Использование игрового набора "Дары Фребеля" в речевом развитии.
консультация по развитию речи на тему

Методические рекомендации по работе с "Дарами Фребеля" в речевом развитии 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dary_frebelya_rechevoe_razvitie.docx53.08 КБ

Предварительный просмотр:

                    Муниципальное образование г. Новороссийск

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад общеразвивающего вида № 55 «Звонкие голоса»

Материал  педсовета:

Использование игрового набора «Дары Фребеля» в речевом развитии.

 

                                                                                                             

                                                                                                              Воспитатель: Гурова С.Д.

                                                Новороссийск 2016г.


Введение

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (ФГОС ДО) определяет достижение целей образовательной  программы дошкольного образования через основные виды детской деятельности и  охватывает следующие структурные единицы, представляющие определенные направления развития и образования детей (образовательные области):

  • социально-коммуникативное развитие;
  • познавательное развитие;
  • речевое развитие;
  • художественно-эстетическое развитие; - физическое развитие.

Требованиями к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования содержание образовательной области «Речевое развитие» направлено на достижение целей развития у детей культуры речи через решение следующих задач:

  • развитие речевых способностей и умений;
  • формирование предпосылок чтения и письма;
  • овладение способами и нормами практического общения в различных жизненных ситуациях.

Речевое развитие включает владение речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие речевого творчества; развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха; знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы; формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте[1].

Содержание психолого-педагогической работы по освоению детьми образовательной области

«Речевое развитие»

Основное содержание работы по освоению целей и задач данной области должно быть направлено на воспитание у детей звуковой культуры речи, словарную работу (обогащение, закрепление и активизация словаря), формирование грамматического строя речи, ее связности при построении развернутого высказывания, воспитание интереса к художественному слову. Все эти задачи решаются на протяжении всего дошкольного детства, игры, представленные в пособии, дают только некоторые ориентиры по освоению ребенком речевой культуры в дошкольном возрасте.

Важно отметить, что в играх, основным содержанием которых является воспитание звуковой культуры речи, необходимо больше уделять внимания работе над интонационной выразительностью, темпом, дикцией и плавностью изложения высказывания.

В играх, связанных с развитием словарного запаса, необходимо обратить внимание на смысловую сторону слов.

При усвоении грамматического строя речи на первый план выходит освоение способов словообразования разных частей речи, формирование языковых обобщений, а также построение синтаксических конструкций (простых и сложных предложений).

Связность высказывания в процессе игровой деятельности может помочь формированию представлений о структуре разных типов текста. Также эту особенность необходимо учитывать при чтении детям различных художественных произведений.

«Развитие языковой способности включает в себя развитие чувства языка. Оно вступает в силу тогда, когда ребенок должен комбинировать языковые единицы в высказывание. Это творческое комбинирование во всех смыслах. Во-первых, ситуации речевого общения постоянно меняются. Это заставляет ребенка создавать новые фразы, которые раньше в его речевом опыте не встречались, и комбинировать их в новых сочетаниях. Во-вторых, изменение ситуации и новые комбинации высказывания рождают у ребенка новые мысли, отсюда возникает и новое выражение их посредством языка. Именно в тот момент, когда ребенок находит новое речевое решение в какой-либо конкретной ситуации, происходит развитие языковой способности. И здесь важнейшей задачей становится обучение, формирование у ребенка этой способности, основой которой является семантический компонент»[2].

Необходимо содействовать речевому развитию ребенка в повседневной жизни: в режимных моментах, совместной деятельности воспитателя с детьми, в их самостоятельной деятельности.

Важнейшим средством речевого развития детей является общение со взрослыми и с детьми в разных видах деятельности. Поэтому первостепенное значение имеет организация содержательного, продуктивного общения педагога с детьми.

Речевое общение в дошкольном возрасте осуществляется в разных видах детской деятельности: в игре, труде, бытовой деятельности – и выступает как одна из сторон каждого вида. Поэтому очень важно уметь использовать для развития речи любую деятельность.

Идеи Фридриха Фрёбеля

От количества и качества общения зависит уровень будущих способностей ребенка, его характер, его будущее. Очевидно, что полноценное общение ребенок должен получать прежде всего в семье, в окружении любящих и понимающих взрослых, где межличностные отношения побуждают тянуться друг к другу. Фридрих Фрёбель заметил: «В воспитании детей с самого малого возраста важно общение со взрослыми: никогда не проносите молча ребенка мимо предметов, постоянно сопровождайте словами действия по отношению к нему, называйте действия, производимые предметами, побуждайте в ребенке стремление общаться с вами, вначале звуками, жестами, а затем и словами. Используйте каждую минуту своего общения с ребенком для расширения его представлений, кругозора, объяснения явлений окружающего мира»[3].

К сожалению, в современном мире это не всегда реализуется в полной мере. Ведь большую часть времени дети проводят вне контактов с семьей, а те немногие периоды взаимодействия в семье зачастую наполнены вовсе не содержательным общением друг с другом. Зачастую формирование качественного, развивающего взаимодействия со сверстниками и взрослыми происходит только в образовательных учреждениях, где перед взрослыми стоят важные задачи формирования детского сообщества, в котором возможно развитие межличностного общения. Так или иначе, вся деятельность воспитателя связана с общением.

