Конспект НОД по речевому развитию в смешанной дошкольной группе "В гости к Матрёшке"
план-конспект занятия по развитию речи (средняя, старшая группа)
Конспект НОД можно использовать в работе с детьми среднего и старшего дошкольного возраста. Основной целью является знакомство с историей возникновения Матрёшки. В ходе работы идет активизация пассивного словаря. Продолжать расширять знания о народном промысле, развивать умение логически излагать описательный рассказ по схеме
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 75.97 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект интегрированного занятия в смешанной дошкольной группе по теме «В гости к Матрешке».
Воспитатель Габдинурова Нелли Мавлютовна.
Цель: ознакомление и расширение представлений детей о народных промыслах и истории создания народных игрушек, развитие лексико-грамматических компонентов по данной теме.
Задачи:
1. Знакомить детей с историей создания кукол в России;
2. формировать интерес к русскому прикладному искусству – деревянной игрушке;
3. воспитывать познавательный интерес к занятию и воспитывать уважительное отношение к народной культуре;
4. обогащать словарный запас по теме;
Ход занятия
Воспитатель:
Ребятки, я на ярмарке была
И друзей себе нашла
В гости к нам я привела.
Вы гостям-то рады? (Да)
Ребенок: Мы рады гостям,
Как добрым вестям
Всех привечаем
Душевно встречаем (подают хлеб-соль) гости проходят в группу.
Я на ярмарке была,
И корзинку принесла,
Оказалась она не пустой
Есть товар в ней кое-какой.
Воспитатель: Хотите узнать, что в ней? Тогда слушайте загадки и скажите мне отгадки..
1.Утром, вечером и днём
Соберемся за столом.
Ждут нас каша, суп, окрошка,
А поможет есть их (ложка) (Достаю из корзины, показываю, кладу на стол)
2.Дед Егор еще не старый,
Внуку сделал он забаву.
И теперь внучок Сашулька
Забавляется (свистулькой) (Достаю из корзины, показываю, кладу на стол)
Воспитатель: А вот вам и третья загадка!
Алый шелковый платочек,
Яркий сарафан в цветочек,
Упирается рука
В деревянные бока.
А внутри секреты есть:
Может три, а может шесть.
Разрумянилась немножко
Это русская… (матрешка). (Ответы детей).
Воспитатель: Правильно, это Матрёшка! Ребята, а что это за предметы?
Дети: Это предметы народного промысла.
Воспитатель: А что такое народный промысел?
Ответы детей: Народный промысел – изготовление изделий (игрушек, одежды, посуды) своими руками
Воспитатель: Правильно, молодцы!
Давайте посмотрим на эту игрушку (пустить по кругу матрешку, рассмотреть, что внутри)
Воспитатель: Как вы думаете, давно ли появилась эта кукла?
- Что вы знаете о ней?
Ответы и предположения детей.
Воспитатель: Сядем рядком, да поговорим ладком о том, как появилась матрешка.
1 слайд
Воспитатель: Появилась матрешка давным - давно. Однажды из Японии привезли игрушку – большеголового деревянного японца. Раскроешь его, а там еще такая же игрушка, раскроешь вторую, а там третья. Очень понравилась такая игрушка русским мастерам и они решили сделать такую же игрушку, но придав вид крестьянской девушки.
2 слайд
Воспитатель: Над созданием игрушки работали художник Сергей Васильевич Малютин и резчик по дереву Василий Петрович Звёздочкин. Наши мастера наградили игрушку русской красотой – черные брови, ясные глазки с длинными ресницами, румяные щечки. И нарядили в красивый русский сарафан с передником, на голову повязали яркий платочек. Когда была изготовлена первая кукла, кто- то из мастеров увидев её, смеясь, воскликнул: «До чего же она похожа на Матрёну!». Матрёнами в то время звали очень многих девочек. Так и появилась на свет русская Матрёшка.
Ребята, а как будет ласково звучать имя Матрена?
Ответы детей: Матрешечка, Матрёнушка.
– Молодцы, ребята.
А как вы думаете, из чего изготавливают матрешку?
(Ответы и предположения детей).
– Вы правы, матрешек изготавливают из дерева. Как вы думаете, из какого дерева?
(Ответы и предположения детей)
3 слайд
– Как правило, это липа, ольха, береза. Раньше на Руси Матрешек изготавливали мастера резчики по дереву. А рождение современных матрешек начинается на токарном станке. (Слайд.) Сухие липовые чурки обтачивают снаружи и изнутри. Готовую заготовку грунтуют. Покрывают крахмальным клеем, чтобы залить все шероховатости.
4 слайд
Далее заготовку шлифуют, чтобы она стала гладкой.
5 слайд
После этого на заготовку наносят карандашом основу рисунка матрешки, намечаются контуры рта, глаз, щек. И уже затем матрёшке рисуют одежду.
6 слайд
Дальше начинается роспись матрешки. В далекие времена их расписывали анилиновыми красителями, это были краски, которые использовали для окрашивания тканей. А сейчас используют гуашь, акварель или акриловые краски.
7 слайд
На заключительном этапе изготовления, матрешку покрывают слоем лака.
Лак защищает от влаги и пыли, а также придает особый блеск.
Воспитатель: А для чего же этих матрёшек сделали?
(ответы детей) Для игры, для красоты
В Матрешку, вкладывали душу. Всю свою доброту. Поэтому матрёшку любят и взрослые, и дети. Когда к нам в Россию приезжают иностранные гости, они обязательно везут домой нашу русскую матрёшку, как сувенир. Смотрю на эти игрушки, и самой поиграть хочется. А вы хотите?
Физминутка « Матрешки»
Ходим, ходим хороводом
Перед всем честным народом.
Сели (присаживаются)
