Конспект НОД по речевому развитию в смешанной дошкольной группе "В гости к Матрёшке"
план-конспект занятия по развитию речи (средняя, старшая группа)

Габдинурова Нелли Мавлютовна

Конспект НОД можно использовать в работе с детьми среднего и старшего дошкольного возраста. Основной целью является знакомство с историей возникновения Матрёшки. В ходе работы идет активизация  пассивного словаря. Продолжать расширять знания о народном промысле, развивать умение логически излагать описательный рассказ по схеме

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл v_gosti_k_matreshke.docx75.97 КБ

Предварительный просмотр:

 Конспект интегрированного занятия в смешанной дошкольной группе по теме «В гости к Матрешке». 

Воспитатель Габдинурова Нелли Мавлютовна.

Цель: ознакомление и расширение представлений детей о народных промыслах и истории создания народных игрушек, развитие лексико-грамматических компонентов по данной теме.

Задачи:

1. Знакомить детей с историей создания кукол в России;

2. формировать интерес к русскому прикладному искусству – деревянной игрушке;

        3. воспитывать познавательный интерес к занятию и воспитывать уважительное        отношение к народной культуре;

        4. обогащать словарный запас по теме;

           Ход занятия

Воспитатель:

              Ребятки, я на ярмарке была

               И друзей себе нашла

               В гости к нам я привела.

               Вы гостям-то рады? (Да)

Ребенок: Мы рады гостям,

              Как добрым вестям

              Всех привечаем

              Душевно встречаем (подают хлеб-соль) гости проходят в группу.

               Я на ярмарке была,

               И корзинку принесла,

               Оказалась она не пустой

               Есть товар в ней кое-какой.

Воспитатель: Хотите узнать, что в ней? Тогда слушайте загадки и скажите мне отгадки..

1.Утром, вечером и днём

  Соберемся за столом.

  Ждут нас каша, суп, окрошка,

  А поможет есть их  (ложка) (Достаю из корзины, показываю, кладу на стол)

2.Дед Егор еще не старый,

   Внуку сделал он забаву.

  И теперь внучок Сашулька

  Забавляется (свистулькой) (Достаю из корзины, показываю, кладу на стол)

 Воспитатель: А вот вам и третья загадка!

         Алый шелковый платочек,

         Яркий сарафан в цветочек,

         Упирается рука

         В деревянные бока.

         А внутри секреты есть:

         Может три, а может шесть.

         Разрумянилась немножко

         Это русская… (матрешка).  (Ответы детей).

Воспитатель: Правильно, это Матрёшка! Ребята, а что это за предметы?

Дети: Это предметы народного промысла.

Воспитатель: А что такое народный промысел?

Ответы детей: Народный промысел – изготовление изделий (игрушек, одежды,  посуды) своими руками   

Воспитатель: Правильно, молодцы!

Давайте посмотрим на эту игрушку (пустить по кругу матрешку, рассмотреть, что внутри)

Воспитатель: Как вы думаете, давно ли появилась эта кукла?

- Что вы знаете о ней?

Ответы и предположения детей.

Воспитатель: Сядем рядком, да поговорим ладком о том, как появилась матрешка.

1 слайд

Воспитатель: Появилась матрешка давным - давно. Однажды из Японии привезли игрушку – большеголового деревянного японца. Раскроешь его, а там еще такая же игрушка, раскроешь вторую, а там третья. Очень понравилась такая игрушка русским мастерам и они решили сделать такую же игрушку, но придав вид крестьянской девушки.

2 слайд

Воспитатель: Над созданием игрушки работали художник Сергей Васильевич Малютин и резчик по дереву Василий Петрович Звёздочкин. Наши мастера наградили игрушку русской красотой – черные брови, ясные глазки с длинными ресницами, румяные щечки. И нарядили в красивый русский сарафан с передником, на голову повязали яркий платочек. Когда была изготовлена первая кукла, кто- то из мастеров увидев её, смеясь, воскликнул: «До чего же она похожа на Матрёну!». Матрёнами в то время звали очень многих девочек. Так и появилась на свет русская Матрёшка.

   Ребята, а как будет ласково звучать имя Матрена?

Ответы детей: Матрешечка, Матрёнушка.

– Молодцы, ребята.

А как вы думаете, из чего изготавливают матрешку?

(Ответы и предположения детей).

– Вы правы, матрешек изготавливают из дерева. Как вы думаете, из какого дерева?

(Ответы и предположения детей)

3 слайд

– Как правило, это липа, ольха, береза. Раньше на Руси Матрешек изготавливали мастера резчики по дереву. А рождение современных матрешек начинается на токарном станке. (Слайд.) Сухие липовые чурки обтачивают снаружи и изнутри. Готовую заготовку грунтуют. Покрывают крахмальным клеем, чтобы залить все шероховатости.

