Конспект ООД по развитию речи в старшей группе "Путешествие к зайчику на день рождения"
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)

Зайцева Елена Александровна

Создание условий для обогащения речевого опыта детей.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект ООД по развитию речи

«Путешествие к зайчику на день рождения»

(старшая группа)

Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Художественно – эстетическое развитие».

Возрастная группа –старшая группа.

Тема: «Путешествие к зайчику на день рождения».

Цель: Создание условий для обогащения речевого опыта детей.

Образовательные задачи: 

- Закрепить знания детей о гласных и согласных /твердых и мягких/ звуках, определении первого звука в слове;
- Совершенствовать произношение звуков Л-ЛЬ в чистоговорках;

- Совершенствовать слуховое восприятие детей с помощью упражнений на различение звуков с-ш;
- Упражнять детей в подборе антонимов - слов с противоположным значением;
- Продолжить знакомство детей с многозначными словами;
- Упражнять детей в суффиксальном образовании слов;
- Закрепить умение детей называть прилагательные и глаголы к существительным.

Развивающие задачи:

- Развивать внимание, память, связную речь детей, умение поддерживать беседу, отвечать на вопросы;

- Развивать навыки сотрудничества при работе в группах;

- способствовать развитию творческих способностей.

Воспитательные задачи:

- Воспитывать доброжелательное отношение друг к другу, инициативность.

- воспитывать доброжелательное отношение друг к другу при работе в группах;

Предварительная работа:

Заучивание пословиц, физкультминутки; дидактические игры.

Словарная работа:

Материалы и оборудование: цветы красного, зеленого и синего цвета, вырезанные из бумаги; иллюстрации, обозначающие антонимы; предметные картинки; нарисованная схема на ватмане; сундучок; пригласительные открытки; посуда для чаепития; письмо, магнитофон, карта-схема. 

Путешествие к зайчику на день рождения, карта-схема

Методы и приемы: сюрпризный момент, беседа, рассматривание, демонстрация, объяснение, анализ,


1. Организационный момент:

– Настроить детей на участие в организованной образовательной деятельности

– Мотивационный настрой: проблемная ситуация.

– Активизация мыслительных операций: вопросы, беседа.

Деятельность детей

Деятельность педагога

Примечание

Слушают педагога

Ответы детей

Ответы детей

- Ребята, когда я утром пришла на работу, у нас в группе лежало вот это письмо. Я не стала его вскрывать без вас, думаю, что вам тоже это будет интересно. Давайте прочитаем вместе.
- «Здравствуйте, дорогие ребята! Я не забыл, как вы выручили меня из беды. У меня сегодня день рождения и я приглашаю вас после тихого часа всех на него. Пригласительные открытки я передал через сороку, она обещала их быстро доставить. Очень жду».

- Интересно, пригласить-то пригласили, а открыток нет. 
Вот лежит какая-то карта, а на ней дорожки. А сверху лежит записка от Сороки:
«Чтобы добраться до пригласительных открыток, нужно пройти все испытания, выполнить все задания, вообщем, хорошо потрудиться».

- Ребята, хотите пойти на день рождение Зайчика? 

- Тогда нам нужно отправиться в путешествие и выполнить все задания, чтобы добыть пригласительные билеты, потому что без них мы не сможем пойти на день рождение. Готовы?

Открываем письмо

Читает текст письма

Читает текст записки

2. Основная часть организованной образовательной деятельности:

Задачи:

– развивать умения детей устанавливать причинно-следственные связи;

– развивать внимание, память, связную речь детей, умение работать в группах;

Методы проведения: беседа, объяснение, показ действий с комментариями, устная инструкция.

Практическая деятельность детей:

Способы снижения утомляемости детей: физкультминутка, сюрпризный момент.

Деятельность детей

Деятельность педагога

Примечание

Белка

Дети называют антонимы к словам.

Дети выходят на полянку

- Это звуки: гласные, мягкие и твердые согласные.

Дети называют звуки

Дети называют первый звук в словах

У сосны, швейную, у ежа, медицинскую.

У детей, у стола, стула, кресла.