Встали, себя показали (повороты вправо-влево)
Попрыгали, потопали, в ладоши мы похлопали.
(Раздается плач. Воспитатель достает из корзины распечатанную матрешку)
Матрешка: Деревянная! Расписная! А я-то не деревянная!
Воспитатель: Ребята, а ведь эта матрешка не из дерева. Кто догадался из какого материала она изготовлена? (ответы детей) Предлагаю вам поиграть в игру «Из чего? Какая?»
Матрешка, мы уже знаем, сделана из дерева. Она какая? Деревянная. А если бы она была сделана из другого материала:
-из железа
-из глины
-из снега
-из пластмассы
-из стекла
-из плюша
-из льда
-из соломы
Молодцы!
Воспитатель: Ребята, а где можно купить матрешку? (В магазине)
А вот в давние времена, когда не было супермаркетов, матрешки продавались на ярмарке. Знаете, что такое ярмарка? (Ответы детей) Там продавались не только матрешки, но и другие товары – глиняные свистульки и животные, игрушки, вырезанные из дерева, а также различные сладости.
Воспитатель: Вот мы сейчас отправимся на ярмарку. А на чем же мы с вами отправимся? (ответы детей) Ребятки, в те далекие времена ведь не было транспорта. Как вы думаете на чем люди ездили на ярмарку? (ответы детей) Правильно на лошадях! Хотите? А гостей с собой возьмем?
Ра-ра-ра- начинается игра
Ми-ми-ми-друга за руку возьми
Ём-ём- ём – мы на ярмарку пойдем.
Чу-чу-чу – на лошадке поскачу.
Уходим из группы, выполняя артикуляционную гимнастику «Лошадка» в зал где оформлены прилавки с различным товаром
Воспитатель: Ребятки, в те далекие времена, когда не было радио, телевизоров и интернета. Народ на ярмарку завлекали различными кричалками- зазывалками.
1 ребёнок:
Собирайся-ка, народ,
У нас ярмарка идет.
А на ярмарке что есть,
Вам всего не перечесть.
Птички, зайчики, вертушки,
Куклы, мишки, погремушки...
Всем игрушки продаем,
Всех на ярмарку зовем.
Налетайте! Налетайте!
Покупайте! Покупайте!
2 ребенок:
Мы ребята озорные
Мы ребята удалые!
Всех на Ярмарку зовем
Мы игрушки продаем!
А ну, честной народ
Подходи смелей,
Покупай товар, не робей
Ребята, не зевайте
Кто что хочет, покупайте!
3 ребенок:
Становитесь в ряд — забирайте всё подряд!
На все вкусы и лады Вам торговые ряды!
Ох и ярмарка! Смотри! Все товары для души!
4 ребенок
Поторгуемся, ребята?
Может что приобретём.
Поторгуемся, девчата?
Для души товар найдем!
5 ребенок
Ох, торговцы- зазывалы
Больно цены высоки!
Покупатель тут бывалый,
Мы ведь вам не простаки!
6 ребенок:
Ничего себе обнова!
Ничего хорошего!
Это платье уж не ново,
Это платье ношено!
7 ребенок:
Ой, платок узором вышит,
Милый, купишь мне такой?
Притворился, что не слышит,
Притворился, что глухой
Воспитатель:
Торговались, торговались
так положено у нас.
Ведь, товар-то загляденье
Полюбуемся сейчас.
Воспитатель: Ребятки, давайте с вами рассмотрим товары на прилавке и каждый из вас себе выберет, тот который понравится и попробуем этот товар описать. (индивидуально попросить составить описательный рассказ по понравившемуся предмету: матрешка, глиняная посуда, шкатулка и тд)
Воспитатель: А ведь на ярмарке не только торговали, но и играли в игры.
Ну, ребятки не зевайте
А в кружочек все вставайте.
Хотите поиграть немножко
с расписной матрёшкой?
Игра «Матрёшка, покажись»
Дети становятся в круг, а руки держат за спиной. Водящий идет по кругу и проговаривает:
Хожу, брожу, матрешку держу.
Разберу пополам, ребяткам в руки подам (незаметно вложить деткам в руки)
Ты тихонечко постой, не крути ты головой!
Да и сам не смотри, в ручках крепче держи.
И тихонечко проговорить:
Матрешка, покажись! (дети у которых в руках оказались половинки матрешек выбегают в центр и соединяют половинки)
Воспитатель: на ярмарке побывали, в игру поиграли, о предметах народного промысла рассказали. А теперь не хотите ли выставить свой товар на прилавок?
Тогда в кружок становитесь,
вокруг себя обернитесь
и в мастеров расписных дел превратитесь.
Проходите и присаживайтесь за столы
Есть у нас заготовки матрешек, но они не простые, а с хитринкой. Мастера начали расписывать матрешек, но у них закончились краски. Давайте им поможем расписать их. Показ работы. Но сначала разомнем пальчики
Пальчиковая гимнастика
Мы красавицы-матрешки
Разноцветные одёжки.
Раз-Матрёна,два-Милаша
Мила –три, четыре –Маша
Маргарита –это пять
Нас нетрудно сосчитать.
А сейчас мастера
За работу всем пора.
Мастера, скорей за дело
Украшай матрешек смело.
Дети выполняют работу, выставляют на прилавок
Рефлексия
Воспитатель: Молодцы, какие замечательные матрешки у вас получились. А о чём вы думали, когда выполняли свою работу? Что понравилось больше всего?
Воспитатель: (говорит слова на фоне музыки)
Прекрасный мир вещей
Накоплен был веками.
Хранит их каждый дом, а может быть – музей.
Умейте рисовать и сотворять руками
Все то, что может радовать друзей.
Ребята, Матрешке понравилось, как вы выполняли задания. И она вам дарит вот такую игру. Пусть они останутся у вас как памятный подарок о нашем творчестве. Ну, а сейчас пришло время расставаться.
Ра-ра-ра- вот закончилась игра.
Ми-ми-ми-друга за руку возьми
Ём-ём- ём – в группу дружно мы пойдем.
Шу-шу-шу – всем гостям я помашу.
До свидания!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НОД по речевому развитию во 2 младшей группе Тема: Русская матрёшка
Формировать у детей умение рассматривать матрёшку, составлять описательный рассказ....

