Деловая игра «Развитие диалогической и монологической речи»
методическая разработка по развитию речи

Костылева Оксана Николаевна

Цель: совершенствование работы по речевому развитию дошкольников в ДОУ.

 Задачи:
1. Уточнить знания и умения педагогов в области развития диалогической и монологической речи дошкольников.

2. Активизировать знания педагогов о методах, приемах и средствах развития речи дошкольников.

3. Повысить компетентность педагогов в области речевого развития дошкольников.

4. Развивать коммуникативные качества педагогов, умение работать в коллективе, умение обсуждать и согласовывать предложенные вопросы, задания, развивать творческую активность участников.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Деловая игра «Развитие диалогической и монологической речи»

Цель: совершенствование работы по речевому развитию дошкольников в ДОУ.

 Задачи:
1. Уточнить знания и умения педагогов в области развития диалогической и монологической речи дошкольников.

2. Активизировать знания педагогов о методах, приемах и средствах развития речи дошкольников.

3. Повысить компетентность педагогов в области речевого развития дошкольников.

4. Развивать коммуникативные качества педагогов, умение работать в коллективе, умение обсуждать и согласовывать предложенные вопросы, задания, развивать творческую активность участников.

Ход игры: (Слайд 1)

Ведущий:

- Не случайно считается, что речь человека – его визитная карточка, поскольку от того, насколько грамотно он выражается, зависит его успех не только в повседневном общении, но и в профессиональной деятельности. Главной задачей дошкольного образования является подготовка к школьному обучению. Дети, не получившие в дошкольном возрасте соответствующее речевое развитие, с большим трудом навёрстывают упущенное, в будущем этот пробел влияет на дальнейшее развитие ребенка. Своевременное и полноценное формирование речи в дошкольном детстве является основным условием нормального развития и в дальнейшем его успешного обучения в школе.

- Уважаемые коллеги, предлагаю Вам обсудить данную проблему и найти пути ее решения через интересную деловую игру. Для того, чтобы игра была интереснее, мы введем в нее элемент соревнования. Предлагаю вам разделиться на команды. За каждый правильный ответ команды будут получать по одному слову из высказываний. У команд разные высказывания, которые в конце игры они должны будут сложить из набранных за правильные ответы слов. В случае

В любой игре есть правила, есть они и у нас:

  • Уметь слушать других.
  • Вырабатывать общее решение вопроса.
  • Принимать активное участие в игре.
  • Соблюдать культуру речи и тактичность.

Ведущий: Итак, начинаем нашу игру. 

Задание 1. Разминка

Каждой команде по очереди будут предложены вопросы. После того, как команда даст свой вариант ответа, на экране появится правильный ответ.

Вопрос 1 команде: (Слайд 2)

Что включает в себя речевое развитие? 

(владение речью как средством общения со сверстниками и взрослыми; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; обогащение активного словаря; развитие речевого творчества; развитие звуковой культуры речи и др. согласно требованиям ФГОС ДО).

Вопрос 2 команде: (Слайд 3)

Какие методы работы используют при обучении детей связной речи?  (пересказ, описание игрушек и сюжетных картин, рассказывание из опыта, творческое рассказывание, беседа, экскурсия и т. д.)

Вопрос 1 команде: (Слайд 4)

Назовите формы речи  (диалогическая и монологическая)

Вопрос 2 команде: (Слайд 5)  

Назовите ведущий прием обучения правильному произношению (образец воспитателя)

Вопрос 1 команде:  (Слайд 6)

Какие умения развиваются в диалоге? (выслушать собеседника, задать вопрос, ответить в зависимости от контекста)

Вопрос 2 команде: (Слайд 7)

Посредством чего может быть организована работа по развитию речи во 2-й половине дня? (логоритмика, мнемотаблицы, дидактические игры, театрализованная деятельность, чтение худ.литературы и т.д.)

