материнский фольклор
консультация по развитию речи (младшая группа)

Черняева Елена Васильевна

Все мы знаем какое важное значение имеет фольклор в жизни детей. Поэтому знакомство с ним необходимо начинать с самого рождения. А в детском саду с детьми раннего возраста. В период от грудного вскармливания и до 3 лет фольклор называют «Материнским фольклором».

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл materinskiy_folklor.docx25.12 КБ

Предварительный просмотр:

Слайд 1

Слайд 2

Все мы знаем какое важное значение имеет фольклор в жизни детей. Поэтому знакомство с ним необходимо начинать с самого рождения. А в детском саду с детьми раннего возраста. В период от грудного вскармливания и до 3 лет фольклор называют «Материнским фольклором».

«Материнский фольклор», когда мы слышим эту фразу, сразу всплывает картина, на которой мама прижимает к себе ребенка качает его и поет колыбельную песню. От такой картины идет тепло материнской любви, заботы, ласки. Мы вспоминаем себя в детстве, как мама или бабушка пели нам колыбельные перед сном, как успокаивали нас, когда нам было больно (А у кошки боли, а у мышки боли…), как забавляли нас потешками (Тень – тень потетень, сели звери под плетень…) и т.д.

Слайд 3

Материнский фольклор — это те жанры детского фольклора, которые используются в процессе пестования, взращивания ребёнка. Это, прежде всего, колыбельные песни, пестушки,сказки, сопровождающие телесный контакт матери и ребёнка в процессе ухода, потешки, прибаутки.

Мы работаем с детьми раннего возраста. Этодети от 2 до 3 лет и адаптационный период редко, когда проходит без слез. Расставание с самым дорогим человеком, это большой стресс для малыша. На помощь нам приходят все жанры материнского фольклора. Это колыбельные песни, пестушки, потешки и прибаутки.

Слайд 4

В ОП «Теремок» МФ прослеживается на протяжении всего учебного года.  МФ затрагивает все ОО.

Слайд 5-6

Физическое развитие

МФ сочетает в себе слово, образ и действие. При этом слово задает образ, как для части тела, так и для совершаемого им действия. Формирование представления о собственном теле у ребёнка раннего возраста происходит в играх с пестушками. (Пестушки–это небольшая песенка, которую исполняет взрослый человек, чтобы рассмешить или отвлечь ребенка).Соединение в пестушках тактильного и эмоционального контакта со словом и эмоциональным образом используется для получения и закрепления двигательного опыта ребенка.

Потягушечки, потягушечки.

Поперёк толстунушки,

А в ножки – ходунушки,

А в ручки – хватунушки,

 А в роток - говорок,

А в голову – разумок.

Большие ноги

Шли по дороге:

Топ-топ-топ

Маленькие ножки

Бежали по дорожке:

Топ-топ-топ-топ-топ…

Таким образом в пестушках взрослый знакомит ребенка с частями тела, указывая на их особенности, назначение и т.д. и важным условием является тактильное ощущение. Ребенок должен не просто слушать, но и ощущать телом, о чем говорит взрослый.

Слайд 7-8

Социально – коммуникативное развитие.

Через МФ дети знакомятся с окружающим миром, познают его. Происходит формирование духовных и нравственных ценностей, представления о семье и социальных нормах, представление о труде и безопасности.

Чаще всего социально – коммуникативное развитие отслеживается именно в колыбельных. Через колыбельные взрослые передают знания, наставления, дают наказ.

Духовные ценности: Баю, баю, детка!

Поспи, детка, поспи,

У Бога счастье попроси!

Боже счастьица дает,

Тебе в люленьку кладет.

Нравственные ценности прослеживаются в колыбельных, в которых воспитывают ребенка быть благодарным отцу и матери, нянькам и т.д. быть щедрым за их труд.

Нравственные ценности:

Спи-ко, дитятко, покрепче,

Недосуг с тобой возиться:

Надо сеять и пахать,

А не рученькой махать.

Семейные традиции, семейный быт и семья в целом выступает, как самый важный образ в МФ. С рождения ребенку прививаются семейные ценности, почитание взрослых членов семьи.

Семейные ценности:

А баю-баю-баю,

Дед пошел за рыбою,

Бабушка коров доить,

Ну отец – дрова рубить.

Труд прививается детям с молоком матери. Практически во всех колыбельных упоминается о труде. Трудят и взрослые, и животные, сказочные герои.

Безопасность также прослеживается в МФ.

Баю-баюшки-баю,

Не ложися на краю –

С краю свалишься,

Переплачешься.

Придёт серенький волчок,

Тебя схватит за бочок,

Тебя схватит за бочок

И утащит во лесок.

