Конспект непосредственно образовательной деятельности по развитию речи с использованием технологии ТРИЗ во второй младшей группе «Путешествие в сказку»
план-конспект занятия по развитию речи (младшая группа)

Жаркова Елена Владимировна

«Есть фактические и теоретические основания утверждать, что не только интеллектуальное развитие ребенка, но и формирование его характера, эмоций и личности в целом, находится в непосредственной зависимости от речи»

Л.С. Выготский

 

       Дошкольный возраст – это период активного усвоения ребенком разговорного языка, становления и развития всех сторон речи. Полноценное овладение родным языком является необходимым условием решения задач умственного, эстетического и нравственного воспитания детей в максимально сенситивный период развития.

       Говорить – значит пользоваться устной речью, выражать свои мысли словами. Чтобы говорить, ребенок должен владеть определенным запасом слов, активно пользоваться им, строить высказывания, формулировать свою мысль, понимать речь окружающих, уметь слушать и быть внимательным. Чем совершеннее речь ребенка, тем правильнее будут формироваться его взаимоотношения с детьми и взрослыми, т.е. его поведение, а следовательно, и его личности в целом.

       Важную роль в процессе развития речи детей дошкольного возраста играет выбор педагогических технологий в обучении дошкольников. Наиболее эффективным в плане речевой активизации дошкольников, создания у них мотивации, обмена положительным опытом и повышением коммуникативных компетенции детей являются нетрадиционные методики обучения, адаптированные к дошкольному возрасту. Одной из таких технологий является ТРИЗ.

         ТРИЗ–педагогика в России развивается с начала 80-х годов 20 века. Основателем этой технологии является советский ученый Генрих Саулович Альтшуллер. ТРИЗ-технология позволяет воспитывать и обучать ребенка под девизом “Творчество во всем!”. Основная цель ТРИЗ- технологии- это не сообщение новых знаний, а обучение способом самостоятельного добывания информации, через поисковую деятельность, через организованное коллективное рассуждение, через игры, формирование у детей творческого мышления, т.е. воспитание творческой личности, подготовленной к стабильному решению нестандартных задач в различных областях деятельности. Применение данной технологии обусловлено тем, что ТРИЗ способствует преодолению детьми замкнутости, робости, учит их отстаивать сиспользованием речи свою точку зрения, формирует у детей понимание речи, обогащает словарь, активизирует речь малышей.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад №45 город Новороссийск

Конспект непосредственно образовательной деятельности по развитию речи с использованием технологии ТРИЗ

во второй младшей группе

Тема: «Путешествие в сказку»

                                        Подготовили: воспитатели

                                                                     Жаркова Е. В.

                                                                             Калашникова Н.И.

                                       

г. Новороссийск, 2023год

Тема: «Путешествие в сказку»

Возраст воспитанников: младший дошкольный возраст (3-4 года)

Виды деятельности: речевая, познавательная, коммуникативная.

Образовательные области: речевое развитие; познавательное развитие; социально-коммуникативное развитие; физическое развитие; художественно-эстетическое развитие.

Цель: развитие творческого мышления и связной речи детей с использованием ТРИЗ технологии.

Задачи:

  • Продолжать учить описывать животное; подбирать глаголы, обозначающие характерные действия животных. Закрепить понятие «домашние животные»;
  • Закрепить умения подбирать слова, противоположные по смыслу;
  • Развивать умение находить нестандартные подходы к решению поставленной задачи;
  • Активизировать словарный запас детей;
  • Развивать связную речь дошкольников;

Предварительная работа:

Чтение сказки «Репка» и рассматривание иллюстраций; отгадывание загадок про сказочных героев; подвижная игра «Паровоз Букашка»

1 этап: способствуем формированию у детей внутренней мотивации к деятельности

Содержание:

Обратная связь на высказывания детей/примечание

В группу приносят письмо.

Кто же нам прислал письмо? Как нам узнать от кого оно?

