НОД "Я и мои права"
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа)

Познакомить детей старшего дошкольного возраста с «Конвенцией о правах ребенка».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nod_o_pravah_rebyonka.docx30.3 КБ
Файл prezentatsiya_microsoft_powerpoint.pptx300.38 КБ

Предварительный просмотр:

Филиал муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад «Радуга» п. Агириш»

НОД

ИНТЕГРАЦИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОБЛАСТЕЙ

 РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ (МОДУЛЬ «РАЗВИТИЕ РЕЧИ») + СОЦИАЛЬНО-КОММУНИКАТИВНОЕ РАЗВИТИЕ (МОДУЛЬ «СОЦИАЛИЗАЦИЯ, РАЗВИТИЕ ОБЩЕНИЯ, НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ»)

Тема: «Я и мои права».

(подготовительная к школе группа компенсирующей направленности)

Исполнитель:

воспитатель подготовительной

                                                  к школе группы

                                                                                  компенсирующей направленности

Батова Светлана Владимировна

Цель:Познакомить детей старшего дошкольного возраста с «Конвенцией о правах ребенка».

Задачи:

Образовательные:

  • Познакомить детей с понятием «право» в доступной для их возраста форме;
  • Систематизировать знания детей о своих правах и обязанностях.

Развивающие:

  • Развивать правовое мировоззрение;
  • Развивать связную речь (грамматически правильно выстраивать предложения, отвечать на вопросы полным ответом).Развивать умение рассуждать, анализировать, умение общаться в детском коллективе;
  • Обогащать и активизировать словарь детей по данной теме.

Воспитательные:

  • Формировать умение работать в коллективе;
  • Воспитывать чувство самоуважения и уважения к другим людям;
  • Способствовать развитию вежливости, доброжелательности.

Место проведения: групповая комната.

Формы организации: группой, индивидуально.

Возраст детей: подготовительная к школегруппа (от 6 до 7 лет).

Интеграция образовательных областей: «Речевое развитие»: модуль «Развитие речи» + «Социально-коммуникативное развитие»: модуль «Социализация, развитие общения, нравственное воспитание».

Материал и оборудование:

  • Учебно-методический комплект:«От рождения до школы» примерная основная образовательная программа дошкольного образования /под ред. Н.Е.Вераксы/.
  • Материально-технический:мультимедийнаяустановка.
  • Электронные ресурсы: презентация к занятию «Я и мои права».
  • Д/игра «Скажи кто ты».
  • Медальки для поощрения.

Предварительная работа:

  • Просмотр мультфильма по сказкам К. И. Чуковского «Айболит», А. К. Толстого «Золотой ключик, или Приключения Буратино», беседа по содержанию.
  • Чтение русской народной сказки «Заюшкина избушка», сказки Ш. Перро «Золушка».
  • Беседы: «Зачем человеку имя?», «Моя семья».
  • Дидактические игры «Назови ласково», «Скажи кто ты».

Методы и приёмы:

  • Психологический настрой перед занятием.
  • Игровой (сюрпризный момент: поощрение детей медальками, физминутка, дидактическая игра: «Скажи кто ты», словесная игра «Назови своё имя ласково».
  • Наглядный (ИКТ - слайды).
  • Словесный (вопросы, пояснение, ответы детей, чтение стихотворений, подводящий диалог).
  • Практический (самостоятельная деятельность детей).

Словарная работа:«Конвенция», право, обязанность.

Индивидуальная работа: СУльяной И., Арсеном Х. – развивать умение рассуждать, анализировать, умение общаться в детском коллективе.

Время проведения: 30 минут.

Ход непосредственно-образовательной деятельности:

Дети входят в группу, здороваются с гостями.

Воспитатель: Посмотрите, какой сегодня чудесный день! Давайте поздороваемся со всем, что нас окружает.

Психогимнастика «Доброе утро!»

Доброе утро яркое солнце,

Доброе утро синее небо,

Доброе утро зверям и птицам,

Доброе утро улыбчивым лицам!

Воспитатель:Ребята, сегодня мы познакомимся с одной замечательной книгой(воспитатель показывает книгу). Она называется «Конвенция о правах ребенка». В этой книге говорится о правах детей. Все дети на Земле независимо от национальности, цвета кожи, мальчик это или девочка, на каком языке говорит – все-все дети должны иметь одинаковые права. 

Ребёнок:Знают взрослые и дети,

Да и вам узнать пора,

 Что у всех на белом свете

Есть законные права.

И не важно, где живёшь ты,

Кто богаче, кто бедней,

И какого цвета кожа -

Право ты имеешь то же,

Что и каждый из людей.

Воспитатель:Ребята, а что такое право?

Дети:Ответы детей.

Воспитатель:Право – это возможность что-то иметь или делать. Эта возможность обеспечивается и охраняется государством. 

