Звуковая Культура Речи «Звук –С- - -СЬ»
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа)

Закрепление знаний о пройденных звуках, буквах, упражнение в составлении и чтении слов, слогов. Автоматизациязвука [С] в словах, слогах, предложениях, чистоговорках и стихах. Упражнение в умении проводить звуковой анализ слов.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Занятия по ЗКР «Звук –С- - -СЬ»:

Цели занятия:

Образовательные:

  • Закрепление знаний о пройденных звуках, буквах, упражнение в составлении и чтении слогов, слов.
  • Автоматизация звука [С] в слогах, словах, предложениях, чистоговорках и стихах;
  • уточнение и обогащение словарного запаса;
  • Упражнение в умении проводить звуковой анализ слов;

Развивающие:

  • Развитие слухового внимания, фонематических процессов. развитие общей, мелкой, артикуляционной моторики, правильное речевое дыхание;

Воспитательные:

  • формирование положительную мотивацию на занятии;
  • формирование самоконтроля за речью;
  • формирование коммутикативных навыков.

Оборудование: зеркало, предметные картинки, звуковые схемы, раздаточный материал.

1. Организационный момент.

В. Сегодня у нас на занятии гости. Поздоровайтесь с гостями. Вспомним наше правило:

1, 2, 3, 4, 5 –

Будем мы сейчас опять:

Смотреть, слушать, размышлять,

Но друг другу не мешать.

Внятно, четко говорить,

Не вертеться, не шалить.

В. я приглашаю вас в путешествие по стране Красивой речи. На чем можно путешествовать? Как назвать эти предметы одним словом? Присаживайтесь, вы выполните графический диктант и узнаете,  на чем мы будем путешествовать.

(Кораблик)

4. Физкультминутка

От высокого причала оттолкнулся теплоход.

Он назад поплыл сначала,

А потом поплыл вперед.

И поплыл, поплыл по речке,

Набирая полный ход.!

  1. -Артикуляционная гимнастика Станция «Язычковая»

а) «Заборчик» – удерживаем улыбку под счёт 10–5 раз
    «Трубочка» – удерживаем трубочку под счёт 10–5 раз
    «Заборчик» – «Трубочка» – чередуем
    «Самомассаж» языка:

  • «Замешиваем тесто» – высовываем язык вперед и убираем обратно в рот, при этом покусываем язык.
  • «Раскатываем тесто скалкой» – проталкиваем язык, сквозь сжатые зубы (движение вперед-назад).
  • «Испекли блинчики» – покусываем кончик языка.
  • «Съели блинчики» – жуем язык, как жвачку (боковые края языка).
  • «Помыли посуду» – шлепаем по языку, говоря при этом пя-пя-пя.

«Конфетка» – губы сомкнуты. Напряжённым языком упираться то в одну щёку, то в другую.
«Ёжики» – массажными ёжиками массируем внешние стороны щёк.
«Хомяк» – надуваем щёки и удерживаем под счёт 10.
«Суслик» – втягиваем щёки и удерживаем под счёт 10.
«Заборчик» – «Лопаточка» – удерживаем под счёт 10.
«Загони в ворота мяч» – выработка целенаправленой воздушной струи.

2. Закрепление знаний о звуках.

Л. На нашем пути Звукоград. Как вы думаете, кто живет в этом городе? (звуки)

А какие бывают звуки? (звуки бывают гласные и согласные). Какие звуки называются гласными? (гласные звуки можно петь, воздушная струя не встречает на пути преград). А согласные? (эти звуки нельзя петь, воздушная струя встречает на пути преграды: губы, зубы, язык).

Задание: пропеть гласные А – О – У – И – Ы – Э.Песня «В лесу родилась елочка»

3. -Работа над правильным произношением звука

Артикуляция звуков.

Дети самостоятельно проводят анализ артикуляции: губы в улыбке, зубы сближены, кончик языка за нижними зубами, по середине языка небольшой желобок, голосовые связки спокойны. Педагог контролирует правильность проведенного анализа.

Характеристика звуков. Звуки [с—с'] — согласные, бывают мягкие и твердые.

