КОНСПЕКТ НОД для детей старшего возраста по технологии ТРИЗ «Гуси-лебеди»
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)

Захарова Ольга Владимировна

Образовательные задачи:

1. Уточнять и обогащать знания детей о русских народных и авторских сказках.

2. Учить узнавать сказочных героев.

3. Продолжать учить детей сочинять волшебную сказку, соединять логической цепочкой действий и превращений отдельные картинки в единый сюжет. Использовать выразительные средства — описание. Учить использовать графическую аналогию (ТРИЗ) при выделении в образе сказочного героя самого главного — характера.

4. Совершенствовать умение использовать разные части речи точно по смыслу.

5. Вводить в словарь детей синонимы: добрый, смеющийся, ласковый, нежный, весёлый, шутливый.Антонимы: добрый, злой, весёлый — грустный, здоровый — больной и другие.

6.Продолжать формировать навыки учебной деятельности: действовать по предложенному плану, правильно оценивать результаты своей деятельности.

7. Продолжать учить детей формулировать полные ответы на поставленный вопрос.

8. Формировать умение внимательно слушать вопросы воспитателя, соблюдать очерёдность, отвечая на вопросы, слушать другого ребёнка, не перебивая.

Развивающие задачи:

9. Развивать умение детей действовать согласованно.

10. Развивать связную речь, мышление, воображение, фантазию.

11. Развивать слуховое внимание и память.

Воспитательные задачи:

12. Воспитывать интерес к чтению, любовь к устному народному творчеству, сказкам.

13. Воспитывать доброжелательное отношение друг к другу.

Используемые методы:

Метод «Мозговой штурм» - это коллективный поиск нетрадиционных путей решения проблемы.

Метод «МФО-метод фокальных объектов» - это поиск новых идей путём присоединения к исходному объекту свойств, других, случайно выбранных объектов.

Метод «Моделирование маленькими Человечками» - прием, позволяющий наглядно описать агрегатное состояние вещества, объяснить и смоделировать внутреннее строение объектов и взаимодействия между ними.

Метод «Противоречий» - метод извлечения выводов – его основа точная аргументация которая приводит к желаемому выводу.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл triz_gusi-lebedi3.docx21.68 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 26 «Теремок» г. Назарово Красноярского края

КОНСПЕКТ

НОД для детей старшего возраста по технологии ТРИЗ

«Гуси-лебеди»

Подготовила воспитатель:

Захарова Ольга Владимировна

Январь 2021 г.

Цель: продолжать учить детей творческому рассказыванию с использованием технологии ТРИЗ.

Образовательные задачи:

1. Уточнять и обогащать знания детей о русских народных и авторских сказках.

2. Учить узнавать сказочных героев.

3. Продолжать учить детей сочинять волшебную сказку, соединять логической цепочкой действий и превращений отдельные картинки в единый сюжет. Использовать выразительные средства — описание. Учить использовать графическую аналогию (ТРИЗ) при выделении в образе сказочного героя самого главного — характера.

4. Совершенствовать умение использовать разные части речи точно по смыслу.

5. Вводить в словарь детей синонимы: добрый, смеющийся, ласковый, нежный, весёлый, шутливый.Антонимы: добрый, злой, весёлый — грустный, здоровый — больной и другие.

6.Продолжать формировать навыки учебной деятельности: действовать по предложенному плану, правильно оценивать результаты своей деятельности.

7. Продолжать учить детей формулировать полные ответы на поставленный вопрос.

8. Формировать умение внимательно слушать вопросы воспитателя, соблюдать очерёдность, отвечая на вопросы, слушать другого ребёнка, не перебивая.

Развивающие задачи:

9. Развивать умение детей действовать согласованно.

10. Развивать связную речь, мышление, воображение, фантазию.

11. Развивать слуховое внимание и память.

Воспитательные задачи:

12. Воспитывать интерес к чтению, любовь к устному народному творчеству, сказкам.

13. Воспитывать доброжелательное отношение друг к другу.

Используемые методы:

Метод «Мозговой штурм» - это коллективный поиск нетрадиционных путей решения проблемы.

Метод «МФО-метод фокальных объектов» - это поиск новых идей путём присоединения к исходному объекту свойств, других, случайно выбранных объектов.

Метод «Моделирование маленькими Человечками» - прием, позволяющий наглядно описать агрегатное состояние вещества, объяснить и смоделировать внутреннее строение объектов и взаимодействия между ними.

