Конспект НОД по формированию звуковой культуры речи с детьми подготовительной группы «Путешествие в город Звуков»
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа)


Предварительный просмотр:

Конспект НОД по формированию звуковой культуры речи с детьми подготовительной группы «Путешествие в город Звуков»

Задачи: Познакомить детей с характеристикой и артикуляцией звуков «С» -«Ш». Закрепить правильное произношение звуков «С» - «Ш» в речи детей. Учить дифференцировать звуки «С» – «Ш» в словах. Совершенствовать навыки звукового анализа слов. Развивать логическое мышление, зрительное и слуховое внимание, воображение. Воспитывать навыки учебной деятельности, интерес к звучащему слову.

Ход НОД:

ВОСПИТАТЕЛЬ: Ребята, давайте возьмемся за руки, улыбнемся друг другу и подарим свои улыбки нашим гостям. Ребята, а вы любите путешествовать? Сегодня я предлагаю вам отправиться в путешествие в занимательный город Звуков. Согласны?

- Но прежде чем опасть в этот необычный город, давайте закроем глаза и внимательно прислушаемся к звукам, которые нас окружают (включается фонограмма «Звуки природы».

ВОСПИТАТЕЛЬ:    - Ребята, что вы услышали? Правильно, (шум дождя, раскаты грома, пение птиц, шорох листвы) все это звуки природы. А еще существуют звуки речи. И чтобы правильно и четко их произносить, давайте поиграем с нашим язычком.

С язычком случилось что-то:

Он толкает зубы!

Будто хочет их за что-то

Вытолкнуть за губы!

Он на место возвращается

И чудесно расслабляется!

ВОСПИТАТЕЛЬ:

- А сейчас вообразим себя пчелками, комариками, собачками, птичками и т.д. и немножко поиграем:

- Пчелки жужжат - ж-ж-ж

- Комарики звенят - з-з-з

- Собачки рычат - р-р-р

- Птички чирикают - чик-чирик

- Колокольчики звенят - дзынь-дзынь

- Часики тикают - тик-так

Вот мы и разбудили свой язычок.

ВОСПИТАТЕЛЬ

-Знаете, ребята, а чтобы четко говорить, надо еще и с пальцами дружить. Давайте поиграем с ними, так интересно и весело делать вместе пальчиковую гимнастику: 

«Фруктовая ладошка».
Этот пальчик – апельсин,
Он, конечно, не один.
Этот пальчик – слива,
Вкусная, красивая.
Этот пальчик – абрикос,
Высоко на ветке рос.
Этот пальчик – груша,
Просит: «Ну-ка, скушай!»
Этот пальчик – ананас, 
(Поочередно разгибают пальчики из кулачка, начиная с большого.)
Фрукт для вас и для нас. 
(Показывают ладошками вокруг и на себя.)

ВОСПИТАТЕЛЬ: Ну что ж ребята, мы хорошо подготовились к дороге, теперь можно отправляться в путь.

 – А кто знает, как туда попасть? А в этом нам помогут вот эти замечательные снежинки.

Физкультминутка «Снежинки»

Кружатся снежинки    

В воздухе морозном

Падают на землю кружевные звезды  

Вот одна упала на мою ладошку,

Ой, не тай, снежинка,

Подожди немножко.

ВОСПИТАТЕЛЬ: А теперь подуем на снежинку 3 раза, и она тут же донесет нас до города Звуков. Вначале дуем плавно и тихо, потом сильнее и затем еще сильнее (упражнение на дыхание «Подуем на снежинку».

 Занятие сопровождается показом Презентации «Путешествие в город Звуков»

ВОСПИТАТЕЛЬ: Вот мы с вами и на месте. Ребята, посмотрите – это улица звуков. А это домики, в которых они живут.

-  Как вы думаете, почему у здешних жителей  окна в домиках  разного цвета?

- Скажите, в домике с красными окнами какие живут звуки? (Гласные).Каким цветом мы обозначаем гласные звуки?

- А кто скажет, почему их так называют? Какие гласные звуки вы знаете?

- Кто живет в двух других домиках? (Согласные звуки).

- Ребята, а какие согласные живут в домике с синими окнами? ( Согласные твердые). Назовите их.

- Как вы думаете,  в домике с зелеными окнами какие живут звуки? (Согласные мягкие). Вспомните и назовите их.

ВОСПИТАТЕЛЬ: Как  вы уже успели заметить, в этом городе живет много звуков, но сегодня мы с вами познакомимся только с некоторыми из них. А с какими попробуйте отгадать.

Мне исполнилось семь лет.

 Папа дал велосипед.

На гвоздь шина налетела.

 И, конечно, засвистела: с – с – с …

Дедушка не подкачал.

Заклеил шину, накачал.

 Насосом: ш – ш – ш …

ВОСПИТАТЕЛЬ: - Ребята, кто догадался, с какими звуками мы сегодня познакомимся?

- Давайте вспомним, как засвистела шина? (с-с-с)

- Какой звук мы произнесли, услышали? ( зв.«С»)

- Кто помнит как дедушка накачивал шину насосом?(ш-ш-ш-).

- Какой звук вы услышали?( зв. «Ш») .Давайте его повторим.

Слайд№3

ВОСПИТАТЕЛЬ:  А вот и сами  звуковые человечки с ними  мы сейчас и познакомимся поближе. Давайте дадим характеристику этим звукам.