Воспитатель является главным организатором детских игр в младшем и среднем возрасте, воспитатель создает поводы для общения в старшем дошкольном возрасте, и именно воспитатель должен научить детей качественному продуктивному общению друг с другом. Игра как основной вид детской деятельности является источником и важным стимулирующим поводом для взаимодействия детей друг с другом и полем, на котором возможно формирование навыков общения. Любая правильно организованная игра позволяет решать задачи развития речевых навыков, но существуют и специальные игры, способствующие развитию того или иного элемента общения. Именно такие игры предлагаются в данном методическом пособии. Замечено, что уже сами элементы игрового набора «Дары Фрёбеля» способствуют созданию информационного поля для общения ребенка со взрослым. Разнообразие предлагаемых материалов и их абстрактность предполагают возможность составлять различные вопросы, комбинировать и фантазировать по поводу предлагаемых материалов. Как правило, материалы вызывают непосредственный интерес детей. Воспитателю важно поддерживать этот интерес, постоянно совершенствуя способы взаимодействия между детьми, стимулируя детей к общению, подбирая все новые и новые игры на основе материалов «Даров», расширяя их диапазон и привнося новое содержание в уже известные игры.

Итак, психологическая сущность общения состоит в потребности к познанию самого себя и других людей. С одной стороны, человек стремится узнать и оценить отдельные качества своего характера, и сделать это он может только с помощью других людей. Сравнивая себя с другими и выясняя, как его оценивают другие, человек формирует самооценку, познает и оценивает других. Другой путь познания себя заключается в соединении, приобщенности к другим людям через любовь, уважение, дружбу. Удовлетворению этой потребности служат игры, предлагаемые в образовательной области «Социализация».

«Ребенку в игре необходим товарищ: вначале это самый близкий ему человек, но к трем годам у ребенка явственно проявляется потребность в общении со сверстниками. И тогда от игры в одиночку необходимо перейти к совместным играм, в которых ребенок, осознавший свое Я, в полной мере может ощутить себя как часть более большого целого – детского сообщества. Для формирования первоначального детского сообщества Ф. Фрёбель предлагает использовать подвижные игры. Первые из них носят характер хоровода, каждое звено которого подчиняется общему движению»[4]. Общение всегда предпринимается с определенным мотивом. Самым главным поводом и мотивом для общения является сам человек. Качества человека, которые являются поводом для общения на определенном этапе и определяют характер общения. М.И. Лисина выделила три группы мотивов общения: деловые, познавательные и личностные. Деловые мотивы выражаются в способности к сотрудничеству, к игре, к общей активности. Для удовлетворения деловых мотивов служат все предлагаемые игры с использование игрового набора «Дары Фрёбеля», где взрослый – партнер и участник совместной деятельности. Взрослый должен уметь и хотеть играть, быть интересным и предлагать ребенку интересные поводы и материалы для игры. В практической деятельности, так же как и в бытовой, общение играет второстепенную роль, оно как бы обслуживает эти виды деятельности. И только личностные мотивы характерны для общения как для основного вида деятельности.

Формы общения в дошкольном возрасте. Первая и единственная форма общения детей первых шести месяцев жизни – ситуативно-личностная, затем появляется ситуативно-деловая форма, которая характеризуется потребностью в сотрудничестве, деловыми мотивами и предметно-действенными средствами общения, которая остается главной до конца третьего года жизни ребенка.

В возрасте до трех лет целесообразно впервые предъявить материалы из игрового набора «Дары Фрёбеля» и начинать организовывать первые совместные игры детей, в которых материала достаточно для всех, и дети могут выполнять с ним одинаковые действия, что существенно снижает конфликтность в игровой деятельности.

С развитием такого средства общения, как речь, становится возможным внеситуативное общение ребенка. Общение со взрослыми по поводу, который не находится в непосредственных ощущениях ребенка, развивает речь ребенка и способствует формированию картины мира. То есть в познавательном общении ребенка со взрослым важная роль принадлежит речи как основному средству общения, мотивом общения является потребность в получении сведений об окружающем мире, потребность в уважении взрослого к ребенку формирует начало личностного общения. Именно в личностном общении ребенка со взрослым к концу дошкольного детства ребенок сознательно усваивает нормы и правила поведения, начинает руководствоваться ими в действиях и поступках. В таком общении формируется потребность и умение видеть себя со стороны, развивается самооценка ребенка. Также дети учатся различать различные роли взрослых и выстраивать свои отношения сообразно ситуации и роли.

Фридрих Фрёбель полагал, что ничто не заменит общения ребенка со взрослым.

Все формы общения формируются в разном возрасте и не вытесняют одна другую, а как бы расширяют возможности каждой из этих форм. Важно, чтобы ребенок в развитии форм общения переходил от одной к другой в процессе своего развития и не «буксовал» на какой-то одной стадии.

В период детства важным приобретением ребенка является овладение речью как способом общения, познания, это необходимое условие для дальнейшего обучения в школе. Сопровождение жизни ребенка словом создает для этого необходимые условия. Постепенно ребенок усваивает смысл слов и готов на дальнейших возрастных ступенях воспринять новые знания только через слово: бытовую речь, рассказывание, сказки, басни, стихотворения и т.д. Фрёбель достаточно подробно рассматривает вопросы, связанные с развитием детской речи, дает конкретные методические рекомендации по ее совершенствованию. «Игра и разговор — вот стихия, в которой живет теперь ребенок»[5].

Для развития каждой из форм общения важно, чтобы ребенок чувствовал себя комфортно, чтобы ему было нестрашно, интересно. При развитии познавательного общения важно положительно оценивать речевые навыки ребенка: задаваемые им вопросы, активные высказывания и рассуждения. Полем для формирования информационного повода и развития этой формы может быть широко внедряемая на сегодняшний день в практику дошкольного образования проектная деятельность, в которой также стимулируется и речевая активность родителей. Любые беседы после проведенной игры также предоставляют такую возможность. Незаменимым источником для развития именно этой формы общения служит детская литература.