Вопрос 1 команде: (Слайд 8)

С какой возрастной группы начинается работа по обучению детей монологической речи? (со средней группы)

Вопрос 2 команде: (Слайд 9)

С какой возрастной группы начинается работа по обучению детей диалогической речи? (с младшей группы)

Вопрос 1 команде: (Слайд 10)

Назовите основные направления работы в ДОУ, через которые реализуется образовательная область – речевое развитие? (образовательная деятельность, осуществляемая с детьми в различных видах деятельности; образовательная деятельность, организованная в ходе режимных моментов; самостоятельная деятельность детей; сотрудничество с семьями воспитанников).

Вопрос 2 команде: (Слайд 11) 

Каковы основные достижения в речевом развитии старшего дошкольника? (проявление речевой активности в общении со взрослыми и сверстниками; активно задает и отвечает на вопросы; инициативен в придумывании рассказов загадок и т. д.; имеет богатый словарный запас; речь чистая, грамматически правильная, выразительная; владеет средствами звукобуквенного анализа слов; умеет передавать краткое содержание текста; различает основные жанры (стихотворение, сказка, рассказ)

Вопрос 1 команде: (Слайд 12)

Какой вид деятельности дошкольника наиболее благоприятен для развития речевой и познавательной активности? (игра)

Вопрос 2 команде: (Слайд 13) 

Какой прием применяет педагог для снятия пауз и напряженности у ребенка в пересказе? (прием отраженной речи – педагог повторяет сказанную ребенком фразу и незначительно дополняет ее).

Вопрос 1 команде: (Слайд 14)

Ведущий прием для активации речи и мышления (вопросы педагога)

Вопрос 2 команде: (Слайд 15)

Отметьте наиболее значимых для вас педагогов, работающих в области речевого развития дошкольников (ВВ. Гербова; Е.А. Флерина; О.С. Ушакова)

Задание 2. Составить творческий рассказ по фразе: «Чудеса там, где в них верят»

(Команды коллективно составляют рассказ и представляют друг другу). (Слайд 16).

Ведущий:

Специфика профессии педагога заключается в постоянном деятельном контакте с людьми. Поэтому педагог должен обладать не только специальными знаниями, но также и навыками профессионального общения, и грамотной речью. Речевая грамотность – отнюдь не личное дело каждого педагога, а его основное качество, ведь речь педагога - это образец для каждого ребенка, над развитием речи которого мы работаем.

Именно поэтому, к речи педагога дошкольного образовательного учреждения сегодня предъявляются высокие требования, и проблема повышения культуры речи воспитателя рассматривается в контексте повышения качества дошкольного образования.

Типичные ошибки, встречающиеся в речи педагогов:

В устной речи можно выделить следующие группы часто встречающихся ошибок:

-  орфоэпические;

-  грамматические;

-  семантические (лексические).

Орфоэпические ошибки – это нарушение произносительных норм устной речи. Орфоэпические ошибки всегда мешают воспринимать содержание речи: внимание слушающего отвлекается неправильностью произношения, и высказывание во всей полноте и с достаточным вниманием не воспринимается. Данные ошибки проявляются:

- в неправильном произношении звуков в словах («тэрмин» вместо «термин»; «кофэ» вместо «кофе»);

- в неправильной постановке ударения в слове «красивЕе» вместо «красИвее»; «кухОнный» вместо «кУхонный»; «тортЫ» вместо «тОрты» и т.п.).

