Конспект по речевому развитию в старшей группе "Пересказ сказки Э.Шима "Соловей и Вороненок"
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)

Шакирова Алесья Владимировна

Пересказ сказки Э.Шима «Соловей и Вороненок».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pereskaz_e.shim_._solovey_i_voronenok.docx18.84 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект непосредственной образовательной деятельности по речевому развитию. Старшая группа.

Тема: Пересказ сказки Э.Шима «Соловей и Вороненок».

Цель: научить детей пересказывать текст целиком и по ролям.

Задачи:

Образовательные:

- продолжать учить связному, логичному пересказу от лица героя, в мысленном перенесении на себя его свойств и качеств;

Развивающие:

-развивать творческую мыслительную активность, творческое воображение;

- развивать связную, монологическую речь;

Воспитательные:

 - воспитывать умение выслушивать до конца монолог товарища, быть внимательным и терпеливым.

Словарная работа: Активизация словаря: пигалица, пригож, соловушка, ровня.

Методы и приемы: Словесные: загадывание  загадок, чтение произведения, беседа по содержанию произведения, вопросы педагога, ответы детей, поощрение, пересказ произведения в лицах, составление описательного рассказа по карточкам.

Наглядные:  рассматривание. Практические: слушание аудиозаписи.

Игровой: физкультминутка,  гимнастика для глаз, д.и. «Назови ласково»

Материалы и оборудование: Сказка Э. Шима «Соловей и Вороненок». Аудиозапись «Пение птиц», карточки «Мир в картинках. Птицы», «Расскажите детям о…птицах»,  маски птиц.

Предварительная работа: отгадывание загадок о птицах, наблюдение за птицами на прогулке, заучивание русской народной песни «По дубочку постучишь», п.и. «Сова».

Ход занятия:

  1. Вводная часть

Слушание пения птиц (аудиозапись)

- Какая птичка, по вашему мнению, поет лучше всех?

Загадки о птицах:

На шесте - дворец,

Во дворце - певец. (Скворец)

На скале он строит дом.

Разве жить не страшно в нем?

Хоть кругом и красота,

Но такая высота!

Нет, хозяин не боится

Со скалы крутой скатиться -

Два могучие крыла,

У хозяина    (орла)

Кто на елке, на суку

Счет ведет: "ку-ку, ку-ку?» (Кукушка)

Я по дереву стучу,

Червячка добыть хочу,

Хоть и скрылся под корой -

Все равно он будет мой! (Дятел)

Непоседа пестрая,

Птица длиннохвостая,

Птица говорливая,

Самая болтливая.

Верещунья белобока,

А зовут ее     (сорока)

Чик-чирик!

К зернышкам прыг!

Клюй, не робей!

Кто это?(Воробей)

И в лесу, заметьте, дети,

Есть ночные сторожа.

Сторожей боятся этих

Мыши, прячутся, дрожа!

Очень уж суровы

Филины и       (совы)

Кто в саду выводит трели

На рожке и на свирели?

Знать опять среди ветвей

Поселился     (Соловей)

2. Основная часть.

Чтение сказки Э. Шима «Соловей и Вороненок».

– Кар-р! Куда ты, пигалица серая, мелкая да писклявая, лезешь? Ступай прочь!

– Почему?

– В этих кустах Соловушко живет – золотой носок, серебряное горлышко. Тебе ли ровня?

– А ты его видел?

– Не привелось еще. Но говорят – так хорош, так пригож! Хоть бы одним глазком глянуть…

– Так глянь. Я и есть Соловушко!

Беседа по содержанию сказки:

- Скажите, пожалуйста, сколько героев в этой сказке? (Два).

- Как вороненок описывает Соловушко? (золотой носок, серебряное горлышко, так хорош, так пригож).

- А вороненок знал, как выглядит Соловушко? (Нет).

- Как в начале сказки обращается вороненок к Соловушко? (Пигалица серая, мелкая да писклявая).

