Творческо-речевой проект «В театр играем - речь развиваем»
проект по развитию речи (старшая группа)

Абудалипова  Хамида Сабировна

По развитию речи дошкольников через театрализовано-игровую деятельность с использованием обучающих средств

(этюды, речевые упражнения)

Введение

 

           В настоящее время в условиях ФГОС значительно возросли требования к речевому развитию детей дошкольного возраста. Дети должны достигнуть определенного уровня развития речевой активности, словаря, грамматического строя речи, перейти от диалогической речи к связному высказыванию. С увеличением темпов жизни, социальными условиями, требующими от человека определённых способностей для адаптации в окружающем мире, занятостью родителей значительно уменьшается взаимодействие дошкольника с родными (чтение художественной литературы, посещение театров, музеев, совместных прогулок), всё это приводит к недостаточному развитию речи и эмоциональной сферы ребёнка. Поэтому в настоящее время является актуальным формировать у детей художественный вкус, развивать творческие способности, эмоциональный мир ребёнка. Самый короткий путь для эмоционального раскрепощения, снятие зажатости, заторможенности, обучения чувствованию слова и художественного воображения предоставляет театрализованная деятельность.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_teatralizatsi_i_razvitiyu_rechiabudalipovoy.docx237.61 КБ

Предварительный просмотр:

МАДОУ «ДС №12 «Росинка»

Творческо-речевой проект

«В театр играем - речь развиваем»

По развитию речи дошкольников через театрализовано-игровую деятельность с использованием обучающих средств

(этюды, речевые упражнения)

        

г Мегион. пгт. Высокий

Информационная карта проекта

Название проекта

«В театр играем - речь развиваем»

По развитию речи дошкольников через театрализовано-игровую деятельность с использованием обучающих средств (этюды, речевые упражнения)

Тип проекта

информационно – творческий, познавательный, игровой.

Вид проекта

Долгосрочный

По количеству детей, вовлечённых в проект

Групповой

Форма проведения

 совместная образовательная деятельность

По уровню контактов

На уровне образовательного учреждения

Нормативно-правовое обеспечение

Концепция дошкольного воспитания (1989 г.)

Конвенция о правах ребёнка (одобрена ООН 20.11.1989)

Федеральный закон РФ от 29.12.2012 № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации";

Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 15 мая 2013 г. № 26 "Об утверждении СанПиН 2.4.1.3049-13 "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций"  

Основная образовательная программа дошкольного образования МАДОУ «ДС №12 «Росинка»

Цели

развивать речь детей старшего дошкольного возраста через театрально-игровую деятельность с использованием обучающих средств (этюды, речевые упражнения)

Задачи

  • активизировать словарь, совершенствовать звуковую культуру речи, ее интонационный строй;
  • улучшить диалогическую речь, ее грамматический строй.
  • развивать силу голоса, интонацию, выразительность речи;
  • создать специальную среду, побуждающую ребенка к активному образовательному процессу и стремлению на исправление своих речевых дефектов через театрализованную деятельность;
  • совершенствовать пропаганду театрализованной деятельности среди воспитателей и родителей.

Структура и срок реализации проекта

1.  Подготовительный этап.

Срок реализации: сентябрь

2. Основной этап.

Срок реализации: октябрь - апрель

3. Обобщающий этап. Презентация проекта.

Срок реализации: май

Составитель проекта

Абудалипова Хамида Сабировна воспитатель МАДОУ  «ДС №12 «Росинка»

Введение

           В настоящее время в условиях ФГОС значительно возросли требования к речевому развитию детей дошкольного возраста. Дети должны достигнуть определенного уровня развития речевой активности, словаря, грамматического строя речи, перейти от диалогической речи к связному высказыванию. С увеличением темпов жизни, социальными условиями, требующими от человека определённых способностей для адаптации в окружающем мире, занятостью родителей значительно уменьшается взаимодействие дошкольника с родными (чтение художественной литературы, посещение театров, музеев, совместных прогулок), всё это приводит к недостаточному развитию речи и эмоциональной сферы ребёнка. Поэтому в настоящее время является актуальным формировать у детей художественный вкус, развивать творческие способности, эмоциональный мир ребёнка. Самый короткий путь для эмоционального раскрепощения, снятие зажатости, заторможенности, обучения чувствованию слова и художественного воображения предоставляет театрализованная деятельность.

Актуальность

     Дошкольное детство - большой отрезок жизни ребёнка. Ребёнок открывает для себя мир человеческих отношений разных видов деятельности. Он испытывает сильное желание включаться в эту взрослую жизнь, активно в ней участвовать, что ему ещё недоступно. Кроме того, не менее сильно он стремится к самостоятельности. Из этого противоречия рождается игра - самостоятельная деятельность детей, моделирующая жизнь взрослых. Игра - первая ступень трудового воспитания. Игра развивает язык, а язык организует игру. Играя, ребёнок учится, а не одно учение немыслимо без помощи основного учителя - языка. Игра является сильнейшим стимулом для проявления детской самостоятельности в области языка. Слово в игре помогает ребёнку выявить свои мысли и чувства, понять переживания партнёра, согласовать с ним свои действия. Все умения и навыки, которые ребёнок приобретает в игре, связаны с развитием речи. Для речевого развития используются все виды игровой деятельности. Большое значение в речевом развитии детей придаётся игре - театру.

   Театрализованная игра помогает решить одну из важнейших задач - развитие  речи,  так  как  в  процессе  театрализованной  игры  незаметно активизируется словарь ребёнка, совершенствуется звуковая культура его речи, её интонационный строй. Исполняемая роль, произносимые реплики ставят ребёнка перед необходимостью ясно, четко, понятно изъясняться. У него улучшается диалогическая речь, ее грамматический строй.

