Конспект НОД речевое развитие.
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)

Конспект по речевому развитию, описание картины "Новый район Ленинграда" Е.А.Галунова. Конспект составлен с использованием ТРИЗ технеологии.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема

«Составление рассказа по картине «Новый район Ленинграда».

Возраст

Старшая группа (5-6 лет)

Образовательная область

Коммуникация

Форма проведения

Фронтальная, групповая, подгрупповая

Цель

Учить детей рассматривать картины и составлять по ней рассказРазвитие устной речи.

Задачи:

Образовательная:

- учить  детей рассматривать картины,

- учить отвечать на вопросы полным  предложением;

-формирование умения замечать в ней самое главное;

- учить детей составлять сюжетный рассказ;

- 

- стимулировать творческую активность детей, формировать умение развивать сюжет изображения на картине.

Развивающая:

Развивать речь детей.

-активизировать в речи детей слова, по теме «Стройка»;

- обогащать словарный запас (крановщик, монтажник, строитель);

- тренировать память, внимание;

Воспитательная

-Формировать дружеские отношения детей, совместное взаимодействие.

Методы и приемы

Рассказ, беседа-диалог,  объяснение, обследование образца, анализ образца, моделирование, проблемный вопрос, мотивация деятельности, прогнозирование, рассматривание картины и беседа по ней,  динамическая пауза, подведение итогов.

Наглядные средства и оборудование

Репродукция картины в электронном виде

Раздаточный материал

Наборы конструктора для игры «Стройка», прямоугольники трех цветов (коричневый, красный, белый).

Предварительная работа

Рассматривание домов на прогулке и сравнение их; рассматривание иллюстраций, фотографий; обучение строительству многоэтажных домов по фотографиям и образцу воспитателя, рисование на тему «Дома на нашей улице», беседы: «Строительные профессии». «Кто построил детский сад»

Конспект занятия по речевому развитию с использованием технологии ТРИЗ.

  1. Мотивация

На полу лежат наборы кубиков для игры «Стройка».

Воспитатель:

Ребята, что это перед нами? (кубики).

- Что из них построено? (дом)

- Посмотрите, закончены дома или нет? (Нет). Кто строит дома? (строитель).

- Трудная работа строителя?

- Для кого строители строят дома? ( для людей).

Воспитатель:

- Давайте пройдем на стульчики.

- Сегодня я хочу показать вам картину.  (Дети рассматривают в течение 10 секунд).

  1. Ход занятия.

- Давайте внимательно ее рассмотрим.

- Куда мы попали? Что изображено на картине? ( На стройку).

-Люди, каких профессий работают на стройке? (строитель, крановщик, монтажник, инженер, архитектор, каменщик, маляр, штукатур, плотник.)

Вот сколько всего на этой картине! Теперь рассмотрим ее поближе.

Игра «Подзорная труба».

- Для этого нам понадобится подзорная труба. Есть одно правило: говорит тот, у кого труба и говорит что-то одно.

Например: «Я вижу город вдали».( Передаю трубу дальше.)

Далее говорят дети.

Игра «Рукотворный мир и природный».

-Много, что увидели на картине. А что из этого можно отнести к рукотворному миру , а что к природному?

- Что такое «рукотворный мир»? (то, что человек делает руками). А природный? ( те предметы, которые человек не делает своими руками.)

- Что отнесем к рукотворному? (дома, подъемный кран, машины, одежда).

- Назовите природный мир (деревья, снег).

Игра «Ищу друзей». (Установление духовных связей).

- Вот у нас нарисован дом. Как вы думаете, он может с кем-то дружить? Кто его друг? (строители, ,крановщик, который поднимает тяжелые кирпичи).  Почему он его друг? ( Строит его, прикладывает силы, можно ,сказать , заботится). Действительно, люди всех строительных профессий  будут его другом.

- А кому дом может быть другом? (людям,которые в нем поселятся).

Игра «Я могу только слышать».

-Представьте, что мы входим в картину. Закрываем глаза. Вы должны представить звуки, которые можно услышать на стройке.