Ребёнок:Каждый ребёнок право имеет

Лечиться в больнице, если болеет,

Право на питание, на образование,

Право на внимание, на место проживания,

Право имеет на имя красивое,

На радость, на счастье, на детство счастливое.

Воспитатель:О каких правах детей говорится в стихотворении?

Дети:Ответы детей.

Воспитатель:Правильно, ребята. Каждый ребенок при рождении имеет право на имя, право жить в семье, право учиться, отдыхать, право на получение медицинской помощи и право на безопасные условия жизни. Нужно хорошо запомнить свои права и правильно ими пользоваться, а также соблюдать права других детей. 

Воспитатель:В «Конвенции о правах ребенка» записано, что все дети при рождении имеют право на имя.Никто никогда не может забрать у вас имя. Как вы думаете, зачем человеку имя?

Дети:Ответы детей.

Воспитатель:Имя нужно, чтобы вас не перепутали, чтобы легче было общаться.У вас у всех красивые имена. Человека можно назвать и ласковым именем. Давайте мы с вами поиграем в игру «Назовите свое имя ласково».

Словесная игра «Назови своё имя ласково»

Словесная игра «Объясни имя»

Воспитатель: У каждого человека есть имя. Есть оно и у сказочных героев. Я буду называть имя сказочного героя, а вы объясните, почему их так зовут:

Незнайка (он ничего не знает);

Бычок – Смоляной бочок (у бычка бок в смоле);

Красная Шапочка (девочка, которая всегда носит шапочку красного цвета);

Дюймовочка (девочка очень маленького роста);
Заяц-хваста (заяц, который всё время хвастается).


Воспитатель:А сейчас я буду называть качества, а вы назовёте имя сказочного героя:

Девочка белая как снег (Белоснежка);

Мальчик, который много знает (Знайка);

Человек, который всё время ворчит (Ворчун);

Девочка из снега (Снегурочка);

Курочка пёстренькая, рябенькая (Курочка Ряба).

Воспитатель:Но кроме прав у человека есть и обязанности. Вы должны называть друг друга по имени. 

Воспитатель: В Конвенции записано: «Каждый ребенок имеет право жить и воспитываться в семье». (Слайд 2)

Ребёнок:Семья – это счастье, любовь и удача.

Семья – это летом поездки на дачу.

Семья – это праздник, семейные даты,

Подарки, покупки, приятные траты.

Семья – это труд, друг о друге забота,

Семья – это много домашней работы,

Семья – это важно, семья – это сложно,

Но счастливо жить одному невозможно!

Воспитатель: Семья – это самое дорогое, что есть у человека. Ребята, вы должны ценить и уважать своих родителей, дедушек, бабушек и всех взрослых, которые о вас заботятся.В жизни совсем не важно – большая семья или маленькая. Главное, чтобы в этой семье всегда были мир, согласие, дружба, уважение, понимание и любовь друг к другу.

Дидактическая игра «Скажи кто ты».

Воспитатель: Но помимо прав у каждого ребенка должны быть и обязанности в семье. Какие у вас обязанности?

Дети:Надо слушаться своих родителей. Надо помогать своим родителям. Не огорчать своих родителей. Надо быть всегда вежливыми. Если нарушил правило, надо попросить прощение.

Дети:Ответы детей.

Воспитатель:Правильно, ребята, вы должны помогать своим родителям, а еще обязаны слушаться их.

Воспитатель:В «Конвенции о правах ребенка» записано, что дети имеют право на медицинскую помощь.(Слайд 3)Ребята, если человек заболел, то он имеет право обратиться за помощью к врачу. Врач назначит правильное лечение, чтобы больной быстрее выздоравливал. А ваша обязанность бережно относиться к своему здоровью. Что надо делать чтобы не заболеть?

Дети:Ответы детей.

Воспитатель:Все дети имеют право на отдых.(Слайд 4).Как вы отдыхаете?

Дети:Ответы детей.

Физминутка.

Раз, два, три, четыре, пять!

Будем прыгать и скакать! (Прыжки на месте.)

Наклонился правый бок. (Наклоны туловища влево-вправо.)

Раз, два, три.
Наклонился левый бок.
Раз, два, три.
А сейчас поднимем ручки
(Руки вверх.)

И дотянемся до тучки.
Не ленитесь приседать!

Раз-два-три-четыре-пять. (Приседания.)

Мы шагаем дружно, бодро,

Но пора закончить отдых. (Ходьба на месте.)

Воспитатель:В «Конвенции о правах ребенка» записано, чтодети имеют право на бесплатное образование. (Слайд 5)Скоро вы пойдете в школу. У вас у всех есть право на бесплатное образование. А основной вашей обязанностью будет посещение уроков и выполнение домашнего задания. Для чего всем надо учиться?