Цель: Развивать речь детей старшего дошкольного возраста через театрально-игровую деятельность с использованием обучающих средств (этюды, речевые упражнения)

Задачи:

  • активизировать словарь, совершенствовать звуковую культуру речи, ее интонационный строй;
  • улучшать диалогическую речь, ее грамматический строй.
  • развивать силу голоса, интонацию, выразительность речи;
  • создавать специальную среду, побуждающую ребенка к активному образовательному процессу и стремлению на исправление своих речевых дефектов через театрализованную деятельность;
  • совершенствовать пропаганду театрализованной деятельности среди воспитателей и родителей.

Ожидаемые результаты:

  • разработать систему развития речи детей через игру-театрализацию;
  • создать предметно-развивающая среда по теме проекта;
  • обогащать игровой, коммуникативный, эмоциональный опыт дошкольников, расширится их кругозор, повысится познавательный интерес;
  • у детей повышать уровень развития речи, общительности, самооценки;    
  • у родителей формировать представления о создании игровой среды для полноценного творческого развития    ребенка;
  •  вовлекать родителей в единое пространство «семья – детский сад».

Концептуальное обоснование проекта

   Педагогическое развитие ребёнка-дошкольника отличается чрезвычайным разнообразием и динамичностью. В годы дошкольного детства происходят изменения в развитии личности, в общении ребёнка с окружающим, углубляются познания и детская деятельность. Раскрыть заветную дверь в мир детского сознания помогает игра. Игра связывает детей между собой, детей со взрослыми в единое волшебное целое. Игра - наиболее доступный ребёнку и интересный для него способ переработки и выражения впечатлений, знаний, эмоций (А.В.Запорожец, А.Н.Леонтьев, А.Р.Лурия, Д.Б.Эльконин). Самым популярным и увлекательным направлением в дошкольном воспитании является театрализованная деятельность. Развитие интереса старшего дошкольника к театру прямо пропорционально формированию его отношения к театру как ценности. Познавательный аспект для ребёнка менее значим. Стало быть, основой изучения интереса к театру старшего дошкольника является рассмотрение интереса в свете теории отношений.  Сущность понятия «отношение» в психологии раскрыл В.Н.Мясищев: «Отношения человека представляют сознательную, избирательную, основанную на опыте психологическую связь его с различными сторонами объективной действительности, выражающуюся в его действиях, реакциях, переживаниях. В свою очередь они образуются и формируются в процессе деятельности». В.Н.Мясищев представляет психическое отношение как активную, избирательную позицию личности, которая определяет индивидуальный характер деятельности. Данная активность характеризуется, прежде всего, отношением интереса. В интересе он видит активное положительное отношение, которому свойственна яркая эмоциональность, а формирование данного качества связывает с успешностью соответствующей интересу деятельности.

Это концептуальное положение весьма важно, так как подтверждает предположение о том, что успешность формирования интереса к театру зависит от опыта восприятия профессиональных спектаклей и эмоциональной отзывчивости на них, от поиска педагогических условий, делающих театрализованную деятельность увлекательной для ребёнка.

Принципы   проекта

 1. Доступность:

  •  учет возрастных особенностей;

—        адаптированность материала к возрасту.

2.         Систематичность и последовательность:

 — постепенная подача материала от простого к сложному;

  •  частое повторение усвоенных правил и норм.

3.         Наглядность:

— учет особенностей мышления.

4.         Динамичность:

—        интеграция образовательных областей.

5.         Дифференциация:

  •  учет возрастных особенностей;
  •  создание благоприятной среды для усвоения норм и правил здорового образа жизни каждым ребенком.

Единство воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач.

Педагогические технологии

        Взаимодействие всех участников проекта осуществляется на основе современных образовательных технологий:

личностно-ориентированная технология обучения и воспитания: обеспечение комфортных условий ребёнку в дошкольном учреждении,  предоставление возможности ребёнку для самореализации в игре. Это такое обучение, где во главу угла ставится личность ребенка, её самобытность, самоценность, субъектный опыт каждого сначала раскрывается, а затем согласовывается с содержанием образования.  Обучение исходит из признания уникальности субъектного опыта самого воспитанника, как важного источника индивидуальной жизнедеятельности, проявляемой, в частности, в познании;

здоровьесберегающие технологии (физминутки, пальчиковые гимнастики, подвижные и спортивные игры, гимнастика (для глаз, дыхательная), динамические паузы, релаксация, закаливания, обеспечение эмоциональной комфортности и позитивного психологического самочувствия ребёнка в процессе общения со сверстниками и взрослыми в детском саду);

технология проектной деятельности одна из современных интерактивных технологий обучения. Формирует у дошкольников навыки планирования совместной деятельности, проектирования. Способствует самоорганизации, учит делать выбор и принимать решения. Вместе учиться не только легче, но и интереснее;

 технология исследовательской деятельности: предполагает создание под руководством педагога проблемных ситуаций и активную самостоятельную деятельность детей по их разрешению, в результате чего и происходит творческое овладение знаниями, навыками, умениями и развитие мыслительных способностей;

в современном мире при всем нарастающем потоке информации не обойтись без применения информационно-коммуникационных технологий. На занятиях в совместной деятельности часто применяются мультимедийные презентации, музыкальное оформление, организуются видео просмотры, подбирается иллюстративный материал (сканирование, интернет, принтер, презентация); дополнительный познавательный материал к занятиям, знакомство со   сценариями праздников и других мероприятий; оформление документации по проекту для повышения эффективности совместной деятельности с детьми.