- Как вы понимаете слова: пигалица, пригож? (Пигалица – небольшая птичка.

Пригож, пригожий – красивый, милый, с привлекательной внешностью).

Работа с крылатыми выражениями.

- Что значит выражение: «Золотой носок», («Серебряное горлышко»)

Клюв соловья бурого цвета с рыжевато-жёлтой окантовкой, особенно хорошо видно, когда соловей поёт, поэтому говорят «Золотой носок», золотой носик-клювик. (Показать на изображении поющего соловья)

Песня — набор повторяющихся свистов и щелканий; пение соловья очень красивое, звонко переливается чистый соловьиный свист, поэтому говорят «Серебряное горлышко».

Гимнастика для глаз.

«Совенок».

Вращать глазами по часовой стрелке, «рисуя» на стене максимально большой круг. То же против часовой стрелки

«Филин».

На счет 1-4 закрыли глаза, 5-6 широко раскрыли глаза, посмотрели вдаль.

- А вы знаете, как выглядит соловей? Давайте попробуем описать ее внешность по картинке. Соловей - маленькая, чуть больше воробья, бурая птичка с рыжеватым хвостиком обитает на всей территории Европы и восточной Азии. Соловей - птица перелетная, поэтому зимует она в северной Африке и на юге Ближнего Востока. Как правило, обитает на лесных опушках, в густых зарослях кустарника, у берегов речек и ручейков. Питается соловей как насекомыми, так и ягодами и семенами растений.

Физкультминутка

Птички прыгают, летают (Дети прыгают)

Крошки птички собирают. (клюют)

Пёрышки почистили,

Клювики почистили (изображают)

Птички летают, поют (машут руками)

Зёрнышки клюют (наклоняются)

Дальше полетели

И на место сели (улетают», садятся).

Повторное чтение сказки.

- Послушайте сказку еще раз, чтобы суметь хорошо ее пересказать.

Пересказ сказки.

Сказку по очереди пересказывают два ребенка. (По желанию).

Чтение сказки в лицах

- Давайте попробуем разыграть сказку по ролям. (С использованием масок птиц).

- Кто пойдет на роль вороненка? Кто - на роль соловушки?

(Затем чтение в лицах осуществляется с другими исполнителями-детьми).

Речевое упражнение «Назови ласково».

- Птицы  говорят: когда я вырасту, у меня будут крылья. А пока у меня маленькие …? (Крылышки).

- Когда я вырасту, у меня будет клюв. А сейчас у меня маленький? (Клювик).

- Когда я стану взрослым воробьем, у меня будут большие глаза, а сейчас у меня маленькие…? (Глазки).

- У меня будут большие перья, а сейчас у меня маленькие …? (Перышки).

- Когда я стану большим, у меня будет голова, а сейчас у меня…? (Головушка, головка).

- Когда я стану большим воробьем, у меня будет большой хвост, а сейчас у меня маленький…? (Хвостик).

3. Итоговая часть.

- Ребята, давайте обсудим, что же мы с вами делали сегодня?

- Что нового узнали?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект по речевому развитию по теме Пересказ сказки «Репка»

Конспектнепосредственной образовательной деятельностипо речевому развитиюс детьми второй младшей группыПо теме : «Пересказ сказки «Репка»...

Конспект НОД речевому развитию "В гостях у сказки"

Конспект НОД по речевому развитию "В гостях у сказки"...

Конспект по речевому развитию "В гостях у сказки".

Конспект по речевому развитию для второй ясельной группы....

план-конспект по речевому развитию "Рассказывание русской народной сказки «Заяц-хвастун» "

План-конспектТема: «Рассказывание русской народной сказки «Заяц-хвастун» и присказки «Начинаются наши сказки…»...

Конспект по речевому развитию "В гостях у сказки ".

Конспект по речевому развитию"В гостях у сказки "....

Конспект по речевому развитию в старшей группе сказки Андерсена

Конспект по речевому развитию в старшей группе сказки Андерсена...