Для формирования личностного общения ребенка со взрослым необходимо создавать такие ситуации и предлагать детям такую деятельность, в которой ключевым будет оценка собственных умений и оценка результатов собственной деятельности. «…Ничто не заменит развивающую и образовывающую силу рисования, лепки, складывания и вырезания (аппликации), разнообразных работ с бумагой, бусинками, природным материалом, которые прочно вошли в жизнь нашего детского сада и в жизнь семьи»[6]. Незаменимым инструментом для формирования произвольного поведения и осознанности собственных действий, а значит, для расширения представлений дошкольников о себе, является игра. Именно для развития общения детей со сверстниками в старшем дошкольном возрасте и следует постоянно расширять запас используемых сюжетно-ролевых игр и игр с правилами при непосредственном участии взрослого, постепенно делегируя полномочия организатора игр самим детям. Для успешного взаимодействия дошкольников друг с другом важно чуткое участие заинтересованного взрослого, который помогает детям выстраивать взаимоотношения друг с другом, учит решать конфликтные ситуации конструктивными способами, способствует формированию уважительного отношения друг к другу, стимулирует развитие дружеских и партнерских отношений в группе, формирует детский коллектив. Игры, художественные произведения, стиль общения самого воспитателя и есть те средства, которые призваны помочь воспитателю в процессе выполнения такой важной задачи, как формирование общения ребенка со взрослыми и сверстниками.

Посредством общения деятельность организуется и развивается.

Важно понимать, что переход от одной формы общения к другой зависит от того, как взрослый организует взаимодействие с ребенком, от содержания, которое взрослый будет предлагать ребенку для общения, от событий, которые могут стать поводом для общения, и от специально организованных занятий и игр, которые взрослый будет предлагать детям. Важно помнить, что постепенное, осмысленное обучение детей качественному взаимодействию друг с другом и со взрослым должно быть организовано взрослым. Именно взрослый несет ответственность за продуктивность общения в группе дошкольников. Взрослый подбирает с раннего возраста ребенка адекватные игры и так организует детскую деятельность, чтобы в жизни детей-дошкольников полноценно развивалась специфическая деятельность человека – общение. В качестве примера следует привести планомерное использование игр в группе детей младшего дошкольного возраста, описанных и разработанных З.М. Богуславской и Е.О. Смирновой в книге «Развивающие игры для младших дошкольников»7.

При подборе игр для развития общения со сверстниками важно учитывать, что первые такие игры могут использоваться уже в раннем возрасте, и в них все дети действуют одновременно и одинаково. Это народные игры и игры-забавы, игры-хороводы, в которых эмоциональная составляющая, ритм, музыка, движения и простые правила создают безопасную и доверительную атмосферу, так необходимую для формирования взаимодействия взрослого и ребенка и, следовательно, способствуют развитию общения ребенка со взрослым на основе доверительного контакта.

Следующими играми должны стать такие, в которых развиваются и согласованность действий и движений с партнером, и ориентация в пространстве, и совместное преодоление препятствий в игре. Это хорошо всем известные «У медведя во бору», «Кот и мыши» и т.п., где дети учатся совместно действовать в эмоционально окрашенной атмосфере игры. Следующим уровнем в развитии взаимодействия дошкольников друг с другом становятся игры, в которых дети решают совместную игровую задачу группами, по очереди. Так ненавязчиво возможно обучение детей принимать на себя роль и действовать в рамках этой роли с уже прописанными действиями и движениями. И далее – игры, которые учат кооперации и взаимопомощи, таким образом формируется самооценка и самоконтроль. Другими примерами игр, развивающих навыки межличностного общения, могут служить игры, разработанные К. Фопелем.

В настоящем пособии большинство игр, предлагаемых для решения задач всех образовательных областей, способствуют развитию речевых навыков. В данном комплекте представлены игры, которые специально развивают именно средства общения.

В представленном комплекте карточки с играми являются адаптированным вариантом идей Фрёбеля при реализации задач образовательной области «Речевое развитие».

Игры, представленные в методическом пособии, возможно использовать при реализации любой из программ дошкольного образования и  решая задачи образовательной области «Речевое развитие», способствуют решению задач из других образовательных областей.

Задачи других образовательных областей:

«Познавательное развитие» – формирование целостной картины мира и расширение кругозора, первичных представлений о себе, собственных возможностях и особенностях;

«Социально-коммуникативное развитие» – получение опыта общения в различных игровых ситуациях со сверстниками;

 «Художественно-эстетическое развитие» – использование средств продуктивных видов деятельности для обогащения содержания, закрепления результатов освоения области «Речевое развитие»;

«Физическое развитие» – развитие физических качеств ребенка в процес-

се освоения разных видов игровой деятельности, в процессе совместной деятельности детей друг с другом и со взрослым. (В представленных играх это реализуется с помощью специально подобранных физкультминуток.)

Особенности работы с карточками

Прежде чем приступить к работе, рекомендуется ознакомиться со всеми карточками данного набора. Если воспитатель на основании актуального уровня развития детей группы или сложностей, возникших в сфере  межличностного общения дошкольников, нуждается в подборе игры для совершенствования форм общения, то рекомендуется, изучив карточки из остальных наборов, на которых в колонке «Интеграция с образовательными областями» указана область «Речевое развитие», выбрать подходящую для решения конкретной задачи игру.