  1. -        Чистоговорка

С(Сь)

 Са-са-са – укусила в нос оса.

 Со-со-со – стал мой нос как колесо.

 Сы-сы-сы – убежал я от осы.

 Су-су-су – я осу в руках несу.

 Ос-ос-ос - на поляне много ос.

 Усь-усь-усь – никого я не боюсь. .

  1. -«Звук в слове»: хлопком обозначить наличие заданного звука в слове, подбор слов на заданный звук, определение местоположения звука в слове

        

        Поставьте перед словом звук С:

ЛАВА-СЛАВА ВОЙ -СВОЙ ТУК -СТУК ТОН -СТОН  ТОК -СТОК КОТ-СКОТ

тол -стол     лог -слог

        Замените первый звук в слове на звук С.

МАЛО        -САЛО        ДАМ        -САМ

        БОК        -СОК           МОДА "СОДА

РАНКИ        -САНКИ        ДОМ        -СОМ

КЛАВА        -СЛАВА        КОН        -СОН

ПАЛКИ        -САЛКИ        БОР        -СОР

ТОПКА        -СОПКА        ЛУК        -СУК

ТОРТ        -СОРТ        ТОНЯ        -СОНЯ        

        Замените последний звук в слове на звук С,        

ЛЕВ        -ЛЕС                ГОЛОД        -ГОЛОС

ВЕК        -ВЕС        ЧАД        -ЧАС

ПЁК        -ПЁС        НОЖ        -НОС

БИЛ        -БИС        МОРЖ        -МОРС

ТРУД        -ТРУС

        

Игра «1, 2, 3 – сигнальчик подними»

Л. Посмотрите на сигнальчики и скажите, какие бывают согласные звуки? (твердые и мягкие). Послушайте слова, определите, твердый или мягкий согласный в начале слова и поднимите сигнальчик.

(слова: машина, самолет, мишка, кошка, дом, мед, сетка)

 Выбирайте картинки и подберите к слову звуковую схему.

( предметные картинки на каждого ребенка, звуковые схемы)

Физкультминутка

 Наше путешествие продолжается.

Как приятно в речке плавать.

Берег слева, берег справа.

Речка лентой впереди,

Сверху мостик, погляди.

Чтобы плыть еще скорее,

Надо нам грести быстрее.

Мы работаем руками,

Не угонишься за нами.

6. Закрепление знаний о буквах.

В. Перед нами Буквоград.

Скажите, чем звуки отличаются от букв? (звуки мы слышим и произносим, а буквы видим и пишем).

Много с буквами хлопот,

Уж такой они народ.

А когда с умом, толково,

Их расставишь в четкий ряд,

Превратятся буквы в слово

И с тобой заговорят.

(таблички на каждого ребенка, из букв, написанных «врассыпную», составить слова).

в) Закрепление образов букв. «Чудо-домик». 

— Этот домик построен из букв. Сколько их живет в домике? (5.) Назови звуки, которые они обозначают.

  1.  -Упражнения для развития мелкой моторики

Полубуковка: Буквы испортились, остались только кусочки. Какие это были буквы? Допишите их.

. Развитие навыков звукового анализа.

Л. На нашем пути гора Внимания. Подняться на нее нам поможет лесенка из картинок: выбирайте картинки, последний звук каждого слова становится первым звуком другого слова.

(предметные картинки: снеговик, компас, самовар, рыба, апельсин, нож, шарф, фартук)

8. Развитие навыков слогового анализа и синтеза.

Л. Мы приплыли с вами в Словоград. 

В этом городе живут слова.

Из чего состоят слова? (слова состоят из слогов).  Выполните задание: к слогу, напечатанному слева, подобрать слог из числа напечатанных справа так, чтобы получилось слово. (ЛУ, СА, ЛА, КО / НА, ЖА, ПА, НИ)

(слова: луна, лупа, лужа, лапа, сажа, сани, кожа, кони)

Словарная работа: обозначение значений слова; подбор синонимов /антонимов

«Скажи  по другому» «Разные слова» (синонимы)

Какая зима?

холодная зима - лютая, суровая, студеная, морозная...

Что делает снег?