А письмо нам прислала какая-то бабушка. Она пишет: «Ребята, помогите, дедушка никак не может вытащить репку в огороде, помогите ему, пожалуйста»

Что-то в голове крутится, никак не могу вспомнить откуда это – бабушка, дедушка и репка…

Интересно, а почему дедушка не может вытащить репку?

 У вас есть предположения?

Бабушка так расстроилась…Что же делать?

Мы можем им как-то помочь?

Что для этого необходимо сделать?

Конечно же! Я с вами согласна!

Как я сама не вспомнила!

Какие вы внимательные и сообразительные!

Очень может быть!

У кого еще есть идеи?

Воспитатель делает выжидательную паузу

2этап: способствует планированию детьми их деятельности

Содержание

Обратная связь на высказывания детей/примечание

Я думаю, путь в сказку не близкий. Как же мы в нее попадем? Что нам для этого понадобится?

Конечно же у нас есть волшебный паровозик Букашка. Но чтобы на него попасть, необходимо слово отгадать. Кто первый назовет слово, тот и становится за мной. Начинаем:

  • Слон большой, а мышка – маленькая
  • Кубик квадратный, а мяч - круглый
  • Лук горький, а торт - сладкий
  • Волк злой, а зайчик- добрый
  • Скамейка низкая, а забор – высокий
  • Зимой холодно, а летом – тепло
  • Днем светло, а ночью – темно
  • Мишка мягкий, а кирпич – твердый

Дети по очереди становятся в паровозик

Какой у нас длинный поезд получился. Поехали! (играет музыка паровоз- Букашка)

Какая замечательная идея!

У кого еще есть предложения?

Вот это придумка!

Отличный вариант!

Как у вас здорово получается!

Если есть дети, которые затрудняются отвечать на вопросы:

У паровозика оказывается есть лишние билетики, садитесь по вагонам, ребята.

 

3 этап: способствуем реализации детского замысла

Дети под музыку переходят в музыкальный зал. Остановка. На мультимедийном экране полянка.

Куда мы с вами приехали? Почему вы так решили? Сколько здесь цветов?

Интересно они пахнут или нет? Как нам узнать?

Дыхательная гимнастика «Аромат цветов»

Через нос делаем вдох, задерживаем дыхание и медленно выдыхаем «А-а-ах!»

Ой, а это кто у нас тут? Где она сидит?

Как кричит ворона?

Ворона волнуется. Она говорит, что у бабушки и дедушки пропали животные. Они убежали из избушки и заблудились в лесу, поэтому дедушка и не может вытащить репку. Ребята, как мы узнаем, какие животные пропали?

Сейчас проверим, верны ли ваши предположения, ворона дает нам подсказку. Нужно отгадать загадки:

Громко лает на дворе, отдыхает в конуре,

Сторожит хозяйский дом и виляет мне хвостом. (собака)

Как собака лает? (гав-гав)

Назовите собаку ласково. Посмотрите внимательно на собаку, что у нее есть? (части тела) 

Кем она была раньше? (щенком)

Что собака делает? (лает, сторожит дом, рычит, грызет кости, бегает, виляет хвостом)

Что у собаки есть хорошее и плохое?

Вспомните, как звали собачку из сказки «Репка»? (Жучка)

Итак, собачку мы нашли. У нас есть еще загадка:

В мягкой шубке ходит, песенки выводит,

Молоко из плошки пьет, возле норки мышку ждет. (кошка)

Как разговаривает кошка? (мяу-мяу)

Как ласково назвать кошку? (кошечка, кисонька) 

А кем была кошка раньше? (котенком)

Что у кошки есть? (части тела) 

Что любит делать кошка? (ловить мышей, лакает молоко, мурлычет, царапается, играет)

А какая кошка? (мягкая, пушистая)

Кошечка всегда хорошая или есть в ней что-то и плохое?

Ну что-же, кошку мы тоже нашли. Ребята, мы нашли двух животных – собаку и кошку, а к каким животным они относятся? Почему?  