4 слайд

Далее заготовку шлифуют, чтобы она стала гладкой.

5 слайд

После этого на заготовку наносят карандашом основу рисунка матрешки, намечаются контуры рта, глаз, щек. И уже затем матрёшке рисуют одежду.

6 слайд

Дальше начинается роспись матрешки. В далекие времена их расписывали анилиновыми красителями, это были краски, которые использовали для окрашивания тканей. А сейчас используют гуашь, акварель или акриловые краски.

7 слайд

На заключительном этапе изготовления, матрешку покрывают слоем лака.

Лак защищает от влаги и пыли, а также придает особый блеск.

Воспитатель: А для чего же этих матрёшек сделали?

(ответы детей) Для игры, для красоты

В Матрешку, вкладывали душу. Всю свою доброту.  Поэтому матрёшку любят и взрослые, и дети. Когда к нам в Россию приезжают иностранные гости, они обязательно везут домой нашу русскую матрёшку, как сувенир. Смотрю на эти игрушки, и самой поиграть хочется. А вы хотите?

        Физминутка « Матрешки»

Ходим, ходим хороводом

Перед всем честным народом.

Сели (присаживаются)

Встали, себя показали (повороты вправо-влево)

Попрыгали, потопали, в ладоши мы похлопали.

(Раздается плач. Воспитатель достает из корзины распечатанную матрешку)

        Матрешка: Деревянная! Расписная! А я-то не деревянная!

Воспитатель: Ребята, а ведь эта матрешка не из дерева. Кто догадался из какого материала она изготовлена? (ответы детей) Предлагаю вам поиграть в  игру «Из чего? Какая?»

           Матрешка, мы уже знаем, сделана из дерева. Она какая? Деревянная. А если бы она была сделана из другого материала:

-из железа

-из глины

-из снега

-из пластмассы

-из стекла

-из плюша

-из льда

-из соломы

Молодцы!

Воспитатель: Ребята, а где можно купить матрешку? (В магазине)

 А вот в давние времена, когда не было супермаркетов, матрешки продавались на ярмарке. Знаете, что такое ярмарка?   (Ответы детей) Там продавались не только матрешки, но и другие товары – глиняные свистульки и животные, игрушки, вырезанные из дерева, а также различные сладости.

Воспитатель: Вот мы сейчас отправимся на ярмарку. А на чем же мы с вами отправимся? (ответы детей) Ребятки, в те далекие времена ведь не было транспорта. Как вы думаете на чем люди ездили на ярмарку? (ответы детей) Правильно на лошадях! Хотите? А гостей с собой возьмем?  

Ра-ра-ра- начинается игра

Ми-ми-ми-друга за руку возьми

Ём-ём- ём – мы на ярмарку пойдем.

Чу-чу-чу – на лошадке поскачу.

Уходим из группы, выполняя артикуляционную гимнастику «Лошадка» в зал где оформлены прилавки с различным товаром

Воспитатель: Ребятки, в те далекие времена, когда не было радио, телевизоров и интернета. Народ на ярмарку завлекали различными кричалками- зазывалками.

1 ребёнок: 

Собирайся-ка, народ,
У нас ярмарка идет.
А на ярмарке что есть,
Вам всего не перечесть.
Птички, зайчики, вертушки,
Куклы, мишки, погремушки...
Всем игрушки продаем,
Всех на ярмарку зовем.
Налетайте! Налетайте!
Покупайте! Покупайте!

2 ребенок:

Мы ребята озорные
Мы ребята удалые!
Всех на Ярмарку зовем
Мы игрушки продаем!
А ну, честной народ
Подходи смелей,
Покупай товар, не робей
Ребята, не зевайте
Кто что хочет, покупайте!

3 ребенок:

Становитесь в ряд — забирайте всё подряд!
На все вкусы и лады Вам торговые ряды!
Ох и ярмарка! Смотри! Все товары для души!

   4 ребенок

Поторгуемся, ребята?

Может что приобретём.

Поторгуемся, девчата?

Для души товар найдем!

5 ребенок

Ох, торговцы- зазывалы

 Больно цены высоки!

 Покупатель тут бывалый,

  Мы ведь вам не простаки!

6 ребенок:

Ничего себе обнова!

Ничего хорошего!

Это платье уж не ново,

 Это платье ношено!

7 ребенок:

Ой, платок узором вышит,

 Милый, купишь мне такой?

Притворился, что не слышит,

 Притворился, что глухой

Воспитатель:

Торговались, торговались

 так положено у нас.