Конспект занятия Дары осени.Золотая осень смешанная дошкольная группа
Цель:• Развитие речи,• Логического мышления• Закрепление знания об овощах, фруктах.Задачи:• Закрепить обобщающие понятия овощи и фрукты, знания о полезных свойствах овощей и фрукто...

Конспект занятия по окружающему миру в смешанной дошкольной группе на тему День заповедников и национальных парков
Цель: Формирование представления о заповедных местах, национальных парках Краснодарского края.Задачи:• расширять и систематизировать представление детей о заповеднике, для чего они...

Конспект НОД по речевому развитию во 2 младшей группе « Русская матрёшка»
Расширять представления детей о народной игрушке – матрёшке....

Конспект организованной образовательной деятельности «Берегите природу» Смешанная дошкольная группа (средняя - старшая) комбинированной направленности
Формирование экологических знаний обеспечивает развитие нравственно-ценностного отношения детей к природе....

Конспект урока доброты " Бездомный щенок" в смешанной дошкольной группе
Цели: формирование у детей гуманного отношения к животным, стремления совершать добрые поступки, пробуждать добрые чувства, воспитание уважения и доброго отношения к ж...

Конспект НОД по речевому развитию в смешанной ранней группе «В гостях у сказки»
Цель: Развитие речи детей младшего дошкольного возраста посредством устного народного творчества, развивать творческое воображение.Задачи:Обучающие:Продолжать учить детей согласовывать прилагател...