Условия реализации проекта

Психолого-педагогические условия

Для успешной реализации проекта обеспечены психолого-педагогические условия. Это уважение взрослых к человеческому достоинству детей, формирование и поддержка их положительной самооценки, уверенности в собственных возможностях и способностях, положительного, доброжелательного отношения детей друг к другу и взаимодействия детей друг с другом в разных видах деятельности через реализацию намеченных мероприятий.

Проект соответствует возрастным и индивидуальным особенностям ребёнка. Поддержка родителей (законных представителей) в воспитание детей через вовлечение в совместную деятельность с детьми.

Материально – техническое обеспечение проекта

- мультимедийное оборудование,

- музыкальный уголок,

  Развивающая предметно – пространственная среда

Игровой уголок

- коляски детские;

- костюмы, маски;

- куклы, кукольная мебель;

- модуль – основа для игры «Кухня», «Дом»;

- набор кукол;

- реквизиты для разыгрывания сценок;

Музыкальный уголок

- комплект видеофильмов;

- компакт-диски со звуками природы;

- интерактивные коммуникативные игры;

- ширмы;

- музыкальные этюды, упражнения;

- картотека речевых упражнений

- набор пальчиковых кукол по сказкам;

- разновидность театра (теневой, настольный, пальчиковый);

Календарно – тематическое планирование

месяц

Совместная деятельность педагога с детьми (свободное время)

Самостоятельная деятельность детей

сентябрь

Мониторинг. Выявление знаний, умений и навыков детей. Развивать диалогическую речь. Воспитывать доброжелательное отношение друг к другу.

Беседа - разговор с детьми «Что такое этюд?» Познакомить детей с понятием «этюд»; развивать умение передавать эмоциональное состояние с помощью мимики, жестов.

- Пластические этюды «Кот крадётся», «Весёлая Лягушка», «Штангист», «Рыболов».         

-Разыгрывание этюдов

-Изготовление театральных билетов

- Развивающая игра «Жили –были»

- Выполнение упражнений на дыхание, артикуляционной гимнастики. Работа над голосом. Развивать умения детей делать длинный выдох при незаметном коротком вздохе, не прерывают дыхание в середине фразы и беззвучно.

-Речевое упражнение «Едем, едем на тележке»

- Изготовление различных типов кукольного театра

-Упражнение на речевое дыхание «Свеча», «Цветочный магазин»;

- Рассматривание иллюстраций: «По страницам любимых сказок А. С. Пушкина»

Работа с родителями: Анкетирование родителей. папка «Театр для всех» с описанием истории театра, его видов. Родительское собрание «Театр – наш друг и помощник».

Октябрь

- Игра-драматизация по сказкам «Петушок и бобовое зёрнышко», «Где обедал воробей»

- Чтение и заучивание сказок, минисценок.

- Проговаривание скороговорок, чистоговорок.

-Игры на развитие двигательных способностей «Снеговик», «Баба – Яга»

- Чтение стихотворения Агния Барто «В театре» - «Ручной мяч» Цель: Побуждать детей придумывать слова, подходящие по смыслу, пополнять словарный запас.

- «Король» Цель: Способствовать развитию чувства правды и веры в вымысел. Развивать воображение, память, речь, дикцию, проговаривая чётко слова считалочки.

- Упражнение на воображение «Прыгуны», «Угадай, что я делаю»;

- Лепка из соленого теста «Бабушкины сказки»

Работа с родителями: рекомендации для родителей: «Театр в жизни ребенка»; «Играйте вместе с детьми»; «Роль художественной литературы в развитии речи детей»

Ноябрь

Ситуация – проблема «Коллективный поход в театр»

Цель: разыграть ситуацию, сочинить этюд.

Разыгрывание этюдов на эмоции

Цель: формировать представление детей о таких эмоциях, как гнев, отвращение.

Ситуации для обсуждения «Что такое эмоция? При помощи чего можно передать эмоциональное состояние человека? Как называется сильное возмущение, негодование? Как называется крайне неприятное чувство, вызванное чем-либо?

Психогимнастика «Утешение» - этюд

Цель: учить понимать эмоциональное состояние близких людей  

- Сюжетно-ролевые игры с детьми «Театр», «Семья»

-Настольно-печатная игра «Любимые сказки»

- Просмотр детских выездных спектаклей в ДОУ

 - Беседа – размышление «Что необходимо сделать, прежде чем идти в театр? Где продают билеты в театр? Кто продаёт билеты?

- «Что мы делали не скажем, а что делали покажем!»

Работа с родителями: Консультация «Развитие диалогической речи с использованием игр драматизации». Помощь в изготовлении костюмов и декораций.

Декабрь

— Игра «Бабушкин сундучок» (сочинение сказок с помощью предметов заменителей);

 --Пересказ прочитанных сказок, их инсценирование.

- Рассматривание иллюстраций разных художников к сказкам. Иллюстрирование прочитанных сказок, сопровождение рассматривания готовых работ словесными рассказами и пояснениями.

- Этюд «Старичёк». Передавать черты характера через мимику, жесты (весёлый, добрый, смешной, озорной)

- Сюжетно-ролевая игра «Поездка в кукольный театр».

- Разработка и оформление афиши к театрализованным постановкам.

- изготовление пригласительных для младших групп.

-Показ кукольного театра по сказке «Заюшкина избушка».

- Загадки про театр.

- Изготовление декорации к сказке «Заюшкина избушка».

Работа с родителями: Изготовление костюмов и декораций к театрализованным постановкам. 

Январь

Настольный театр

- Знакомство детей с разными видами настольного театра.

- Этюды с настольными куклами на основе хорошо знакомых русских народных сказках. Упражнения на артикуляцию согласных;

- Разучивание присказок, поговорок, пословиц о сказках, сказочных героях.

