Занятие на тему: "Дифференциация звуков "Л" - "В".
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)

Журавлёва Людмила Михайловна

ЗадаВ занятие включены задания на дифференциацию звуков. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dokument_microsoft_office_word.docx432.67 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: Дифференциация звуков «Л» - «В».

Задачи:

  1. Учить делить слова на слоги.
  2. Формирование общей, артикуляционной и пальчиковой моторики.
  3. Развитие фонематического слуха.
  4. Продолжать дифференцировать звуки «Л» - «В» в слогах, в словах, во фразовой речи, в предложениях, связной речи.
  5. Формирование речевого дыхания.
  6. Учить согласованию числительных с существительными.
  7. Развитие связной речи.
  8. Учить пересказывать текст, отвечать на вопросы по тексту.
  9. Воспитывать усидчивость и аккуратность.

Оборудование: схема артикуляции звука «Л»; карточки с артикуляционной гимнастикой; пособие Тучка; картинка для пересказа текста.

Ход занятия:

  1. Организационный момент.

Логопед: Я прочитаю слова, а ты внимательно послушай и повтори только, те слова, которые я произнесу без ошибок. Раздели слова на слоги.

Речевой материал: лук – вук; лампа – вампа; лопата – вопата.

- Какой звук ты слышишь в начале этих слов?

Ребёнок: Звук «Л».

Логопед: Давай вспомним характеристику звука «Л».

Ребёнок: согласный, твёрдый, звонкий.

Уточнение артикуляции звука «Л».

- губы в улыбке;

- зубы видны, кончик языка прижат к верхним зубам.

Логопед: На занятии будем учиться различать звуки «Л» и «В» и правильно произносить эти звуки в речи.

  1. Основная часть.

Артикуляционная гимнастика.

«Часики».

Тонким язычком вправо, влево похожу -

Язычок всем покажу.

«Качели».

Язычок на качелях я покачаю,

То вверх подниму, то вниз опущу.

«Спрячь конфетку».

Язычок в конфетку превращу,

И за щеки спрячу.

«Почистим зубы».

Вместо щётки язычок,

Зубки им почищу,

Будут зубки у меня чистыми всегда.

Дифференциация звуков «Л» - «В» в слогах. Игра «Скажи наоборот».

Если логопед говорит слог со звуком «Л», то ребёнок произносит подобный слог со звуком «В», и наоборот.

ЛА – ВА;

ЛО – ВО;

ЛЫ – ВЫ;

ВУ – ЛУ;

АЛА – АВА;

АВО – АЛО;

АЛЫ – АВЫ;

АВУ – АЛУ.

Развитие фонематического слуха. Игра «Хлопни – топни».

      Хлопни в ладоши, если услышишь слог со звуком «Л», в топни, если в слоге встречается звук «В».

ЛА, ЛО, ВО, ВА, ЛЫ, ВУ, ВО, ЛУ, КЛО, КВО, КВА, КЛА.

Дифференциация звуков «Л» - «В» в словах. Игра «Хитрые слова».

А) Какое слово получится, если произнести данное слово без первого звука?

Иволга – ….. Волга.

Клава – …… лава.

Славочка - …….. лавочка.

Ковал - …….. овал.

Б) Какое слово получится, если произнести данное слово без первого слога?

Поплавки - ………… плавки.

Заголовки - ……… головки.

Булавка - ……… лавка.

Лаваш - ……. ваш.

В) Какое слово получится, если заменить первый звук на звук «В»?

Полк - ……. волк.

Полосы - …… волосы.

Мыл - ….. выл.

Сложил - ……. вложил.

Ходил - …… водил.

Физкультминутка «Ложка – это ложка».

Ложка – это ложка,

Шагаем на месте.

Ложкой суп едят.

Хлопаем в ладоши.

Кошка – это кошка,

Шагаем на месте.

У кошки семь котят.

Хлопаем в ладоши.

Тряпка – это тряпка,

Шагаем на месте.

Тряпкой вытру стол.

Прыжки на месте.

Шапка – это шапка,

Шагаем на месте.

Оделся и пошёл.

Прыжки на месте.

А я придумал слово,

Руки в стороны – на пояс.

Смешное слово – плим.

Присели.

Я повторяю снова:

Наклоны туловища влево – вправо.

Плим, плим, плим!

Присели.

Вот прыгает и скачет

Прыжки на месте.

Плим, плим, плим!

Шагаем на месте.

И ничего не значит

Прыжки на месте.

Плим, плим, плим!

Шагаем на месте.

Дифференциация звуков «Л» - «В» во фразовой речи. Игра «Весёлый счёт» (согласование числительного с существительным).

Образец: Одна булавка – две булавки – три булавки – четыре булавки – пять булавок.

Одна лавочка - ………………………………….;

Один волк - ………………………………………;

Один овал - ……………………………………….;

Пальчиковая гимнастика «Повтори за мной».

Подбери слова с противоположным значением и покажи движения.

Выложил – вложил.

Ладонь тыльной стороной вниз – левую руку вложить в правую и прикрыть.

Испачкал – вымыл.

Хлопнуть в ладоши – потереть ладони.

Замочил – высушил.

«Разбрызгивать» кончиками пальцев – махать ладонями к себе.

Развитие речевого дыхания. Игра «Дождик».

На тучке прикреплены капельки дождя, их можно пришить нитками. Ребёнку предлагается подуть на эти капельки.

Дифференциация звуков «Л» - «В» в предложениях. Игра «Исправь ошибки».