Грамматические ошибки – это нарушение правил использования грамматических форм разных частей речи и синтаксических конструкций. Ошибки проявляются:

- в употреблении рода имён существительных («французская шампунь» вместо «французский шампунь»; «красивая тюль» вместо «красивый тюль»; «большой мозоль» вместо «большая мозоль»);

- в неправильном согласовании местоимений с существительными в роде («моё день рождения» вместо «мой день рождения», т.к. притяжательное местоимение «мой» относится к существительному «день», а не к слову «рождение»)

- в неправильном употреблении рода числительных («в присутствии обоих девочек» вместо «обеих», но «обоих мальчиков»);

- в неправильном употреблении окончаний имён существительных во множественном числе («сапогов» вместо «сапог»; «носок» вместо «носков»; «чулков» вместо «чулок»);

- в ошибочном употреблении различных форм глаголов «ложи на стол» вместо «клади на стол»; «поклади» вместо «положи»);

- в некорректном использовании форм глагола («сели за столы» вместо «сядьте за столы», «подошли ко мне» вместо «подойдите ко мне» - здесь, выражая просьбу, следует употреблять глагол в повелительном наклонении, а не в прошедшем времени).

Семантические (лексические) ошибки – это нарушение правил использования лексического значения слов в речи. Слово должно употребляться в том значении, которое оно имеет. Нарушение лексических норм приводит к искажению смысла высказывания. Эти ошибки проявляются:

- нарушение лексической сочетаемости («играет важное значение» вместо «играет важную роль» или «имеет важное значение»; «слушайте сюда» вместо «слушайте» (что-то или кого-то);

- тавтология, т.е. повторение того же самого другими словами, не уточняющее смысла («в мае месяце» вместо «в мае»; «строительство замерло на мёртвой точке» вместо «встало на мёртвой точке»; «информационное сообщение» вместо «сообщение» или «информация»).

Слова – паразиты. Употреблении лишних и бессмысленных в данном контексте слов, например: «типа», «как бы», «это самое», «короче», «таки», «на самом деле», «собственно», «ну..», «так сказать», «вот», «как сказать», «в общем-то», «а именно», «на этом», «действительно» и других.

Исходя из всего вышеперечисленного, к устной речи педагогов предъявляются следующие требования:

Требования, предъявляемые к речи педагога ДОУ:

1. Правильность – соответствие речи языковым нормам. Педагогу необходимо знать и выполнять в общении с детьми основные нормы русского языка: орфоэпические нормы (правила литературного произношения), а также нормы образования и изменения слов.

2. Точность – соответствие смыслового содержания речи и информации. Особое внимание педагогу следует обратить на семантическую (смысловую) сторону речи, что способствует формированию у детей навыков точности словоупотребления.

3. Чистота. Педагогу необходимо заботиться о чистоте собственной речи: недопустимо использование слов-паразитов, диалектных и жаргонных слов.

4. Выразительность. Выразительность речи педагога является мощным орудием воздействия на ребенка. Владение педагогом различными средствами выразительности речи (интонация, темп речи, сила, высота голоса и т.д.) способствует к более полному осознанию ребенком содержания речи взрослого, формированию умения выражать свое отношение к предмету разговора.

5. Богатство. Педагогу следует учитывать, что в дошкольном возрасте формируются основы лексического запаса ребенка, поэтому богатый лексикон самого педагога способствует не только расширению словарного запаса ребенка, но и помогает сформировать у него навыки точности словоупотребления, выразительности и образности речи.

Сейчас, чтобы закрепить свои знания, а заодно проверить свою грамотность, я предлагаю - каждой команде выполнить блиц-задания.

Задание 3. Поставьте правильно ударение в словах.

Каждой команде предложены слова, напечатанные на листе бумаги. В этих словах необходимо расставить правильно ударение. После того, как команда готова к ответу, один из членов команды зачитывает слово, в это время на экране появляется правильный вариант.

Слова, предлагаемые 1 команде: (Слайд 17) ракушка, договор, дремота, жалюзи, заусеница, квартал, опека, свекла, средства, сливовый.

Правильно: ракУшка, договОр, дремОта, жалюзИ, заусЕница, квартАл, опЕка,  свЁкла, срЕдства, слИвовый

Слова, предлагаемые 2 команде: (Слайд 18) танцовщица, творог, туфля, уведомить, феномен, звонит, новорожденный, обеспечение, банты, ломота.

