Конспект ООД по развитию речи «Литературный калейдоскоп» в старшей группе.
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)

Цель: Выяснить у детей, какие  литературные произведения они помнят.

Задачи:

- развивать монологическую и диалогическую речь;

- учить детей совместно рассказывать сказку, соблюдая последовательность сюжета;

- воспитывать умение сопереживать героям, разделять их чувства.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_literaturnyy_kaleydoskop.docx28.08 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №140»

Конспект ООД по развитию речи

 «Литературный калейдоскоп»

в старшей группе.

Выполнила: воспитатель

первой квалификационной

категории

 Недобитко Татьяна Юрьевна

г. Дзержинск

2020 год

Цель: Выяснить у детей, какие  литературные произведения они помнят.

Задачи: 

- развивать монологическую и диалогическую речь;

- учить детей совместно рассказывать сказку, соблюдая последовательность сюжета;

- воспитывать умение сопереживать героям, разделять их чувства.

Предварительная работа: 

- чтение русских народных сказок, в том числе – сказки «Волк и семеро козлят»;

- рассматривание иллюстраций;

- беседы по содержанию сказок;

- заучивание пословиц, поговорок, скороговорок, потешек, считалок;
- отгадывание загадок;

- игры – драматизации по литературным произведениям.

Оборудование и раздаточный материал:

- маски: козы, волка, козлят (для всех детей);

- книги - сказок, стихов, пословиц и поговорок, загадки;
- картинки – иллюстрации по сказкам;

- песня на магнитофоне «В гостях у сказки»;

Методы: игровой, словесно-логический, проблемный, самостоятельный.

Приемы: художественное слово, пояснение, поощрение, физминутка, мимическая гимнастика.

Ход ООД

Действия детей

Воспитатель: Все знают: - Дети любят сказки

И с детства встречи с ними ждут.

В них волшебство, добро и ласка,

В мир радости они зовут.

Воспитатель: А кто скажет, какие бывают сказки? Правильно, сказки бывают народные, сказки о животных и авторские сказки. 

Воспитатель: А почему сказки называются народными?

Правильно, потому что их придумал народ. Один человек придумывал сказку, рассказывал другому, тот человек, что-то добавлял от себя, пересказывал третьему и так далее. С каждым разом сказка становилась всё лучше и интереснее. Получается, что сказку придумал не один человек, а много разных людей, народ, поэтому её и стали называть «народная».

Воспитатель: С каких слов чаще всего начинаются русские народные сказки? (жили-были)

Итак, сейчас мы с вами вспомним, русские народные сказки, часто начинающиеся со слов жили-были и имеющие запоминающиеся концовки.

Воспитатель: А чему они учат вас? 

Воспитатель: Сказки учат детей, быть добрыми, отзывчивыми, учат сострадать, помогать друг другу. А так - же быть мужественными, при случае выручать из беды.

Воспитатель: Назовите свою любимую сказку.

Назовите её героев? 

Где жила коза с козлятами? 

Сколько было у неё козлят? 

Зачем ходила коза в лес? 

 

Каким голосом пела коза? 

Давайте споём песенку козы?

Воспитатель: А, как пел волк? 

Воспитатель: Пропеть песенку волка толстым, грубым голосом.

 

Воспитатель: что козлята ответили волку, когда он подошёл к домику и запел толстым голосом?

Воспитатель: А, давайте представим, сценку - кузнеца и волка. 

Воспитатель: Ребята, а покажите, как волк съел козлят?  

Воспитатель: Ребята расскажите, как коза спасла своих козлят?

Физкультминутка

Гномик по лесу гулял, (Ходьба на месте.)
Колпачок свой потерял. (Наклоны вперед – «ищем пропажу».)
Колпачок был непростым
Со звоночком золотым. (Хлопки в ладоши.)
Гному кто точней подскажет, (Прыжки на месте.)
Где искать ему пропажу? (Ходьба на месте.)

Воспитатель:- Молодцы, хорошо повеселились.

Беру с полки книгу и начинаю читать: «Жила была в одной деревне маленькая девочка, такая хорошенькая…. Ко дню рождения внучки подарила ей бабушка красную шапочку….»

Вы догадались, ребята, какую книгу мы раскрыли?

А знаете, кто её написал?

Это сказка уже не народная.

 Воспитатель: А почему?

Да потому, что у неё есть автор.

Сказки, которые написал один человек, и нам известно его имя, называются авторскими или литературными. Литературные сказки писали многие русские и зарубежные писатели.

У вас есть, наверное, любимые книжки и любимые писатели. Назовите их.        

Воспитатель: Многие писатели и поэты пишут сказки в стихах.

А что такое стихотворение? Кто знает? Стихотворение – небольшой рассказ, который написан в рифму.

