Конспект занятия по развитию речи на тему "Рыбы"
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)

Орехова Юлия Сергеевна

Конспект занятия по развитию речи на тему "Рыбы"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_zanyatiya_ryby.docx20.47 КБ

Предварительный просмотр:

                Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 52 компенсирующего вида Калининского района

Санкт-Петербурга

Конспект занятия

по развитию речи

для детей старшей группы

 на тему «Рыбы»

                                                           

Конспект составила:

воспитатель Орехова Ю.С.

Санкт-Петербург

Конспект занятия по развитию речи на тему: «Рыбы»

в старшей группе

Цель:  формировать знания детей о внешнем виде рыб, о среде их обитания;

 Задачи:

1. Учить детей обобщать и классифицировать (морские рыбы, аквариумные рыбы, рыбы, живущие в пресноводных водоемах).

2. Учить выделять признаки различия и сходства между рыбками.

3. Упражнять детей делать выводы в составлении рассказа – сравнения по плану.

4. Развивать мышление и память, умение анализировать, выражать их в речи.

5. Развивать у детей связную речь посредством беседы о рыбах, активизировать и обогащать словарь ребёнка;

 6. Воспитывать коммуникативные качества, экологическую грамотность у детей.

Материалы и оборудование: картинки с изображением рыб пресноводных, морских, аквариумных, карточки с изображением аквариумных и пресноводных рыб,  морских животных, алгоритм.

Ход занятия:  

Мы живем в стеклянном кубе,

Воду грязную не любим,

Посмотри, как мы плывем,

И наполнишь миром дом. О ком эти загадки? (об аквариумных рыбах).

В. -Какие еще виды рыб вы знаете?

Д. –Морские и пресноводные.

В. - Рыбы такие разные и так непохожи друг на друга! Почему же их называют одним словом — рыбы?

Давайте назовем общие признаки рыб: все они живут в воде, на суше жить не могут. У них есть голова, туловище, хвост, плавники; на голове рот, глаза и жабры.

Чешуйки круглые, блестящие, плотно прилегают к телу рыбы, чаще серебряные.   Необходимы ли рыбам жабры? Да, рыбы дышат жабрами. Видно, как жабры приоткрываются и закрываются. А плавники?

Д. -Рыбы плавают с помощью плавников.

В. -Большинство рыб плывёт вперёд, волнообразно изгибая тело. Двигаться им помогают плавники: хвостовой и боковые. Шевелят плавниками и плывут.  А хвост, как руль, помогает им поворачивать влево-вправо.

В.- Какой первый звук вы слышите в слове «Рыба»? Придумайте  5 слов с этим звуком в начале, середине, в конце слова.                  

Упр. «Крестики-нолики»

Р- рь-ра-ру-рыба-ряба-арка-шарик-рита-рома-маряк-якорь-сор-корм-корица-курица-корабль.

Составить схему слова КОРАЛЫ, КУРИЦА.

Упр. «Считай, называй»:

Один лещ …щука, золотая рыбка, рыба молот, меченосец.

Упр. «Назови ласково»

Окунь, щука, ерш, сом, рыба, плавник, хвост.  

В.- Отгадайте загадки, найдите – отгадки.

На дне, где тихо и темно,

Лежит усатое бревно (сом)

Колюч, да не еж

Кто это? (ерш)

 

К нам из сказки приплыла,

Там царицей была.

Это рыбка не простая.

Рыбка... (золотая)

 

Ярко – красный или черный,

Очень резвый и проворный,

Длинный острый хвостик носит

И зовется ... (меченосец)

Физкультминутка    «Пять маленьких рыбок»

Пять маленьких рыбок плескались в реке.

Лежало большое бревно на песке.

Первая рыбка сказала: нырять здесь легко.

Вторая сказала: ведь здесь глубоко.

Третья сказала : мне хочется спать.

Четвертая стала чуть-чуть замерзать.

Пятая крикнула: здесь крокодил.

Плывите скорее, чтоб не проглотил.

(движения по тексту).

В. -Мы сказали, что рыбы живут в аквариуме и реке, пруду, озере. А еще где живут рыбы? (в море). Но в море еще живут и морские животные. Чем отличаются морские животные от рыб? (кит и дельфин)

 (Рыбы откладывают икру, из икры появляются мальки или сразу появляются мальки, а у морских животных рождаются детеныши.)

А еще в море живут рыбы, которые похожи на зверей. Они так и называются рыба-жаба, рыба-собака, рыба-попугай... Посмотрите, какие необычные рыбы изображены на рисунке. Найдите на рисунке рыбу-пилу, рыбу-иглу, рыбу-зебру и т.д. Как вы догадались, где какая рыба?

В. - Кто из вас видел рыб в реке или в пруду? Расскажите, как вы их заметили, как рыбы выглядели. Составьте рассказ о рыбах по алгоритму.

В. - Ребята, а вы любите есть рыбу?  Ведь рыба очень вкусная и полезная еда. И вареная, и жареная, и соленая и маринованная. А еще ее коптят, солят и сушат, замораживают, делают консервы. Рыбу ловят рыбаки.

Итог занятия:  О ком мы сегодня говорили? Что нового мы узнали о рыбах? Как надо заботится об аквариумных рыбках?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект занятия по развитию речи (1-я младшая группа) по теме: Конспект непосредственной образовательной деятельности « Развитие речи» с детьми младшего дошкольного возраста (2-3лет).

Конспект непосредственной образовательной деятельности « Развитие речи» с детьми младшего дошкольного возраста (2-3лет)."Кто у бабушки живёт?"....

Конспект занятия по развитию речи в подготовительной к школе группе на тему: «Зимующие птицы » Конспект занятия по развитию речи в подготовительной к школе группе на тему: «Составление рассказа по схеме о комнатном растении.»

Закрепить знания детей о зимующих и перелетных птицах, условиях их жизни, роли человека в жизни зимующих птиц. Упражнять в образовании сложных прилагательных, согласуя их с существительными в мужском ...

Конспект занятия по развитию речи в средней группе Тема: "Военная техника" план-конспект занятия по развитию речи

Формирование представлений о военном транспорте и его назначении.Закрепление в речи существительного с обобщающим значением транспорт....

Педагогическое мероприятие с детьми.Конспект занятия по развитию речи во второй младшей группе «Теремок»;Самоанализ педагогического мероприятия (занятия по развитию речи во второй младшей группе на тему:»Теремок»)

Педагогическое мероприятие с детьмиКонспект занятия по развитию речи во второй младшей группе «Теремок»Самоанализ  педагогического мероприятия (занятия по развитию речи во второй...

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе. Пересказ сказки «Лиса и рак» Конспект занятия по развитию речи в старшей группе на тему: «Пересказ сказки «Лиса и рак»

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе. Пересказ сказки «Лиса и рак»Конспект занятия по развитию речи в старшей группе на тему:«Пересказ сказки «Лиса и рак&raq...