- Я слышу, как гудят строительные леса. Кто из вас что слышит?  (гудят машины, работает экскаватор, воет ветер,гудит бетономешалка, рабочие стучат молотком, слышно, как сваривают детали, разговор людей.).

Игра «Я ощущаю только руками и кожей».

-  А сейчас мы можем потрогать руками и кожей.

-Я чувствую холодный ветер.(далее продолжают дети. Я чувствую металлические инструменты).

- Я трогаю песок (Что ощущаешь ты? Ответы: теплую руку рабочего, холодный снег, шершавый кирпич).

3. Составление рассказа от лица героя.

- Сколько удивительных секретов открыла нам эта картина! А давайте станем одним из предметов на этой картине и расскажем, что вы сможете вообразить.

Я превращаюсь в этот дом. Я еще не достроен, но очень скоро добрые и сильные руки рабочих достроят меня. Зажжется свет в моих окнах. Комнаты наполнятся смехом детей и разговорами взрослых.  Новогодние елки и огоньки осветят комнаты. По всем этажам разнесется запах свежих булочек.

- (Предлагаю детям описать подъемный кран, мужчину).

(Я -подъемный кран. Целый день я работаю на стройке. Сильный ветер раскачивает меня из стороны в сторону, дождь поливает, снег засыпает. Но мне нравится помогать людям. Я выше всех на стройке. Мне нравится наблюдать за работой других помощников.)

- Как бы вы назвали эту картину?

Художник Евгений Александрович Галунов написал эту картину в 1974 году. Называется она «Новый район Ленинграда». Как сейчас называется город Ленинград?. (Санкт Петербург). Во время войны Ленинград был очень сильно разрушен, погибло много жителей. Евгений Александрович родился в этом городе и очень его любил. И написал эту картину.

- Предлагаю вам стать строителями. Давайте построим новый район нашего сада и заселим его жителями.

Давайте разделимся на команды. (Раздать « кирпичики»  разного цвета. На полу в трех разных зонах прямоугольники трех цветов (красный, белый, коричневый). Дети по цветам расходятся на ковер.

https://i02.fotocdn.net/s118/b4a7b1db0ead2ed6/public_pin_l/2682133318.jpg


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект по речевому развитию

Конспект занятия по развитию речи (группа ЗПР)...

Конспект познавательно-речевого развития для детей с ОНР старшего возраста "Транспорт. Приключения в лесу"

Конспект для НОД в старшей группе детского сада для детей с ОНР по развитию речи....

КОНСПЕКТ ПО РЕЧЕВОМУ РАЗВИТИЮ ТЕМА: «ПУТЕШЕСТВИЕ С КАПЕЛЬКОЙ».

Занятие направлено на закрепление знания детей о свойствах воды (вкус, цвет, запах); развитие навыка последовательно изложение своих мыслей;а также на воспитание  бережного отношения к воде....

Конспект занятия Речевое развитие (развитие речи) Тема: «Заповеди казаков».

Задачи:- развивать интерес  к  изучению  культуры  своих  предков,  любовь  кродному  краю,  гордость  за  культуру  кубанского  казаче...

Конспект НОД Речевое развитие Развитие речи с детьми подготовительной группы "Защитники Отечества"

Расширять знания детей о Российской армии, формировать у них первые представления об особенностях военной службы, о родах войск. Развивать сообразительность, смекалку, логическое мышление, память...

Конспект по речевому развитию с элементами художественно-эстетического развития «Два мышонка»

- Познакомить детей со сказкой «Два мышонка»; - Развивать знание о северных народах и их образе жизни. - Воспитывать желание помогать младшим. - Учить детей понимать основные виды эмоций (...

Конспект по речевому развитию (развитие речи) в подготовительной группе по теме «Веселое путешествие в страну Речи».

Ведущая образовательная область: речевое развитие.Цель: Продолжать развивать речь детей и применять их на занятии.Задачи: Образовательные:1. Формировать представление о семье, как о людях, которы...