Правильно: танцОвщица, твОрОг, тУфля, увЕдомить, фенОмен, звонИт, новорождЁнный, обеспЕчение, бАнты, ломОта.

Задание 4. Определите, где правильное слово, а где неправильное. (Слайд 19)

На экране представлены слова. Я буду зачитывать слово, написанное на слайде, а команды называют правильный вариант по одному слову.

Неправильно:                   Правильно:

Чо                                      Что (што)

Ихние                                Их

Оделися                            Оделись

Обезбаливающее             Обезболивающее

Разбувайтесь                    Разувайтесь

Уплотишь                         Уплатишь

Бежи                                  Беги

ЗвОнишь                           ЗвонИшь

Ложить                              Класть

Ляж                                    Ляг

Задание 5. «Живой кроссворд» (Слайд 20)

Уважаемые коллеги. Для этой игры мне нужны пять участников от каждой команды. Каждый участник команды получает одну букву (всего букв пять: С, П, Р, О, Т). После того, как я загадаю загадку, участники команды должны встать, так, чтобы получилось слово-ответ:

• Дело, которым нужно серьезно заниматься (спорт)

• Место, куда возвращаются корабли (порт)

• Место, где проверяют документы гаишники или таможенники (пост)

• Его нельзя выносить из избы (сор)

• Показатель качества товаров (сорт)

• Что изменяется в зависимости от возраста ребенка (рост)

• Легкая женская одежда (топ)

• Запрещающий знак дорожного движения (стоп)

• Канат, который используют при буксировке (трос)

• Что появляется на теле человека во время жары (пот)

Задание 6.  «Подберите к поговорке сказку, которая подходит ей по смыслу» (Слайд 21)

На экране представлены всем хорошо знакомые поговорки. Нужно подобрать к ним подходящие по смыслу сказки. Задание выполняется каждой командой по очереди.

1. Вместе вдвое, дело любое, спорится, друзья. (Репка)
2. В тесноте, да не в обиде. (Рукавичка)
3. Захотел побыть волк в овечьей шкуре, да не вышло. (Волк и семеро козлят)
4. С лица воду не пить. (Красавица и чудовище)

Задание 7. «Переведите пословицы на русский язык» (Слайд 22)

В этом задании «зашифрованы» русские народные пословицы. Командам необходимо догадаться, о какой пословице идет речь.

Сын леопарда - тоже леопард.

Яблоко от яблони недалеко падает

Верблюда под мостом не спрячешь.

Шила в мешке не утаишь.

Бойся тихой реки, а не шумной.

В тихом омуте черти водятся.

Молчаливый рот - золотой рот.

Слова - серебро, а молчание – золото.

Тот не заблудится, кто спрашивает.

Язык до Киева доведет.

 Ошпаренный петух от дождя убегает.

Обжегшись на молоке, дует на воду.

Задание 8. «Рассказ по картине» (Слайд 23)

Составьте серию вопросов в правильной последовательности так, чтобы дети смогли составить по ним рассказ. (Командам предлагаются сюжетные картины «В живом уголке», «Семейный ужин»)

Предполагаемые вопросы к картине «В живом уголке»:

- Кого  вы  видите  на  картине?

- Назовите  растения,  которые  находятся  в  живом  уголке.

- Нравится  ли  детям  трудиться  в  живом  уголке? Почему?

- Кто сегодня  трудится  в  живом  уголке?

- Чем  занята  Катя  и  Оля?

- Какие  листья  у  фикуса?

- Почему  Даше  нравится  ухаживать  за рыбками? Какие  они?

- Что  нужно  делать,  если  в  живом  уголке  живет  хомяк?  Какой  он?

- Какие  птицы  живут  в  живом  уголке?

- Где  находится  клетка  с попугаями? Какие  попугаи?

- Как  ребята  выполняют  свою  работу?

- Почему  им  нравится  ухаживать  за  животными  и  растениями?