- Упражнения на развитие мелкой моторики (с пластилином, с кольцами, с салфетками, с карандашами)

- Посещение модельной библиотеки, знакомство с книгами сказок, имеющихся в библиотеке, участие в викторине «Путешествие в сказку».

- Пальчиковый театр      

  -Подвижные игры с героями

Работа с родителями: Консультация «Театрализованная деятельность как средство развития речи детей дошкольного возраста».  Памятка «Условия для развития театральных игр и приобщение детей к театральной деятельности».

Февраль

Викторина «Что мы знаем о театре».

Цель: Учить детей отгадывать загадки; воспитывать коммуникативные качества; сочетать речь с движением; развивать воображение.

 - Упражнение на развитие воображения «Отгадай и покажи», «Лес шумит», «Цветок расцветает»

- Изготовление декорации к сказке

-Народная игра «Гуси-лебеди»

 --Дидактическая игра «Угадай героя сказки»

- прослушивание и обсуждение сказки Х.К. Андерсона «Снежная королева»

- Игра «Изобрази». Развивать пластику, умение показать предложенное действие.

- Игра «Страшный зверь», «Жадный пес».

Формировать умение, с помощью мимики и жестов, показывать черты характера и поведение персонажей смелый, трусливый, глупый, осторожный.

- Хороводная игра «Золотые ворота»

- Сюжетно-ролевая игра «Театральное кафе (буфет)».

Работа с родителями: Консультация «Как научить ребёнка пересказу»

Март

Театр из кружек, театр на палочках.

Изготовление с детьми театра из кружек.

Изготовление с детьми театра из кружек.

- Просмотр сказки Ш. Перро «Красная шапочка»;

- Лепка любимого сказочного героя.

 - Ритмопластика. Этюды на движение: «Лиса идет», «Пляска зверей».

- Разгадывание загадок: “Сказочные герои”

Работа с родителями: Консультация «Речевые игры с дошкольниками»

Апрель

«Маски – Шапочки».

-Рассказ сказочницы об этом виде театра.

-Игра «Сочини сказку»,

-игры-драматизации с использованием масок по замыслу детей. 

Подвижные игры с использованием масок-шапочек.

Участие в конкурсе рисунков

«Мой любимый сказочный герой».

- Игровая ситуация «Мы маленькие актёры»

Через решение проблемных ситуаций, познакомить детей с качествами актера. Развивать связную речь. Совершенствовать умения детей выразительно изображать героев сказки. Отрабатывать четкую дикцию и звукопроизношение через чистоговорки. Отрабатывать умение сочетать речь с пластическими движениями. Развитие творческого потенциала.

- Этюды на пластику: «Баран бодается», «Кот потягивается», «Ослик упрямится», «Петух летит», «Свинья роет носом землю».

- Рисование «Стоит в поле теремок».

- лепка герои из сказки.

- Игра «Что мы делали не скажем, а что делали покажем».

Работа с родителями: Консультация «Как научить ребёнка говорить»

Май

- Репетиции с детьми спектакля для показа детям из других групп.

- Инсценировка музыкальной сказки «Теремок» на новый лад.

- Разработка и оформление афиши к театрализованным постановкам.

- изготовление пригласительных для младших групп.

Викторина «В гостях у сказки»

показ театрализованных представлений

Работа с родителями: памятка «Организация театральной деятельности в старшей группе».

Заключительный этап

- Показ сказки детей старшего возраста «Теремок» на новый лад младшим дошкольникам.

- Создание альбома.

Взаимодействие с родителями

Основные направления:

  • Вовлечение родителей в совместную с детьми деятельность;
  • Дифференцированная и индивидуальная помощь родителям.

С педагогами: Деловая игра «Театральный ринг». Повысить компетентность педагогов, как театральная игровая деятельность помогает развитию речи детей.

Диагностика детей старшего дошкольного возраста.

1. Интонационная выразительность речи.

2. Эмоциональность.

3. Устанавливает дружеские отношения.

4. Творческие проявления.

5.Подчиняет свои интересы интересам других.

6. Конфликтует.

7. Действия с кукольными персонажами.

8. Координация и ловкость движений.

9. Использование выразительных средств (мимика, жесты).

Характеристика уровней развития творческих и коммуникативных способностей детей.

ВЫСОКИЙ УРОВЕНЬ:

Творческая активность ребенка, его самостоятельность, инициатива. Быстрое осмысление задания, точное выразительное его выполнение без помощи взрослых. Ярко выраженная эмоциональность (во всех видах театрализованной деятельности). Тон речи спокойный. Дружелюбно напоминают о правилах поведения сверстникам. В конфликтные ситуации не вступают.  

СРЕДНИЙ УРОВЕНЬ:

Эмоциональная отзывчивость, интерес, желание включиться в театрализованную деятельность. Но ребенок затрудняется в самостоятельном выполнении задания. Требуется помощь взрослого, дополнительные объяснения, показ, повтор. Тон речи преобладает спокойный. Взаимоотношения со сверстниками избирательные. Конфликтные ситуации разрешаются с помощью взрослого.

 

НИЗКИЙ УРОВЕНЬ:

Малоэмоционален, не активен, равнодушен. Спокойно, без интереса относится к любому виду деятельности. Не способен к самостоятельности. Не умеет адекватно выражать свои мусли и просьбы. Первые вступают в конфликты.

Литература:

1.  Алексеева М. М. Яшина В. И. Речевое развитие дошкольников. – М.: Академия, 1999.

    – 159с.

2.  Белоус Е. Развитие речи и фонематического слуха в театрально-игровой деятельности //  

     Дошкольное воспитание. – 2009. - №7. – С. 66-70.

3.  Бондаренко А. К., Матусик А. И. Воспитание детей в игре. – М.: Просвещение, 1996.

