Конспект занятия по развитию речи в средней группе. Тема: «Осень».
план-конспект занятия по развитию речи (средняя группа)

Петрова Гузалия Зиннуровна

Конспект занятия по развитию речи в средней группе.

Тема: «Осень».

Цель: закрепить знания о характерных приметах осени, учить полным предложением отвечать на вопросы, составлять рассказ по серии  иллюстраций совместно с воспитателем и самостоятельно.

Задачи:

Образовательные:

активизировать в речи прилагательные и глаголы; формировать умение согласовывать прилагательные с существительными в роде и числе. Учить детей составлять связные рассказы на осеннюю тематику с использованием наглядных пособий.

Уточнять и расширять активный словарь детей по теме «Осень».

 

Развивающие:

Развивать диалогическую речь, мелкую и общую моторику, зрительное восприятие, внимание, память, творчество, любознательность, закрепить произношение звуков (с) (ш), развивать длительный плавный выдох.

Воспитательные:

продолжать воспитывать у дошкольников бережное отношение к природе, желание заботиться о ней.

Предварительная работа: беседа о приметах осени, наблюдение на прогулке за изменениями в природе, чтение художественной литературы об осени.

Материал и оборудование: ноутбук, проектор, магнитофон.

Методические приёмы: сюрпризный момент, вопросы, наглядный показ, личный пример, физкультминутка, аудиозапись.

Словарная работа: осень, время года, листопад.

Место проведения: групповое помещение.

 

 

Ход занятия .

В: Ребята, к нам на занятие сегодня пришли гости. Давайте мы поздороваемся с нашими гостями!

Д: Здравствуйте!

 

Круг радости: Воспитатель: Ребята, в какое время суток родители приводят вас в детский сад?(утро, день, вечер, ночь). Какое время суток сейчас?

Д:Сейчас утро.

В: Как вы считаете, какое это утро? (ответы детей)

Воспитатель: Доброе утро, как добрая птица, в окно к нам стучится! Приготовьте гнездышки – ладошки! Берем доброе утро осторожно, и как птичку пересаживаем из гнездышка в гнездышко, чтобы оно погрелось в руках у каждого. Пересаживаем – передаем по кругу и тихонько приговариваем «Доброе утро!» Вот и последнее гнездышко - мое, я выпускаю Доброе утро в воздух. Пусть летает вокруг нас!

Все вместе: Доброе утро!

В: Ну-ка, все мы – встанем в круг,

За руки все взялись вдруг,

Будем рядом мы стоять – на вопросы отвечать.

Начинаем заниматься, будем очень мы стараться.

 

В:Давайте мы с вами для поднятия хорошего настроения просмотрим музыкальный мультик, но будьте внимательны, после просмотра мультика нужно будет ответить на мои вопросы.

Вспомните о каком времени года мы с вами говорили на прошлом занятии? Какое время года было перед летом (Весна.) Какое время года пришло за летом? (Осень.) Назовите осенние месяцы. (Сентябрь, октябрь, ноябрь.)

Воспитатель загадывает загадку:

Листья с веток облетают,

Птицы к югу улетают.

«Что за время года?» — спросим.

Нам ответят: «Это...» (осень).

В:Ребята, о чем говорится в этом стихотворении?" О времени года осень".  

В: Ребята, слышите, кто то стучится к нам в дверь?

Сегодня к нам пришёл необычный гость. Отгадайте кто это.

 Необычный малыш, попавший с Луны на Землю. Жители Поляны решили, что это – Лунная пчела, а, значит, приходится родственником обычным земным пчелам. Он фиолетового цвета,  и у него четыре уха. (лунтик)

           Л:-Здравствуйте, ребята я очень рад ,что попал сегодня к вам. У меня к вам есть много вопросов. У нас на  поляне все  сейчас только и говорят, что на улице   осень. А что это такое, я не знаю. Может быть, вы мне объясните.

В:-Конечно, Лунтик, наши дети тебе всё объяснят .Они уже много знают. Давайте вспомним приметы осени, а помогут нам картинки.

 

В:Ребята, а сейчас посмотрите на картинки и назовите осенние приметы.

 

 

                                 

 

 

 

 

В: Молодцы ребята, вы назвали основные приметы осени.

Л: Ребята, а что вы мне можете еще рассказать об осени?

В: Ребята, а давайте Лунтику составим небольшой рассказ об осени.

Воспитатель показывает детям картинку "Осень" и предлагает вместе придумать рассказ по ней.

