Конспект непосредственной образовательной деятельности по познавательному развитию в старшей группе «Путешествие в страну сказок»
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)

Цель: закрепление знаний детей о русских народных и авторских сказках, их героях; обогащение сенсорного опыта, решения доступных познавательных задач посредством игровых приёмов.

Задачи:

-учить детей узнавать знакомые сказки, сказочных героев.

-закрепить знания о геометрических фигурах, величине, цвете предметов.

-учить пользоваться условной меркой при измерении количества воды.

-развивать познавательную активность, воображение, внимание, память, креативное мышление, творческие возможности.

-развивать коммуникативные качества детей, совершенствовать связную и диалогическую форму речи.

-воспитывать любознательность, дружелюбие, желание прийти на помощь, вызвать у детей позитивные эмоции.

-воспитывать аккуратность при выполнении аппликации.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект непосредственной образовательной деятельности по познавательному развитию в старшей группе «Путешествие в страну сказок»

Цель: закрепление знаний детей о русских народных и авторских сказках, их героях; обогащение сенсорного опыта, решения доступных познавательных задач посредством игровых приёмов.

Задачи:

-учить детей узнавать знакомые сказки, сказочных героев.

-закрепить знания о геометрических фигурах, величине, цвете предметов.

-учить пользоваться условной меркой при измерении количества воды.

-развивать познавательную активность, воображение, внимание, память, креативное мышление, творческие возможности.

-развивать коммуникативные качества детей, совершенствовать связную и диалогическую форму речи.

-воспитывать любознательность, дружелюбие, желание прийти на помощь, вызвать у детей позитивные эмоции.

-воспитывать аккуратность при выполнении аппликации.

Материал и оборудование к НОД: видеопроектор, электронный носитель, слайдовая презентация к занятию, содержащая иллюстрации к сказкам «Золотой ключик или приключения Буратино», «Теремок», «Золушка», «Иван-царевич и серый волк», схематические картинки к сказкам «Три поросенка», «Волк и семеро козлят», «Колобок»; золотые ключи, вырезанные из картона (5шт); колпачки Гнома на каждого ребенка с заплатками; картонные или настоящие пуговицы разных цветов, размеров, форм; два кувшина с водой (желтый, красный), ведро, стакан для измерения, кружки красного и желтого цвета (по 7 шт); клей-карандаш, салфетки, подкладки для работы с клеем; музыкальное сопровождение.

Ход НОД.

Воспитатель: Ребята, вы любите сказки? (Да) Да, действительно, сказки любят и дети, и взрослые. Сегодня я вас приглашаю в Страну сказок, мы совершим путешествие по их страницам.

В мире много сказок –

Грустных и смешных.

И прожить на свете

Нам нельзя без них.

Ю. Энтин

Дорога в эту страну идет через лабиринт загадок и различных заданий. И только отгадав загадку, выполнив задание, можно двигаться дальше.

- Итак, отгадайте первую загадку, которая нас перенесет в хорошо известную вам сказку:

Я мальчишка деревянный,

Я доверчивый, простой.

Позабыл я, как ни странно,

Где мой ключик золотой.

Нос мой острый, нос мой длинный.

А зовусь я - … (Буратино)

(Воспитатель показывает иллюстрацию к книге – Слайд 2.)

Воспитатель: Правильно, это Буратино, а сказка называется «Золотой ключик или приключения Буратино».

В доме у Буратино много комнат. И, конечно, к каждой есть свой ключик. Но, какой их них от заветной двери он забыл, не может его найти среди остальных ключей. Буратино только знает, что он чем-то отличается, чем-то не похож на другие.

(Воспитатель достает связку ключей, развязывает ее и выставляет ключи на фланелеграфе).

- Ребята, внимательно посмотрите, и попробуйте найти этот ключик. Кто догадается – поднимет руку, даст возможность подумать другим. (Когда большинство детей поднимет руку, воспитатель приглашает одного ребенка подойти и показать ключ.)