4.  Ветчинкина Т. Игровая деятельность как средство коррекции речевых нарушений у  

     дошкольника // Учитель. – 2009. - №3. – С. 14-15.

5.  Герасимова А. С. Уникальное руководство по развитию речи / Под ред. Б. Ф. Сергеева.  

     – 2-е изд. – М. : Айрис-Пресс, 2004. – 160с.

6.  Двинянинова Ю. А. Творческие игры в старшем дошкольном возрасте // Воспитатель

    ДОУ. – 2009. - №12. – С. 43-47.

7.  Дошкольная педагогика: Учебник. / Под ред. В. И. Логиновой, П. Г. Саморуковой. –

     М., 1991.

8.  Лямина Г. Учимся говорить и общаться // Дошкольное воспитание. – 2006. - №4. – С.  

    105-112.

9.  Мухина В. С. Детская психология. – М. : Апрель-пресс, 1999. – 315с.

10. Номов Р. С. Психология: Учебник для студ. высш. учеб. заведений: В 3 кн. – 4-е изд. –

      М.: Владов, 2000. – кн. 1: Общие основы психологии. – 345с.

11. Номов Р. С. Психология: Учебник для студ. высш. учеб. заведений: В 3 кн. – 4-е изд. –

      М. : Владов, 2001. – кн. 3: Психодиагностика. Введение в научное психологическое

      исследование с элементами математической статистики. – 640с.

12. Пичугина Е. А. Речевые игры в группе и на прогулке // Воспитатель ДОУ. – 2008. -  

      №6. – С. 52-54.

13. Развитие речи у детей дошкольного возраста. / Под ред. Ф. А. Сохина. – М.:

      Просвещение, 1995.

14. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. – СПб: Питер, 2001. – 433с.

15. Спилберг Д. Речевой тренинг (развивающие игры для детей от 3 до 6 лет) // Обруч. –

      2004. - №4. – С. 12-14.

16. Скажи по-другому: Речевые игры, упражнения, ситуации, сценарии. / Под ред. О. С.

      Ушаковой. – Самара, 1994. – 10с.

17. Смирнова Е. О. Психология ребенка: учебник для педагогических училищ и вузов. –

      М., 1997. – 215с.

18. Тихеева Е. И. Развитие речи детей. – М.: Просвещение, 1990.

19. Ушакова О. С. Развитие речи детей 4-7 лет // Дошкольное воспитание. – 1995. - №1. –  

      С. 59-66.

20. Швайко Г. С. Игры и упражнения для развития речи / Под ред. В. В. Гербовой. – М.:

      Просвещение, 1991.

21. Эльконин Д. Б. Детская психология: развитие от рождения до семи лет. – М.:

      Просвещение, 1995. – 348с.

22. Эльконин Д. Б. Психологические вопросы дошкольной игры // Психологическая наука  

      и образование. – 1996. - №3. – С. 5-19.

Приложения

Анкета для родителей.

Уважаемые родители!

Просим вас принять участие в опросе по теме: «Сказка в жизни ребенка».

1. С какого возраста, на Ваш взгляд, необходимо читать сказки детям? ________________________________________________________________________

2. Есть ли у Вас дома библиотечка детской литературы? __________________________

3. Читаете ли Вы сказки своему ребенку сказки? Как часто? _______________________

4. Кто из членов семьи чаще всего читает ребенку? __________________________

5. Способствует ли сказка нравственному развитию ребенка (чему учит? ______________________________________________________________________________

6. Обсуждаете ли Вы сюжет, героев сказки с ребенком после прочтения? ______________________________________________________________________________

7. После чтения сказки может ребёнок ее рассказать? _____________________________

8. Играете ли Вы со своим ребенком в игры, где задействованы герои сказок? __________________________________________________________________________

9. Рисуете ли Вы с ребёнком сказки? ________________________________________

10. Назовите любимую сказку Вашего ребенка________________________________

11. Придумываете ли Вы с ребёнком свои сказки? _____________________________

12. Хотели бы вы принять участие в создании новой сказки вместе с вашим ребенком? _____________________________________________________________________

Спасибо за участие!

Сборник обучающих средств - этюдов, речевых упражнений.

Этюд «Покупка театрального билета»

Оборудование: стол, стул. На столе табличка с надписью  

                         «Театральная касса»

Педагог: У нас есть театральная касса. Нужен исполнитель роли

                  кассира. (Желающий ребёнок садится за стол). 

Прежде чем пойти в кассу за билетами, вы должны ответить на вопросы. Кто вы, откуда пришли, сколько хотите купить билетов и

                                             для кого?

Все дети встают в очередь в кассу.

Педагог: Ребята, вы наблюдали когда-нибудь за тем, как создаётся очередь? Это происходит,  когда кассир не успевает обслуживать покупателей. Что можно придумать, чтобы в кассе не было очереди? (Добавить кассиров.) Вот так  мы и сделаем – увеличим число кассиров. Подходить к кассе будут не сразу, а постепенно по 2-3 человека.

Этюд репетируется 2-3 раза.

                                            Этюд «Утешение»

       Девочка нечаянно сломал игрушку мальчику, он плачет, остальные ребята должны успокоить, утешить. Исполнитель роли мальчик «плачет». Дети окружают его, и каждый предлагает свой вариант утешения (подаёт новую игрушку, старается отремонтировать сломанную и т. д.).