 

 

Воспитатель начинает рассказ с фразы: "Наступила осень". Обводит указкой всю картину. Продолжает свой рассказ произнося только начало фразы и одновременно показывает указкой на соответствующее изображение (животные, листья...). Светит но не греет(солнце). В лесу лакомится орешками (белка). Сменил шубку на белую (заяц). Собирает листья и несет их в норку (ежик). В лесу ищет берлогу себе (медведь).Воспитатель предлагает детям повторить рассказ самостоятельно. Рассказы детей 2-3 рассказа.

Рассказ получится примерно такой: Наступила осень. Солнце светит, но не греет. В лесу белка кушает орешки. Заяц сменил шубку, на белую. Ежик собирает листья и несет их в норку. В лесу медведь ищет берлогу к зиме.

Л: Спасибо ребята, какой замечательный рассказ у вас получился!

В: Ребята, вы наверно уже устали, давайте отдохнем.

Физкультминутка.

Вдруг закрыли небо тучи

(стоя на носочках, руки поднять вверх и соединить

над головой)

Начал капать дождь колючий

(руки на поясе, прыжки на месте)

Долго дождик будет плакать

Разведёт повсюду слякоть

(присесть, делая круговые движения руками в сторону)

Грязь и лужи на дороге

Поднимай повыше ноги

(шагать на месте, высоко поднимая ноги)

Звуки осени.

Музыка (дует ветер, шелест листвы, капает дождь).

4. Воспитатель предлагает детям послушать и запомнить звуки осени. Длительно произносит звук (с) и говорит детям что так дует ветер.

Предлагает детям изобразить ветер по предыдущему упражнению жестом (руки не спеша развести в стороны и одновременно подуть перед собой).

Затем длительно произносит звук (ш) и скажите детям, что так шелестят под ногами опавшие листья. Сопоставить звук с движением- сделать несколько движений на месте. После этого произнесите несколько раз звукоподражание: "Кап, кап, кап." и спросите детей что это им напоминает (дождь).

 

В:Лунтик, ну а ты запомнил звуки осени?

Л: Да!

В: А ты любишь стихи?

Л: ДА!

В: А вы, ребята?

Д: Любим!

В: А я знаю стих про осень, а хотите мы выучим его вместе? Это очень просто и помогут нам опять картинки.

 

 

Молодцы, ребята!

Мы с вами много стихов выучили к празднику осени, давайте их прочитаем нашим гостям.

В: Давайте немножко поиграем, я буду вам задавать вопросы, если ответ «да», надо хлопнуть в ладоши, а если ответ «нет», положить руки на пояс.

Осенью цветут цветы?

Осенью растут грибы?

Тучи солнце закрывают?

Колючий ветер прилетает?

Морозы осенью бывают?

Ну а птицы гнезда вьют?

А букашки прилетают?

Зверьки норки закрывают?

Урожай все собирают?

Птичьи стаи улетают?

Солнце светит очень жарко?

Часто-часто льют дожди?

Можно детям загорать?

Ну а что же надо делать  – куртки, шапки надевать?

В:Молодцы, справились с этим заданием.

В: Молодцы! Лунтику пора возвращаться на свою Поляну.

Л:-До свидания, ребята! Спасибо, вы помогли мне разобраться, что такое осень!

Рефлексия:

В: Ребята, вот и закончилось наше время.

А что тебе понравилось в нашей беседе?

Что вам показалось трудным?

Каму вы придя домой расскажите о нашем занятии?

- Вот и закончилось наше занятие. Но мы ещё не раз будем возвращаться к временам год. Будем наблюдать изменения в природе на прогулках. А красавица осень подарила вам подарочки, вы должны соединить точечки и получившийся рисунок раскрасить.

 

 

 

 

 

 

 


 


 


 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nod.docx361.32 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия по развитию речи в средней группе.

Тема: «Осень».

Цель: закрепить знания о характерных приметах осени, учить полным предложением отвечать на вопросы, составлять рассказ по серии  иллюстраций совместно с воспитателем и самостоятельно.

Задачи:

Образовательные:

активизировать в речи прилагательные и глаголы; формировать умение согласовывать прилагательные с существительными в роде и числе. Учить детей составлять связные рассказы на осеннюю тематику с использованием наглядных пособий.

Уточнять и расширять активный словарь детей по теме «Осень».

Развивающие:

Развивать диалогическую речь, мелкую и общую моторику, зрительное восприятие, внимание, память, творчество, любознательность, закрепить произношение звуков (с) (ш), развивать длительный плавный выдох.