Метод «Противоречий» - метод извлечения выводов – его основа точная аргументация которая приводит к желаемому выводу.

Материалы: проектор, мяч, иллюстрации к сказке «Гуси-лебеди», модель яблоньки, печки, речки, карточки с изображением предметов, сундучки, модели Человечков, кружки трех цветов, игра «Ералаш» (части тела разных животных).

Ход

Воспитатель: Дети, сегодня у нас увлекательное путешествие в страну сказок.

Вы любите сказки? (ответы детей)

Дети: да.

Воспитатель: А какие сказки знаете?

Дети: Колобок, Аленький цветочек… (показ на экране слайдов сказок)

Воспитатель: Какие бывают сказки?

Дети: Народные, авторские.

Воспитатель:В сказках живут разные герои: положительные и отрицательные. Ребята я буду называть характеристики героев, а вы попробуйте назвать наоборот. Я буду бросать мяч и говорить слова, а вы обратное значение. Например: злой – добрый (веселый грустный, щедрый-жадный, ленивый-трудолюбивый, толстый-худой, высокий-низкий, ласковый-грубый, умный-глупый). Молодцы!

Воспитатель: ребята посмотрите на экран. В какую сказку мы сегодня попадём? (Алёнушка, Иванушка, яблонька, печка, речка, гуси-лебеди).

Как называется эта сказка?

ДетиГуси-лебеди

Воспитатель: правильно! А по каким картинкам вы узнали, что речь идет о этой сказке?

Дети: Алёнушка, Иванушка, яблонька, печка, речка, гуси-лебеди.

Приходит в гости Алёнушка.

Аленушка: здравствуйте ребята! Я – Алёнушка. Беда случилась в моей сказке! Баба-Яга заколдовала яблоньку, и печку, и речку, чтоб я не смогла спрятаться с братцем от Гусей-лебедей… Чтобы их расколдовать, нужно выполнить задания. Помогите мне! Такие сложные задания дают речка и печка, и яблонька! Поможете мне?

Дети: да!

Воспитатель: Но, чтобы попасть в сказку, нам нужно потренироваться. (музыкальная игра «Два веселых гуся»).

Метод «Мозговой штурм»

Алёнушка ведёт детей на полянку, где растёт яблонька. (модель яблони с яблоками). На яблочках картинки (дерево, дверь, шкафчик, золотой ключик, юбка, шапка, роза, ножницы, ваза, кукла).

Воспитатель: Вот задание от яблоньки: «собирать бусы из яблок, так, чтобы следующая картинка должна напоминать предыдущую, или связана с ней по смыслу». (Дерево шкафчик дверь золотой ключик кукла юбка шапка ножницы роза ваза).

Дети выстраивают цепочку из яблочек, объясняя чем связаны картинки между собой.

Воспитатель: а теперь проверим, правильно ли вы собрали бусы. Посмотрите на экран и проверим.

Алёнушка: Молодцы, ребята всё правильно.

Метод «МФО-метод фокальных объектов»

Алёнушка ведет ребят к печке.

Алёнушка: к чему мы пришли? (модель печки).

Дети: к печке. (дети садятся на стульчики).

Воспитатель:А вот и задание от Печки«Придумать необычную кастрюлю», в помощь вам печка предлагает «сундучки».

Четыре сундучка с символами –картинками:

«ноты» - звук (колокольчик, барабан, комар, ворона и т. д.)

«цветы» - запах (конфета, роза, мандарин, кофе, мята и т. д.)

«машинка» - движение (самолёт, гепард, машина и т. д.)

«платье» - материал (деревянная ложка, колесо, серьга и т. д.)

(В каждом сундучке набор картинок. По одному ребенку вызывается, для составления характеристики кастрюли. Одна картинка – звук, вторая – запах, третья – материал, четвертая - движение).

Воспитатель: наша кастрюля двигается, как, пахнет как, сделана из, звучит, как… Что-же хорошо в нашей кастрюле?

Дети: она вкусно пахнет, если всё готово – она звучит, как … Она может двигаться, как …

Воспитатель: а что же плохого в этой кастрюле?

Дети: она может сгореть, один и тот же запах, надоест звук…

Воспитатель: а как же нам усовершенствовать? То, что было плохо – стало хорошим?

