Конспект НОД по развитию речи "Рассматривание картины "Ежи"
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)

Белова Алёна Дмитриевна

Конспект НОД по развитию речи для воспитателей старшей группы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kartina_ezhi.docx16.76 КБ

Предварительный просмотр:

Цель : учить детей рассматривать картину.

Задачи:

образовательные:

• совершенствовать знания детей о диком животном еже.

• уточнять и закреплять знания детей о взаимосвязях в живой природе.

• умение видеть красоту окружающего мира.

• обогащать словарный запас с помощью наречий.

воспитательные

• воспитывать любовь и бережное отношение к природе.

развивающие:

• продолжать совершенствовать связную диалогическую речь детей.

• продолжать развивать эмоциональное восприятие произведений художественной литературы.

Методы и приемы:

• словесный (беседа, объяснение, художественное слово);

• наглядный (показ, демонстрация)

Планируемые результаты:

предметные:

• умеет оценивать и характеризовать поступки и характер героев стихотворения;

метапредметные:

• использует в речи соответствующую лексику;

• расширение кругозора;

• принимает активное участие в беседе;

личностные:

• сопереживает героям стихотворения;

Словарная работа: грустно, тревожно, страшно, одиноко, тоскливо.

Предварительная работа: заучивание наизусть отрывка из стихотворения

Г. В. Сапгира "Четыре конверта"

Материалы и оборудование: иллюстрации с изображением леса, диких животных (ежей).

Ход непосредственно-образовательной деятельности

1. Организационный момент

Придумано кем – то

Просто и мудро

При встрече здороваться!

- Доброе утро!

- Доброе утро

Солнцу и птицам!

- Доброе утро!

Приветливым лицам!

И каждый становится

Добрым, доверчивым!

Доброе утро длится до вечера!

Ход занятия

-Ребята, отгадайте загадку:

Сердитый недотрога

Живет в глуши лесной,

Иголок очень много,

А нитки - ни одной. (ёж)

Воспитатель: - Кто нарисован на этой картине?

- Посмотрите внимательно, они все одинаковые?

- Что делает ежиха? Ежата?

- Что едят ежи?

- Зачем ему нужны иголки?

- Какая мама ежиха?

(Большая, крупная, смелая, сильная, осторожная).

- Какие ежата?

(Маленькие, забавные, трусливые, хорошие)

- Что делает мама?

(Заботится о своих детях, кормит их, учит добывать в лесу корм).

- Где живут ежи? (на лесных опушках, в заросших кустарником оврагах, летом приходят в огороды).

Посмотрите внимательно на лес. Кто догадался, какое время года изображено? Опишите лес.

(На картине изображено целое семейство ежей в осеннем лесу).

- Как вы думаете, это дружная семья?

- Как вы догадались?

Примерные варианты ответов детей: (Все вместе, взрослые заботятся о детях, дети учатся повадкам у взрослых)

Воспитатель вместе с детьми придумывают рассказ, используя слова: (ежи, ежиха, ежата, осенний лес, заботятся друг о друге, колючие, большая, маленькие, пугливые).

- Ребята, вам нравятся ежиха и ежата, изображенные на картине?

- Как вы думаете, ежам понравиться, если ребята заберут их из леса домой?

- Почему же им не понравиться?

Примерные варианты ответов детей:

(Ведь мы будем за ними хорошо ухаживать, вкусно кормить, дома тепло, светло, врагов нет - волка, лисы).

- Правильно, ребята.

Каждому животному лучше всего там, где оно родилось, где оно живет. Животных нельзя забирать из привычного для них места обитания.

Лес - это дом диких животных. Они в нем приспособлены жить и добывать пищу.

У ежа вся спина и бока покрыты острыми иголками. Мордочка и брюшко без иголок. Иголки нужны ежу защищаться от врагов. В случае опасности ёжик сворачивается в клубок из иголок, фыркает угрожающе и подпрыгивает, пытаясь уколоть иголками.

- Что же ест ёж?

Примерные ответы детей: (в основном насекомыми (жуками, уховертками) и их личинками, слизнями, улитками, дождевыми червями. Из растительных кормов он предпочитает желуди, грибы, ягоды и фрукты)

- Ребята, а где зимует ёж? (в норе)

Послушаем отрывок стихотворения Г. Сапгира "Четыре конверта"

(рассказывает ребёнок)

"Листопад.

На пеньке - семья опят.

Тут же под корнями пня

Комнатёнка у меня.

На постели -

Лист резной.

Ждите весточки - весной".

Воспитатель:

Ёж готовит осенью теплое гнездо для зимовки, таскает сухие листья и мох. Зимой крепко спит, ничего не ест и не двигается, впадает в спячку.