Дети выполняют движения в соответствии с текстом

Дети хлопают в ладоши

Маленький, трусливый, добрый, серый, вежливый, трудолюбивый, ласковый, заботливый, пушистый.

Спит, прыгает, бегает, грызет, пляшет, радуется, прячется, дрожит, боится, убегает и т.д.

Радостное, веселое, счастливое

Веселятся, радуются, танцуют, играют, пьют чай, кушают, поздравляют и т.д.

Да

Хлебница
Сахарница

Конфетница

Салатница

Салфетница

Масленка

Солонка

- Ребята,  больше всех у вас сегодня будет трудится  язычок. Давайте покажем, чему он у нас научился. Повторяйте за мной чистоговорки:

Ла-ла-ла – белочка спала;
Ло-ло-ло – у сосны дупло;
Лу-лу-лу – дайте нам пилу;
ля-ля-ля – вот моя земля;
ли-ли-ли – мы козу пасли;
лю-лю-лю – я вас всех люблю.

- Ребята, да с такими успехами мы все преодолеем. Занимайте места в нашем волшебном автобусе.

1. - Ребята, посмотрите, кто-то бросается шишками. Это кто может быть? Белочка говорит: «Если вы справитесь с моим трудным заданием, то я пропущу вас дальше».  А задание такое:

Дидактическая игра «Скажи наоборот»

День     –  ночь  
Сахар    –  соль 
Чистота  –  грязь
Зима     –  лето 
Потолок  –  пол       

узкая    –  широкая /юбка/    
длинное  –  короткое /платье/    
сильный  –  слабый /спортсмен/    
веселая  –  грустная /девочка/    
высокий  –  низкий /человек/        
    
Смеется   –  плачет /ребенок/
Лежит     –  сидит /человек/
Закрыть   –  открыть /книгу/
Взлетает  –  садится /самолет/
Надевает  –  снимает /свитер/

- Вот какие мы умные, выполнили задание, можете ехать дальше.

2. - Вперед, в дорогу. Ой, посмотрите, впереди у нас полянка. Давайте выйдем на полянку. Какая она красивая: зеленая, вся в цветах. А цветы-то непростые, а почему-то только трех цветов: красные, синие да зеленые. Интересно, что могут означать эти цвета?
- Ребята, придется взять по одному цветочку и назвать любой звук, который соответствует этому цвету.
- А здесь кроме цветов еще что-то есть. Возьмите в руки картинки, назовите их  и определите первый звук в этих словах. /бабочка, птичка, стрекоза, кузнечик, жук, грибочек, листочек/
- Вы прекрасно справились с этим заданием, значит, мы можем ехать дальше.

3. - Ребята, посмотрите, какой густой, непроходимый лес. Даже страшно дальше ехать. И помощи не у кого попросить. Ну, разве что, у нашей знакомой елочки, вон она, рядом стоит, с мухоморчиком разговаривает. 
- «Я помогу вам дальше пройти, если вы про мои иголочки что-нибудь интересное расскажете, а мухоморчику про его ножку».
- Конечно, знаем. Скажите, ребята, разве только у елки бывают иголки. А какие вы еще  иголки знаете?

- А какие ножки вы знаете?

 - Молодцы, ребята, вы очень быстро справились с заданием, мне, кажется, они даже не ожидали, что вы знаете многозначные слова. Нужно ехать  дальше, а сил совсем нет, а вот и пенечек стоит,  может, отдохнем?

Физкультминутка «Дикие животные»


Встанем, надо отдохнуть,      
Наши пальчики встряхнуть.       
Поднимайтесь, ручки, вверх,
Шевелитесь, пальчики, –          

Так шевелят ушками               
Серенькие зайчики.               
Крадемся тихо на носочках,    
Как лисы бродят по лесочку.

Волк озирается кругом,
И мы головки повернем.
Теперь садимся тише, тише 
Притихнем, словно, в норках мыши. 

Ходил медведь по лесу,
Топтался и рычал.
Хотел он очень меда
А где достать – не знал.

4. – Едем, ребята, дальше, сил у нас прибавилось, теперь нам ничего не страшно. Но вот, беда, впереди болото, через него опасно проходить, может оно нас засосать. Но что делать? А вот Лягушка сидит, давайте у нее спросим.
- Оказывается, она может перекинуть мостик, если мы выполним ее задание.