Воспитатель: А теперь давайте поиграем.

Я буду читать небольшие отрывки из сказок, а вы будите говорить название сказки и кто её написал.

В синем небе звёзды блещут,

В синем море волны хлещут;

Туча по морю идёт,

Бочка по морю плывёт.

Посуду никогда не мыла,

Совсем не подметала пол,

И вся посуда убежала –

Тарелки, ложки, чашки, стол.

Сел он утром на кровать

Стал рубашку надевать,

В рукава просунул руки-

- Оказалось, это брюки…

Вместо шляпы на ходу

Он надел сковороду.

 

 

Воспитатель: А еще в  нашей библиотеке есть несколько сборников пословиц и поговорок. И читать эти книги очень интересно.

 Пословицы и поговорки несут в себе накопленный поколениями опыт, а также украшают нашу речь и делают её более выразительной.

Вспомним пословицы!

        

 Воспитатель: А есть ещё один литературный жанр – загадки.

Загадка – краткое описание предмета, предлагаемое для разгадки.

Все ребята любят загадки. Послушайте и постарайтесь отгадать загадки.

Воспитатель: У нас сегодня с вами получился целый литературный калейдоскоп. Как узоры сменяются в калейдоскопе, так литературные жанры сменялись один за другим на нашем занятии.

 Какие литературные жанры мы сегодня вспоминали?

Воспитатель: А теперь, ребята, наше путешествие по литературным жанрам закончилось.

Воспитатель:  В заключении я прочитаю стихотворение Ю. Энтина «Слово про слово».

Давайте представим, хотя бы на миг,

Что вдруг мы лишились журналов и книг,

Что люди не знают, что значит поэт.

Что нет Чебурашки, Хоттабыча нет.

Что будто никто никогда в этом мире

И слыхом не слыхивал о Мойдодыре,

Что нету Незнайки, вруна – недотёпы,

Что нет Айболита, и нет дяди Стёпы.

Наверно нельзя и представить такого?

Так здравствуй же, умное, доброе слово!

Пусть книги друзьями заходят в дома!

Читайте всю жизнь – набирайтесь ума!

(Ответы детей).

Ответы детей

«Волк и семеро козлят»

(Коза с козлятами, волк, кузнец).

(Жила коза с козлятами в домике в лесу).

(Было у неё семеро козлят).

(Ходила коза в лес есть травку шелковую, пить воду студёную).

(Коза пела тоненьким голосом)

Дети поют:

Козлятушки, ребятушки!

Отопритеся, отворитеся!

Ваша мать пришла

Молока принесла.

(Волк пел толстым голосом)

Дети поют.

(Слышим, слышим -не матушкин это голосок! Наша матушка поёт тоненьким голоском).

(Выходят два ребёнка и импровизируют).

(Набросился, зарычал, съел, погладил живот).

Дети: пошла коза в лес и предложила волку прыгать через костёр. Коза перепрыгнула, а волк, в яму упал. Брюхо у него лопнуло, выскочили козлята, все живые и невредимые.

«Красная шапочка»

(Шарль Перро.)

Ответы детей.

Ответы детей.

Ответы детей.

(А. С. ПУШКИН «Сказка о царе Салтане»).

(К. И. ЧУКОВСКИЙ «Федорино горе»).

«Рассеянный с улицы Бассейной». Это произведение С. Я. Маршака

Дети рассказывают пословицы и поговорки, знакомые им.

Дети отгадывают.

Ответы детей.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект занятия по развитию речи "Продукты питания" в старшей группе

Разработка занятия по развитию речи в старшей группе по теме "Продукты"...

Конспект занятия по развитию речи "Литературный калейдоскоп"

Приобщать детей к русской поэзии, помогать им пересказывать отрывки из сказок, обогащать словарный запас детей, совершенствовать умение прави­льно строить предложения, прививать вкус к драматизаци...

Конспект развлечения по развитию речи "Именины Нафани" в старшей группе.

Материал для закрепления знаний о русских народных сказках . Воспитание интереса к устному народному творчеству....

Конспект нод по развитию речи "Литературный калейдоскоп" 2 младшая группа

Конспек нод по развитию речи  на тему "Литературный калейдоскоп" для работающих по программе "Радуга" с учетом рекомендации В.В. Гербовой....

Конспект НОД по развитию речи "Литературный калейдоскоп

Конспект НОД по развитию речи "Литературный калейдоскоп" для детей 3-4 года (ОП Радуга)...

Конспект ООД по развитию речи "Литературный калейдоскоп"

Цель: учить находить противоположные понятия, активизировать употребление в речи слов – антонимов....

Презентация к занятию по развитию речи "Литературный калейдоскоп" в средней группе.

Презентация содержит  загадки о сказках и их героях, задание сравни картинку и физкультминутку....