Конспект « Деревья моего края»
материал по развитию речи

Беглова Танзиля Рашидовна

                Конспект ОД «Развитие речи»

Тема: « Деревья моего края»

Интеграция образовательных областей : «Коммуникация», «познание» «здоровье»

Интегрированные задачи:

Образовательные:

связная речь: 

Закреплять знания детей по темам: «Осень» Формировать навыки связной речи, Формировать умение согласовывать прилогательное с существительным в родительном падеже;

- продолжать совершенствовать образовывать существительные во множественном числе.

Упражнять детей в составлении описательного рассказа по стихотворению.

 Закреплять умение использовать в речи сложноподчиненные предложения.

Развивающие: развивать слуховое восприятие, желание фантазировать, связную речь и творчество;

Звуковая культура речи: закрепить произнесения имеющего звука (о) или вызывание его по подражанию

Воспитывающие: воспитывать внимания к собственной речи, интереса к занятиям по развитию речи, умение слушать взрослого.

Словарная работа: - обогащение  словарного запаса  предметами: лес, береза, осина, рябина, ель, сосна, дерево (вья), лист (ья);

Словами – действиями: желтеет, растет, падает; словам- признаками: кудрявый (вя), красный (ая)….

- активизация словаря  совершенствовать навыки связного высказывания, умение отвечать на вопросы

Предварительная работа: беседа с детьми о времени года осень, рассматривание картинок с изображениями   осеннего леса, закрепляли названия видов деревьев Д\и « С какого дерева листок». Выполняли рисунки по теме «Осенний пейзаж». Чтение стихотворений

Виды детской деятельности: игровая,  коммуникативная, познавательно-исследовательская, музыкально-художественная, двигательная.

Оборудование и материалы: Мольберт, картинки- признаки осени, письмо, музыкальный центр,фланелеграф, вырезанные детали для картины, картинки дождь, дерево, осень, овощи),капельки разных размеров из картона.

Ход занятия

(Дети около стульчиков )

В: - Ребята, сегодня к нам пришли гости.

Давайте нашим гостям, и друг другу пожелаем доброго утра.

Доброе утро, - нам шепчут листья ,

Доброе утро, - журчат лужи,

Доброе утро, - шумят тополя,

Доброе утро, - родная земля.

Доброе утро, - солнцу и птицам,

Доброе утро, - улыбчивым лицам!

- Улыбнемся, друг другу и подарим улыбки нашим гостям.

(Садятся на стульчики)

Дети, сегодня к нам в детский сад пришло письмо (показывает детям конверт). Вместо обратного адреса – загадка. Отгадайте её:

Правильно. Открываем конверт, а там – портрет  Булата  (вывешивает картинку на доску) и письмо. Сейчас я вам его прочитаю.

 Пришла без красок и без кисти

 И перекрасила все листья.     (Осень)

 

Воспитатель: (Читает письмо ): Здравствуйте, дети! Меня зовут  Булат. Вы отгадали мою загадку.  (Воспитатель  читает загадку об осени по своему выбору).

О каком времени года говорится?

Дети:  говорится об осени.

Воспитатель: Правильно. (Вывешивает картинку осень).

Булат  нам пишет: «Осень – моё любимое время года. А вы любите осень?»

Дети отвечают.

Воспитатель: А почему вы любите осень?

Дети отвечают полным предложением.

Воспитатель: (Читает письмо ): Я люблю смотреть в окна моего дома. (Воспитатель вывешивает картинку с изображением окон). Я увидел много интересного и прислал вам осенние картинки. Я увидел облако. (Воспитатель вывешивает картинку с изображением облака). Потом подул сильный ветер, облако улетело, примчалась огромная туча. (Вывешивает картинку с изображением тучи). Потом ещё одна. Тучи закрыли осеннее небо. Подберите к осенним картинкам слова-признаки. (Воспитатель вывешивает картинку с изображением осеннего неба.) Небо осенью какое?

Дети: Хмурое, низкое, серое, тяжёлое.

Воспитатель: (Вывешивает картинку с изображением осеннего солнца.) Солнце осенью какое?

Дети: Холодное, тусклое, грустное, низкое.

Воспитатель: (Вывешивает картинку с изображением осеннего дождя.) Дождь осенью какой?

Дети: Моросящий, холодный, долгий, нудный, затяжной.

Воспитатель: (Вывешивает картинку с изображением осенних листьев.) Листья осенью какие?

Дети: Желтые, красные, оранжевые, разноцветные, пожухлые.

Воспитатель: Молодцы. Вспомните, что происходит с деревьями осенью?

Дети: Листья желтеют, краснеют, опадают, засыхают.

Воспитатель: Как называется явление в природе, когда с деревьев листья опадают?

Дети: Это листопад.

Воспитатель: Поиграем с вами в игру (стоя около стульев)

Игра «Листья дерева»

У рябины не один рябиновый лист, а много рябиновых листьев

У березы не один березовый лист, а много березовых листьев

У осины…

У липы…

У дуба…

У каштана…

Дети: отвечают поднимая руку или хором

 Развитие силы голоса.

