Конспект викторины для детей подготовительной группы. « Юные знатоки русских народных сказок»
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа)

Генцевичене Инна Владимировна

Цель: прививание любви к устному народному творчеству – к сказкам.
Задачи:

Обучающие:

  • закреплять и расширить знания детей о народных русских  сказках; 
  • учить узнавать сказку по заданию;
  • обогащать словарный запас детей;

Развивающие:

  • развивать речь, память, логическое  мышление, наблюдательность .
  • вызвать положительный эмоциональный отклик, желание принимать участие в командных соревновательных играх развивающего характера; 

Воспитывающие:

  • воспитывать личностные качества: взаимовыручку,  дружелюбие, честность в игре, справедливость; желание прийти на помощь;
  •  способствовать налаживанию межличностных отношений между детьми группы; 
  • воспитывать интерес к чтению, любовь к народному творчеству.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение общеразвивающего вида детский сад «Березка», г. Вихоревка

Конспект   викторины

для детей подготовительной группы.

«  Юные знатоки русских народных  сказок»

 

        подготовила воспитатель МКДОУ «Березка»

Генцевичене Инна Владимировна

                

 

 

Цель: прививание любви к устному народному творчеству – к сказкам.
Задачи:

Обучающие:

  • закреплять и расширить знания детей о народных русских  сказках; 
  • учить узнавать сказку по заданию;
  • обогащать словарный запас детей;

Развивающие:

  • развивать речь, память, логическое  мышление, наблюдательность .
  • вызвать положительный эмоциональный отклик, желание принимать участие в командных соревновательных играх развивающего характера; 

Воспитывающие:

  • воспитывать личностные качества: взаимовыручку,  дружелюбие, честность в игре, справедливость; желание прийти на помощь;
  •  способствовать налаживанию межличностных отношений между детьми группы; 
  • воспитывать интерес к чтению, любовь к народному творчеству.

Материал и оборудование:

  • загадки о сказках и сказочных героях;
  • волчок со стрелкой;
  • карточки с заданиями;
  •  конверты с разрезными картинками( сказки);
  • раздаточные карточки по сказкам;
  •  фишки;
  • эмблемы
  • медали
  •  книги со сказками для оформления;
  • Подбор музыки для физкультминутки.
  • ИКТ технологии:
  • использование видеозаписи   правил  игры  для  участников;
  • презентация с заданиями.

Предварительная работа:

  •  чтение русских народных сказок:
  • беседы по прочитанным сказкам;
  • тематическая выставка «Наши любимые сказки»
  • рассматривание иллюстраций;
  •  оформление выставки книг с русскими народными сказками;
  • драматизация сказок;
  • настольные театры;
  • составление картинок из пазлов

Интеграция:
Познание, коммуникация, чтение художественной литературы, социализация, музыка.

                                      Ход викторины:

1 слайд

(дети входятв группу, их встречает Сказка Рассказовна)

Сказка-рассказовна: Здравствуйте, красны девицы да добры молодцы, здравствуйте гости дорогие! Я Сказка-рассказовна! Я рассказываю сказки – и детям, и взрослым,  и никто не знает столько сказок, сколько я.

Если сказка в дверь стучится,

Ты скорей ее впусти,

Потому что сказка – птица:

Чуть спугнешь – и не найти.

Ты за нею на порог,

А ее и нету…

Только тысячи дорог

Разбрелись по свету.

По какой она пойдет?

Где она покажется?

Плыть ли ей, или ходить,

Или мчать откуда,

Только там, где сказке быть,

Там случится чудо…

2 слайд

 Молодцы ребята, что зашли ко мне в гости!

А  я  знаю, что вы очень любите русские народные сказки. Это правда?

Дети: да (ответы детей).

  
Сказка-рассказовна:А что такое сказка, можете поделиться.

( Высказывание детей).

Сказка-рассказовна:Все знают, что сказка – это удивительный, волшебный мир, в котором происходят самые необыкновенные чудеса и превращения. Я знаю, что вы  много читали русских народных сказок дома и в детском саду.

Сказка-рассказовна: Почему эти сказки называют  народными?

Дети: их написал русский народ!

Сказка-рассказовна: Верно, народные сказки придумал народ и передавал их  изпоколения в поколение. Когда вы были маленькими, вам рассказывали сказкимамы или бабушки, а скоро вы пойдёте в школу и сами научитесь их читать.