На карточках данного комплекта стихотворения, загадки и физкультминутки подобраны в соответствии с игровым замыслом и сюжетом игры и создают необходимую атмосферу для начала игры. Рекомендуется разучить эти короткие произведения до начала реализации игрового замысла. При реализации игр, направленных на решение задач развития средств общения, необходимо создать такую атмосферу, которая будет настраивать ребенка именно на общение. Это означает, что при проведении игр подобного типа воспитатель становится полноправным их участником, игроком. Посторонние предметы, звуки, персонажи должны обыгрываться по ходу игры. Это игры с широким полем для импровизаций, поэтому правила в них просты, доступны, а интерес поддерживается именно личностным отношением воспитателя к игре и основывается на стремлении воспитателя создать базу для взаимного интереса детей друг к другу.

В данном методическом пособии приведены только примеры возможного использования игрового набора «Дары Фрёбеля» в образовательной области «Речевое развитие». Его неограниченные воспитательные и образовательные возможности могут быть раскрыты только в совместной деятельности детей друг с другом и со взрослыми.

Методические рекомендации по работе с каждой карточкой

Игра «Аукцион»

Эта игра представляет собой модификацию известной игры «Данетка», которая способствует развитию мышления ребенка и внеситуативно-познавательной формы общения через расширение системы вербальных средств. Игра воспитывает уважение к другому человеку, продуктам его труда, формирует самооценку и развивает воображение на основе имеющегося опыта, стимулирует развитие связной речи и познавательного интереса.

Предварительная работа. Данная игра может служить для получения детьми первого опыта игры в вопросы и ответы. Воспитателю необходимо обратить внимание детей на то, какие вопросы им задаются. Не рекомендуется при первых раундах игры рассказывать детям, как нужно задавать вопрос. После нескольких сыгранных раундов целесообразно обсудить тактику задавания правильных вопросов с максимально быстрым ответом.

Подготовка материалов к игре. Рекомендуется предложить детям выложить все материалы на стол и перемешать их. В случае, если детям хорошо известны материалы из наборов, можно не извлекать их из коробок. Для создания атмосферы аукциона рекомендуется использовать молоток и карточки, с помощью которых дети смогут установить очередность задавания вопросов. Вместо карточек можно использовать крышки от коробок или другие детали набора. Лицитатор (ведущий аукциона) произносит слова, характеризующие внешние данные ребенка, который хочет задать вопрос. Например: «Молодой человек в синей рубашке и с голубыми глазами». Или слова, обозначающие место, на котором сидит ребенок, например: «Молодая леди в третьем ряду», и т.п.

Организация игрового пространства. Рекомендуется использовать просторное помещение, в котором каждую собранную фигуру можно рассмотреть с любой стороны. Для создания атмосферы рекомендуется организовать подиум и места в зрительном зале.

Дальнейшее развитие игры. Возможно передать роль ведущего аукционом ребенку.

Игра «Волшебники»

Развивает внеситуативно-познавательные формы общения и расширяет состав вербальных средств общения. Стимулирует развитие связной речи и познавательного интереса, развивает абстрактно-логическое мышление.

Предварительная работа. Рекомендуется предварительно прослушать песню Ю. Энтина «Где водятся волшебники?». Необходимо перед игрой выучить несколько «волшебных заклинаний». Рекомендуется предварительно познакомить детей с отрывком из произведения Л. Кэрролла «Алиса в Зазеркалье».

Подготовка материалов к игре. Для «колдовства» можно использовать ширму от кукольного театра или легкую ткань.

Организация игрового пространства. Играть можно как на полу, так и на столе. Важно, чтобы каждый ребенок мог поучаствовать в трансформациях и замещениях предметов.

Дальнейшее развитие игры. Возможно предложить детям пофантазировать, чем раньше были фигуры из набора, а возможно, и сочинить совместную историю о том, как «жили-были толстые и огромные кубы-дубы… И вот однажды…».

Игра «Для чего еще»

Развивает ситуативно-деловые формы общения и обогащает систему вербальных (в модификации – невербальных) средств общения.

Предварительная работа. Прежде чем предложить детям игру подобного типа, следует поиграть в игры типа «Что перепутал художник?». Рекомендуется подобрать и рассказать нелепицы, небылицы, лимерики. Чтобы сам процесс строительства не получился слишком длительным и не вызвал у детей затруднений, рекомендуется предварительно сконструировать несколько предметов, которые легко узнаваемы детьми.

Подготовка материалов к игре. Рекомендуется предложить детям выложить все материалы на стол и перемешать их. В случае, если детям хорошо известны материалы из наборов, можно не извлекать их из коробок.

Организация игрового пространства. Организовать игру можно на поверхности стола или на полу.

Дальнейшее развитие игры. Для демонстрации способов использования построенного предмета можно использовать другие детали набора.

Игра «Небоскреб»

Развивает ситуативно-деловые формы общения и расширяет систему вербальных (в модификации – невербальных) средств общения.

Предварительная работа. Рассматривание картинок с различными башнями и высотными зданиями. Рекомендуется поиграть в игры, в которых группа детей из трех-четырех человек переносит совместно какой-то объемный, но легкий предмет. Предварительно рекомендуется поиграть с детьми в любые игры по сооружению совместных построек. Такие игры учат кооперации, неизбежно создают ситуации для взаимодействия, возможно, провоцируют конфликт. Воспитателю важно помнить, что именно для этого он и использует подобного рода игры. Важно компетентно помогать детям разрешать сложившиеся конфликты.