Дети:Ответы детей.

Воспитатель:Каждому человеку нужны знания, чтобы разобраться во всем многообразии окружающего мира. Знания помогли человеку научиться перемещаться на огромные расстояния, переплывать океаны, летать в космос, лечить многие болезни. В школе дети получают необходимые знания. Затем учебу можно продолжить в техникуме, институте, университете. Каждый человек выбирает сам, кем он хочет стать. Учиться надо, чтобы получить профессию, чтобы быть умными и образованными.

Воспитатель: В «Конвенции о правах ребенка» записано, что дети имеют право на безопасные условия жизни.Право на безопасные условия жизни означает, что никто не может без разрешения входить в чужой дом. Также нельзя брать без разрешения чужие игрушки и вещи. Это право на имущество.

Игра “Отгадайте сказки”

(У детей на столах иллюстрации сказок)

1. В какой сказке было совершено покушение на жизнь главного героя? («Колобок», «Красная шапочка», «Гуси-лебеди»)

2. В какой сказке девочка и мальчик жили без родителей? («Сестрица Аленушка и братец Иванушка»)

3. В какой сказке было нарушено право на неприкосновенность жилья(Заюшкина избушка)

4. В какой сказке женщина, заменяющая мать не соблюдала права дочери: плохо кормит ее и заставляет работать с утра до вечера? (Золушка)

5. В какой сказке нарушено право на свободу личности? (Маша и медведь)

Итог непосредственно образовательной деятельности

Воспитатель: Много разных законов, ребята, защищают вашу жизнь и дают вам право на счастливое и радостное детство. И надо помнить о правах каждого ребёнка и, конечно, их не нарушать.

Воспитатель: Скажите, о чем вы сегодня узнали?

Дети:О правах и обязанностях детей.

Воспитатель: О каких правах вы узнали?

Дети:О правах на имя, на семью, на образование, на медицинскую помощь, на отдых, на безопасные условия жизни.

Воспитатель: Как называется основной документ, где записаны ваши права?

Дети:«Конвенция о правах ребенка».

Молодцы! Всем спасибо.(Слайд 6)


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Филиал муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад «Радуга» п. Агириш» НОД ИНТЕГРАЦИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОБЛАСТЕЙ РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ (МОДУЛЬ «РАЗВИТИЕ РЕЧИ») + СОЦИАЛЬНО-КОММУНИКАТИВНОЕ РАЗВИТИЕ (МОДУЛЬ «СОЦИАЛИЗАЦИЯ, РАЗВИТИЕ ОБЩЕНИЯ, НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ») Тема: «Я и мои права». (подготовительная к школе группа компенсирующей направленности) Исполнитель: воспитатель подготовительной к школе группы компенсирующей направленности Батова Светлана Владимировна

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект физкультурного занятия в подготовительной группе с НОДА "Подготовка к полету"

Данный материал адресован инструкторам по физической культуре в дошкольном учреждении; предлагается конспект образовательной деятельности с детьми подготовительной группы  с нарушениями опорно-дв...

Конспект интегрированной деятельности «Нам посчастливилось родиться на Руси!» (подготовительная группа для детей с НОДА)

Программное содержание: приобщать детей к народным традициям, русскому фольклору.Прививать интерес к истории и культуре русского народа, воспитывать чувство патриотизма.Закреплять знание малых ф...

"Коррекционно-развивающая среда для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата" (консультация для педагогов коррекционных групп для детей с НОДА)

Состояние здоровья детей, по данным массовых медицинских обследований, ухудшается. Ведущее рейтинговое место в структуре патологической распространенности у детей занимают нарушение осанки (сутуловато...

КОМПЕНСИРУЮЩАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ МУЗЫКАЛЬНЫХ ИГР И УПРАЖНЕНИЙ В РАБОТЕ С ДЕТЬМИ С НОДА, ИМЕЮЩИМИ ВТОРИЧНЫЙ ДИАГНОЗ: ФФНР, ФНР

Совместная статья музыкального руководителя и  логопеда ДОУ об использовании музыкальных коррекционно-развивающих игр и упражнений, с помощью которых  мы можем корректировать нарушения в реч...

Презентация на тему: "специфика содержания индивидуальной работы с детьми с ОВЗ (НОДА)"

Презентация на тему: "специфика содержания индивидуальной работы с детьми с ОВЗ (НОДА)" Раскрывает основные направления индивидуальной работы и дифференцированного подхода в обучении  детей с ОВЗ...

Условия успешной адаптации детей с НОДА средствами музыки

Проблема адаптации детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата насущна и актуальна в нашем учреждении. В поисках оптимальных средств, форм, методов профилактики и коррекции неблагоприятных вариа...

Презентация к НОДу "Права ребенка"

Презентация к занятию по правам ребенка в старшей группе...