Использование игрового набора Дары Фребеля в речевом развитии
консультация по развитию речи (средняя группа)

Недорезова Валентина Игоревна

Использование игрового набора  Дары Фребеля в речевом развитии

Скачать:


Предварительный просмотр:

Использование игрового набора  Дары Фребеля в речевом развитии.

В наше время,  дети дошкольного возраста очень плохо говорят, пересказывают, не могут высказать свои желание и потребности. Развитие речи во многом  зависит от постоянного общения, но сейчас дети чаще всего пользуются гаджетами и в семье, к сожалению, нет постоянного общения. Когда ребенок находится в детском саду, он получает в первую очередь общение от сверстников и педагога.

 Педагог всегда находится в постоянном поиске путей совершенствования и оптимизации процесса обучения детей с особыми образовательными потребностями на разных возрастных этапах и в различных образовательных условиях. Одним из основных видов детской деятельности, является игра.

В игре дети взаимодействуют друг с другом, развивая навыки общения. Но существуют и специальные игры, способствующие устранению речевых недостатков и совершенствованию  речи детей. И в данном случае можно использовать дидактический материал «Дары  Фребеля». Это очень красочные, яркие,  сделанный из природного материала наборы. Из них  можно составлять картины на разную тематику. Еще один прием, который нравится детям - «составление сказки». Во время занятия по развитию речи, мы не просто читаем сказку, а выкладываем ее сюжет из различных фигур, заранее договариваясь, какие символы будут соответствовать героям и предметам сказки. В дальнейшем это перешло в использование технологии мнемотаблиц, причем наши воспитанники могут не только пользоваться готовыми, но и создают свои мнемотаблицы на разнообразную тематику.

Упражнения для развития общей и мелкой моторики.

Достаточная двигательная активность ребенка – одно из условий его полноценного развития. Мелкая моторика тесно связана с процессом формирования речи ребенка.  Воспитание точности выполнения движений, манипуляций с различными предметами, сделает ребенка не только ловким, но и поможет ему лучше овладеть ориентировкой в пространстве, координацией движений, разовьет подвижность пальцев рук.

Комплект № 1 – текстильные мячи.

  1. Покатать мяч между ладонями.
  2. Подкинуть мяч вверх и поймать его.
  3. Передавать мяч из рук в руки.
  4. Забросить мяч в корзину, стоящую на полу.
  5. Выкладывание фигурок из палочек, колец и полуколец (комплект № 8 – палочки, № 9 – кольца и полукольца) по образцу или придумать что-то свое. С помощью этого упражнения ребенок может усвоить геометрические фигуры, счет, запомнить буквы.
  6. Нанизывание фигур на шнурок (комплект № 11 – цветные тела), (развитие мелкой моторики, сенсорное развитие, обогащение и активизация словарного запаса):
  • Нанизывание фигур одной геометрической формы, разных или одинаковых по цвету;
  • Нанизывание фигур одного цвета, соответствующего цвету шнурка, разных или одинаковых по форме.
  1. Повтори узор (комплект № 12 –мозаика, шнуровка): выложить из шнурка простую фигуру или узор, предложить ребенку повторить: по образцу, по памяти.

*Повторить узор или фигуру, продевая шнурок в отверстия на поле для мозаики.

  1. Завяжи узелок (комплект № 12 –мозаика, шнуровка).

Предложить ребенку завязать как можно больше узелков на одном шнурке.

*На скорость: кто быстрее завяжет определенное количество узелков.

*Кто больше завяжет узелков за определенное время.

 «Хлопни столько раз, сколько палочек » - формирование фонематического восприятия и звукопроизношения. Развивать слуховое и зрительное восприятие.

«Дорожки»- посчитай слоги в словах (по картинкам), выложи нужное количество палочек. Назови первый звук во всех этих словах. Цель: автоматизация изучаемого звука на уровне слов.

«Солнышко»- повторяя слоги СА-СЫ-СЭ-СО-СУ, выложи лучи солнышка. Цель: автоматизация изучаемого звука на уровне слогов.

«Гусеница»- назови слово с заданным звуком, надень бусину на шнурок. Усложнение: брать фигуры только определенного цвета или формы. Цель: автоматизация звуков в словах.

«Бусы»- проговаривай за мной слоги, слова со звуком С, если правильно произнесёшь слово, надень бусину на шнурок. Цель: закрепление звука в слогах, словах.

«Бусы слов» - определение места звука в начале и конце слова. Развитие фонематического слуха. Описание: Необходимо нанизать фигуру на шнурок, произнося придуманное слово. Следующий игрок придумывает слово, начинающееся со звука, которым закончилось предыдущее слово.

Развитие лексико-грамматического строя речи

Первый дар «Шерстяные мячики» используются в играх на развитие мелкой моторике, на обобщение и расширение словарного запаса, развитие грамматического строя речи.

 

Игры: «Волшебный мешочек»: ребенку предлагается достать мячик из мешочка , определить цвет, придумать словосочетание: зеленое яблоко, красный помидор, желтое солнышко, синее море.

«Игра «Что бывает?» : дети выбирают себе фишку (кольцо) любого цвета и называют то, что бывает такого же цвета, слова подбираются в соответствии с изучаемой лексической темой. Цель: учить согласовывать существительные с прилагательными.

«Подбери слово-действие»: Сорока (что делает?) – садится, стрекочет, летает, улетает, клюёт, перелетает, и т. д. Дети, называя глаголы, выкладывают фигуры (треугольники).  Цель: обогащение глагольного словаря.

«Подбери признаки к словам»: День зимой (какой?) – ясный, солнечный, морозный, хмурый. Дети, называя прилагательные, выкладывают квадраты. Цель: обогащение словаря признаков.

Отмечу, что с началом применения «Даров Фребеля», в процессе развития речи, у наших воспитанников стала более грамотная речь, они научились отвечать на вопросы полным ответом, используя различные обороты речи, повысилась общая грамотность, за счет желания блеснуть красноречием перед друзьями.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование игрового набора "Дары Фребеля" в речевом развитии.

Методические рекомендации по работе с "Дарами Фребеля" в речевом развитии...

Использования игрового набора «Дары Фребеля» в речевом развитии.

Игровой набор "Дары Фребеля" в речевом развитии....

Мастер-класс «Использование игрового ландшафтного стола для речевого развитие детей младшего дошкольного возраста».

Цель мастер-класса – трансляция педагогического опыта использования игрового ландшафтного стола для речевого развития детей младшего дошкольного возраста....

«Использование игрового стола "Ландшафт" для речевого развития детей среднего дошкольного возраста»

Для полноценного речевого развития детей требуется использовать современные методы.Ландшафтный стол – это современный образовательный инструмент воспитателя. Он помогает организовать игру с деть...

Методическая разработка непосредственно-образовательной деятельности во второй младшей группе с использованием игровой технологии.Образовательная область «Речевое развитие. Развитие речи». «Звуковая культура речи: звуки [У], [А]»

Методическая разработка непосредственно-образовательной деятельности во второй младшей группе с использованием игровой технологии. Целью занятия является формирование правильного произношения звуков [...

Статья "Использование игрового комплекта "Пертра" в речевом развитии старших дошкольников"

В статье рассматривается актуальность проблемы развития речи детей дошкольного возраста. В связи с введением ФГОС ДО встал вопрос об интеграции образовательных областей. Интеграция дает большие возмож...