Подготовка материалов к игре. Важно предварительно договориться, какие элементы остаются в игре, а какие нет. Можно предложить детям самостоятельно решить, из каких наборов материалы им будут не нужны и почему. Можно высыпать детали в определенное, доступное для всех место и перемешать их. Можно оставить детали в коробках.

Организация игрового пространства. В зависимости от количества групп необходимо так расположить игровые наборы, чтобы каждой группе было одинаково далеко до наборов с элементами. Организовать игру можно на поверхности стола или на полу.

Дальнейшее развитие игры. После проведения игр подобного типа важно проговорить возникшие ситуации с детьми, обращаясь к чувствам и переживаниям детей по поводу возникших конфликтов, обсудить, каким образом той или иной команде удалось победить.

Игра «Путаница»

Развивает ситуативно-деловые формы общения и расширяет систему вербальных (в модификации – невербальных) средств общения.

Предварительная работа. Прежде чем предложить детям игру подобного типа, следует поиграть в игры типа «Что перепутал художник?» или в игры типа «Что изменилось?».

Подготовка материалов к игре. Рекомендуется предложить детям выложить все материалы на стол и перемешать их. В случае, если детям хорошо известны материалы из наборов, можно не извлекать их из коробок.

Организация игрового пространства. Конструировать выбранный объект рекомендуется на столе, чтобы все участники игры могли следить за процессом конструирования и увидеть законченную конструкцию.

Игра «Пчелы и змеи»

Развивает ситуативно-деловые формы общения и расширяет систему невербальных средств общения.

Предварительная работа. Не требуется.

Подготовка материалов к игре. Не требуется.

Организация игрового пространства. Игровое помещение группы детского сада, игровая площадка на улице.

Дальнейшее развитие игры. Возможно заменять сигналы, которые использует группа для общения, на сигналы, предложенные в игре «Туристический автобус» (образовательная область «Познание»).

Игра «Экскурсия в музей»

Развивает внеситуативно-познавательные формы общения и расширяет систему вербальных средств общения. Воспитывает уважение к другому человеку, продуктам его труда, формирует самооценку и развивает воображение на основе имеющегося опыта. Стимулирует развитие связной речи и познавательного интереса.

Предварительная работа. Экскурсии в музеи родного края, виртуальные экскурсии в самые известные музеи мира. Перед началом игры необходимо выяснить у детей, кто в каком музее уже бывал, что запомнилось из увиденного и услышанного на экскурсии. Рекомендуется воспитателю самому рассказать о музее, в котором он был. Возможно, что музей организован в самом детском саду, и дети сами учатся проводить там экскурсии. Тема «Зачем нужны музеи?» может стать темой проектной деятельности, а игра «Экскурсия в музей» явиться частью подобного проекта.

Подготовка материалов к игре. Необходимо предложить детям материалы всех наборов и предоставить им возможность самим выбирать материал для экспоната, регламентируя время работы, например, звуком колокольчика. Предварительно рекомендуется проговорить с детьми замысел экспоната, а уже затем отправляться за материалом. Для расширения возможностей игры можно в будущем предложить детям также использовать и другой дополнительный материал.

Организация игрового пространства. Рекомендуется использовать просторное помещение, в котором каждому экспонату найдется свое место, и рассмотреть который можно будет с любой стороны. Возможно использование драпировки. Важно, чтобы создалась тихая и спокойная музейная атмосфера, а в организации пространства приняли участие сами дети.

Дальнейшее развитие игры. Возможно, что в семьях детей сохранились какие-то старинные или просто интересные вещи, например, привезенные из путешествий. Можно предложить детям подготовить мини-экскурсию в историю этой вещи. Дальнейшим вариантом такой игры может быть создание тематических музеев и выставок. Игры подобного типа могут стать традицией, которая основана на умении детей рассказывать о своих новых впечатлений.

Игра «Я – змея»

Развивает ситуативно-деловые формы общения и расширяет систему вербальных средств общения.

Предварительная работа. Не требуется.

Подготовка материалов к игре. Подготовить наборы, завязать крепкий плотный узел на конце первой веревки.

Организация игрового пространства. За столом или на полу. Дети располагаются по кругу.

Дальнейшее развитие игры. В такую игру можно играть как в подвижную, образуя цепочку, что помогает формировать доверительные отношения между детьми в группе. (Играть, конечно же, следует на добровольных началах.)

Игра «Фанты»

Игра, развивающая кратковременную память и концентрацию внимания, развитие активного словарного запаса.

Предварительная работа. Не требуется.

Подготовка материалов к игре. Распределяя фанты между детьми, важно проследить, чтобы не было двух одинаковых. Детям предлагается самостоятельно выбрать себе элемент, который будет фантом, а затем, рассмотрев фанты у всех, заменить одинаковые на похожий или совершенно другой.

Организация игрового пространства. Игровое пространство группового помещения, где есть возможность расположиться по кругу. Возможно проведение игры на прогулке в весенне-летний период.

Дальнейшее развитие игры. Игра может использоваться для описания личностных качеств ребенка, достижений ребенка, формируя таким образом самооценку, в игре можно описывать события или приключения, произошедшие с ребенком, можно знакомиться таким образом с увлечениями сверстников и профессиями родителей и т.п. В случае такой модификации воспитатель сидит спиной к детям, показывает фант, задает вопрос, получает ответ от ребенка и пытается угадать, чей это был фант, по голосу и другим признакам. Если ведущий угадал, он меняется с владельцем фанта местами.