        Этюд  «Насос и мяч» 

     Играют двое. Один — большой надувной мяч, другой насосом надувает этот мяч.  Мяч стоит, обмякнув всем телом, на полусогнутых ногах; руки, шея расслаблены. Корпус отклонен несколько вперёд, голова опущена (мяч не наполнен воздухом). Товарищ начинает надувать мяч, сопровождая движение рук (они качают воздух) звуком «с». С каждой подачей воздуха мяч надувается всё больше. Услышав первый звук «с», он вдыхает порцию воздуха, одновременно выпрямляя ноги в коленях, после второго «с» выпрямилось туловище, после третьего у мяча поднимается голова, после четвертого надулись щёки и даже руки отошли от боков. Мяч надут. Насос перестал накачивать. Товарищ выдёргивает из мяча шланг насоса... Из мяча с силой выходит воздух со звуком «ш». Тело вновь обмякло, вернулось в исходное положение.  Играющие меняются ролями.

       Этюд «Качели»

         Ребёнок стоя качается на качелях.

Выразительные движения: 1. Ноги слегка расставлены, обе ступни касаются пола, но вес тела перенесён на одну из ног. Переносить тяжесть тела с одной ноги на другую.

2. Выдвинуть одну ногу вперёд, перенести на неё тяжесть тела, покачиваться вперёд-назад. Для большей экспрессии сгибать и выпрямлять колени. Этюд сопровождается музыкой  Я. Степовой «На качелях».

                         Этюд на выражение отвращения и презрения

                           «Солёный чай» 

    Бабушка потеряла очки, и поэтому она не заметила, что насыпала в сахарницу вместо сахарного песка мелкую соль.

Внук захотел пить. Он налил себе в чашку горячего чая и, не глядя, положил в него две ложечки сахарного песку, помешал и сделал первый глоток. До чего же противно стало у него во рту!

Выразительные движения: Голова наклонена назад, брови нахмурены, глаза сощурены, верхняя губа подтягивается к носу, нос сморщен — ребёнок выглядит так, словно он подавился и сплёвывает.

Этюд «Я так устал»

    Маленький гномик несёт на спине большую еловую шишку. Вот он остановился, положил шишку у своих ног и говорит: «Я так устал, я очень устал... ».

Выразительные движения: стоит, руки висят вдоль тела, плечи опушены. Педагог предлагает одной группе детей изобразить гномиков, а другой - помочь донести большую шишку, пожалеть. Затем дети меняются местами.

Этюд «Медвежата»

Картинки по запросу девочка с куклой на прозрачном фонеМедвежата лежат в берлоге. Подул сильный ветер, пробрался в берлогу. Медвежата замерзли. Они сжались в клубочки – греются. Стало жарко, медвежата развернулись и зарычали.

Этюд «Новая девочка»

В группу пришла новая девочка. Она была в нарядном платье, в руках держала красивую куклу, на голове у неё был

завязан большой бант. Она считала себя самой красивой, а

остальных детей — недостойными её внимания. Она смотрела на всех свысока, презрительно поджав  губы.

Игра – этюд « Что случилось?»

Цель: развитие воображения в процессе создания оригинальных образов с помощью мимики и пантомимики.

Ход игры. Дети садятся на ковёр. Каждому ребёнку предлагается выбрать картинку, на которой изображен человек с ярко выраженными внешними характеристиками (высокий, низкий, худой, толстый, старый и т.д.), испытывающий какую – либо эмоцию (радость, грусть, злость, боль, страх, удивление и т.д.).

Дети не должны показывать картинки друг другу. После рассмотрения картинки каждый ребёнок (по очереди) без использования слов показывает изображённого человека и эмоцию, которую этот человек испытывает, а остальные дети отгадывают, что показывал ребёнок. Если ребёнок затрудняется в показе или другие дети не могут отгадать, что он изобразил, то педагог подсказывает ребёнку, как лучше выполнить задание.

Игра – этюд «Угадай, что я делаю?»

Цель: Оправдать заданную позу, развивать память, воображение.

Ход игры. Педагог предлагает детям принять определённую позу и оправдать её.

1. Стоять с поднятой рукой. Возможные варианты ответов: кладу книгу на полку; достаю конфету из вазы в шкафчике; вешаю куртку; украшаю елку и т.п.

2. Стоять на коленях, руки и корпус устремлены вперёд. Ищу под столом ложку;

    наблюдаю за гусеницей; кормлю котёнка; натираю пол.

3. Сидеть на корточках. Смотрю на разбитую чашку; рисую мелом.

4. Наклониться вперёд. Завязываю шнурки; поднимаю платок, срываю цветок.

Игра «Я радуюсь, когда…»

Педагог: «Сейчас я назову по имени одного из вас, брошу ему мячик и попрошу, например, так: «Петя, скажи нам, пожалуйста, когда ты радуешься?». Петя должен будет поймать мячик и сказать: «Я радуюсь, когда….»

Петя рассказывает, когда он радуется, а затем бросает мячик следующему ребенку и, назвав его по имени, в свою очередь спросит: «(имя ребенка), скажи нам, пожалуйста, когда ты радуешься?»

Эту игру можно разнообразить, предложив детям рассказать, когда они огорчаются, удивляются, боятся. Такие игры могут рассказать вам о внутреннем мире ребёнка, о его взаимоотношениях как с родителями, так и со сверстниками.

Упражнение «Зеркало»

    Педагог передаёт по кругу зеркало и предлагает каждому ребёнку посмотреть на себя, улыбнуться и сказать: «Здравствуй, это я!»

Картинки по запросу зеркало в нем отражение ребенка на прозрачном фонеПосле выполнения упражнения обращается внимание на то, что, когда человек улыбается, у него уголочки рта направлены вверх, щеки могут так подпереть глазки, что они превращаются в маленькие щелочки.

Некоторые дети изображают подобие улыбки. На них необходимо обратить особое внимание.

Если ребёнок затрудняется с первого раза обратиться к себе, не надо на этом настаивать. В этом случае зеркало лучше сразу передать следующему участнику группы. Такой ребёнок тоже требует особого внимания со стороны взрослых.