Осталась у нас последняя загадка:

Пи-пи-пи она сказала, сразу в норку убежала

Что же это за малышка?

Это маленькая… (мышка)

Как пищит мышка? (пи-пи-пи)

Какая она? (серая, быстрая, маленькая)

Как хорошо, что мы всех нашли! Теперь можем идти дальше.

 Слышится шум дождя.

Ой, посмотрите, набежали тучки, потемнело все вокруг и теперь не видно куда идти.

Скорее все становитесь под зонтик.

Игра «Солнышко и дождик»

Выглянуло солнышко и снова стало светло.

А вот и домик бабушки с дедушкой. И собачка с кошечкой и мышкой уже домой прибежали, не стали нас ждать. Вон дедушке уже репку тянуть помогают.

Нам тоже пора возвращаться домой.

По вагонам. Поехали!

Звучит музыка паровозик-Букашка.

Если дети отвечают не верно:

Интересный вариант! Кто думает иначе?

Какие еще есть варианты?

Я с вами согласна!

Какой ты сообразительный!

Кто еще так думает?

Отлично! Вы справились!

Очень похоже!

Отлично!

Здорово!

Как много вы знаете!

Как же я сразу не догадалась?

Правильно! У вас получилось!

Замечательно!

Вы отлично справляетесь!

Отличная мысль!

У кого другое мнение?

Именно так! Как здорово, что вы это знаете!

И с этой загадкой вы справились!

Ребята, как отлично все у вас получилось!

4 этап: способствуем проведению детской рефлексии по итогам деятельности

Содержание

Обратная связь на высказывания детей/примечание

Ну вот мы и вернулись! Кто хочет рассказать о своих впечатлениях?

Расскажите, что нам сегодня удалось сделать? Для чего мы это делали?

Что вы почувствовали, когда помогли бабушке и дедушке!

Если ребенок замкнулся:

… а ты как думаешь?

Радовать и помогать людям очень приятно. Главное делать это от души!

По ТРИЗ технологии были использованы методы:

1.Метод противоречий (хорошо-плохо)

2.Системный оператор:

а) компонентный подход (изучает состав системы и частью чего она является)

б) генетический подход (прошлое-настоящее-будущее)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект образовательной деятельности по развитию речи с использованием технологии ТРИЗ Для детей средней группы «Заюшкина избушка» Воспитатель Быченко Н.В. МАДОУ ЦРР детский сад №14 город Кропоткин

Конспект образовательной деятельности по развитию речис использованием технологии ТРИЗДля детей средней группы«Заюшкина избушка» Воспитатель  Быченко Н.В.МАДОУ ЦРР детский сад №14...

Конспект непосредственной образовательной деятельности по развитию речи с использованием технологии ТРИЗ во 2 младшей группе. Составление загадок.

Загадки помогают развивать логическое мышление и сообразительность, а также помогают развивать словарный запас детей.Отгадывание и придумывание загадок оказывает влияние на разностороннее развитие реч...

Конспект открытого просмотра образовательной деятельности по развитию речи с использованием технологии мнемотехники во II младшей группе «Путешествие в волшебный лес»

Закреплять знания и представления детей об осени. Продолжать знакомить детей с характерными признаками поздней осени...

Конспект образовательной деятельности по развитию речи с использованием технологии ТРИЗ для детей средней группы "Заюшкина избушка"

Предварительная работа: Чтение сказки «Заюшкина избушка», опыт по превращению льда в воду.Пояснение: В занятии используется методика ММЧ - моделирование маленькими человечками: Человечки т...

Конспект непосредственной образовательной деятельности по развитию речи с использованием элементов ТРИЗ в средней группе

Овладение родным языком является одним из самых важных приобретений ребенка в дошкольном детстве. Методы и приёмы ТРИЗ - технологии творчества, поисковой активности, помогают преодолеть чувство скован...