Конспект образовательной деятельности по развитию речи с использованием технологии ТРИЗ для детей средней группы "Заюшкина избушка"
план-конспект занятия по развитию речи (средняя группа)

Кириченко Александра Леонидовна

Предварительная работа: Чтение сказки «Заюшкина избушка», опыт по превращению льда в воду.

Пояснение: В занятии используется методика ММЧ - моделирование маленькими человечками: Человечки твёрдого вещества - крепко держащиеся за руки;  Человечки жидкого вещества -  с опущенными руками; Человечки газа -  бегущие.

Задачи:

  1. Продолжать знакомить детей со строением предметов и веществ по методу  ММЧ (ТРИЗ).
  2. Способствовать развитию монологической речи, интонационной выразительности, уметь мыслить логически, правильно оценивать поступки и объяснять их мотив;
  3. находить в отрицательных героях положительные черты характера, а в положительных героях отрицательные черты; развивать творческое мышление с помощью символической аналогии (ТРИЗ),   эмоциональную сферу детей,  воспитывать умение сочувствовать и сопереживать;

Оборудование: карточки с изображением маленьких человечков (ММЧ), зеркала по количеству детей, модели героев сказок.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nod_zayushkina_izbushka_triz.docx15.97 КБ

Предварительный просмотр:

»

Конспект образовательной деятельности по развитию речи

с использованием технологии ТРИЗ

для детей средней группы

"Заюшкина избушка"

Предварительная работа: Чтение сказки «Заюшкина избушка», опыт по превращению льда в воду.

Пояснение: В занятии используется методика ММЧ - моделирование маленькими человечками: Человечки твёрдого вещества - крепко держащиеся за руки;  Человечки жидкого вещества -  с опущенными руками; Человечки газа -  бегущие.

Задачи:

  1. Продолжать знакомить детей со строением предметов и веществ по методу  ММЧ (ТРИЗ).
  2. Способствовать развитию монологической речи, интонационной выразительности, уметь мыслить логически, правильно оценивать поступки и объяснять их мотив;
  3. находить в отрицательных героях положительные черты характера, а в положительных героях отрицательные черты; развивать творческое мышление с помощью символической аналогии (ТРИЗ),   эмоциональную сферу детей,  воспитывать умение сочувствовать и сопереживать;

Оборудование: карточки с изображением маленьких человечков (ММЧ), зеркала по количеству детей, модели героев сказок.

Ход занятия

Воспитатель предлагает детям вспомнить  сказку «Заюшкина избушка», выкладывая на фланелеграфе действие сказки с помощью моделей (хоровые  и индивидуальные ответы)

Воспитатель: Дети, давайте вспомним  из чего была избушка у Лисы?

Дети:  Изо  льда.

Воспитатель: А почему избушка растаяла?

Дети: Пришла весна, стало тепло, избушка растаяла.

Воспитатель: Во что превратилась избушка?

Дети: В воду, лужу

Воспитатель: Лёд это твёрдое вещество? из каких человечков он состоит?  

Дети: Из человечков крепко держащихся за руки.

Воспитатель: Дети, вы же уже знаете, что я волшебница и сейчас я превращаю вас в человечков льда, бегите скорей ко мне и крепко возьмитесь за руки. Вы превратились в лёд,  а посмотрите,  выглянуло солнышко, стало очень тепло, лёд тает, ручки разжимаются и вы превращаетесь в маленьких человечков воды (дети расцепляют руки и убирают их за спину). Да, молодцы, вот так выглядят маленькие человечки воды, они не держатся за руки, а существуют каждый по себе.

Воспитатель: Я слышу чей-то плач, кто это плачет? Почему?

Дети: Это зайчик, его лиса выгнала из его  дома, потому, что её дом растаял.

Воспитатель:  Зайчик огорчён (расстроен)?  Представьте, что вы зайчики и вас лиса выгнала из дома.  Покажите мне как вам грустно от этого (дети берут зеркала и с помощью мимики пытаются изобразить печаль).

Воспитатель: Дети, а лисичка хорошо поступила или плохо?

Дети: плохо

Воспитатель: А как бы вы поступили на месте лисы?

Дети: жили бы вместе, построили другую избушку и т.д.

Воспитатель: А кто захотел помочь зайчику?

Дети: Медведь и собаки

Воспитатель: Как они гнали лису?  (дети эмитируют действия  сказки)  Смогли Медведь и собака помочь зайчику? (нет) Почему?

Дети: они испугались

Воспитатель: Как лиса их напугала (дети эмитируют действие сказки). А это хорошо или плохо, что медведь и собаки испугались и не смогли помочь зайчику?

Дети: Плохо

Воспитатель: Медведь и собаки  хорошие?

Дети: Да, нет.

Воспитатель: Кто помог зайчику?

Дети: Петушок

Воспитатель: Как он помог  

(Дети повторяют слова сказки)

Воспитатель: Он выгнал лису на улицу и она осталась без дома, это хорошо или плохо?

Дети: хорошо, плохо

Воспитатель: Дети, я слышу кто-то плачет.

Входит плачущая лисичка.

Воспитатель: почему ты плачешь, Лисичка?

Лиса: У меня нет домика, мне негде жить.

Воспитатель: Дети, как же помочь лисичке?

Варианты ответов детей.

Воспитатель: А теперь ребята давайте возьмём модели наших героев из сказки и разместим их следующим образом: вверху положительные герои, а внизу отрицательные, если такие есть в сказке.

В конце занятии педагог предлагает детям помочь лисичке и построить ей дом из деревянного конструктора.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект образовательной деятельности по развитию речи с использованием технологии ТРИЗ Для детей средней группы «Заюшкина избушка» Воспитатель Быченко Н.В. МАДОУ ЦРР детский сад №14 город Кропоткин

Конспект образовательной деятельности по развитию речис использованием технологии ТРИЗДля детей средней группы«Заюшкина избушка» Воспитатель  Быченко Н.В.МАДОУ ЦРР детский сад №14...

Конспект непосредственной образовательной деятельности по развитию речи с использованием технологии ТРИЗ во 2 младшей группе. Составление загадок.

Загадки помогают развивать логическое мышление и сообразительность, а также помогают развивать словарный запас детей.Отгадывание и придумывание загадок оказывает влияние на разностороннее развитие реч...

Конспект образовательной деятельности по развитию речи с использованием технологии синквейн детей старшего дошкольного возраста

Активизировать познавательную и речевую деятельность детей через технологию создания дидактического синквейна....

Конспект непосредственно образовательной деятельности по развитию речи с использованием технологии ТРИЗ во второй младшей группе «Путешествие в сказку»

laquo;Есть фактические и теоретические основания утверждать, что не только интеллектуальное развитие ребенка, но и формирование его характера, эмоций и личности в целом, находится в непосредственной ...