Молодцы! А как можно сказать о сказке, какая она?

Дети:Волшебная, чудесная, забавная, поучительная, остроумная, умная, интересная, добрая, загадочная, необычная, радостная, мудрая и т. д.

3 слайд

Сегодня я предлагаю вам поучаствовать в литературной  викторине  под названием «Юные знатоки русских народных  сказок».

Как в настоящей викторине у нас будет две команды«Знайки» и «Почемучки».

У каждой команды свои эмблемы. Чтобы было все по честному делится на команды будем с помощью «чудесного мешочка». Какую эмблему достанете, в той команде и будете.

 (дети делятся на команды)

Сказка-рассказовна: Ну что начнём?

(дети подходят к столу, а на нем ничего нет)

Сказка-рассказовна: А куда же пропали  волчок  и задания викторины?

(Раздаётся стук в дверь.В группу входят герои русских народных сказок –Лиса и Волк.У них в руках волчок и задания ).

Сказка-рассказовна: Нашлись наши задания и волчок.Спасибо вам лиса и волк!

Лиса: Ничего мы вам не отдадим, пока не скажите из каких мы сказок?

Сказка-рассказовна:Ребята давайте вспомним сказки, в которых встречаются волк и лиса.

(Дети называют сказки:«Теремок»,«Колобок»,«Заюшкина избушка», «Волк и лиса», «Волк и семеро козлят»)

Волк: Ну что Лиса все верно ребята назвали.Придётся отдать (отдают атрибуты к игре и уходят).

(Сказка-рассказовнаустанавливает волчок и раскладывает задания).

Сказка-рассказовна:Можно начинать. Вот только мы  не знаем правила игры!

 Я предлагаю вам посмотреть видео-послание из страны сказок, в котором намвсеобьяснят!

(На экране появляется герой из страны сказок).

4 слайд

                            Уважаемые знатоки!

Вас приветствуют из страны сказок!Сейчас у вас начинается увлекательное путешествие в страну сказок.В конвертах,которые вам принесли ,находятся вопросы-задания. Волчок укажет на конверт с заданием, на которое вам надо ответить.

А теперь послушайте, какие надо выполнять правила во время игры-викторины:

-вопросы надо слушать внимательно;

-ответить на задание может любой из вас,кто знает ответ. Для этого нужно поднять эмблему своей команды;

-за правильный ответ будет вручаться жетон;

-чьякоманда наберёт больше жетонов, та и станет победителем.Ей будет вручён памятный диплом«Знаток сказок».Удачи вам!

Сказка-рассказовна:Ну что ребята начнем? Крутите волчок.

1 конкурс: Интеллектуальная разминка

Начнем нашу викторину с разминки. Я буду по очереди задавать вопросы каждой команде, а вы должны быстро отвечать. Готовы? Начинаем!

1.С кем встречался Колобок во время своего  путешествия по лесу? (с зайцем, волком, медведем, лисой)
2. Кто помогал дедушке тянуть Репку? (бабка, внучка, Жучка, кошка, мышка)
3. Где живет Баба Яга? (избушка на курьих ножках)
4 .Какое яйцо снесла курочка Ряба? (золотое)
5 Кто построил  прочный дом в сказке « Зимовье»? (бык)
6. Какая избушка была у лисы? (ледяная)
7. Кто катался  на печке? ( Емеля)
8. Чем выманила лиса петушка в сказке « Кот, петух и лиса»? (горошком)
9. Кто разбил золотое яичко? (мышка)
10. Чем ловил рыбу волк в русской народной сказке «Лиса и Волк»? (хвостом)
11. Кто помогал девочке с братом скрыться от гусей? ( молочная река - кисельные берега, яблоня, печка)
13. Кто поймал стрелу Ивана царевича? (царевна-лягушка)
14. Как звали девочку, которая залезла в короб с пирожками? ( Маша)

Сказка-рассказовна:Молодцы! Вы замечательно справились с этим заданием.

Крутите волчок.

2 конкурс: Отгадайте загадку

 Сказка-рассказовна: Мы все с детства любим сказки. Сказки учат нас жизни, рассказывает о добре и зле. Сказка помогает познать мир.  А какие вы знаете и любите сказки, мы сегодня узнаем.
5 слайд

1. Помогла нам яблонька, помогла нам печка,

Помогла хорошая голубая речка.