 Дети: Звук «С» согласный, твердый, глухой.

Звук «Ш» согласный, твердый, глухой.

Слайд №4

ВОСПИТАТЕЛЬ: Ребята, давайте поучимся правильно произносить звуки. «С» - «Ш»

Для того чтобы правильно произнести звук «С» надо губы слегка растянуть в улыбке, зубы сблизить или сомкнуть, кончик языка поставить за передние нижние зубы, воздушная струя холодная. (Дети произносят звук «С»).

ВОСПИТАТЕЛЬ: Ребята, звуковым человечкам  понравилось, как вы научились их произносить, и они приготовили для вас игру.

Слайд №5

ВОСПИТАТЕЛЬ: Назовите картинки в названии, которых встречается звук «С».

Слайд №6

ВОСПИТАТЕЛЬ: Назовите картинки в названии, которых встречается звук «Ш». Молодцы ребята, вы правильно назвали картинки со звуками «С» - «Ш».

ВОСПИТАТЕЛЬ: Ребята, наши знакомые звуковые человечки знают, что вы скоро пойдете в школу и они предлагают вам выполнить такое задание.

Слайд №7

- Посмотрите внимательно на картинку и скажите, какой звук «С» или «Ш» спрятался  в названии картинки.

ВОСПИТАТЕЛЬ: Молодцы, ребята, вы хорошо справились с заданием. Знаете, ребята, звуковые человечки такие озорники, пока мы с вами выполняли их задание, они успели набезобразничать. Нам надо все исправить и навести порядок: закончить слово и поставить звуки на место. (Игра «Путаница»). Я буду произносить чистоговорки, а вы внимательно слушайте и поправляйте меня там, где услышите перепутанные звуки.

Аш – аш – аш – сестре дайте карандас (ш)

Ас – ас – ас – папа дал нам ананаш (с).

Уш – уш – уш – льётся в ванной теплый дус (ш).

Ос – ос – ос – у бабушки поднош (с).

Иш – иш – иш – маленький малыс (ш).

Ус – ус – ус – у брата в школе глобуш (с).

Ос – ос – ос задал дедушка вопрош (с).

- Ребята, давай теперь  произнесем полученные  чистоговорки. Произносим медленно, (быстро, радостно, громко, с вопросительной интонацией) четко выговаривая слова.

ВОСПИТАТЕЛЬ: Звуковые человечки благодарят вас за помощь и предлагают немного отдохнуть.

В круг широкий вижу я

Встали все мои друзья.

Мы сейчас пойдем направо,

А теперь пойдем налево.

В центре круга соберемся

И на место все вернемся.

ВОСПИТАТЕЛЬ:

Слайд№12

Ребята, звуковым человечкам очень понравилось с вами играть, и они  приготовили вам еще одно задание. Звуковые человечки просят вас прочитать предложения, вставляя слова вместо картинок. 

ВОСПИТАТЕЛЬ: - Наше путешествие подошло к  концу и нам пора возвращаться в детский сад. А где же наша снежинка? Что- то она приуныла? Давайте поднимем ей настроение словами (расскажем о снежинке). Снежинка какая?

-Вот мы и дома. Вам понравилось наше путешествие? Что вам больше всего запомнилось, что мы делали в городе Звуков? Какие задания вам понравились больше всего? Молодцы, ребята, звуковые человечки благодарят вас за то,  что вы научились произносить правильно звуки «С» - «Ш». А еще они просили вам передать портреты своих друзей.  Они надеются, что вы с ними тоже подружитесь.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 2

ПУТЕШЕСТВИЕ В ГОРОД ЗВУКОВ

Слайд 5

. Артикуляция звука [C] : - губы в улыбке, - зубы сближены или сомкнуты, - кончик языка упирается в нижние зубы Артикуляция звука [ Ш ] : - губы выдвинуты вперёд и округлены, - зубы сближены, - кончик языка поднят к передней части нёба, язык в форме «чашечки »

Слайд 17

Даша играет с …

Слайд 18

В сарае протекает…

Слайд 19

У папы длинные…

Слайд 20

росли В .

Слайд 21

В висит . .

Слайд 22

МОЛОДЦЫ!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по звуковой культуре речи с детьми подготовительной группы. Тема: "Звуки [Б] [Б\']. Буква Бб".

Занятие рассчитано на сильных детей, поэтому заданий много.  Занятие можно сократить или использовать меньше речевого материала в заданиях....

Методическая разработка Конспект непосредственно - образовательной деятельности по развитию звуковой культуре речи в первой младшей группе. «Путешествие на ферму» по развитию речи звуковая культура речи. Звук «К»

Методическая разработка Конспект непосредственно  -  образовательной деятельности по развитию звуковой культуре речи в первой младшей группе. «Путешествие на ферму» по развитию р...

Презентация "Формы, методы и приёмы формирования звуковой культуры речи у детей подготовительной группы"

quot;Формы, методы и приёмы формирования звуковой культуры речи у детей подготовительной группы"...

Конспект занятия по формированию элементарных математических представлений с детьми подготовительной группы «Путешествие в страну математики»

Развитие логического мышления, формирование мыслительных умений и способностей необходимо с дошкольного возраста....

Формирование звуковой культуры речи с детьми подготовительной к школе группы

Формировать умение делить слова на части. Продолжать знакомить с мягкими и твёрдыми звуками. Совершенствовать фонематическое восприятие детей. Воспитывать сочувствие, желание помочь....