- Кто пойдет и покажет этот ключик? (ребенок показывает) Ребята, вы все так думаете? А почему именно этот, а не другой, чем он отличается от других? (ответы детей)

Воспитатель: Молодцы, ребята, с этим заданием справились, но мы еще с этой сказкой не прощаемся. Послушайте (Слайд 3.):

Аккуратная Мальвина

Писать учила Буратино.

Но упала с носа клякса,

Как же нам тут разобраться?

Клякса прыгает и скачет

По листочкам, словно мячик.

Влево, вправо наклонилась –

Снова в лужу превратилась.

- Ребята, на свете всё бывает на что-то похоже. И кляксы, которые насажал Буратино, тоже что-то напоминают, нужно только хорошо приглядеться. Сейчас я буду показывать вам картинки-кляксы, а вы должны будете сказать – на что они похожи.

(Воспитатель показывает картинку, спрашивает: «Что напоминает (на что похожа) эта клякса? По каждой картинке 3-5 ответов детей.)

1.Руль, бублик,

1. Колесо, спасательный круг, тарелка, обруч.

2. Пирамидка, башенка, ракета, елочка, парус.

3. Кукольная ванночка, лодка, корабль, ведро, миска, юбка.

4. Бабочка, бант, цветок.

5. Листок дерева, капля, морковь.

6. Мост, радуга, гора        

7. Шарик, цветок, светофор.

8. Горки, лента, змея, речка.

Воспитатель: Молодцы, ребята! Много предметов разглядели в кляксах! А мы отправляемся дальше в наше путешествие!

(Воспитатель открывает перед детьми иллюстрацию к сказке «Теремок – Слайд 4)

- Посмотрите на картинку и скажите, какая сказка на ней изображена? (ответ детей). Правильно, русская народная сказка «Теремок». Я предлагаю ее немного вспомнить. Давайте встанем и образуем круг.

Физминутка

(Воспитатель произносит слова, дети выполняют движения.)

Стоит в поле теремок, теремок. Дети идут по кругу

Он не низок, Дети присаживаются.

Не высок, не высок. Дети встают, поднимают руки вверх.

Кто в теремочке живет? Поворот влево, руки на поясе.

Кто в невысоком живет? Поворот вправо, руки на поясе.

Вот мышка-норушка, Ходьба по кругу с имитацией движения "подметание пола"

Мышка-побегушка.

Мышка веничек берет

И весь пол она метет.

Это лягушка-квакушка Прыжки на месте, поворачиваясь то правым, то левым боком

Зеленое брюшко.

Скачет зайка, лапки в бок. Прыжки по кругу на двух ногах, руки на поясе

Прыг да скок, прыг да скок.

Бежит к терему волчок Бег, высоко поднимая бедро.

Серый-серенький бочок.

Вот красавица-лиса, Дети идут по кругу, изображая походку лисы.

У ней шуба хороша.

А вот идет хозяин леса строгий. Дети идут по кругу «вперевалочку», руки на плечах.

Он любит спать зимой в берлоге.

И всю зиму напролет

Ему снится вкусный мед.

Страшно может он реветь.

Кто же это? … (Медведь)

Воспитатель: Молодцы, а теперь усаживайтесь на места, путешествие по страницам сказок продолжается. О следующих сказках вы должны догадаться по картинкам, но картинки немного необычные, в них нужно хорошо всмотреться, и если вы хорошо знаете сказку, то вы ее обязательно узнаете. Итак, смотрите на первую картинку (Слайд 5).

- Какая эта сказка? (ответы)

- Кто думает по-другому? Все согласны? Да, это сказка о трех поросятах.

- А какой эпизод изображен на картинке? (Когда поросята убегают от волка)

- Из каких геометрических фигур состоит волк? (ответы). Правильно, из большого и маленьких прямоугольников. (Показывает, обводя контур указкой.)

- А какие по форме поросята? (ответы). Да, они круглые.

- Кто помнит, как из звали? (Ниф-Ниф, Нуф-Нуф, Наф-Наф)

Воспитатель: Теперь посмотрите на следующую картинку (Слайд 6).

