Конспект образовательной деятельности. Формирование звуковой культуры речи. Звук «Ш». «Путешествие воздушного шарика».
план-конспект занятия по развитию речи (средняя группа) на тему

Дьякова Марина Васильевна

Цель: создание условий для воспитания звуковой культуры речи у дошкольников посредством дидактических игр и упражнений.

Задачи:

  • развивать артикуляционный аппарат;
  • закреплять правильное произношение шипящего звука «ш»;
  • развивать фонематический слух, учить различать на слух и называть слова со звуком «ш»;

·         обогащать и активизировать словарь ребёнка;

  • совершенствовать интонационную выразительность речи детей;
  • воспитывать культуру общения.

Скачать:


Предварительный просмотр:

  Средняя группа

Воспитатель: Дьякова М.В.

Конспект образовательной деятельности

Формирование звуковой культуры речи. Звук «Ш».

«Путешествие  воздушного шарика».

Цель: создание условий для воспитания звуковой культуры речи у дошкольников посредством дидактических игр и упражнений.

Задачи:

  • развивать артикуляционный аппарат;
  • закреплять правильное произношение шипящего звука «ш»;
  • развивать фонематический слух, учить различать на слух и называть слова со звуком «ш»;
  • обогащать и активизировать словарь ребёнка;
  • совершенствовать интонационную выразительность речи детей;
  • воспитывать культуру общения.

Материал, оборудование: воздушный шар  жёлтого цвета, заполненный гелием, с грустным смайликом. Куб с заданными гранями (согласно методических приёмов), пальчиковый театр – медведь, схемы дороги медведя по количеству детей, предметные картинки со звуком «Ш» и без звука «Ш», коробка с воздушными шарами по количеству детей.

Ход занятия:

  1. Вводная часть.  Минутка настроения. (Дети стоят в кругу)

Мы солнцу скажем: «Здравствуй!»                                              

Мы скажем небу: «Здравствуй!»

«Пусть утро будет ясным!»

— Природе скажем мы.

Пусть будет мир прекрасным!

И даже в день ненастный

Сбываются мечты.

 (После приветствия дети на минутку закрывают глаза, воспитатель, просит детей представить, что – то доброе, «тёплое», светлое… может быть свою мечту.  Сюрпризный момент – появление воздушного шарика.  Открыв глаза,  дети замечают воздушный шарик с грустным смайликом).

  1. Основная часть.

-  Ребята, а какое настроение у шарика? (грустное). А почему? (ответы детей)

- Воздушный шарик рассказал, что у него было много друзей – шаров, но они почему - то сдулись. А ещё у шарика тоже есть мечта, чтобы у него появилось много друзей.

  - Ребята, а вы знаете как сдуваются шары? Как? С каким звуком?  

(дети произносят звук «ш»).

 - Ребята, вы хотели бы помочь шарику? А как?  

- А можем ли мы с помощью этого кубика поиграть с шаром? Да. А как? Что здесь изображено? Задания. (Поиграть с шаром. С помощью кубика на гранях, которого указаны задания – игры. Ребёнок подбрасывает кубик, выбирает грань с заданием).

1. Артикуляционная гимнастика. (На гране кубика изображен рот). Уточнение артикуляции звука, его изолированное произношение с последующей характеристикой.

  1.1. Продолжим работу над правильным произношением звука «Ш».

- В каком положении находятся органы артикуляции при произношении звука «Ш»? (Язык в форме «чашечки» поднят вверх, губы в форме «рупора», между зубами маленькая щёлочка.)

- Какой воздух выходит из ротика, когда говорим звук «Ш»? (Тёплый.)

- Голосовой моторчик работает? (Не работает, значит, звук «Ш» - глухой.)

Ша – ша - ша…
Наша Маша хороша.
Шу-шу-шу…
Дали кашу малышу.
Ши-ши-ши
Съели кашу малыши.
Шо-шо-шо…
После каши хорошо.

Ши – ши – ши ….

Прилетят к нам шары.

  1.2. Дыхательная гимнастика. 

- Что изображено на кубике? Нос. Что мы делаем при помощи носа?

Игра «Поймай звук». (На гране кубика изображен нос. Что мы делаем при помощи носа?).