Это упражнение можно разнообразить, предложив детям показать грусть, удивление, страх и т.д. Перед выполнением можно показать детям пиктограмму с изображением заданной эмоции, обратив внимание на положение бровей, глаз, рта.

Упражнения на дыхание

  1. Похожее изображениеИ.п.  – встать прямо, руки опущены, спина прямая, смотреть перед собой.

 Вдохнуть и произвести звук с.

Упражнение следует выполнять медленно, строго следить за неглубоким вдохом и выдохом.  Повторять 5-10 раз.

  1. «Свеча» - тренировка медленного выдоха при направлении струи воздуха на воображаемое пламя свечи.

  1. Задание: Пламя отклоняется; нужно постараться держать пламя во время выдоха в отклонённом положении.
  2. Задание: погасить 3, 4, 5, 6…10 свечей. На одном выдохе нужно «погасить» 3 свечи, разделить выдох на три порции.

  1. «Спать хочется»- и.п. – сидя на стуле.  Откинуться на его спинку, ноги свободно вытянуть, расслабить мышцы тела, шеи, рук, плеч… закрыть глаза, чтобы ничто не отвлекало от отдыха. Постараться «вздремнуть», спокойно и глубоко вдыхать через нос: вдох, выдох…..

Викторина «В гостях у сказки»

Цели:
- вспомнить и закрепить знания о названиях, авторах и героях детских сказок;
- организовать досуг учащихся.

Ход викторины:

Ведущий: 

Дорогие ребята, я рада видеть вас на литературной викторине «В гостях у сказки»! А вы любите сказки? А какие бывают сказки? (Ответы детей).

А теперь назовите ваши любимые сказки. Молодцы! Сейчас мы узнаем, насколько хорошо вы знаете свои любимые сказки. Задания всех конкурсов связаны с названиями, героями сказок либо с авторами, которые их написали. После каждого конкурса жюри подводит итог. (Представить жюри).

Итак, я объявляю первый конкурс, который называется

1 конкурс «Разминка».

Я произношу задание, а вы все вместе дружно отвечаете.
1. На сметане мешён
На окошке стужён.
У него румяный бок,

Кто же это? (Колобок)

2. Девочка добрая в сказке жила,

К бабушке по лесу в гости пошла.
Мама красивую шапочку сшила
И пирожков дать с собой не забыла.
Что же за девочка-лапочка.
Как зовут её? … 
(Красная Шапочка)

  1. Друг за друга по цепочке
    ухватились все так прочно!
  2. Но ещё помощники скоро прибегут,
  3. Победит упрямицу дружный общий труд.
    Как засела крепко! Кто же это? 
    … (Репка)

4. Человек немолодой
С преогромной бородой.
Обижает Буратино,

Артемона и Мальвину.
Вообще для всех людей
Он отъявленный злодей.
Знает кто-нибудь из вас,
Кто же это? 
(Карабас)

5. Я мальчишка деревянный,
Вот и ключик золотой!
Артемон, Пьеро, Мальвина –
Дружат все они со мной.
Всюду нос сую я длинный,
Моё имя … 
(Буратино)

6. В шляпе синенькой мальчишка
Из известной детской книжки.
Он глупышка и зазнайка,
А зовут его … 
(Незнайка)

7. И на мачеху стирала
И горох перебирала
По ночам при свечке,
А спала у печки.
Хороша, как солнышко.
Кто же это? 
… (Золушка)

8. Он весел и не злобен,
Этот милый чудачок.
С ним мальчик Робин
И приятель Пятачок.
Для него прогулка – праздник
И на мёд особый нюх.
Этот плюшевый проказник
Медвежонок … 
(Вини-Пух)

9. Трое их живёт в избушке,
В ней три стула и три кружки,
Три кроватки, три подушки.
Угадайте без подсказки
Кто герои этой сказки? 
(Три медведя)

10. В лесу тёмном на опушке,
Жили дружно все в избушке.
Маму дети поджидали,
В домик волка не пускали.
Эта сказка для ребят… 
(Волк и семеро козлят)

2 Конкурс «Дальше, дальше…»
Я буду задавать вопросы, отвечать нужно сразу, не раздумывая. Если не знаете ответ, говорите «дальше».

1. Кто автор произведения «Кошкин дом»? (Самуил Маршак)
2. Куда отправился доктор Айболит по телеграмме? (в Африку)
3. Как звали собаку в сказке «Золотой ключик или Приключение Буратино»? 
(Артемон)
4. Усатый персонаж сказки Чуковского. 
(Тараканище)
5. Жених Мухи-цокотухи. 
(Комар)
6. Из чего сварил кашу хитрый солдат? 
(Из топора)
7. Кого поймал в проруби Емеля? 
(Щуку)
8. Кем была в русской народной сказке лягушка? 
(Царевной)
9. На чём разъезжал Емеля в сказке «По щучьему велению»? 
(На печке)
10. Почтальон из деревни Простоквашино. 
(Печкин)
11. За какими цветами отправилась под Новый год героиня сказки «Двенадцать месяцев»? 
(За подснежниками)
12. Какой герой сказки носил красные сапоги? 
(Кот в сапогах)
13. Сестрица братца Иванушки. 
(Алёнушка)
14. Из чего был сделан Буратино? 
(Из полена)
15. Фрукты, которыми объелся Чебурашка. 
(Апельсины)
16. Кому несла Красная Шапочка пирожки и горшочек масла? 
(Бабушке)
17. Кто написал сказку «Золушка»? 
(Шарль Перро)
18. Лучший друг Карлсона. 
(Малыш)
19.. Какая избушка была у лисы в сказке «Заюшкина избушка»?
 (Ледяная)
20. Как звали маленькую девочку, которая родилась и жила в цветке? 
(Дюймовочка)
21. В кого превратился гадкий утёнок? 
(В прекрасного лебедя)
22. Из чего была сделана карета, в которой Золушка отправилась на бал? (
Из тыквы)
23. Друг Винни-Пуха. (Пятачок) 24. Как звали хитрого кота из сказки «Золотой ключик»? (Базилио)
3 Конкурс «Волшебный сундучок».
Ведущий. В Волшебном сундучке находятся предметы из разных сказок. Я буду вынимать предметы, а команды по очереди будут отгадывать из какой сказки данный предмет.
Азбука – «Золотой ключик или приключения Буратино»
Туфелька – «Золушка»
Монетка – «Муха-цокотуха»
Зеркало – «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях»
Яйцо – «Курочка Ряба»
Яблоко – «Гуси-лебеди»