Как мы видим через колыбельные издревне ребенку передавались нравственные и семейные ценности, воспитывали трудолюбие, безопасное поведение.

Слайд 9-10

Познавательное развитие

МФ несет в себе функции воспитания, развития и обучения. С ранних лет ребенок познает мир, через потешки, прибаутки, небылицы, кумулятивные сказки (в которых все персонажи не слушаются один другого, не выполняют тех действий, которых от них ждут). Где речь идет о животныхих строении и повадках, о природных и физических явлениях, о функции человеческих органов, учит составлять причинно-следственные связи и т.д.

Про птиц

Ах ты, совушка-сова,
Ты, большая голова!
Ты на дереве сидела,
Головою ты вертела -
Во траву свалилася,
В яму покатилася!

Про природные явления:
Ах ты, радуга-дуга,
Ты высока и туга!
Не дай дождика,
Дай нам вёдрышко.
Чтобы деткам погулять,
Чтоб теляткам поскакать,
Нужно солнышко,
Колоколнышко!

Небылицы для познания мира

Между небом и землей                                                                    

Поросенок рылся

 И нечаянно хвостом    

К небу прицепился.

Слайд 11-12-13

Развитие речи

Ну и конечно же любые формы МФ направлены на развитие речи детей. Ребенок вовлекается в повторение не сложных легко запоминающихся песенок, потешек, прибауток и т.д. А потом и самостоятельно начинает проговаривать их.

С помощью МФ ребенок учиться правильно проговаривать звуки:

Ай-ту-ту-ту-ту-ту-ту,

Не вари кашу круту,
Вари жиденьку,

Корми Митеньку.

Постепенно происходит усложнение и появляются разнообразные слова прилагательные. Которые окрашивают текст, придавая яркое значение явлению, предмету, действию и т.д.

Миленький дружок,

Ты пшеничный пирожок,

Ты лазоревый цветок

Да малиновый душок!

Затем добавляются глаголы. Для лучшего понимания весь текст сопровождается действиями.

Ты пляши, пляши, пляши.
Ты пляши, пляши, пляши,
У тя ножки хороши!
Хороши – не хороши,
Все равно ты попляши!
Ножками потопай,
Ручками похлопай!
Хохотушкой хохочи!
Поскакушкой поскачи!

 Все разнообразие МФ нацелено на развитие речи, ее обогащение. Постепенное усложнение и поэтапное знакомство с частями речи согласно возрасту ребенка и его развитию несет положительный эффект.

Слайд 14-15

Художественно – эстетическое развитие.

Музыкальные напевы могут успокоить ребенка, когда он плачет, когда тревожно, больно или обидно. Простые рифмы, легкие напевы, запоминающиеся слова — все это направленно на ХЭР.

Использование фольклора в области ХЭР позволяет детям настроится на нужный лад,в ходе, таких игр легко устанавливается эмоциональный контакт взрослого с ребёнком.

Слайд 16-17-18

На данный момент мы в группе запустили проект «Материнский фольклор».  Кроме того, что родители разучивали потешки дома, они еще и начали создавать иллюстрации к книжкам-малышкам.

Слайд 19-20

В рамках реализации проекта в группе совместно с детьми мы сделали макет русской избы, которая помогает нам в разучивании различных видов МФ.

Слайд 21

Наши малыши проявляют большой интерес к потешкам, колыбельным песням, пестушкам. МФ помогает успокоить ребенка, развеселить, «разговорить», настроить на положительный лад. Именно поэтому детей раннего возраста МФ должен сопровождать на протяжении всего учебного года и во всех режимных моментах. Это поможет малышу быстрее адаптироваться к детскому саду.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Материнский фольклор

Материнский фольклор обширная область устного народного поэтического творчества. Это целый мир - яркий, радостный, наполненный жизненной силой и красотой....

Методическая разработка "Материнский фольклор"

Доброта, милосердие,сердечность, напевность колыбельных-вот что всегда лежало в основе материнского фольклора....

Формирование этнокультурной компетентности детей посредством материнского фольклора

Процесс глобализации, масштабы которого сложно недооценивать, наиболее остро ставит перед нами вопросы межэтнического взаимодействия и взаимопроникновения культур разных народов. Культурное взаимовлия...

Консультация для родителей "Материнский фольклор"

О роли материнской поэзии в раннем музыкальном развитии детей...

"Материнский фольклор в образовательной среде"

Материнский фольклор это большой педагогический потенциал, заложенный в этих простых по форме произведениях, он даёт возможность успешно  использовать его  в современном образовании....

«Материнский фольклор в развитии детей раннего возраста»

laquo;Изучайте фольклор, учитесь на нём. Без знания прошлого нет будущего».  ...

Арт-технология "Материнский фольклор"

Методическая разработка...