 снег блестит - сверкает, серебрится, сияет, искрится, светится.

Антонимы «Скажи наоборот» 

Холодно - …, темно-…, падает-…, белый-…, длинный-…, пушистый -…, сухой -…, тает-....и  т. д.

Подбери родственные слова

«Найди нужное слово»

мороз - морозец, морозить, замораживать, подмораживать, заморозки, морозилка, морозный, мороженое...

лед - ледок, льдина, льдинка, ледник, ледоход, ледостав, обледенение, ледяной, подледный, ледоруб, гололед, гололедица, ледовый, Ледовитый.

  1. Литературная минутка: стихотворение, отрывок из произведения и т.п.

Прочитайте ребенку стихи. Объясните ему, что от одного слова можно образовать несколько других, в которых это слово "будет слышно". Приведите примеры. Читая стихи во второй раз, предложите ребенку заканчивать предложение (строку) подходящим по звучанию словом, образованным от слова СНЕГ. почему слово "снижается" не относится к этой группе слов, хотя звучит похоже?

СНЕГОПАД

Тихо, тихо, как во сне,

Падает на землю снег.

С неба всё скользят пушинки – Серебристые снежинки.

Кружатся над головою

Каруселью ... СНЕГОВОЮ.

На просёлки, на лужок

Всё снижается ... СНЕЖОК.

Землю белой, чистой, нежной

Застелил постелью ... СНЕЖНОЙ.

Вот веселье для ребят

-Всё сильнее ... СНЕГОПАД.

Все бегут вперегонки,

Все хотят играть в ... СНЕЖКИ.

Снежный ком - на снежный ком,

Всё украсили ... СНЕЖКОМ,

Словно в белый пуховик

Мы одели ... СНЕГОВИК.

Рядом - снежная фигурка

-Эта девочка - ... СНЕГУРКА.

На снегу-то, посмотри –

С красной грудкой ... СНЕГИРИ. ...

Словно в сказке, как во сне,

Землю всю украсил ... СНЕГ.

  1. Формирование грамматических навыков устной речи: ед.ч.-мн.ч., существ. из им.п в р.п. (нет...),  согласование слов в словосочетании, в предложении (акцент на окончание и использование предлогов)

 Подбери предметы к признакам   «Придумай словечко»

снежный-ком, дворец, покров; снежная - буря, королева, долина; снежное - поле, облако, покрывало; снежные - заносы, завалы, сугробы.

Молодцы!   Наше путешествие заканчивается, в каких городах мы с вами побывали?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по развитию речи "Звуковая культура речи: звук "З".

Знакомство детей со звуком "З". Произношение и выделение звука в словах....

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе.Тема: Звуковая культура речи: звук ш.

Автоматизация звука [ш] в слогах, словах, предложениях. Развитие фонематического  восприятия и слуха. Умение находить слова со звуком [ш]....

Конспект занятия по развитию речи в средней группе" Звуковая культура речи звук З"

Конспект занятия по развитию речи в средней группе" Звуковая культура речи звук З"...

Конспект НОД по развитию речи в средней группе Тема: "Звуковая культура речи: звук з-зь "

Конспект  НОД по развитию речи в средней группеТема: "Звуковая культура речи: звук з-зь "...

Методическая разработка Конспект непосредственно - образовательной деятельности по развитию звуковой культуре речи в первой младшей группе. «Путешествие на ферму» по развитию речи звуковая культура речи. Звук «К»

Методическая разработка Конспект непосредственно  -  образовательной деятельности по развитию звуковой культуре речи в первой младшей группе. «Путешествие на ферму» по развитию р...

Конспект НОД по речевому развитию в средней группе «Звуковая культура речи. Знакомство со звуком [Т]» Тема: «Звуковая культура речи: звук [Т]»

Конспект НОД по речевому развитию в средней группе «Звуковая культура речи. Знакомство со звуком [Т]»Тема: «Звуковая культура речи: звук [Т]»Цель :Формировать способность чётко...

Конспект занятия по звуковой культуре речи в средней группе «Звуковая культура речи: звук «Ш»

Конспект занятия по звуковой культуре речи в средней группе «Путешествие в сказочную страну»...