Педагог произносит разные звуки, а дети услышав звук «Ш» ловят его ладошкой, затем выдувают его из кулачка. (Как – будто надувают шары).

3. Пальчиковая гимнастика.    Использование пальчикового театра. (На гране кубика изображена кисть руки). Педагог раздаёт детям листы бумаги, на которых схематично нарисована речка, мост, яма, гора, дом.  Мордашку медвежонка клеим на тыльную сторону кисти руки каждого ребёнка.

- Мишка встал на задние лапы и пошёл домой. Но на пути его встретились препятствия. (Дети указательным и средним пальцами ведущей руки изображают идущего медведя.)

Мишка шёл, шел,

К речке подошёл,

Мост перешёл,

Дальше пошёл.

Мишка шёл, шёл,

К яме подошёл,

Яму обошёл,

Дальше пошёл.

Мишка шёл, шёл,

К горке подошёл,

В горку вошёл,

С горки сошёл,

Дальше пошёл,

Мишка шёл, шёл.  И домой пришёл.

4. Игра «Определи  по картинкам слово с заданным звуком «Ш».   (На гране кубика изображена  предметная картинка, значит игра).

Увидев картинку и услышав  слово со звуком  «Ш» , дети хлопают в ладоши.

5.  Игра «Договори  словечко»    (с опорой на предметные картинки).

- Я вам буду начинать предложения, а вы будете их продолжать называя подходящую по смыслу картинку.

На столе стоит красивый… (кувшин).

На окне висят… (шторы).

Мама хранит свои украшения в… (шкатулке)

По дороге ехала грузовая… (машина).

Носочки вяжет… (бабушка).

Гимнаст поднимает тяжёлую… (штангу).

С клубком ниток играется… (кошка).

 

- Какой звук встречается в каждом слове? (Звук «Ш»)

6. Физминутка со звуком «Ш».

Как живёшь? 
Вот так! (Показывать.) 
Как идёшь? 
Вот так! 
А бежишь? 
Вот так! 
Ночью спишь? 
Вот так! 
Как молчишь? 
Вот так! 
А грозишь? 
Вот так! 

7. Отгадай загадку. (Сюрпризный момент – подарок для детей – воздушные шары, которые детям предстоит надуть).

Круглый, гладкий, как арбуз…         

Цвет – любой, на разный вкус.  

Коль отпустишь с поводка,

Улетит за облака. (Воздушный шар)  

Сегодня всё ликует!

В руках у детворы

От радости танцуют

Воздушные ... (шары)

  1. Заключительная часть. Подведение итога.

- Как вы думаете мы помогли шарику? Чем помогли? (ответы детей)

- А над каким звуком мы сегодня работали?

- Что вам понравилось больше всего?

- А как вы думаете, мечта воздушного шарика сбылась?

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственной образовательной деятельности по звуковой культуре речи в подготовительной группе с ЗПР «Звуки а, у, и, э, о, ы»

Конспектнепосредственной образовательной деятельностипо звуковой культуре речи в подготовительной группе с ЗПР«Звуки а, у, и, э, о, ы»...

Конспект образовательной деятельности по звуковой культуре речи в старшей группе с ТНР по теме "Дифференциация звуков Л и Ль"

Цели:Коррекционно-образовательные: - закрепить навыки четкого произношения звуков [л] - [л‘],  в слогах, словах, фразах;   - учить определять позицию звука в словах;Коррекционные-развив...

КОНСПЕКТ НЕПОСРЕДСТВЕННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ по звуковой культуре речи По теме: «Знакомство со звуком ц ». ( образовательная область «речевое развитие») для средней группы

Задачи:1. Упражнять детей в произнесении звука «ц» (изолированного, в слогах, в словах); совершенствовать интонационную выразительность речи, фонематические процессы;2.  Развивать реч...

КОНСПЕКТ НЕПОСРЕДСТВЕННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ по звуковой культуре речи По теме: «Знакомство со звуком Й ». ( образовательная область «речевое развитие») для средней группы

Задачи.1.Познакомить со звуком и буквой Й. Упражнять в произношении [Й] в слогах, словах, предложениях.  Совершенствовать навыки звукового и слогового анализа и синтеза слов. Автоматизировать пра...