Дети: можно вставить кнопочку, что отключать звук, запах, менять запах…сделать из более прочного материала…

Воспитатель: как ты думаешь, Алёнушка! Печке понравится такая кастрюля?

Алёнушка: думаю, что понравится! Спасибо ребята! Но! У нас еще есть одно задание. От Речки. Давайте к ней пойдем. (подходят к стенду с нарисованной речкой. На волнах лежит конверт с заданием).

Метод «Моделирование маленькими человечками» - (Твердые – (крепкие) – красные, жидкие – желтые, газообразные – голубой).

Алёнушка:Задание: определить из чего состоят предметы и вещества. На столах лежат картинки (зонт с капельками дождя; стол со скатертью и мокрым пятном; ванна с водой; тучи и капельки дождя, чашка с горячим чаем, из которой идет пар, банка с яблочным компотом; кораблик на море; Яйцо на тарелке; сосульки на крыше; ложка с капелькой лекарства; тарелка с кашей и т. д.).

На столах подносы с кружками желтого, голубого и красного цвета – обозначают жидкие и твердые и газообразные вещества.Задание: выложить на рисунки кружки – закрывая изображения, в соответствии со свойствами предметов. Дети выполняют.

Воспитатель: а теперь проверим. Внимание на экран.

Алёнушка: Молодцы, ребята! Выполнили задание речки.

Голос Иванушки: Алёнушка!

Алёнушка: ой, нашёлся! (Выходит с братцем к детям). Ребята спасибо! Встретились мы с Иванушкой, но вот дома нас ждёт очень доверчивая собака – сторож, которая всех пускает, всех привечает. Пять могут Гуси-лебеди прилететь, братца унести. Поможете нам придумать нового сторожа для дома?

Игра «Ералаш» - придумать необычное животное из разных частей тела (голова, туловище, ноги)(Дети делают коллективную аппликацию).

Воспитатель: как зовут нашего животного? Чем питается? Как будет защищать дом Алёнушки и Иванушки?

Метод «Противоречий»

Воспитатель: Чем хорош наш сторож?

Что плохо в нашем животном?

Воспитатель: Вы возьмете такого животного к себе в дом, Алёнушка?

Алёнушка: да! Думаю он со всеми нашими животными подружиться! У него голова как у, туловище, как у, ноги, как у … На всех животных чем-то похож.

Воспитатель: Мы вам дарим это фантастическое животное.

Алёнушка: Спасибо ребята! Вы помогли мне выполнить очень сложные задания и найти своего братца Иванушку. А теперь нам пора домой к матушке и батюшке. До свидания!

Воспитатель: Вот и закончилось наше путешествие в сказку «Гуси-лебеди». Вы все молодцы, настоящие друзья!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НОД для детей старшего возраста с использованием современных образовательных технологий"Маленькие изобретатели"

Обогодить знания детей о мире открытий и изобретений, активизировать словарь по теме....

"Подарки осени" Конспект НОД для детей старшего возраста с использованием ИКТ(информационно-коммуникационных технологий).

Занятие проводилось с детьми старшего возраста, у которых тяжелые нарушения речи. Цель: закрепление знаний детей об осеннем времени года в разных видах музыкальной деятельности.Задачи:Развитие эмоцион...

Конспект НОД для детей старшего возраста по художественно-эстетическому развитию с использованием информационно-коммуникационных технологий "Хохломские ложки"

Конспект НОД для детей старшего возраста по художественно-эстетическому развитию с использованием информационно-коммуникационных технологий "Хохломские ложки"...

Конспект образовательной деятельности детей старшей группы в технологии ситуация деятельностного подхода Л. Г. Петерсон Тема: Зимние развлечения.

Тема: Зимние развлечения.Цель:·        закрепление знания детей о свойствах снега, зимних развлечениях и забавах;·...

Конспект беседы для детей старшего возраста «Как жили дети во время Великой Отечественной войны»

Дети войны- кто они? Как они жили и чем занимались? Ребятам нашего времени необходимо рассказывать о том, как "дети войны" наравне со взрослыми  защищали, стреляли, попадали в плен, жер...

Технологическая карта занятия для детей старшего возраста по технологии деятельностного подхода "Ситуация" Л.Г. Петерсон "Мой край - моя малая Родина"

Технологическая карта занятия для детей старшего дошкольного возрастаПодготовила: воспитатель МБДОУ г.Иркутска детского сада №31 Петрушева Инга АнатольевнаТема занятия:   «Мой край &nd...