходят по дорожкам, останавливаются.

Воспитатель. Вот и  молочная речка перед нами. Какая она?

Как перейти речку? (высказывания детей)

Из чего построить мост? (предположения детей). Спасибо за ваши предложения. 

4. Физкультминутка (на чувашском языке). Чтобы построить мост, мы должны быть сильными, крепкими. Дети читают текст и выполняют движения.

Воспитатель. Я вам предлагаю построить мост из напольных пазлов «Алфавит».

Дети собирают мост из пазлов-букв, называют буквы.

5. Игра «Скажи по -другому» - мостик, мосточек, мосток. По мостику можем пройти только тогда, когда четко проговорим окончания слов.

Воспитатель. Мы с вами прошли и это испытание. Вот домик- Бабы- Яги.

Здравствуй, Бабуся-Ягуся! Мы прошли все твои испытания! Верни Иванушку!

Слайд№4

Голос Бабы-Яги: Это не я. Это не я. Это гуси-лебеди привели мальчика, я ничего не знаю про гусей.

-А мы тебе можем рассказать про твоих помощников - гусей.

6. Работа с системным оператором – девятиэкранкой.

дети садятся полукругом на стульях перед экраном

        Чтение стихотворения ребенком. М. Гаффитулин «Что-то»

М. Гаффитулин «Что-то»

Если мы рассмотрим что-то (предмет)

Это что-то для чего-то (функция)

Это что-то из чего-то (подсистема)

Это что-то часть чего-то (надсистема)

Чем-то было раньше что-то (прошлое)

Что-то будет с этим что-то (будущее)

Что-то ты теперь возьми

На экранах рассмотри

На мультимедийной системе Слайд№5

        Надсистема

ПРОШЛОЕ ГУСЕНКА

Гнездо (Изображение)

Место обитания

Гусятник

БУДУЩЕЕ ГУСЕНКА

Яйцо

Гусенок

(функция)

Гусак или гусыня

Скорлупа, желток, белок

Части тела

Части тела

больше размером

Подсистема

Дети составляют рассказ: На нашем экране появился гусенок. Гусенок умеет плавать, летать, ходить, клевать, пить. Ему помогают в этом голова, ноги, крылья, клюв. Гусенок может жить в воде, на земле, водоплавающая домашняя птица. Сначала он был яйцом. Яйцо имело скорлупу, белок, желток. Оно лежало в гнезде. Пройдет время, и  гусенок станем гусаком или гусыней. У него будут такие же части тела, но чуть больше и сильнее.Гусиная семья будет жить в гусятнике в деревне или в лесу около водоема. Гусак защищает свою семью, он может шипеть, ущипнуть. Как шипят гуси: ш-ш-ш-ш!

Баба-Яга появляется на экране Слайд№6

Баба-Яга: Какие вы все умные, все знаете, а вы откуда появились в моем лесу?.

дети называют номер и адрес детского сада, название группы, что они смелые спасатели

Воспитатель. Иванушка должен вернуться в семью и ходить в детский сад.

Баба-Яга. Ребята, спасибо вам, удивили и порадовали вы меня. Так и быть, верну. Только поговорите с Аленушкой о поведении детей на улице во время прогулки! Мои Гуси сами доставят Иванушку Аленушке и будут в дальнейшем следить за ними. Я расколдую их и отпущу, чтобы они делали только добрые дела. До свидания, ребята, удачи вам!

Слайды: Баба- Яга прощается слайд №7. Встреча девочки с братиком (слайд№ 8)

Нам пора вернуться в детский сад. Волшебные слова: раз, два, три, в детский сад ты зайди! Вот мы в детском саду!

Ребята-спасатели дают интервью о сегодняшнем событии журналисту-воспитателю.

Вопросы: Кем вы сегодня были?         Опасна ли ваша работа? Какое испытание было самым трудным, сложным? Какое задание было легче выполнить? Чтобы вы посоветовали всем детям?

ВЫВОД: призывают детей слушать своих родителей, выполнять их просьбы, чтобы не было беды.

Предлагает выбрать смайлики –медали всем спасателям!

Список литературы

1. Примерная основная образовательная программа дошкольного образования «ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ» под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой, г. Москва, 2015г

2.  Гербова В. В. Развитие речи в детском саду. — М.: Мозаика-Синтез, 2015.

3.  Гербова В.В. ФГОС Занятия по развитию речи в старшей группе детского сада. – М.: Мозаика – Синтез, 2015.

4.  Сидорчук Т. А. Методы развития воображения дошкольников. Ульяновск, 2007.

  1. Сидорчук Т.А. «Я познаю мир», Ульяновск, 2014
  2. Сидорчук Т. А. Байрамова Э.Э. Технология развития связной речи дошкольников, Ульяновск, 2015.

7. Интернет-ресурс

Список и описание слайдов, используемых на занятии: 


• Речь - сообщение (озвучивание голоса) Бабы-Яги (слайд №1),
• Встреча с печкой и озвучивание задания детям. Игра «Выбери пирожок» (слайд № 2) 
• Игра –ТРИЗ «Что может делать листочек»: появление яблони на экране (слайд №3) 
• Диалог с Бабой-Ягой (слайд №4)

 -Диалог с Бабой-Ягой (слайд №5) без изображения, только озвучивание
• Составление рассказа о гусе с использованием системного оператора (слайд №6), нажатие мышки: 1-  на центральный экран – выходит изображение гусенка, 2- вертикально вниз в подсистему – части тела гусенка, 3- вертикально вверх в надсистему – водоплавающая птица, 4-влево от изображения гусенка – изображение яйца, 5- вниз в подсистему- части яйца, 6 – вверх – яйца в гнезде, 7- вправо от изображения гусенка – изображения гусака и гусыни, 8- вниз- нет картин; 9- вверх в надсистему – изображение гусятника.
• Прощание с Бабой Ягой (слайд №7), озвучивание 

- Встреча девочки с братиком (слайд№ 8)

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по речевому развитию в старшей группе на тему «На помощь к жителям сказочного леса»

Экологическое занятие по развитию речи соответствует ФГОС с использованием ИКТ на закрепления признаков весны в старшей. Совершенствуем произношение звуков Л-ЛЬ в чистоговорках, упражняем детей в подб...

Разработка занятия по речевому развитию на тему: «Путешествие в сказочную страну звуков и букв»

Цель: Создать воображаемую игровую ситуацию для решения образовательных задач по подготовке детей к обучению грамоте....

Конспект занятия по речевому развитию в старшей группе "Путешествие в страну театров"

Тема: "Путешествие в страну театров"Цель: развитие речи детей посредством театрализованной деятельности.Задачи:Образовательные: Расширять представление детей о театре и театрализованной...

Конспект занятия по речевому развитию в старшей группе Тема: «Страна здоровья».

Конспект занятия по речевому развитию в старшей группе Тема: «Страна здоровья»....

Конспект занятия по речевому развитию в старшей группе на тему: «Путешествие в страну красивой речи»

Конспект занятия по речевому развитию в старшей группе на тему: "Путешествие в страну красивой речи"...