Технологическая карта по развитию монологической речи по Теме: «В гостях у сказки»
презентация к уроку по развитию речи (старшая группа)

Лебедева Мария Ивановна

Автор предостовляет занятие по  развитию связной речи у детей старшего дошкольного возраста с использованием технологической карты и презентации. Воспитатель предлагает детям с помощью картинок пересказать не большой рассказ. Помимо самого рассказа, в занятии присутсвуют план, загадки.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Конспект 27.08 КБ
PDF icon Презентация1.39 МБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта по развитию монологической речи по

Теме: «В гостях у сказки»

Возраст: старшая группа.  

Цели: способствовать развитию монологической формы посредством чтения художественной литературы. Формировать умение связанно, последовательно и выразительно пересказывать небольшие рассказы.

Задачи:

Образовательные:

1. Формировать умение детей описывать предмет по схеме;

2. Формировать умение детей рассуждать и аргументировать свои высказывания

3.Формировать умение детей последовательно пересказывать текст посредством наглядности.

4.Формировать интерес к прочитанному, понимание того, что сказки необходимо помнить и пользоваться их лексикой и мудростью;

5. Продолжать учить образовывать однокоренные слова

Развивающие:

1 Развивать умение придумывать свои концовки к сказкам.

2 Закреплять умение грамотно оформлять свои ответы, формировать яркую, образную, связную, грамматически правильно построенную речь.

Воспитательные:

1. Воспитывать в детях умение прийти на помощь в трудной ситуации, взаимопомощь, взаимовыручку.

Предварительная работа: рассматривание иллюстраций по теме; чтение,

рассказывание сказок; проведение дидактических игр: «Угадай сказку по картинке», «Из какой сказки герой»; Разгадывание загадок о сказках и героях; словарная работа: сказка, загадка, небылица, присказка; беседа «Чему учат нас сказки?»; рисование картин к сказке «Гуси-лебеди».

Методы и приёмы:

Наглядный метод: -рассматривание картин; -схема.

Словесный метод: -разъяснение; -беседа; -вопросы; -загадывание загадок; -игровой прием (игровая технология); -поощрения; -дидактическая игра; -физкультминутка.

Материалы и оборудование: - Иллюстрации к сказке «Гуси-лебеди»; -Доска; - силуэты героев сказки «Гуси-лебеди»; - Схемы; - Флонелеграф

Этапы

Деятельность воспитателя

Деятельность детей

1. Организационный момент.

Друг на друга посмотрели,

Крепко за руки взялись,

Влево-вправо повернулись,

И друг другу улыбнулись.

Сл.1. «Сегодня мы продолжим путешествие в Страну Сказок. Вам нравится отгадывать загадки? Сл.2.

Что значит слово «загадка»

Обобщает сказанное детьми«Загадка» - это мудрёный (то есть умный) вопрос. Это вопрос, в котором скрывается определённое слово – его и нужно отгадать».

Сл.3.Отгадайте загадку и вы узнаете, о какой сказке мы будем говорить!».

В сказке небо синее,

В сказке птицы страшные.

Яблонька, укрой меня!

Реченька, спаси меня!

Дети стоят вокруг воспитателя

Дети рассаживаются полукругом на стульчиках.

Индивидуальные ответы детей

«Гуси-лебеди»

2. Основная часть.

Показываем фигурки сестрицы Аленушки и братца Иванушки, бабы-яги и гусей-лебедей

Сл.4. Опиши сюжет сказки по предложенному наглядному плану. (план на доске).

Воспитатель: Правильно! Ребята к нам в гости пришли герои этой сказки. Какие же они эти герои? Кто хочет рассказать о сказочном персонаже?

«Молодцы, ребята. Вы все знаете эту сказку. Сл.5. Почему она называется сказкой?

 

Ребята кто может мне сказать, что такое небылица? 

 Какие небылицы вы можете назвать из этой сказки?

Сл. 6.«Ответьте мне на вопрос: «Что всегда есть у любой сказки

(воспитатель побуждает детей рассуждать).

«У каждой сказки есть своё название.

«Ребята какое название у нашей сказки

Сл. 7. Давайте вспомним эту сказку. (Педагог выставляет сюжетные картинки, которые изображают только середину сказки)

Сл.8-9. Дидактическая игра «разложи по порядку»

Ребята, хотела я вам картинки к нашей сказке показать, да вот беда, баба- яга их все перепутала. Помогите мне, пожалуйста, разложить их по порядку. Работать вы будете в группах. (2 стола с картинками.

А воспитатель крепит их к доске).

Сл.10. Молодцы ребята, вы хорошо потрудились! Устали? Я предлагаю

вам прогуляться в лес.

Физкультминутка

В темном лесу есть избушка

В темном лесу есть избушка.

Стоит задом наперед. 

В той избушке есть старушка

Бабушка Яга живет. 

Нос крючком, 

Глаза большие, 

Словно угольки горят. 

Ух, сердитая какая! 

Дыбом волосы стоят. 

А теперь пора возвращаться.

Сл.11.