Все нам помогали, все нас укрывали,

К матушке и батюшке мы домой попали.

Кто унёс братишку? Назовите книжку. 
Г
уси-лебеди
6 слайд
2. Бабушку эту знает целый свет,
Ей от роду лишь триста лет.
Там, на неведомых дорожках,
Дом её на курьих ножках.
Баба Яга
7 слайд
3. Кто к проруби ходил,
Всех удивил,
Воду черпал -
Щуку поймал,
Дурачком звался,
На печке катался?
Емеля

8 слайд
4. Летела стрела и попала в болото,
И в этом болоте поднял её кто-то.
Кто, распростившись с зелёною кожей,
Сделался мигом красивой, пригожей?
Царевна лягушка

9 слайд

5. Одна  по ягоды пошла,

Да на домик набрела,

Дом под старою сосной.

В доме жил медведь большой.

Заболела б от тоски,

Да спасли…пирожки.

Маша и медведь
10 слайд
6.
Как у Бабы у Яги,
   Нет совсем одной ноги,
   Зато есть замечательный
   Аппарат летательный.

Это что за аппарат?
  Ступа

11 слайд

 7. Всех важней она в загадке,
Хоть и в норке прожила:
Репку вытащить из грядки
Деду с бабкой помогла.
Мышка
12 слайд
8.Ах, ты Петя простота,
Сплоховал немножко:
Не послушался кота,
Выглянул в окошко.
Кот, лиса и петух
13 слайд

9.  Как-то мышка невеличка
На пол сбросила яичко.
Плачет баба, плачет дед.
Что за сказка, дай ответ!
Курочка Ряба
14 слайд
10. В этом доме без забот
Жили звери, только вот,
Мишка к ним пришел потом,
Поломал звериный дом.
Теремок
15 слайд
11. В сказке лисонька плутовка
Обманула зайку ловко,
Из избушки выгнав прочь.
Плакал зайка день и ночь.Но в беде ему помог .Один смелый петушок.
Заюшкина избушка

Какие вы молодцы! Все загадки отгадали.

Крутим волчок дальше

3 конкурс: Продолжи крылатые выражения из сказок

Сказка-рассказовна:  Сейчас нашим командам надо будет вспомнить сказки, и продолжить крылатые выражения, начатые мною.

1. "Скоро сказка сказывается, да не скоро..."  
Дело делается 
 2.«В некотором царстве..»

 в некотором государстве..

3. «Стали они жить поживать».

.да добра наживать
4. "Я там был, мёд, пиво пил, по усам текло –

а в рот не попало
 5. По щучьему веленью..

по моему хотенью..

6. Свет мой зеркальце скажи..

да всю правду доложи
 7. Избушка, избушка…

встань к лесу задом, а ко мне передом..

8. Я от бабушки ушёл, я от дедушки ушёл…

а от тебя и подавно уйду.

9. Сказка ложь, да в ней намёк…

добрым молодцам урок.

10. Тянут-потянут…

вытянуть не могут.

11. Пойди туда-не зная куда…

принеси то-не знаю что.

12. Несёт меня лиса..за дальние леса,

 за быстрые реки, за высокие горы.

 Сказка-рассказовна: Молодцы! Вот мы  и убедились, что все наши участники хорошо знают сказки. Пора нам и отдохнуть.

16 слайдФиз.минутка:

В темном лесу есть избушка.                         (Дети шагают.) 
Стоит задом наперед.                                 (Дети поворачиваются.) 
В той избушке есть старушка.                         (Грозят пальцем.) 
Бабушка Яга живет.                                         (Грозят пальцем другой руки.) 
Нос крючком,                                         (Показывают пальчиком.) 
Глаза большие,                                         (Показывают.) 
Словно угольки горят.                                 (Покачивают головой.) 
Ух, сердитая какая!                                         (Бег на месте.) 
Дыбом волосы стоят.                                 (Руки вверх.) 

Сказка-рассказовна: Крутим волчок.

4 конкурс: Узнай сказку по предмету.

Сказка-рассказовна:  А теперь я проверю, сможете ли вы угадать сказку по предметам.