- Какая на ней изображена сказка? (ответы)

- Как вы догадались? (ответы) Да, это сказка «Волк и семеро козлят».

- Напомните, о чем рассказывается в этой сказке? (Дети рассказывают.)

- Дети, посмотрите, из чего состоит елочка? (из треугольников)

- Одинаковые ли по размеру треугольники? (ответ)

- Кто пойдет, покажет и назовет, какие треугольники по размеру.

(Показывают и называют: «Большой треугольник, поменьше, еще меньше, самый маленький.)

Воспитатель: Осталась еще одна картинка, я думаю, вы эту сказку сразу узнаете. (Слайд 7.)

Да, это сказка «Колобок». А как вы догадались? (ответы)

Колобок - румяный бок,

По амбару метен,

По сусекам скребен.

Он от дедушки ушел,

И от бабушки ушел,

Перед волком не дрожал,

От медведя убежал.

Но лисице на зубок

Всёж попался колобок.

- Скажите, какие фигуры изображают медведя? (ответ) Правильно, овал – туловище, а круг – голова.

- Назовите всех зверей в следующем порядке: от самого маленького до самого большого. (Дети называют.) Да, самый маленький заяц, затем побольше лисица, еще больше – волк, самый большой – косолапый медведь.

- Сосчитайте, сколько всего прямоугольников на этой картинке? (Счет у доски.)

- Сосчитайте, сколько всего треугольников на этой картинке? (Счет у доски.)

Воспитатель: А теперь послушайте, я вам расскажу о следующей сказке. Она о девочке с золотыми волосами, а еще у нее были золотые руки, потому что все, за что она бралась – получалось очень хорошо. Она жила с отцом, мачехой и злыми сестрами. Догадались, о какой сказке идет речь? (ответы) Да, о Золушке (Слайд 8). Помните, мачеха ей давала самую разную работу. И в этот раз тоже. В доме почти на всей одежде оторвались пуговицы, и Золушке нужно их пришить, Но пуговиц так много, и они все разные. Их сначала нужно перебрать. Золушка и сама могла бы справиться, но она боится опоздать на бал, где ее ждет Принц. Поможем ей справиться с этой работой?

(Воспитатель высыпает пуговицы на пол.)

- Ребята, каждый из вас будет собирать только один сорт пуговиц вот в эти коробочки (Раздает коробочки, распределяет обязанности.)

(После выполнения задания). Молодцы, дети, быстро справились с этой работой.

- Никита, скажи нам, какие пуговицы по цвету (форме, величине) ты собирал? и т.п.

Золушка очень вам благодарна, теперь она обязательно увидится с Принцем на балу. (Коробочки ставятся на поднос, убираются.)

Воспитатель: Есть еще одна сказка, куда нам надо обязательно попасть. (Воспитатель выставляет иллюстрацию - Слайд 9.)

- Как называется эта сказка? (ответы) Да, эта сказка «Иван Царевич и серый волк». Иван-царевич, которому волк верой и правдой служил много лет, послал его за живой и мертвой водой. Воду он достал у Старого Ворона, но забыл, в каком кувшине, какая вода. Постарел он, тяжело ему стало служить у Ивана-царевича, да и огорчать его он не хочет. Ворон Волка предупредил, что живой воды больше. Я думаю, что мы сможем помочь горю. Давайте подумаем как. Нам нужно узнать, в каком кувшине воды больше – в том и живая вода. Но, кувшины непрозрачные (Показывает кувшины). В каком из них воды больше не видно, что же делать? (ответы детей)

Да, дети, воду и в том, и в другом кувшине нужно измерить.

- А как мы будем измерять? (ответы детей) Для измерения нам понадобится условная мерка – это будет стакан, им мы будем измерять, и ведро – в него мы будем сливать воду. Итак, начнем измерение.

Сначала измерим воду в желтом кувшине. Наливаю полный стакан воды из этого кувшина и переливаю в ведро, а вы считайте – один полный стакан. Чтобы не забыть на доске отложим один желтый кружок. (Таким образом наливается 5 раз)

- Посчитайте желтые кружки (один из детей считает у доски). Вот видите – в желтом кувшине 5 стаканов воды.