Упражнение «Расскажи сказку по картинке»

Пересказ сказки по картинкам. - В сказках всегда есть три части – это начало сказки, середина и конец. Напомните мне, как начинаются все сказки?

Как вы думаете, как начиналась сказка «Гуси-лебеди»?

«Как вы понимаете слово

«кликнула»?.

В середине сказки рассказывается о том, как Аленушка братца искала.

Кто хочет рассказать? Что произошло потом? Что было в конце сказки? Вот мы и нашли и начало сказки, и середину и конец.

Молодцы ребятки, все верно вспомнили!

Сл.12«Ребята «Гуси-лебеди» народная Сказка?..

Люди рассказывали ее друг - другу и каждый добавлял что-то свое. Давайте и мы с вами внесем в сказку что-то новое, хотите? 

Ребята как мы с вами можем ласково назвать реку; яблоня; печь

«О чем эта сказка? Определите, какая главная мысль сказки «Гуси-лебеди»?

«Скажите ребята, если бы Аленушке никто не помогал, смогла бы она спасти брата?». Побуждаем детей рассуждает

Сл.13. Сейчас я прочитаю вам несколько пословиц и поговорок, а вы подумаете и объясните, как вы понимаете эти пословицы?» (воспитатель выслушивает ответы каждого ребёнка и уточняет смысл каждой пословицы).

В трудном деле даже малая помощь много значит.

Добрые дела человека красят.

Дети показывают фигурки

Дети по очереди описывают

 сказочных героев

 Потому что в ней есть необычные вещи – небылицы

Небылица - это то, чего не может быть на самом деле.

Дети перечисляют небылицы из сказки

Дети по очереди отвечают.

Ответ детей

«Гуси-лебеди»

Дети рассматривают картинки

1 группа подходит к первому столу, 2-ко второму

Дети подают последовательно картинки

ДААААА!!!

Дети шагают

Дети шагают

Дети поворачиваются.

Грозят пальцем.

Грозят пальцем другой руки.

Показывают пальчиком.

Показывают.

Покачивают головой.

Бегают на месте.

Руки поднимают на вверх.

Дети рассаживаются за столы

1 ребенок- начало сказки, 2-середину, 3-конец сказки

«Однажды»«Жили-были»«В некотором царстве, в некотором государстве» и так далее.

ответы детей.

«Кликнула, значит позвала»

Дети рассказывают по очереди

Народная, потому что, не известно кто ее автор

ответы детей.

речка, реченька. Речушка, яблонька, печка, печенька.

«Очень важно слушаться родителей».

Ответы детей

Дети по очереди объясняют как они поняли.

3.Заключительная часть

Сл. 14. Педагог оценивает работу детей на занятии только с положительной стороны.

Вопросы:

Что есть у любой сказки?

Как называлась сказка, о которой мы говорили на занятии? 

Сколько частей в тексте сказки?

Как определить в сказке начало?

Как мы можем определить середину сказки?

Назовите, какие события происходили в середине сказки 

«Гуси-лебеди»?

Как определить конец сказки?

Чем закончилась сказка «Гуси-лебеди»? Какой конец у этой сказки, хороший или не удачный? 

Чему учит нас эта сказка?

У всех сказок есть своё название

(Гуси-лебеди)

В сказке есть три части: начало, середина и конец

Сказки всегда начинаются со слов: «Жили-били»«В некотором царстве, в некотором государстве»«Давным-давно в далеком королевстве» 

В середине сказки всегда рассказывается о каких-то событиях, которые происходят с героями

индивидуальные ответы детей

В конце сказки мы узнаём, чем закончились события, которые происходили с героями и чем они закончились

индивидуальные ответы детей

Эта сказка нас учит добру, тому, чтобы быть дружными и всегда друг другу помогать


Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по развитию связной речи дошкольников "В гостях у сказки"

Рабочая программа по развитию связной речи младших дошкольников реализует образовательную область «Речевое развитие» Основной образовательной программы дошкольного образования, согласно ФГ...

Технологическая карта по развитию речи в средней группе: "В гостях у сказки"

Технологическая карта по развитию речи в средней группе: " В гостях у сказки"...

Технологическая карта по развитию связной речи у детей старшего дошкольного возраста с использованием мнемотаблицы.

Автор предостовляет занятие по  развитию связной речи у детей старшего дошкольного возраста с использованием мнемаблицы, в виде технологической карты.Педагог предлагает детям с помощью мнемотабли...

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА ЗАНЯТИЯ ПО ОСВОЕНИЮ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ "В гости к сказке"

МБДОУ: «Снежинка»Группа: старшаяВоспитатель:  Горюхина Наталья ВадимовнаТема:  "В гости к сказке"Цель: продолжать формировать у детей элементарные математичес...

Технологическая карта образовательной деятельности в старшей группе «В гости к сказкам»

Создание условий для естественного решения доступных познавательных задач посредством игровых приёмов и элементов методики ТРИЗ. Развитие познавательной активности, творческих возможностей с помощью...

Технологическая карта по развитию связной речи по лексической теме "Транспорт. Городская улица"

Технологическая карта подгруппового занятия по равзитию связной речи в ДОУ с детьми старщего дошкольного возраста с ТНР...