Конспект НОД "Составление описательного рассказа по картинкам о зиме" для детей с ОНР подготовительной группы
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа)

Васина Светлана Алексеевна

Конспект НОД "Составление описательного рассказа по картинкам о зиме" для детей с ОНР подготовительной группы 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Васина Светлана Алексеевна

Воспитатель коррекционной группы

Тема: Составление описательного рассказа по картине о зиме.

Возраст: подгрупповое занятие по развитию речи для детей подготовительной группы.

Тип занятия: комбинированный.

Идея занятия: используя наглядные символы и опыт детей, научить связно и последовательно высказывать свои мысли. Создать из детских рисунков альбом «Зима» и презентовать его в группах д/с.

Цели: 1. Формирование у детей навыков составления описательного рассказа о зиме по наглядному плану с опорой на образец воспитателя.

2.Актуализация словаря на основе упражнений в подборе слов-антонимов в распространённых предложениях.

3. Развитие зрительного гнозиса на основе упражнений в зрительно-конструктивной деятельности.

4. Развитие мотивации к обучению.

Оборудование: разрезная картинка, письмо от Деда Мороза, рукавица, ёлки, пеньки, следы, карточки – план рассказа, рисунки детей о зиме.

                                                                Ход:

I Организационный момент (словесный и практический методы) 2 минуты.

Перед входом в группу дети находят рукавицу Деда Мороза.

«Ребята, посмотрите, что это? А как вы думаете, кто потерял эту рукавицу? (находят осколочную картинку и письмо). А тут ещё и письмо есть.

«Я хочу пригласить Вас в гости, а куда, вы догадаетесь сами, если соберёте картинку»

Правильно, мы отправляемся в зимний лес. Лес этот не простой, а волшебный. Закройте глаза и представьте себе волшебный зимний лес» (включаю музыку «Лунная соната», раскладываю следы).

II Закрепление раннее изученного материала (словесный и наглядный методы).6 минут.

1.-Чьи следы? (заячьи). В нашем волшебном лесу и следы волшебные (переворачиваю следы, на них снежинки). Что нарисовано? Когда много снежинок это что? (снег) Шагаем по следам и на каждый шаг называем слово-признак к слову снег. Снег, какой? (Белый, пушистый, лёгкий, мягкий, чистый, серебристый и т.д.)

2. А сейчас называем слова-действия. Снег что делает? (Идёт, падает, кружится, скрипит, блестит, сверкает).

- Вы подобрали много красивых слов, запомните их, они вам пригодятся в волшебном лесу.

3. Вышли на опушку леса. Давайте отдохнём. Присядьте на пеньки. На одном из пеньков лежит большая снежинка.

-Да тут ещё одно задание от Деда Мороза. «Послушай предложение, найди ошибку и исправь. (Воспитатель следит за воспроизведением полного распространённого предложения).

Наступила жаркая зима. (Холодная)

На деревьях снежные, колючие шапки. (Пушистые)

В воздухе кружатся тяжёлые, белоснежные снежинки. (Лёгкие)

Берёза нарядилась в чёрное кружевное платьице. (Белое)

III Основная часть (наглядный и словесный методы) 17минут.

Подойдите к окну. Назовите деревья, которые видите. Снег на ветках сосны похож на что? (на лапы). Лапы какие? (Снежные). Кто придумает красивое предложение про снежные лапы. А в нашем волшебном лесу, что за деревья? (ели). Что у наших ёлочек на ветках?

(тоже снежные лапы).

-Посмотрите одна ёлочка необычная, что на ней? (хлопушки).  Что за хлопушки? (свёрнутые рисунки детей). Найдите каждый свой рисунок.

       Сегодня мы будем составлять рассказы о зиме по своим рисункам. И отправим их Деду Морозу, ведь скоро Новый год. А составить рассказ нам помогут картинки-подсказки.

(выставляю на наборном полотне картинки-подсказки в нужной последовательности).

1. Вопросы по плану рассказа. (Про что расскажем сначала, о чём потом и т.д)?

Закрыть наглядный план. – Кто вспомнит последовательность рассказа?

2. Рассказ воспитателя (образец рассказа).

3. Динамическая пауза (3 минуты)

«Зимние забавы» - координация речи с движением, развитие творческого воображения.

Мы бежим с тобой на лыжах,

Снег холодный лыжи лижет.

А потом – на коньках,

Но упали мы. Ах!

А потом снежки лепили,

А потом снежки катили,

А потом без сил упали

И домой мы побежали.

4. Составление рассказов детьми. Детям предлагается выбор использования наглядного плана (полностью, частично или по памяти). Детям даётся установка на анализ рассказа ребёнком.

Н-р: запомните из рассказа Алёши очень интересные и красивые слова, которые он придумает о небе.

 Какие слова Вероника подберёт для описания берёзы и т.д.

IV. Итог занятия. 2 минуты

Вам понравились рассказы. Я думаю, Деду Морозу они тоже понравятся. Как можно доставить ваши рассказы Деду Морозу (отправить по почте). Давайте сложим все рисунки и рассказы в большой конверт, а после занятия мы запечатаем и подпишем его, сходим на почту и отправим Деду Морозу.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект логопедического занятия по формированию связной речи у детей с ОНР (подготовительная группа). Тема: Составление рассказа по сюжетной картине "Зимние забавы".

Проведение специальных коррекционно-развивающих занятий по осознанному формированию у детей связной речи является одной из главных задач учителя- логопеда. Предложенное занятие рекомендуется для прове...

Конспект зимнего праздника "Новый год волшебный праздник" для детей старшей и подготовительной групп

Конспект зимнего праздника "Новый год волшебный праздник" для детей старшей и подготовительной групп направленный на формирование познавательного интереса детей и взрослых в организации игровой д...

План - конспект занятия по формированию элементарных математических представлений для детей с ОНР подготовительной группы

Занятие позволяет сформировать представление об объеме (вместимости); сравнение сосудов с помощью непосредственного переливания; сравнение свойств плавучести металлических, деревянных и пластмассовых...

Конспект занятия по формированию элементарных математических представлений для детей с ОНР, подготовительная группа (итоговое)

 закрепить умение считать по числовому отрезку, счетные умения в пределах 10,  умение самостоятельно составлять и решать задачи на сложение и вычитание;  закрепить умение  к...

Составление описательного рассказа по картинкам "Катюша" и "Машенька" во второй младшей группе детского сада

Составление описательного рассказа «Катюша», «Машенька».Программное содержание:1) ЗКР. Формирование навыков правильного произношения звука [c]. Дидактическая игра «Кого вижу на картинке». Учить детей ...

Конспект НОД по развитию речи «Составление описательного рассказа по картине И. Левитана «Золотая осень» для подготовительной группы.

Составление связного описательного рассказа по картине является важным коммуникативным умением, которое должно быть сформированно у старших дошкольников. Данный конспект НОД- в помощь педагогам- дошко...

Конспект открытого занятия по обучению составления описательного рассказа по картине «Зимние забавы» с элементами ТРИЗ. Подготовительная группа.

Учить составлять связный рассказ по картине. Мероприятие проходит в виде диалогически проблемной игры, расширяет знания воспитанников о зимних изменениях в природе, активизирует речь, мышление....