Зима
картотека по развитию речи

Ушакова Ирина Владимировна

Подборка материала для развития мелкой моторики, речи

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zima.docx39.56 КБ

Предварительный просмотр:

Тема «Зима»

Развитие мелкой моторики

 «Снежинки»

 

Летели сто снежинок,

Порхающий народ,

По парочке смешинок

Попало каждой в рот.

И засмеялся город,

Машины и дома,

Деревья, на которых

Качается зима,
Фонтан, качели в парке,

Калитка и забор,

И дырка в нем, и арка,

И черный пес Трезор.

Одна из пересмешниц

В ладонь мою легла,
Став капелькою нежной,

Она не умерла.

(Л.  Богословская)

 

 

 

Делают волнообразные движения пальцами обеих рук

 

 

Поочередно разгибают пальцы из кулака на правой, затем на левой руке на каждое название

 

 

 

 

 Вытягивают раскрытые ладони перед собой

«заворачивают» пальцы в ладони, как будто пряча капельку

 

 

«Снеговик»

Давай, дружок, смелей, дружок,

Кати по снегу свой снежок.

Он превратится в толстый ком,

И станет ком снеговиком.

Его улыбка так светла!

Два глаза,

Шляпа,

Нос,

Метла.

Но солнце припечет слегка

Увы! — и нет снеговика.

(В. Егоров)

Дети показывают, как лепят снежки (то одна рука сверху, то другая).

Разводят руки в стороны, показывая большой ком.

Ставят руки на пояс.

Показывают руками на лице улыбку.

Показывают руками глаза.

Кладут одну ладонь на голову.

Приставляют ладошки с растопыренными пальцами к носу (как у Петрушки),

Поднимают одну руку вверх и раздвигают широко пальцы.

Поднимают вверх скрещенные руки с раздвинутыми пальцами («солнце»).

Пожимают плечами и разводят руки в стороны.

 «Зимняя шуба»

 

Снег пойдет и перестанет,

Незаметно он растает.

Шубу белую зима

Примеряет всем сама.

Шубу – зайцу беляку,

Шубу лесу и лужку,

Шуба – Лене и Николке,

Шубу – дубу в чистом поле,

Шуба – тополю и вязу.

Я уже в сугробе вязну,

Но у всех такая шуба,

Что носить всю зиму любо!

    (М. Садовский)

 

 

 Делают волнообразные движения руками

отводят одну руку вправо, другую влево

 

поочередно загибают пальцы на обеих руках одновременно

 

 

 

высоко поднимают колени

похлопывают обеими руками по плечам

 

 

 

 

 

 

«Мастера»

Все, что только захотим,

Мы из снега смастерим.

Лепит Саша колобок,

А Наташа — теремок,

Лева лепит разных рыб,

А Иринка — белый гриб.

Игра повторяется.

Называются имена детей данной группы

Дети «лепят снежки» (сверху то одна рука, то другая).

Соединяют пальцы рук и округляют их («колобок»). Соединяют под прямым углом ладони над головой, образуя крышу домика.

Прижимают ладони друг к другу и покачивают ими то в одну сторону, то в другую. Пальцы одной руки сжимают в кулак, прикрывают его сверху ладонью другой руки.

Мы во двор пошли гулять

Раз, два, три, четыре, пять,

Мы во двор пришли гулять.

Бабу снежную лепили.

Птичек крошками кормили,

С горки мы потом катались.

А еще в снегу валялись.

Все в снегу домой пришли,

Съели суп и спать легли.

        (Н. Нищева)

Загибать пальчики по одному.

Имитировать лепку комков.

Крошить хлебушек всеми пальчиками.

Вести указательным пальцем правой руки по ладони левой руки.

Класть ладошки на стол то одной то другой стороной.

Отряхивать ладошки.

Производить движения воображаемой ложкой, положить руки под щеку.

«Мороз»

Ой, сердит мороз!

Ветки снегом занес.

Хватает за нос.

Щиплет до слез.

Ребятишки не испугаются

И на лыжах, И на саночках катаются,

Над морозом сердитым  - потешаются.

Качают головой, взявшись за нее руками.

Взмахивают кистями рук.

Хватают себя за нос.