Ведущий. Спасибо, ребята, всем за участие в конкурсах, предоставляем слово жюри.
Подведение итогов.  Награждение победителей викторины.

                                                    Игровые упражнения

Техника речи

Цель:Учить пользоваться интонациями при произнесении фраз -  грустно, радостно, сердито, удивлённо и т.д.   Воспитывать выдержку, терпение, соучастие.

Игра «Сочини предложение»

Цель игры: усвоение пространственных терминов.

В игре «Придумай предложение или рассказ» ведущий предлагает пару слов, например, «внизу» и «вверху». Ребенок составляет предложение или короткий рассказ с этими словами.

Игра «Давай поговорим»

Играют взрослый и ребенок (или дети). Взрослый начинает игру словами: «Давай поговорим. Я бы хотел стать... (пожарником, волком, маленьким). Как ты думаешь, почему?». Ребенок высказывает предложение и завязывается беседа. В конце можно спросить, кем бы хотел стать ребенок, но нельзя давать оценок его желанию и нельзя настаивать на ответе, если он не хочет по каким-либо причинам признаться.

Игра «Фраза по кругу»

Выберем какую-нибудь простую фразу, например: «В саду падали яблоки». Теперь, начиная с первого игрока справа от экрана, начинаем произносить эту фразу все по очереди. Каждый участник игры должен произнести фразу с новой интонацией (вопросительной, восклицательной, удивительной, безразличной и т.д.). Если участник не может придумать ничего нового, то он выбывает из игры, и так продолжается, пока не останется несколько (3—4) победителей. Итак, по удару гонга, все участники игры, начиная с того, кто сидит справа от экрана, произносят одну и ту же простую фразу, но с разной интонацией. Повторять интонации нельзя. Тот, кто не может придумать новую интонацию, выбывает из игры. Игра может продолжаться до тех пор, пока не останется 3—4 победителя. Может быть, она закончится и раньше, если никто из участников не сможет придумать ничего нового. Внимание, начали! Спасибо, поздравляем победителей.

Игра со свечей

Цель: Развивать правильное речевое дыхание

Ход игры : Детям предлагают сделать бесшумный вдох через нос, затем подуть на горящую свечу, стоящую на некотором расстоянии. Задача в том, чтобы не погасить свечу, а только заставить плавно "танцевать" пламя. Выдох делается тонкой упругой и плавной струёй воздуха через плотно сжатые губы. Первый раз упражнение делается с настоящей горящей свечой, а потом можно играть с воображаемым пламенем.

Игра: "Испорченный телефон"

Суть игры — в организации передачи устного сообщения по цепочке, состоящей из как можно большего количества людей, и выявлении искажений его исходного содержания.

Передача небольшого связного рассказа. Ведущий заранее готовит рассказ на какую-нибудь достаточно нейтральную и общепонятную тему, небольшого размера, так, чтобы его содержание можно было в основном запомнить с одного прочтения без больших затруднений (обычно не более чем на половину страницы печатного текста). Участники, (7 человек), выходят из помещения.  Ведущий приглашает одного из участников и читает ему текст. Задача слушавшего передать то, что он запомнил следующему участнику. Участники заходят по очереди – слушают и передают полученную информацию. После завершения пересказов участникам зачитывается исходный текст.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект: «В театр играем - речь развиваем».

Проект: «В театр играем - речь развиваем».Цель проекта:·        ознакомление с различными видами театра, для повышения речевой активности.·...

Паспорт педагогического проекта «В театр играем - речь развиваем»

Паспорт педагогического проекта «Развитие речи детей старшего дошкольного возраста через театрализованную деятельность». «В театр играем - речь развиваем» Проект «В ...

Педагогический проект «В театр играем - речь развиваем». Вторая младшая группа

Младший дошкольный возраст является наиболее сенситивным (восприимчивым)для всестороннего развития ребенка. Именно в 3-4 года происходит активное становление всех психических процессов,...

Проект «В театр играем – речь развиваем!»

Цель: профилактика речевых нарушений и развитие речи детей через театрально – игровую деятельность. Задачи: Вызвать интерес к театрально- игровой деятельности, знакомить с различными видами прои...

Образовательный проект «В театр играем – речь развиваем»

Образовательный   проект«В театр играем – речь развиваем» I. Актуальность:    В связи с тем, что театральная деятельность в нашем детском саду является ...

Проект «В театр играем – речь развиваем» для детей младшего дошкольного возраста.

Младший дошкольный возраст является наиболее сенситивным для всестороннего развития ребенка. В настоящее время все больше внимания уделяется речевому развитию дошкольников, формированию...

педагогический проект "В театр играем-речь развиваем"

педагогический проект составила Самойленко Ольга Ивановна Л. С. Выготский писал:«Есть все фактические и теоретические основания утверждать, что не только интеллектуальное развитие ребенка, ...