Алла поливал тюльпаны.

Волгу обогнали самосвал.

За волчицей бежали пять волчонок.

Лада нашла в лесу много волнушка.

Дифференциация звуков «Л» - «В» в связной речи. Ответь на вопросы.

На рыбалке.

    Летом Владик отдыхал у бабушки Клавы в деревне Владыкино. Там он ходил на речку и ловил плотву. Ловко закидывал мальчик удочку и наблюдал за поплавком. Когда поплавок исчезал в воде, Владик поднимал удочку. На крючке болталась

плотва. Наловив плотвы, Владик с радостью бежал домой, чтобы похвалиться бабушке Клаве своим уловом.

Вопросы:

  1. Где отдыхал Владик?
  2. Чем он занимался?
  3. Чем Владик хвалился бабушке?
  1.  Основная часть.

- Какие звуки ты старался произносить правильно?

- Давай вспомним характеристику звука «Л».

- Что тебе понравилось?

Ты умник (умница)! До скорых встреч!

ПРИЛОЖЕНИЕ 1.

Дидактический материал.

Тема: Дифференциация звуков «Л» - «В».

http://facts-world.ru/wp-content/uploads/2014/05/luk_repchatiy-polza-facty.jpeghttp://evo-lumen.ru/images/stories/lumitek/3.jpghttp://sovenok.ru/images/resize/900-900-sovenok_011102_avc.jpg

Схема артикуляции звуков «Л», «Л’».

http://logopedprm.ru/wp-content/uploads/2013/11/2013-11-05_104144.jpg

Дифференциация звуков «Л» - «В» во фразовой речи. Игра «Весёлый счёт».

C:\Users\Людмила\Desktop\СКА.jpgC:\Users\Людмила\Desktop\СКА.jpgC:\Users\Людмила\Desktop\СКА.jpgC:\Users\Людмила\Desktop\СКА.jpgC:\Users\Людмила\Desktop\СКА.jpg

http://skachat-kartinki.ru/img/picture/Oct/06/b2a4b77a73acb5ceb6759b147e96e0cb/mini_2.jpghttp://skachat-kartinki.ru/img/picture/Oct/06/b2a4b77a73acb5ceb6759b147e96e0cb/mini_2.jpghttp://skachat-kartinki.ru/img/picture/Oct/06/b2a4b77a73acb5ceb6759b147e96e0cb/mini_2.jpghttp://skachat-kartinki.ru/img/picture/Oct/06/b2a4b77a73acb5ceb6759b147e96e0cb/mini_2.jpghttp://skachat-kartinki.ru/img/picture/Oct/06/b2a4b77a73acb5ceb6759b147e96e0cb/mini_2.jpg

http://drredpen.ru/wp-content/uploads/2013/04/Psihologiya-geometricheskih-figur-e%60lips.gifhttp://drredpen.ru/wp-content/uploads/2013/04/Psihologiya-geometricheskih-figur-e%60lips.gifhttp://drredpen.ru/wp-content/uploads/2013/04/Psihologiya-geometricheskih-figur-e%60lips.gif

http://drredpen.ru/wp-content/uploads/2013/04/Psihologiya-geometricheskih-figur-e%60lips.gifhttp://drredpen.ru/wp-content/uploads/2013/04/Psihologiya-geometricheskih-figur-e%60lips.gif

Дифференциация звуков «Л» - «В» в связной речи. Перескажите текст.

http://st.depositphotos.com/2400497/3075/v/110/depositphotos_30752825-Boy-fishing.jpghttp://galerey-room.ru/images/0_5148d_84fe66f2_orig.pnghttp://static8.depositphotos.com/1037238/828/v/170/depositphotos_8283236-Boy-going-fishing.jpg


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект комплексного логопедического занятия по теме: Дифференциация звуков Р и Л

Конспект комплексного логопедического занятия по теме: Дифференциация [р] - [л] Цель: сравнение, различение и правильное произношение звуков [р]-[л].Задачи: сравнение, различение и правильн...

Конспект фронтального логопедического занятия на тему: «Дифференциация звуков Ж-З»

Конспект фронтального логопедического занятия на тему:«Дифференциация звуков Ж-З» Цель: Закрепление правильного произношения и различения звуков Ж - 3.Задачи: - образовательные: формировать...

Конспект индивидуального занятия на тему: "Дифференциация звуков [Л]-[Р]. Лексическая тема "Цветы".

Конспект индивидуального занятия для детей подготовительной группы по дифференциации сонорных звуков. Занятие построено с применением сюрпризного момента, в виде музыкальной загадки. Игры, задания вып...

Конспект открытого логопедического занятия по теме "Дифференциация предлогов К - ОТ"

Конспект фронтального открытого логопедического занятия по совершенствованию лексико - грамматических представлений на тему "Дифференциация предлогов К - ОТ"...

Конспект логопедического занятия по теме: "Дифференциация звуков "с" и "ш" в словах, фразах"

Конспект занятия по дифференциации звуков проводится только после того как будут поставлены звуки с и ш....

ФОНЕТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ на тему: "Дифференциация звуков С - Ш"

Данное занятие состоим из нескольких этапов, каждому из которых даны подробные инструкции. Так же есть материал к занятию....

Конспект фронтального логопедического занятия на тему "Дифференциация звуков К-Х и соответствующих им букв"

Занятие составлено для подготовительной группы в рамках программы по коррекции ФФНР....