Теперь перельем воду из ведра снова в желтый кувшин и будем измерять воду в красном кувшине. Я наполню стакан водой из красного кувшина и перелью в освободившееся ведро, а кто-нибудь пусть выкладывает красные кружки на доске. Один стакан – один кружок красного цвета, еще один стакан – опять кружок, еще полный стакан – и снова кружок…

- Сколько же получилось стаканов воды? (Счет у доски.) Всего 6 стаканов.

Вспомните, Волк сказал, что живой воды больше, так в каком она кувшине? (в красном) Молодцы, ребята, вы очень помогли волку, он ванну помощь никогда не забудет, а с ним вы еще встретитесь, когда будете читать эту интересную сказку.

Воспитатель: Путешествие по страницам сказок продолжается. В сказках часто можно встретить веселых человечков, забавных гномов. Послушайте, что случилось с одним из них.

Раз сидел веселый гном

На пеньке под елкой

И латал свой колпачок

Хвойною иголкой.

Гному было много лет,

Он не удивлялся,

Что колпак за столько лет

У него порвался.

(Воспитатель достает и показывает детям листы с изображением колпачков.)

Дети, а прохудившихся колпачков у Гномов оказалось много. Поможем им их залатать? Для этого у нас есть заплатки. Я предлагаю пройти всем в нашу «Мастерскую добрых дел», там все приготовлено для работы: есть кисти, клей, заплатки. (Дети усаживаются за столы.)

Сначала подберите заплатки к дыркам на колпачках, а потом приклейте. Работать надо аккуратно, на рабочем столе соблюдать порядок. (Дети выполняют работу, воспитатель оказывает индивидуальную помощь, поощряет самостоятельность детей.)

- Соня, какая по форме эта заплатка? Какая она по цвету? (Воспитатель обращается к нескольким детям.)

Воспитатель: Вот, кажется, вся работа сделана. Что у нас получилось?

От заплаток колпачок

Пестрый стал у гнома

Сине-красный-голубой

Розово-зеленый.

Итог. Анализ.

Воспитатель: На этом наше путешествие по станицам сказок закончено. Скажите, чем мы сегодня занимались? Что вам понравилось?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственной образовательной деятельности по познавательному развитию в старшей группе «Путешествие по временам года»

Конспект непосредственной образовательной деятельности  по познавательному развитию  в старшей группе «Путешествие по временам года»...

Конспект непосредственной образовательной деятельности по познавательному развитию в старшей группе «Путешествие в страну умных игр»

Конспект непосредственной образовательной деятельности  по познавательному развитию  в старшей группе «Путешествие в страну умных игр»...

Конспект непосредственной образовательной деятельности по познавательному развитию в средней группе «Путешествие в страну геометрических фигур»

Конспект непосредственной образовательной деятельности по познавательному развитию в средней группе «Путешествие  в страну геометрических фигур»...

Конспект непосредственной образовательной деятельности по познавательному развитию в средней группе «Путешествие в страну цветных карандашей»

Конспект непосредственной образовательной деятельностипо познавательному развитиюв средней группе «Путешествие в страну цветных карандашей»...

Конспект непосредственной образовательной деятельности по познавательному развитию в старшей группе «Путешествие по временам года»

Цль:   расширяем знания о частях суток и о временах годаЗадачи: 1) формировать целостную картину окружающего мира;2) активизировать познавательную и речевую деятельность детей;3) развивать умения...

Конспект непосредственной образовательной деятельности по познавательному развитию в средней группе « Путешествие в страну Здоровья»

Конспект непосредственной образовательной деятельности  по познавательному развитию  в средней группе « Путешествие в страну Здоровья»...

Конспект непосредственно- образовательной деятельности по познавательному развитию в средней группе «Путешествие в страну Правил Дорожного Движения».

Цель: продолжать закреплять знания о правилах дорожного движения, о дорожных знаках, применять их в реальной жизни....