Щиплют себя за щеки.

Грозят пальчиком.

«Едут на лыжах». «Едут на санках».

Прыгают, одновременно хлопая в ладоши.

Речь с движением

«Все валяются от смеха!» 

С горки сани,

С горки лыжи,

Лезу в гору –

К солнцу ближе!

И без лыж,
И без саней

Съеду с горки

Всех быстрей.

Весело!

Весело!

Держу равновесие.

А внизу не устоял,
Головой в сугроб

Попал.

(М. Садовский)

 

 

 

Делают резкий мах руками вниз

Резко опускают руки, сжатые в кулак, вниз (как будто в руках лыжные палки) и чуть приседают

имитируют подъем в гору, встают на носочки и тянутся Руками вверх

Отбрасывают правую руку в сторону

Отбрасывают левую руку в сторону

«хлопаются» на ковер, ноги вытягивают вперед

Делают хлопок вправо

Делают хлопок влево

Руки разводят в стороны, покачиваются на месте

Хлопают рукой по лбу и ложатся на спину

Речь с движением

 «Первый снег»

 

За окошком первый снег,

Начала зима разбег.

 

На карнизе льдинки,
А вокруг снежинки.

Во дворе они кружатся,
мягко на асфальт ложатся.

Скоро все здесь заметет,

К нам зима уже идет.

Завтра мы наверняка

Сделаем снеговика.

И в снежки мы поиграем,
Жаль, что первый снег растает.

(О, Чусовитина)

 

 

 

Разводят руки в стороны

Делают вращательные движения рук перед грудью – «моталочку»

Делают «выбросы» пальцами в разные стороны

кружатся, разводя руки в стороны, и приседают

встают и делают махи руками

Делают манящие движения руками

Рисуют руками три воображаемых круга

Играют в снежки

Пожимают плечами и разводят руки в стороны

 

 

 

 

«Зимние забавы»

Мы бежим с тобой на лыжах,

Снег холодный лыжи лижет.

А потом — на коньках,

Но упали мы. Ах!                   

  А потом снежки лепили,

А потом снежки катили,           

А потом без сил упали,               И домой мы побежали.

Дети «скользя» шагают («ходят на лыжах» ).

«Скользят», делая поочередно ногами по полу полукруг;

руки — за спиной («бегут на коньках»).

Приседают.

Показывают, как лепят снежки (сверху то одна рука,

то другая).

Катят воображаемый комок.

Падают. Бегут по кругу.

Мимические упражнения

Выразить свое состояние и настроение в разное время зимы: мы радуемся первому снегу, ежимся от холодного ветра, нас пробирает дрожь до самых костей в морозную, студеную погоду.

Передать гневную интонацию деда Мороза.

Дед Мороз проспал в постели, Встал, сосульками звеня: — Где вы, вьюги и метели? Что не будите меня?

Выразить мимикой, жестами и движением настроение и действия Зимы. Вот Зима-волшебница нарядила деревья и кусты в белые одежды, усыпала блестками и серебром землю. А вот сердитая Зима-старуха, заморозила птиц, людей и зверей, сковала реки льдами и т. д.

         

Упражнения для щек и губ

Снеговики радуются снегу и морозу.

Надуть щеки. Веселое выражение глаз.

Грустные снеговики весной.

Опустить уголки губ вниз. Передать печальный взгляд.

 

Упражнения для языка

Сосулька.

Высунуть «острый» язык как можно дальше изо рта и удерживать его в таком положении (под счет до «шести—восьми»).

Санки-ледянки.

Сделать язык «чашечкой».

Горка для спуска.

Открыть рот, опустить язык за нижние зубы, выгнуть спинку языка «горочкой».

Саночки.

Рот открыт, губы в улыбке. Боковые края языка плотно прижать к верхним коренным зубам, спинку прогнуть вниз, кончик свободен. Движения вперед-назад, боковые края языка должны скользить по коренным зубам. Следить, чтобы нижняя челюсть не двигалась, губы не касались зубов.

Ураганный ветер открывает и закрывает форточку.

Рот открыт. Язык высунут изо рта. Поднимать и опускать кончик языка

 

Развитие речевого дыхания и голоса

Вьюга.