Особенности работы с карточками по сказкам

(тексты произведений приведены в Приложении 1)

  • Игра по сказке «Гензель и Гретель»
  • Игра по сказке  «Колобок»

Прежде чем приступить к работе, рекомендуется ознакомиться со всеми карточками данного набора. Стихотворения и загадки, предлагаемые на карточках, подобраны в соответствии с замыслом литературного произведения и создают необходимую атмосферу для начала игры-драматизации. Для наиболее полного развития сюжета литературного произведения и привлечения к участию в игре большего количества участников рекомендуется использовать все модули игрового набора «Дары Фрёбеля».

Предварительная работа. Перед драматизацией литературного произведения необходимо внимательно ознакомиться с карточкой, еще раз прочитать рекомендованное произведение, выделить в нем те этапы, которые будут инсценироваться детьми. Важно, чтобы отобранные части произведения плавно перетекали от одного к другому, сохраняя единую сюжетную линию.

Подготовка материалов к игре. В начале работы необходимо подготовить действующих лиц инсценируемого литературного произведения. Основой для этого служат детали из наборов «Дары Фрёбеля» № 8 и № J1. «Лица» персонажей может нарисовать воспитатель заранее или сделать это вместе с детьми после прочтения выбранного произведения. Изготовленные «лица» приклеиваются с помощью липкой ленты на сделанную из наборов основу. Материал для декораций можно отобрать из модулей набора заранее, а можно предложить это сделать детям, в зависимости от особенностей группы, с которой проводится работа.

Организация игрового пространства. Драматизация предложенных литературных произведений может проводиться как на столе, так и на полу, в зависимости от количества участников. В конце игры необходимо совместно убрать изготовленные «декорации».

Дальнейшее развитие игры. Дети могут самостоятельно придумывать сюжет и персонажей инсценированного произведения. Важно, чтобы детям было интересно играть, в группе сохранялся положительный эмоциональный настрой.

В данном методическом пособии приведены только примеры возможного использования игрового набора «Дары Фрёбеля» в образовательной области «Речевое развитие». Неограниченные воспитательные и образовательные возможности могут быть раскрыты только в совместной деятельности детей друг с другом и со взрослыми.

Особенности работы с карточкой, содержащей оригами

- Игра «Красная Шапочка» (Текст произведения приведен в Приложении 1)

Изобретенные Ф. Фрёбелем «дары» и «виды деятельности» делятся на три категории: жизни, красоты и знаний. Обычные оригами относятся к категории жизни. Оригами, которые складываются в симметричные узоры, – относятся к категории красоты. А основы геометрии, которые возможно показать через оригами, относятся к категории знаний.

Оригами, или складывание из бумаги, по мнению Ф. Фрёбеля, есть творческое и очень важное занятие для развития ребенка, хотя и весьма сложное, так как требует развитие глазомера и большой аккуратности и точности при работе.

В раннем возрасте, когда у ребенка только развивается мелкая моторика (ловкость пальцев), точность, глазомер, занятия по оригами должны строиться как игра. Во время работы по складыванию бумаги необходимо давать инструкции последовательно и точно. Важно, чтобы ребенок не потерял интереса к занятию, не разочаровался в нем.

Основные принципы организации занятий по оригами, по Ф. Фрёбелю:

  • занятие по оригами должно быть организованно с учетом возраста ребенка; - занятия должны проводиться в игровой форме;
  • фигуры для складывания необходимо выбирать простые, с которыми ребенок часто сталкивается в реальной жизни;
  • прежде чем приступить к созданию фигур из бумаги, целесообразно сконструировать их из деталей «даров» (трехмерные, объемные фигуры);
  • на одном занятии может быть сложена только одна фигура;
  • все операции по складыванию фигур надо делать аккуратно;
  • обязательно должен быть переход от занятия по складыванию моделей к игре с ними (например, сделать домики для трех поросят).

Также необходимо учитывать следующее:

  1. при занятии оригами с дошкольниками (особенно младшими) важен не результат, а процесс создания фигур;
  2. во время занятий по конструированию из «даров» и оригами, важно развитие продуктивной деятельности и умственных способностей детей, а не точное копирование представленного образца;
  3. самая большая ценность этих занятий в том, что ребенок сам участвует в изготовлении фигур.

Особое внимание Фрёбель уделяет рекомендациям педагогам, работающим с детьми:

  1. во время занятий по конструированию и оригами необходимо позволить ребенку действовать в своем ритме, просто и свободно;
  2. действия педагога в игре не должны быть искусственными, необходимо быть включенным в игру, быть ее неотъемлемой частью;
  3. не надо привлекать внимание детей авторитарными методами, вводить строгую дисциплину;
  4. не надо быть волшебником, у которого все получается наилучшим образом, а дети никогда не достигнут этого.

Из истории оригами. В переводе с японского «оригами» означает «сложенная бумага», в Стране восходящего солнца искусство оригами называют искусством целого листа. Вместе с распространением рецепта производства бумаги распространилось и искусство оригами. Традиционное оригами появилось в культурном обмене между Востоком и Западом. Фридрих Фрёбель был первым педагогом, который начал использовать технику оригами в процессе образования детей.

Преимущества оригами для развития ручного труда детей дошкольного возраста. Оригами – не только интересное развлечение, но и полезное занятие, в процессе которого происходит естественный массаж кончиков пальцев рук, развивается подвижность и точность движений пальцев как правой, так и левой руки. Это уникальное средство для развития тонкой моторики и повышения чувствительности пальцев. Активная работа обеих рук влечет за собой повышение активности полушарий головного мозга, и развивается не только левое полушарие, отвечающее за логику и речь, но и правое, ответственное за творчество, интуицию, воображение. Поэтому занятия оригами способствуют развитию пространственного воображения, глазомера, внимания, памяти, фантазии и творческого мышления.