Воспитательные:

продолжать воспитывать у дошкольников бережное отношение к природе, желание заботиться о ней.

Предварительная работа: беседа о приметах осени, наблюдение на прогулке за изменениями в природе, чтение художественной литературы об осени.

Материал и оборудование: ноутбук, проектор, магнитофон.

Методические приёмы: сюрпризный момент, вопросы, наглядный показ, личный пример, физкультминутка, аудиозапись.

Словарная работа: осень, время года, листопад.

Место проведения: групповое помещение.

Ход занятия .

В: Ребята, к нам на занятие сегодня пришли гости. Давайте мы поздороваемся с нашими гостями!

Д: Здравствуйте!

Круг радости: Воспитатель: Ребята, в какое время суток родители приводят вас в детский сад?(утро, день, вечер, ночь). Какое время суток сейчас?

Д:Сейчас утро.

В: Как вы считаете, какое это утро? (ответы детей)

Воспитатель: Доброе утро, как добрая птица, в окно к нам стучится! Приготовьте гнездышки – ладошки! Берем доброе утро осторожно, и как птичку пересаживаем из гнездышка в гнездышко, чтобы оно погрелось в руках у каждого. Пересаживаем – передаем по кругу и тихонько приговариваем «Доброе утро!» Вот и последнее гнездышко - мое, я выпускаю Доброе утро в воздух. Пусть летает вокруг нас!

Все вместе: Доброе утро!

В: Ну-ка, все мы – встанем в круг,

За руки все взялись вдруг,

Будем рядом мы стоять – на вопросы отвечать.

Начинаем заниматься, будем очень мы стараться.

В:Давайте мы с вами для поднятия хорошего настроения просмотрим музыкальный мультик, но будьте внимательны, после просмотра мультика нужно будет ответить на мои вопросы.

Вспомните о каком времени года мы с вами говорили на прошлом занятии? Какое время года было перед летом (Весна.) Какое время года пришло за летом? (Осень.) Назовите осенние месяцы. (Сентябрь, октябрь, ноябрь.)

Воспитатель загадывает загадку:

Листья с веток облетают,

Птицы к югу улетают.

«Что за время года?» — спросим.

Нам ответят: «Это...» (осень).

В:Ребята, о чем говорится в этом стихотворении?" О времени года осень".  

В: Ребята, слышите, кто то стучится к нам в дверь?

Сегодня к нам пришёл необычный гость. Отгадайте кто это.

 Необычный малыш, попавший с Луны на Землю. Жители Поляны решили, что это – Лунная пчела, а, значит, приходится родственником обычным земным пчелам. Он фиолетового цвета,  и у него четыре уха. (лунтик)

           Л:-Здравствуйте, ребята я очень рад ,что попал сегодня к вам. У меня к вам есть много вопросов. У нас на  поляне все  сейчас только и говорят, что на улице   осень. А что это такое, я не знаю. Может быть, вы мне объясните.

В:-Конечно, Лунтик, наши дети тебе всё объяснят .Они уже много знают. Давайте вспомним приметы осени, а помогут нам картинки.

В:Ребята, а сейчас посмотрите на картинки и назовите осенние приметы.

hello_html_353c8f8c.jpg             hello_html_163c1e68.jpg      hello_html_5c193e1d.jpg             hello_html_m1b6252d8.jpg

В: Молодцы ребята, вы назвали основные приметы осени.

Л: Ребята, а что вы мне можете еще рассказать об осени?

В: Ребята, а давайте Лунтику составим небольшой рассказ об осени.

Воспитатель показывает детям картинку "Осень" и предлагает вместе придумать рассказ по ней.

hello_html_m2e5b36c9.jpg

Воспитатель начинает рассказ с фразы: "Наступила осень". Обводит указкой всю картину. Продолжает свой рассказ произнося только начало фразы и одновременно показывает указкой на соответствующее изображение (животные, листья...). Светит но не греет(солнце). В лесу лакомится орешками (белка). Сменил шубку на белую (заяц). Собирает листья и несет их в норку (ежик). В лесу ищет берлогу себе (медведь).Воспитатель предлагает детям повторить рассказ самостоятельно. Рассказы детей 2-3 рассказа.

Рассказ получится примерно такой: Наступила осень. Солнце светит, но не греет. В лесу белка кушает орешки. Заяц сменил шубку, на белую. Ежик собирает листья и несет их в норку. В лесу медведь ищет берлогу к зиме.