Старая, седая, с ледяной клюкой, Вьюга ковыляет с Бабой ягой.

Воет вьюга: «З-з-з-з-з-з». (С усилением звука.)

Застонал лес от вьюги: «М-м-м-м-м-м». (Тихо, высоким голосом.)

Тяжело стонут дубы: «М-м-м-м-м-м». (Громко, низким голосом.)

Стонут березы: «М-м-м-м-м-м». (Тихо, высоким голосом.)

Шумят ели: «Ш-ш-ш-ш-ш».

Стихает вьюга: «С-с-с-с-с-с».

 

Речевая зарядка

Мороз колдует.

Разыграйтесь-ка, метели!

Гнитесь ниже, сосны, ели!

Все, что есть в моем лесу,

Я засыплю, занесу!

 

Психогимнастика. Пластические этюды

Обыгрывание ситуации «Новый год». Изобразить Деда Мороза и Снегурочку, идущих на елку.

Показать: разные звери встречают Новый год.

Зимние забавы.

Изобразить: вы катаетесь на коньках, играете в снежки, лепите снежную бабу, везете на санках малышей, ходите на лыжах.

Изобразить зимующих птиц: дятла, ворону, высиживающую птенцов, и замерзшего воробья.

Изобразить зверей в зимнее время: зайчика, притаившегося под кустом; лису, прислушивающуюся к шороху мышки под снегом; голодного волка; спящего медведя; белочку, нашедшую свою кладовую, и др.

Зима. Зимние забавы.

1. «Что бывает зимой?»

Пример. Идет снег. На деревьях нет листьев. Речка замерзла. Холодно. Люди надевают теплую одежду. Дети катаются на коньках и лыжах.

2. «Выпал беленький снежок»

Цель: уточнить и расширить словарь по теме, учить согласовывать слова с движением.

Оборудование: настоящий снег и сосульки.

Ход. Взрослый приносит  снег и сосульки разной величины. Вместе с ребенком их рассматривает. Взрослый активизирует речь ребенка вопросами: «Какого цвета снег? (белый) А какая сосулька? (прозрачная) Какие они на ощупь? (холодные, снег мягкий, сосулька твердая)». Наблюдают, как снег и сосулька тают и превращаются в воду. Затем наблюдение продолжается на улице или из окна. Ребенок отвечает па вопросы взрослого: «Что лежит на земле? Какой снег? Что висит под крышей? Какая сосулька?» После этого взрослый предлагает ребенку согреться, так как на улице холодно. Они пропоют стихотворение, выполняя с ребенком все движения, соответствующие тексту:

Выпал беленький снежок -

Собрались мы все в кружок,

Мы потопаем, мы потопаем,

Будем весело плясать,

Будем руки согревать.

Мы похлопаем, мы похлопаем

Чтоб нам было веселее,

Будем прыгать мы скорее.

Мы попрыгаем, мы попрыгаем

3. «Что лишнее?»

Цель: расширить и активизировать словарь по теме.

Оборудование: картинки с изображением предметов для игр в разное время года или настоящие предметы (санки, мяч, лопата, коньки, велосипед, лыжи, бумажный кораблик, скакалка и т. д.), сюжетная картинка по теме «Зимние забавы».

Ход. Взрослый предлагает ребенку выбрать и назвать только те предметы, которые необходимы для зимних игр. Лишние предметы убирают. Если затрудняется, взрослый помогает ему. По ходу игры ребенку вопросы: «Что это? Для чего нужно? Как с этим играть?» Затем для рассматривания предлагается одна или несколько  картинок, на которых изображены дети, катающиеся на лыжах, коньках, строящие снежную бабу, расчищающие дорожку лыжи активизирует речь ребенка вопросами: «Какого цвета снег на картинке? Что это у мальчика? Для чего нужно? Как одет мальчик? Почему он тепло одет?» и т. д.

4. «Назови ласково» (с существительными данной темы)

снег - снежок                                    лед — ледок

сосулька - сосулечка                  санки - саночки

горка - горочка                            лопата - лопатка

5. "Сделай снеговика"

Цель: формировать целостное восприятие предмета, учить правильно располагать готовые формы, активизировать речь во время и после выполнения задания.