К достоинствам оригами в развитии ребенка можно отнести следующее:

  • доступность бумаги как материала, простота ее обработки;
  • дети в процессе работы овладевают различными приемами и способами действий с бумагой, такими как сгибание, многократное складывание, надрезание, склеивание.

Оригами:

  • развивает у детей способность работать руками под контролем сознания, у них совершенствуется мелкая моторика рук, точные движения пальцев, происходит развитие глазомера;
  • способствует концентрации внимания, так как заставляет сосредоточиться на процессе изготовления, чтобы получить желаемый результат;
  • имеет огромное значение в развитии конструктивного мышления детей, их творческого воображения, художественного вкуса;
  • стимулирует развитие памяти, так как ребенок, чтобы сделать поделку, должен запомнить последовательность ее изготовления, приемы и способы складывания;
  • знакомит детей с основными геометрическими понятиями (угол, сторона, квадрат, треугольник и т.д.), одновременно происходит обогащение словаря специальными терминами;
  • активизирует мыслительные процессы. В процессе конструирования у ребенка возникает необходимость соотнесения наглядных символов (показ приемов складывания) со словесными (объяснение приемов складывания) и перевод их значения в практическую деятельность (самостоятельное выполнение действий);
  • совершенствует трудовые умения ребенка, формирует культуру труда;
  • способствует созданию игровых ситуаций. Сложив из бумаги маски животных, дети включаются в игру-драматизацию по знакомой сказке, становятся сказочными героями, совершают путешествие в мир цветов и т.д.

Однако конструирование оригами представляет для дошкольника некоторые трудности, так как бумагу – плоский материал – надо перевести в объемные формы. Воспроизведение действий, показанных взрослым, не является для ребенка простой механической операцией. Ему приходится постоянно думать, соразмерять свои движения, следить, чтобы при сгибании противоположные стороны и углы совпадали. При слабом развитии мелкой моторики, при неразвитом глазомере эти действия требуют от ребенка известного волевого и мыслительного напряжения.

Отношение детей к оригами существенным образом изменяется, когда им становится ясно, что из бумаги можно делать определенные поделки, игрушки.

Простейшие способы конструирования поделок основаны на умении складывать квадрат пополам, по вертикали или диагонали и последовательном сгибании бумаги сначала вдоль, а потом поперек, подравнивая стороны к противоположным углам.

Прежде чем приступить к складыванию моделей, нужно ознакомиться с техническими приемами и основными видами складок, которые используются в оригами. Складывать бумагу нужно аккуратно и точно, освоив сначала простые, а затем сложные складки.

Способы складывания (Приложение 2): сгиб «долиной»; сгиб «горой»; наметка; складка-«молния».

В оригами существуют формы, которые принято считать базовыми. Это стандартные заготовки, из которых потом складываются различные модели. Из них можно сделать множество фигур как плоских, так и объемных. Некоторые из этих базовых форм приведены на обратной стороне карточек.

Базовые формы: «треугольник»; «дверь»; «книжка»; «воздушный змей»; «блин»; «рыба»; «дом»; «двойной треугольник»; «птица»; «катамаран».

На первых занятиях по складыванию бумаги необходимо в игровой форме ввести ребенку основные понятия: угол, сторона, ориентация в пространстве, линия сгиба. Например, используя для этого наборы № 7 или № J1. Фигуры из этих наборов можно расставить по углам квадратного листа бумаги. Для ориентации в пространстве, а также развития основных понятий (на, под, в, за и т.д.; вправо, влево, впереди и т.д.) можно также воспользоваться этими наборами и квадратным листом бумаги. Важно также обыграть введение в ориентацию в пространстве с помощью сюжетно-ролевой игры или драматизации сказки.

Основные навыки по складыванию бумаги по средней линии необходимо вводить от угла к стороне. То есть сначала мы соединяем уголки листа, потом выравниваем стороны и перегибаем его пополам, разглаживая пальцем линию сгиба.

Самой первой фигурой оригами для дошкольников может стать «конверт». Фрёбель предлагал детям делать такие «конверты», а вместо марки ставить на него поцелуй. Также при закреплении понятия «средняя линия» можно складывать из бумаги книжки, альбомы и т.д. (все, что можно сложить).

Следующим этапом в занятиях по оригами идет строительство домиков и их частей. Вначале можно сделать крышу (из квадратного листа бумаги, сложив его пополам). Необходимо обратить внимание, что получившаяся модель из бумаги подобна геометрическим фигурам, входящим в набор № 6 (например, разложив куб на две треугольные призмы). Далее следует перейти к строительству остальных частей дома (стены, окна и т.д.). Важно показать детям, что можно создавать объемные модели как из наборов №№ 3, 4, 5, 6 (деревянных геометрических фигур), так и из бумаги (плоского материала).

После построения домиков в освоении оригами необходимо перейти к складыванию из большого квадрата маленьких (его частей), разглаживая линии сгиба и заламывая различные его сегменты. На этом этапе важно продемонстрировать детям эти трансформации на примере набора № 2 (куб) и № 3 (куб, состоящий из 4 частей), № 4 (куб, состоящий из прямоугольных призм), а также показать это на плоскости набором № 7.

Важно в игровой форме привить ребенку интерес к оригами.