Л: Спасибо ребята, какой замечательный рассказ у вас получился!

В: Ребята, вы наверно уже устали, давайте отдохнем.

Физкультминутка.

Вдруг закрыли небо тучи

(стоя на носочках, руки поднять вверх и соединить

над головой)

Начал капать дождь колючий

(руки на поясе, прыжки на месте)

Долго дождик будет плакать

Разведёт повсюду слякоть

(присесть, делая круговые движения руками в сторону)

Грязь и лужи на дороге

Поднимай повыше ноги

(шагать на месте, высоко поднимая ноги)

Звуки осени.

Музыка (дует ветер, шелест листвы, капает дождь).

4. Воспитатель предлагает детям послушать и запомнить звуки осени. Длительно произносит звук (с) и говорит детям что так дует ветер.

Предлагает детям изобразить ветер по предыдущему упражнению жестом (руки не спеша развести в стороны и одновременно подуть перед собой).

Затем длительно произносит звук (ш) и скажите детям, что так шелестят под ногами опавшие листья. Сопоставить звук с движением- сделать несколько движений на месте. После этого произнесите несколько раз звукоподражание: "Кап, кап, кап." и спросите детей что это им напоминает (дождь).

В:Лунтик, ну а ты запомнил звуки осени?

Л: Да!

В: А ты любишь стихи?

Л: ДА!

В: А вы, ребята?

Д: Любим!

В: А я знаю стих про осень, а хотите мы выучим его вместе? Это очень просто и помогут нам опять картинки.

hello_html_m2fdd5bc3.jpg

Молодцы, ребята!

Мы с вами много стихов выучили к празднику осени, давайте их прочитаем нашим гостям.

В: Давайте немножко поиграем, я буду вам задавать вопросы, если ответ «да», надо хлопнуть в ладоши, а если ответ «нет», положить руки на пояс.

Осенью цветут цветы?

Осенью растут грибы?

Тучи солнце закрывают?

Колючий ветер прилетает?

Морозы осенью бывают?

Ну а птицы гнезда вьют?

А букашки прилетают?

Зверьки норки закрывают?

Урожай все собирают?

Птичьи стаи улетают?

Солнце светит очень жарко?

Часто-часто льют дожди?

Можно детям загорать?

Ну а что же надо делать  – куртки, шапки надевать?

В:Молодцы, справились с этим заданием.

В: Молодцы! Лунтику пора возвращаться на свою Поляну.

Л:-До свидания, ребята! Спасибо, вы помогли мне разобраться, что такое осень!

Рефлексия:

В: Ребята, вот и закончилось наше время.

А что тебе понравилось в нашей беседе?

Что вам показалось трудным?

Каму вы придя домой расскажите о нашем занятии?

- Вот и закончилось наше занятие. Но мы ещё не раз будем возвращаться к временам год. Будем наблюдать изменения в природе на прогулках. А красавица осень подарила вам подарочки, вы должны соединить точечки и получившийся рисунок раскрасить.





По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по развитию речи в средней группе Тема: «Развитие речи как средство творческого воображения детей»

Конспект занятия по развитию речи в средней группе Тема: «Развитие речи как средство творческого воображения детей»...

Конспект занятия по развитию речи в средней группе. Тема: «Путешествие в осень».

Конспект занятия по развитию речи в средней группе.Тема: «Путешествие в осень».Цель:1) Помочь детям увидеть многоцветие осени; учить чувствовать и понимать красоту окружающего мира.Задачи:...

Конспект занятия по развитию речи в средней группе "Золотая осень"

Данный материал предназначен для работников дошкольных учреждений...

Конспект занятия по развитию речи в средней группе. Тема: «Составление рассказов об осени»

На данном занятии  дети продолжают учиться составлять связные рассказы на тему "Осень"...

Конспект занятия по развитию речи в средней группе. Тема «Осень».

Формирование представлений об осени на основе ознакомления с существенными признаками сезона. Уточнение и расширение словаря по теме «Осень» (осень, погода, лист, дерево, береза, кора, кор...

Конспект занятия по развитию речи в средней группе Тема: "Военная техника" план-конспект занятия по развитию речи

Формирование представлений о военном транспорте и его назначении.Закрепление в речи существительного с обобщающим значением транспорт....

Конспект комплексного занятия по развитию речи в средней группе Тема: «Осень».

Цель: учить детей отвечать на вопросы, поддерживать диалог, составлять связанный рассказ по картине с помощью педагога; активизировать в речи детей прилагательные и глаголы....