 Ведь, товар-то загляденье

 Полюбуемся сейчас.

Воспитатель: Ребятки, давайте с вами рассмотрим товары на прилавке и каждый из вас себе выберет, тот который понравится и попробуем этот товар описать. (индивидуально попросить составить описательный рассказ по понравившемуся предмету: матрешка, глиняная посуда, шкатулка и тд)

Воспитатель: А ведь на ярмарке не только торговали, но и играли в игры. 

Ну, ребятки не зевайте
А в кружочек все вставайте.
Хотите поиграть немножко
с расписной матрёшкой?

Игра «Матрёшка, покажись»

Дети становятся в круг, а руки держат за спиной. Водящий идет по кругу и проговаривает:

Хожу, брожу, матрешку держу.

Разберу пополам, ребяткам в руки подам (незаметно вложить деткам в руки)

Ты тихонечко постой, не крути ты головой!

Да и сам не смотри, в ручках крепче держи.

И тихонечко проговорить:

Матрешка, покажись! (дети у которых в руках оказались половинки матрешек выбегают в центр и соединяют половинки)

Воспитатель: на ярмарке побывали, в игру поиграли, о предметах народного промысла рассказали. А теперь не хотите ли выставить свой товар на прилавок?

Тогда в кружок становитесь,

вокруг себя обернитесь

и в мастеров расписных дел превратитесь.

Проходите и присаживайтесь за столы

Есть у нас заготовки матрешек, но они не простые, а с хитринкой.  Мастера начали расписывать матрешек, но у них закончились краски. Давайте им поможем расписать их. Показ работы.  Но сначала разомнем пальчики

Пальчиковая гимнастика

Мы красавицы-матрешки

Разноцветные одёжки.

       Раз-Матрёна,два-Милаша
      Мила –три, четыре –Маша

Маргарита –это пять

Нас нетрудно сосчитать.

       А сейчас мастера

       За работу всем пора.

      Мастера, скорей за дело

      Украшай матрешек смело.

Дети выполняют работу, выставляют на прилавок

Рефлексия

Воспитатель: Молодцы, какие замечательные матрешки у вас получились. А о чём вы думали, когда выполняли свою работу? Что понравилось больше всего?
Воспитатель: (говорит слова на фоне музыки)
Прекрасный мир вещей
Накоплен был веками.
Хранит их каждый дом, а может быть – музей.
Умейте рисовать и сотворять руками
Все то, что может радовать друзей.

Ребята, Матрешке понравилось, как вы выполняли задания. И она вам дарит вот такую игру. Пусть они останутся у вас как памятный подарок о нашем творчестве. Ну, а сейчас пришло время расставаться.

Ра-ра-ра- вот закончилась игра.

Ми-ми-ми-друга за руку возьми

Ём-ём- ём – в группу дружно мы пойдем.

Шу-шу-шу – всем гостям я помашу.

До свидания!

C:\Users\ДС ТЕРЕМОК\Desktop\applikaciya-matreshka_450.jpg


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НОД по речевому развитию во 2 младшей группе Тема: Русская матрёшка

Формировать у детей  умение рассматривать матрёшку, составлять описательный рассказ....

Конспект занятия Дары осени.Золотая осень смешанная дошкольная группа

Цель:• Развитие речи,• Логического мышления• Закрепление знания об овощах, фруктах.Задачи:• Закрепить обобщающие понятия овощи и фрукты, знания о полезных свойствах овощей и фрукто...

Конспект занятия по окружающему миру в смешанной дошкольной группе на тему День заповедников и национальных парков

Цель: Формирование представления о заповедных местах, национальных парках Краснодарского края.Задачи:• расширять и систематизировать представление детей о заповеднике, для чего они...

Конспект НОД по речевому развитию во 2 младшей группе « Русская матрёшка»

Расширять представления  детей о народной игрушке – матрёшке....

Конспект организованной образовательной деятельности «Берегите природу» Смешанная дошкольная группа (средняя - старшая) комбинированной направленности

Формирование экологических знаний обеспечивает развитие нравственно-ценностного отношения детей к природе....

Конспект урока доброты " Бездомный щенок" в смешанной дошкольной группе

      Цели: формирование у детей гуманного отношения к животным, стремления совершать добрые поступки, пробуждать добрые чувства, воспитание уважения и доброго отношения к ж...

Конспект НОД по речевому развитию в смешанной ранней группе «В гостях у сказки»

Цель: Развитие речи детей младшего дошкольного возраста посредством устного народного творчества, развивать творческое воображение.Задачи:Обучающие:Продолжать учить детей согласовывать прилагател...