Также можно интегрировать в занятия по оригами основы цветового восприятия (цветовых ощущений): сначала цвет бумаги для фигуры выбирает сам ребенок, далее, знакомясь с цветами, ребенок должен сначала назвать цвет из предложенных. Также можно включать в занятия по складыванию бумаги набор № 1, для выбора цвета (например, через игру «Фанты»). Выбор цвета ребенком можно использовать в качестве диагностического мониторинга настроения ребенка во время занятий, ориентируясь на восьмицветный тест М. Люшера[7].

В методическом пособии приведены только примеры возможного использования игрового набора «Дары Фрёбеля» с использованием техники оригами. Его неограниченные воспитательные и образовательные возможности могут быть раскрыты только в совместной деятельности детей друг с другом и со взрослыми.

Список рекомендуемой литературы

Алексеева М.М., Яшина В.И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников. М.: ИЦ «Академия», 2000.

Борисенко М. Г., Лукина Н.А. Конспекты комплексных занятий по сказкам с детьми 3–4 лет. СПб.: Паритет, 2006. 112 с.

Гиппенрейтер Ю.Б. Общаться с ребенком. Как? М.: АСТ, 2011.

Гурович Л.М. и др. Ребенок и книга: Пособие для воспитателя дет. сада. 3-е изд. М.: Детство-Пресс, 2004. 128 с.

Зинкевич-Евстигнеева Т.Д., Грабенко Т.М. Практикум по креативной терапии. СПб.: Речь, 2001. 400с .

Крупенчук О.И. Научите меня говорить правильно! Пособие по логопедии для детей и родителей. СПб.: ИД «Литера», 2001.

Ладыженская  Т.А. Об обучении связной речи детей, поступающих в школу // Характеристика связной речи детей 6–7 лет / Под ред. Т.А. Ладыженской. М., 1974.

Ларечина В. Развитие эмоциональных отношений матери и ребенка. СПб.:

Речь, 2004.

Лисина М.И. Общение, личность и психика ребенка. М.; Воронеж,1997.

Недоспасова В.А. Растем играя. 3-е изд. М.: Просвещение, 2004. 190 с.

Петрова Т.И., Сергеева Е.Л., Петрова Е.С. Театрализованные игры в детском саду. М.: Школьная пресса, 2003. 128 с. (Дошкольное воспитание и обучение).

Пиаже Ж. Речь и мышление ребенка. М., 1978.

Пименов В.А. Театр на ладошках: Репертуарный сборник для дошкольников и школьников. Воронеж: Изд-во Воронежского гос. ун-та, 1998. 128 с.

Смирнова Е.О. Ребенок – взрослый – сверстник: Метод. рекомендации М.: МГППУ, 2004.

Тренинг по сказкотерапии / Под ред. Т.Д. Зинкевич-Евстигнеевой. СПб.: Речь, 2010.

Успенская Л.П., Успенский М.Б. Учитесь правильно говорить: В 2 ч. Ч 1. 2-е изд. М.: Просвещение: АО «Учеб. лит.», 1995.

Фопель К. Как научить детей сотрудничать? Психологические игры и упражнения: Практ. пособие: Пер. с нем.; В 4 ч. Ч. 2. М: Генезис, 1998.

Фрёбель Ф. Будем жить для наших детей / Пер. с нем., сост. и предисл. Л.М. Волобуевой. Екатеринбург: У-Фактория, 2005.

Эльконин Д.Б., Журова Л.Е. К вопросу о формировании фонематического восприятия у детей дошкольного возраста // Сенсорное воспитание дошкольников / Под ред. А.В. Запорожца, А.П. Усовой. М., 1963.


[1] Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013 г. № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования».

[2] Примерная основная образовательная программа дошкольного образования  «Тропинки» / Под ред. В.Т. Кудрявцева. М.: Вентана-Граф, 2014. С. 109.

[3] Фрёбель Ф. Будем жить для наших детей: Пер. с нем. Екатеринбург: У-Фактория, 2005. С. 41.

[4] Фрёбель Ф. Будем жить для наших детей: Пер. с нем. Екатеринбург: У-Фактория, 2005. С. 227.

[5] Там же. С. 41.

[6] Фрёбель Ф. Будем жить для наших детей: Пер. с нем. Екатеринбург: У-Фактория, 2005. С. 191. 7 Смирнова Е.О. Ребенок – взрослый – сверстник: Метод. рекомендации. М.: МГППУ, 2004.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использования игрового набора «Дары Фребеля» в речевом развитии.

Игровой набор "Дары Фребеля" в речевом развитии....

Комплексно-тематическое планирование по использованию игрового набора "Дары Фребеля" в развитии познавательных процессов старших дошкольников.

Комплексно-тематическое планирование по использованию игрового набора "Дары Фребеля" в развитии познавательных процессов старших дошкольников....

Использование игрового набора «Дары Фребеля» в развитии речи детей с ОНР

Применение  игрового набора "Дары Фрёбеля"  повышает познавательную активность дошкольников с речевыми нарушениями, развивает зрительное и слуховое восприятие, развивает творческие...

«Использование игрового набора «Дары Фребеля» в развитии познавательных процессов дошкольников». Отчет по самообразованию 2021 год.

laquo;Использование игрового набора «Дары Фребеля» в развитии познавательных процессов дошкольников»....

Использование игрового набора Дары Фребеля для развития конструктивных способностей дошкольников

В данном метириале описаны дидактические игры для развития консруктивных способностей детей старшего дошкольного возраста с использованием игрового набора "Дары Фребеля"....

Использование игрового набора Дары Фребеля в речевом развитии

Использование игрового набора  Дары Фребеля в речевом развитии...