Игра "Вышли ёжики гулять"

1, 2, 3, 4, 5 – вышли ежики гулять,

вправо, влево посмотрели: нет лисы за веткой ели?

Присели, встали, поморгали, поморгали и домой все побежали.

Пальчиковая гимнастика

«Повстречал ежонка еж:

Здравствуй, братец!

Как живешь?» - одновременно кончиками пальцев правой и левой поочередное касание

Стихотворение В. Осеевой "Ежинка"

В глубокой прохладной ложбинке,

Где летняя травка свежа,

Привольно живётся Ежинке,

Единственной внучке Ежа.

Весь день она тихо играет,

Шуршит прошлогодним листом,

Еловые шишки бросает

И дремлет в тени под кустом.

Однажды надвинулась тучка,

Стал ветер деревья качать,

И Ёжик любимую внучку

Заботливо вышел встречать.

И вдруг, запыхавшись, Зайчишка

Бежит, перепуган до слёз:

– Скорее! Какой-то мальчишка

Ежинку в корзине унёс!

Мелькали берёзы и ёлки,

Зелёный кустарник и рожь.

Подняв, как оружье, иголки,

Бежал, ощетинившись, Ёж!

В прохладной пыли на дороге

Он след мальчугана искал.

Он по лесу бегал в тревоге

И внучку по имени звал!

Стемнело… И дождик закапал,

Живого следа не найдёшь.

Упал под сосной и заплакал

Измученный дедушка Ёж!

А дедова внучка сидела

За шкафом, свернувшись клубком.

Она и взглянуть не хотела

На блюдце с парным молоком!

И утром к зелёной ложбинке

Из города дети пришли,

И дедову внучку Ежинку

В корзинке назад принесли.

Пустили на мягкую травку:

– Дорогу домой ты найдёшь?

– Найдёт! – закричал из канавки

Взволнованным голосом Ёж.

Ребята, как чувствовала себя Ежинка в чужом доме? (грустно, тревожно, страшно, одиноко, тоскливо)

Какое было настроение было у дедушки Ежа, когда вернулась его внучка Ежинка? (радостное, веселое и т. д.)

Рефлексия:

Человек – часть природы, должен вести себя так, чтобы ей не навредить. А что для этого он должен делать? (беречь, охранять, не разорять гнезда, не убивать, защищать, заботиться, в лесу не шуметь, громко не петь, не ловить бабочек) .


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект занятия по развитию речи (1-я младшая группа) по теме: Конспект непосредственной образовательной деятельности « Развитие речи» с детьми младшего дошкольного возраста (2-3лет).

Конспект непосредственной образовательной деятельности « Развитие речи» с детьми младшего дошкольного возраста (2-3лет)."Кто у бабушки живёт?"....

План-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа) на тему: Конспект НОД по развитию речи на тему: зимний вечер

1. Продолжить знакомство детей с творчеством А. С. Пушкина.2. Учить передавать впечатления об услышанном произведении в рассказе и рисунке.3. Развивать способность видеть красоту природы.4. Воспитыват...

План-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа) на тему: Конспект НОД по развитию речи на тему: Зимняя сказка

1. Развивать у детей воображение, умение формировать композицию рисунка, передавать колорит зимы.2. Вызывать у детей положительный эмоциональный отклик на явления природы в передаче своего отнош...

План-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа) на тему: Конспект НОД по развитию речи на тему: Пересказ рассказа «Отчего у лисы длинный хвост?» (по Н. Сладкову)

Обучение связному последовательному пересказу с наглядной опорой в виде графических схем, отображающих последователь­ность событий....

План-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа) на тему: Конспект НОД по развитию речи на тему: сказочная птица

1. Учить детей пересказывать сказки, используя свои рисунки.2. Учить выполнять изображения, используя выразительные средства: основные цвета и их оттенки, а также природный и бросовый материал (ткань,...

Конспект занятия по развитию речи в подготовительной к школе группе на тему: «Зимующие птицы » Конспект занятия по развитию речи в подготовительной к школе группе на тему: «Составление рассказа по схеме о комнатном растении.»

Закрепить знания детей о зимующих и перелетных птицах, условиях их жизни, роли человека в жизни зимующих птиц. Упражнять в образовании сложных прилагательных, согласуя их с существительными в мужском ...

Конспект НОД по развитию речи: «Составление рассказа по лексической теме: «Весна. Природа». план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)

Конспект НОД по развитию речи: «Составление рассказа по лексической  теме: «Весна. Природа».Задачи: 1). Образовательные: Активизация предметного, глагольного  сло...