- Нужно хлопнуть в ладоши, если в слове есть звук С: шампунь, сережки, шимпанзе, шлюпка.

- Усложним задание. Если в слове только один звук Ш, надо хлопнуть в ладоши один раз, если два звука Ш – два раза: шакал, шашлыки, шашки, шарф, шалаш.

- Ребята, мы опять справились с заданием, лягушке придется перекинуть мостик. Идем дальше, уже недалеко находится сундучок с открытками.

5. - Ребята, посмотрите, дерево огромное свалилось, преградило нам дорогу. А под ним что-то лежит. Оказывается, это сундучок, но он закрытый. Обычно, в таких сундучках прячут клады, может, там тоже клад. Давайте мы подберем слова, которые отвечали бы на вопросы:  «Какой?» и «Что делает?», тогда он откроется,  и мы увидим, что там находится. А подбирать слова мы будем к слову «Зайчик».

Дидактическая игра «Скажи, какой? Что делает?»

- Зайчик /какой?/
- Зайчик /что делает?/

- Настроение у зайчика /какое?/.
А гости на дне рождения /что делают?/- - Ребята, я думаю, что зайчику очень приятно будет узнать, как хорошо мы про него рассказали.

6. – Ребята, а как вы думаете, Зайчик уже накрыл стол к приходу гостей.
- Интересно, куда Зайчик положит хлеб?
- Как называется посуда для хлеба?

- Для сахара?
- Для конфет?
- Для салата?
- Для салфеток?
- Для масла?
- Для соли?

- Молодцы! Справились с последним заданием.

Д/и «Скажи наоборот»

Физкультминутка

Конверт с заданием

Дидактическая игра

3. Заключительная часть организованной образовательной деятельности

– анализ;

– рефлексия:

Деятельность детей

Деятельность педагога

Примечание

Дети закрывают глаза

Дети выходят в круг

Открывают сундучок, достают открытки

Дети высказывают свои мнения

- Ребята, а чтобы мы с вами и сундучком оказались в детском саду вам нужно закрыть глаза и произнести волшебные слова …..

- Ну вот мы с вами и вернулись в детский сад и сундучок с нами

 - Давайте посмотрим, что же там лежит. Не обманула ли нас Сорока.

- Ребята, понравилось ли вам наше путешествие?

- Какие задания вам понравилось выполнять больше всего?

- Какое задание было самым трудным для вас?

- Какое задание было самым легким?

- Молодцы, ребята, вы справились со всеми заданиями, отыскали сундучок с открытками. Теперь мы сможем после тихого часа отправиться на день рождение к Зайчику?

Необходимо выслушать каждого ребенка


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятий по развитию речи и культуре общения в средней группе. День рождение пчелки.

В этическом воспитании детям показывается  эффективность доброжелательного , културного общения и поведения , воспитание  желания быть добрым , отзывчивым , вежливым;В речевом воспитан...

Конспект НОД по развитию речи в старшей группе «Путешествие к зайчику на день рождения»

З.К.Р: Закрепить знания детей о гласных и согласных /твердых и мягких/ звуках, определении  первого  звука в слове.Совершенствовать  произношение звуков Л-ЛЬ в чистоговорках.Словарь: Уп...

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе «Путешествие к зайчику на день рождения»

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе«Путешествие к зайчику на день рождения»...

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе «Путешествие к зайчику на день рождения»

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе «Путешествие к зайчику на день рождения»...

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе «Путешествие к зайчику на день рождения»

Программное содержание:З.К.Р: Закрепить знания детей о гласных и согласных /твердых и мягких/ звуках, определении первого звука в слове.Совершенствовать произношение звуков Л-ЛЬ в чистоговорках.Словар...

Конспект занятия по развитию речи детей старшего дошкольного возраста на тему "День защитников Отечества"

Цель: развитие и совершенствование речи детей.Задачи:1.Образовательные:Закрепить знания о всенародном празднике воинов;уточнить, кто такие защитники отечества;2.Развивающие:развивать представлени...