Предполагаемые вопросы к картине «Семейный ужин»:

- Как  вы  думаете,  какое  время  суток  нарисовано  на  картинках?  (Вечер)

- Откуда  вернулись  домой  Саша  и  Маша?  (Дети  пришли  со  школы.)

- А  откуда  пришли  папа  и  мама?  (Родители  пришли  с  работы.)

- Вечером,  когда  семья  садится  кушать,   это  как  называется?  (Ужин.)

- Что  стала  делать мама?  Зачем?

- Какую  работу  выполняет  Саша?

- Что  можно  приготовить  из  картошки?

- А  чем  занята  Аня?

- Что  она  будет  делать?

- Кого  вы  не  увидели  в  кухне  за  работой?

- А  почему  здесь  картинка  с  изображением  пылесоса? (Например:  потому,  что  нужно  сделать  уборку  в  квартире.)

- Так  какую  работу  выполнял  папа?  (После  ответа  на  этот  вопрос  выставляется  сюжетная  картинка,  на  которой  папа  пылесосит)

- Когда все  было  готово,  что  сделала  семья?  (Семья  села  ужинать.)

-  Как  можно  закончить  наш  рассказ? (Все  были  рады,  что  они  вечером  собрались  вместе  за  семейным  ужином.)

- Как  вы  думаете,  чем  были  заняты  родители  и  дети  после  ужина?

- Как  можно  назвать  наш  будущий  рассказ?

Ведущий:

Уважаемые коллеги, составьте высказывание из имеющихся у вас слов, полученных за правильные ответы. После того, как команда представляет свой вариант ответа, на экране появляется правильный ответ.

1 высказывание: «Короткую речь слушать хорошо, а под длинную речь думать хорошо». (Слайд 24)

2 высказывание: «Выстрелив, пулю не поймаешь, а слово сказав, не схватишь». (Слайд 25)

Заключение:

А теперь я предлагаю вам взять зеркало со своего стола и, передавая по очереди, посмотреть в него. Кого вы в нем видите?

Настоящих воспитателей, творческих, грамотных, профессионалов своего дела.

А теперь последнее задание для команд, сделайте так, чтобы в зеркале вашей команды отражались вы все сразу. (Педагоги вместе смотрятся в одно зеркало).

Посмотрите, когда мы вместе - мы сила и именно от нас всех зависит будущее подрастающего поколения. Давайте постараемся, чтобы мы были достойным примером для наших воспитанников! (Слайд 26)

                                                                        Авторы: учителя-логопеды:

 Кожевникова Альбина Замировна,                                

 Костылева Оксана Николаевна,

 Чипышева Ирина Викторовна.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие диалогической и монологической речи у дошкольников

Развитие диалогической и монологической речи у дошкольников...

родительское собрание в форме деловой игры "Развитие диалогической речи дошкольников в игре"

привлечь внимание родителей к вопросу и проблеме речевого развития детей. Предложить игры для развития диалогической речи....

Использование новых форм и приёмов в развитии диалогической и монологической речи у детей с речевыми нарушениями

В работе с детьми с речевыми нарушениями можно использовать следующие инновационные технологии: синквейн, мнемотаблицы, кинезиологию, биоэнергопластику....

Родительское собрание в форме деловой игры "Развитие диалогической речи дошкольников в игре"

Показать  родителям значимость диалогических умений дошкольников, что является важной предпосылкой их благополучия в социальном и интеллектуальном развитии....

Развитие диалогической и монологической речи дошкольников через игру- драматизацию

laquo;Родное слово является основой всякого умственного развития и сокровищницей всех знаний».(К. Д. Ушинский.)...

Деловая игра "Развитие диалогической и монологической формы речи"

  Специфика профессии педагога заключается в постоянном деятельном контакте с людьми. Поэтому педагог должен обладать не только специальными знаниями, но также и навыками пр...

презентация к деловой игре «Развитие диалогической и монологической речи»

Совершенствование работы по речевому развитию дошкольников в ДОУ....