Воспитатель: (Читает письмо ): Вчера был дождь. Я слушал, как падают дождевые капли. Большие капли капали громко: «КАП!» Маленькие капельки капали тихо: «Кап». Я собрал большие и маленькие капли, у меня получились дорожки из капель. (Воспитатель  достаёт дорожки из капель.) «Пройдите» по ним голосом, большие капли озвучим громко, а маленькие – тихо. Вот так, например, (воспитатель «прокапывает» дорожку): КАП, кап, кап, кап. (Каждый ребёнок выбирает себе дорожку.)

Дети «прокапывают» дорожки.

3. Физкультминутка.  «Осень»

Ветер северный подул: «С-с-с-с-с…» (Взмахи руками. На выдохе произнесение звука «с».)

Все листочки с веток сдул. (Плавный полуприсед.)

Полетели, закружились… (Движения по тексту.)

И на землю опустились. (Приседание.)

Дождик стал по ним стучать

«Кап – кап – кап, кап – кап – кап!» (Сидя на корточках «барабанить» пальцами по ковру/полу.)

Град по ним заколотил, (Встать. Руки на пояс. Потопать ногами на месте.)

Листья насквозь все пробил. (Стоя покачать головой, разведя руки в стороны.)

Снег потом припорошил, (Лёгкие прыжки на носочках.)

Одеялом их накрыл. (Кружение вокруг себя с плавными движениями руками.)

Воспитатель: Молодцы. Мы с вами сейчас поиграем в игру

«Найди звук [О].

Воспитатель: Как хорошо во время дождя играть дома. Давайте пройдём в дом, но принесём с собой картинки, которые прислал в письме Булат  и которые я для каждого из вас назову. ( Воспитатель  каждому ребёнку называет картинку. Дети слушают. После того, как воспитатель  озвучил картинки, которые нужно забрать, дети выполняют задание.) Принесите следующие картинки: Артём, твоя картинка – окно, Дима, твоя картинка – облако и т.д. (Воспитатель  называет: дождь, дерево, осень, овощи). Дети садятся за столы, отдают картинки

Воспитатель: Правильно. Послушайте, я назову эти картинки. (Называет, выделяя голосом звук [о]. Подумает, где в этом слове  звук [О] (начале, середине, конце) и при помощи символа – красного кружка укажет на нашей полоске.

(Дети поднимают руку и определяют место нахождения звука[о] в слове)

Воспитатель: Посмотрите, как я произношу этот звук. (Произносит.) Губы мои округлены и слегка вытянуты вперёд. Зубки закрыты губками. Язычок лежит на дне ротика. Губы, зубы и язык не мешают свободному прохождению воздуха. Звук [О] – гласный. Для его обозначения используем красный кружок. (Показывает красный кружок. Размещает на доске).

Воспитатель: (Читает письмо Булата). Ребята , рядом в лесу, где я люблю гулять растет  дерево Рябина. Об этом дереве много поэтов сочиняли стихи .

-Я вам предлагаю прочитать и заучить стих  М. Дильмухаметова,  я со своей бабушкой учу стих, она дает мне свой клубок и я пока его заматываю быстро заучиваю.

Среди лесного полусна

Не спит рябинушка , красна

У же к концу подходит осень,

И в гроздьях-лишь она одна.

Нагрянут скоро холода

Замерзнет зеркало пруда

О лете вспомнит, замерзая,

Моя рябинушка тогда

Воспитатель: Ребята, раздам вам клубки ниток и попробуем запоминать слова и одновременно заматывать нитки на клубок.

(Воспитатель в месте с детьми ,хором  заучивают стих).

Воспитатель: Молодцы! Кто хочет прочитать стих?

(один, два ребенка читают стих)

Я предлагаю вам на фланелеграфе составить рассказ по этому стихотворению

Здесь лежат детали для составления картины. Вам Ребята нужно подойти ,взять и выложить одну картинку (только дерево или другое что то), составить рассказ.(лес, дерево рябину )

(Ребенок подходит и выкладывает деревья и рассказывает «Среди лесного полусна». Второй ребенок выкладывает рябину дерево и рассказывает. Не спит рябинушка одна. Третий ребенок листья с дерева убирает и оставляет рябины ягоды в гроздьях остаются и рассказывает «И в гроздьях лишь одна она»

Воспитатель: Молодцы! Интересная картина получилась, рассказ составили правильно! Давайте еще раз вместе прочитаем это стихотворение.

( дети ,хором читают стихотворение)

Воспитатель: Предлагаю сфотографироваться около картины нашей и отправить фотографию Булату!

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект "Деревья нашего края"

[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"8755462","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"480","width":"349"}}]]Где бы человек не родился, чтобы его не окружало – лес, река, п...

Конспект НОД по экологии для детей 5-6 лет "Природа моего края"

Систематизировать знания детей о лесе, как природном сообществе...

Конспект НОД по лепке в старшей группе «Дерево моей семьи»

Задачи: 1. Обучающие. Учить выполнять в лепке строение дерева. Формировать умение детей работать с пластилином, передавать форму, строение, характерные части дерева. Учить совершенствовать технику ре...

Проект в средней группе "Деревья моего края"

Данный проект раскрывает ценность деревьев при выполнении ими санитарно-гигиенических функций через доступные восприятию проект но - исследовательские, игровые формы работы. Суть нашего проекта заключ...

Экологический проект "Деревья моего края"

Экологический проект "Деревья моего края"...

Конспект занятия «Моему краю ЮГРА –90 лет».

Важно ознакомить  детей старшего дошкольного возраста с родным краем к  90 летию ЮГРЫ....