ЗАНЯТИЕ «Развитие речи дошкольников посредством приобщения к русской народной культуре»
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)

Знакомство с русской народной сказкой «У страха глаза велики».

Скачать:


Предварительный просмотр:

МДОУ «Детский сад комбинированного вида № 218 г. Саратова»

ЗАНЯТИЕ

по развитию речи в старшей группе

На тему: «Развитие речи дошкольников посредством приобщения к русской народной культуре»

Воспитатель Краснова И. В.


Тема: Знакомство с русской народной сказкой «У страха глаза велики».

Цель: Вспомнить известные детям русские народные сказки.

Познакомить со сказкой «У страха глаза велики», помочь запомнить начальную фразу и концовку произведения.

Учить понимать эмоционально-образное содержание произведения.

Познакомить с богатством языка сказки, с русскими  пословицами.

Развивать умение отличать сказочные ситуации от реальных.

Воспитывать любовь к устному народному творчеству и художественному слову.

Научить оценивать поступки героев.

Развивать речь, активизировать запас слов.

Образовательные задачи: Формировать у детей знания о русской народной сказке.

Упражнять в словосочетаниях бабушка-старушка, внучка-хохотушка.

Развивающие задачи: Расширять запас слов, через участие в словесной беседе.

Развивать интерес в самостоятельном анализе сказки.

Развивать интерес к русскому народному творчеству.

Воспитательные задачи:

Воспитывать желание знакомиться с народным творчеством, их героями.

Словарная работа: Курочка-хвастушка , мышка- хлопотушка, повторение и закрепление начало сказки и конец (жили были….   Да и  сказки конец, а кто слушал молодец).

Предварительная работа: Чтение русских народных сказок, изучение пословиц и поговорок,

Просмотр мультфильмов по сказкам.

Отгадывание загадок и пословиц.

ХОД ЗАНЯТИЯ

Воспитатель: Здравствуйте дети, сегодня мы с вами в гостях у сказки.

Как обычно начинаются сказки? С каких слов ? ( жили-были…, в некотором царстве…, в некотором государстве…, однажды в лесу…, это случилось давно…).

А какими словами заканчиваются? (стали они жить поживать, да добра наживать…, Вот и  сказке конец, а кто слушал молодец…, С тех пор у них мир и лад…).

Ребята, о чем обычно в сказках рассказывается? (о приключениях, о животных, о событиях загадочных, волшебных….)

Давайте вспомним, какие сказки вы знаете? (ответы детей).

В сказке, которую вы сейчас услышите, живут-поживают: бабушка-старушка,  внучка-хохотушка,  мышка-хлопотушка, курочка-хвостушка.

Называется сказка - «У страха глаза велики» не случайно такое название у сказки, «У страха глаза велики» - это пословица.

А в каких случаях говорят так люди? Как вы думаете? (ответы детей).

А теперь сказку слушайте да на ус мотайте:

Слетелись птицы с моря,

Садились у нас на заборе,

Пели птицы, сказывали сказки,

Были там и небылицы.

Одну я там переняла, да вам принесла.

Это еще не сказка, а присказка. А сказка еще впереди.

Воспитатель читает сказку.

Ребята, понравилась вам сказка? Кто же главный герой в этой сказке?

Как их зовут-называют? (бабушка-старушка,  внучка-хохотушка,  курочка-хвостушка,  мышка-хлопотушка).

С какими ведрами они ходили за водой?

Как они воду носили домой? Что случилось однажды?

Кто же на самом деле напугал водоносов?

Кому, что померещилось?

 Давайте все вместе повторим пословицу «У страха глаза велики».

(ответы детей).

Ребята, а у вас были случаи в жизни, когда «У страха глаза велики»?

(короткие рассказы детей).

А теперь давайте поиграем в игру «Ворон», эта игра русская народная.

Еще в древности дети любили играть в нее, а вам она нравится?

Игра «Ворон»

Ой ребята, тара-ра (дети идут в центр

На горе стоит гора (дети выходят из круга)

А на той горе дубок (вновь входят в круг)

А на дубе воронок (выходят из круга)

Ворон в красных сапогах (руки на поясе выставляют вперед ногу)

В позолоченных серьгах (показывают серьги)

Черный ворон на дубу

Он играет во трубу ( играют на трубе)  ворон летает по кругу,

Труба точеная, позолоченная

Труба ладная, песня складная!!! (все дети)

(дети присели закрыли лицо руками, ворон выходит за круг и кого выбрал, дотрагивается до этого ребенка, тот и будет водящим).

Вы, ребята, были сегодня молодцы, хорошо знаете сказки, их героев, умеете отвечать на вопросы, умеете играть в народные игры, ведь мы с вами живем в стране, где большая народная культура, поэтому изучайте, любите свою культуру и гордитесь ею.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Коммуникативно-речевое развитие дошкольников посредством приобщения к русской национальной культуре

Коммуникативно-речевое развитие дошкольников посредством приобщения к русской национальной культуре...

Обобщение педагогического опыта «Развитие речи дошкольников посредством приобщения к русской народной культуре»

Обобщение педагогического опыта «Развитие речи дошкольников посредством приобщения к русской народной культуре»...

Статья Духовно-нравственное, социокультурное развитие современного дошкольника через приобщение к Русской Народной Культуре

laquo;Социокультурное воспитание ребёнка должно начинаться очень рано, когда ребёнку очень далеко до грамотности, когда он только научился хорошо видеть, слышать и кое-что говорить». А. С. Мака...

Развитие речи дошкольников посредством приобщения к русской народной культуре

Цель: приобщение детей младшего дошкольного возраста к устному народному творчеству  на образовательной деятельности по речевому развитию....

Развитие речи дошкольников посредством приобщения к русской народной культуре

Цель: приобщение детей младшего дошкольного возраста к устному народному творчеству  на образовательной деятельности по речевому развитию....

презентация Воспитание патриотизма у дошкольников посредством приобщение к русской народной культуре

Актуальность: В  настоящее            время можно с радостью отметить           рост ...