На экране будут появляться картинки с предметами. Ваша задача вспомнить из какой они сказки.

17 -18 слайд Прорубь, рыба, тесто – Лисичка – сестричка и серый волк
19-20 слайд: Лёд, петух, избушка – Заюшкина избушка
21-22 слайд: Печка, яблонька, избушка на курьих ножках, – Гуси-лебеди
23-24 слайд:  Короб, медведь, пирожки-Маша и медведь
25-26 слайд: Козлёнок, лужица- копытце, ведьма – Сестрица Алёнушка и братец Иванушка

27-28 слайд: Дом в лесу, миски, кровати–Три  медведя
29-30 слайд: Щука, ведра, печь – По щучьему велению

31-32слайд:  Волк, коза, козлята-Волк и семеро козлят

Сказка-рассказовна:  Молодцы ребята. Вы замечательно справляетесь со всеми заданиями.

Крутите волчок.

33 слайд

5  конкурс: Найди ошибку

А сейчас проверим наши команды на внимание. Надо будет найти ошибку в  названии сказки.

(Поочерёдно отвечают команды, если одна команда не отвечает то право ответа переходит второй.)

1.Волк и  семеро ягнят

2.Царевна-мушка 
3.По кошачьему велению 
4.Сестрица Алёнушка и братец Никитушка 
5.Петушок — золотой пастушок
6.Сивка-мурка

7.Ржаное зёрнышко

8.Даши и медведь

9.Гуси –гусята

10.Заюшкина норка

Сказка-рассказовна:  Ребята, мне очень приятно от того, что вы так много знаете русских народных сказок.

У нас осталось последнее задание

6 конкурс: Собери картинку

Сказка-рассказовна:  Я знаю, что все вы любите  собирать пазлы. Сейчас мы посмотрим, у кого это лучше получается. Всем участникам обеих  команд необходимо будет собрать разрезную картинку из сказки  и  назвать эту сказку и её героев. Победит та команда, чьи участники соберут все картинки быстрее других.

( Курочка Ряба, Гуси-лебеди, Маша и медведь, Заюшкина избушка, По щучьему велению, Теремок, Кот,петух и лиса, Колобок). 
 Сказка-рассказовна: Ну что ж ребята,  наша викторина подошла к завершению. Сейчас мы узнаем, чья команда победила.

(Вместе с детьми подсчитываем фишки, Сказка-рассказовнаобъявляет команду -  победительницу и под музыку  вручают призы.).

 Сказка-рассказовна:  Вот, ребята,  мы с вами и вспомнили сказки. Но мы не перестанем их читать, ведь, благодаря им, мы набираемся мудрости и жизненного опыта. 

В мире много сказок грустных и смешных,
И прожить на свете нам нельзя без них.
Пусть герои сказок дарят нам тепло
Пусть добро навеки побеждает зло.

До свидания ребята, до новых встреч!!!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект викторины для детей подготовительной группы "Турнир знатоков"

Здравствуйте! Помещаемый мной материал можно использовать в викторине,в КВН,конкурсе проводимых как в одной группе подготовительного возраста, так и между детьми того же возраста,но разных групп. След...

Экологическое развлечение для детей подготовительной группы "ЮНЫЕ ЗНАТОКИ ПРИРОДЫ"

Развлечение не требует особой подготовки, но очень интересное и познавательное.  Дети на улице с удовольствием не только поют и играют, но и закрепляют знания о природе и её охране....

Конспект. Игра-викторина для детей подготовительной группы "Юные знатоки безопасности».

Игра-викторина для детей подготовительной группы "Юные знатоки безопасности» ....

Конспект викторина для детей старшей группы "Юные знатоки правильного питания"

Конспект викторины для детей старшей группы "Юные знатоки правильного питания"....

Презентация викторины для детей подготовительной группы. « Юные знатоки русских народных сказок»

Хочу представить вашему вниманию, проведенное мной  занятие  по русскому народному творчеству.Целью  моего занятия было привить любовь детям к устному народному творчеству.Для выполнени...

Конспект по ПДД в подготовительной группе «Юные знатоки дорожного движения»

Конспект  по ПДД в подготовительной группе «Юные знатоки дорожного движения»Муравьева Мария Михайловна воспитатель         Цель:-Формирование з...