Оборудование: три белых кружка разной величины.

Ход. По образцу взрослого ребенок выкладывает снеговика из трех кругов. Взрослый обращает внимание на последовательность расположения фигур, спрашивая: «Как называется эта фигура? Какого она цвета? Какой круг ты положишь внизу? (большой) Какой потом? (средний) Какой круг будет вверху? (маленький) Назови его ласково (кружок, кружочек)».

 

Зимние пословицы и поговорки


Первый снежок — не лежок — выпал: да и тает.

***
Зимой съел бы грибок, да снег глубок. 

***
Снежок подпал и следок застал.

***
В зимний холод всякий молод. 

***
Зима спросит, что летом припасено

***
Зимой без шубы не стыдно, а холодно. 

***
Зимой волка бойся, а летом — мухи. 

***
Не было бы снегу, 
Не было бы следу.

***
Не пугай зима: весна придет. 

***
Много снега - много хлеба,
Много воды - много травы.

***
Снег на полях-
Хлеб в закромах.

***
Любишь кататься - люби и саночки возить.

***
Мороз не велик, да стоять не велит.

***
Спасибо, мороз, что снегу нанес.

***
Береги нос в большой мороз!

***
Солнце – на лето, зима – на мороз!


Пословицы про декабрь

***
Декабрь и замостит, и загвоздит, и саням ход даст.

***
Декабрь - стужайло на всю зиму землю студит.

***
Декабрь год кончает, зиму начинает.

***
Декабрь глаз снегами тешит, да ухо морозом рвёт.

Скороговорки на зимнюю тему

Белый снег, белый мел, 
Белый заяц - тоже бел, 
А вот белка не бела, 
Белой даже не была.

***

В семеро саней семеро Семёнов с усами уселись в сани сами.

***

В семеро саней по семеро в сани уселись сами.

***

Везет Сеня Сaню с Соней нa сaнкaх. 
Сaнки скок! Сеню - с ног,
Сaню - в бок, Соню - в лоб. 
Все в сугpоб - хлоп!

***

На семеры сани, по семеры в сани.

***

У Саньки новенькие санки.

***

Вез на горку Саня за собою сани, 
Ехал с горки Саня, а на Сане - сани.

***

Шапка да шубка - вот наш Мишутка.

***

Маша шила для мартышки 
Шубу, шапку и штанишки.

***

Зимним утром от мороза
На заре звенят березы.

***

В зимний холод всякий молод.
Всякий молод в зимний холод.

***

Купили Валерику и Вареньке
Варежки и валенки.

***

Подарили Валеньке маленькие валенки.

***

Валин валенок провалился в прогалинок.

***

У нерадивого повара
В валенках варенье и повидло.

***

Холода не бойся, сам по пояс мойся.

***

Зимой поле белое,  
Промерзло-заледенелое.

***

То одна зима идёт, то другая,
И метели за окном завывают.

***

Нисколько не скользко, 
Не скользко нисколько.

***

Я по камешкам пошёл, 
Шубу шёлкову нашёл.

***

У Карпова двора укатана гора. 
Кто укатал? Карповы дети укатали, 
Раскопали, перекопали.

***

Села Алеся, с печи ноги свеся, не смейся, 
Алеся, а на печи грейся.

***

Шубка овечки горячее любой печки.

***

Загадки о зиме

Запорошила дорожки,

Разукрасила окошки,

Радость детям подарила

И на санках прокатила.  (Зима)

***

Невидимкой, осторожно,

Он является ко мне

И рисует, как художник,

Он узоры на стекле.

Это – клён, а это – ива,

Вот и пальма предо мной.

Как рисует он красиво

Белой краскою одной!  (Мороз)

***

Он пушистый, серебристый,

Но рукой его не тронь:

Станет капелькою чистой,

Как поймаешь на ладонь. (Снег)

***

Покружилась звёздочка

В воздухе немножко,

Села и растаяла

На моей ладошке.  (Снежинка)

***

Белая морковка

Зимой растёт.  (Сосулька)

***

Большая белая скала

Всю зиму крепла и росла.

Но от весеннего тепла

Скала осела, потекла.  (Сугроб)

***

«ЗИМА»