Крнсультация по речевому развитию детей раннего возраста
консультация по развитию речи (младшая группа)

конрсультация ознакомительного характре

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rechevoe_razvitie_detey_rannego_vozrasta.docx20.02 КБ

Предварительный просмотр:

Подготовила Митина Т.Г., воспитатель

ГБДОУ детский сад №94 Красносельского района Санкт-Петербурга

 Статья  «Речевое развитие детей раннего возраста »

Согласно Федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования, речевое развитие включает  в себя владение речью как средством общения и культуры, обогащение активного словаря, развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи.

Детей третьего года  жизни отличает высокая речевая активность.

В этом возрасте стремительно развиваются все стороны речи ребенка. Речь включена практически во все аспекты его жизнедеятельности.

Развитие речи детей раннего возраста осуществляется в процессе непосредственного общения со взрослыми. Вот почему так важно сопровождать поведение малышей речевыми обращениями к ним, короткими беседами, комментированием происходящего. В течение дня мы стараемся находить время для индивидуального общения с каждым ребёнком.

В данном возрасте сохраняется прямая зависимость речевого развития от двигательного, познавательного и сенсорного. Развитие движений является базой для познания окружающего мира, а познавательное развитие - средством для развития речи. Именно поэтому в данном руководстве речевое развитие дается в единстве с познавательным.

Речевое развитие включает владение речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие речевого творчества; развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха; знакомство с книжной культурой, детской литературой, Именно поэтому образовательная область «Речевое развитие», представленная в федеральных государственных стандартах, занимает важное место.

Таким образом, ведущая роль в формировании коммуникативных качеств личности дошкольника отводится не только взрослому (педагогу, воспитателю, родителю), но и сверстнику, включённому в процесс межличностного взаимодействия. Так как именно общение со сверстниками помогает ребёнку самостоятельно использовать речевой этикет (обращение, просьба, приветствие, прощание, поздравление, сочувствие, приглашение, разговор по телефону и т. п.) в различных жизненных ситуациях. Для развития у детей речевого общения со взрослыми и сверстниками необходимо создание психолого- педагогических условий в ДУ. В этом смысле современному педагогу предъявляются соответствующие требования к созданию условий:

Для развития у детей речевого общения со взрослыми - поощрение любого обращения детей ко взрослому (отвечать на все вопросы ребенка, внимательно относиться к его высказываниям, суждениям, фантазиям, помогать выражать словами свои чувства и переживания); проявление инициативы в речевом общении с детьми (задавать вопросы, побуждать к диалогу, беседуя на разные темы, делиться своими впечатлениями, чувствами, рассказывать о себе); поощрение речевого общения детей между собой (привлекать внимание ребенка к вопросам и высказываниям других детей, побуждать отвечать на них, поддерживать беседу и т. п.).

Образовательная ситуация планируется и организуется в любое время в режиме дня, чаще всего утром, вечером или во время прогулки. Это способствует органическому включению обучения в повседневную жизнь ребенка, его интеграции с игровой, бытовой деятельностью и процессом общения в группе. Она длится от 3-5 до 10 минут в зависимости от возраста детей..

 Образовательные ситуации могут быть реально-практическими и игровыми. К реально-практическим можно отнести рассматривание картины, предмета, чтение литературного текста, разучивание стихотворения и т. д. К игровым – ситуация с дидактической куклой: «Напоим куклу чаем», "Оденем куклу на прогулку" и т. д.

Можно организовать несколько образовательных ситуаций с одним дидактическим средством (сюжетная картина, игрушка, книга, природный материал) с целью решения постепенно усложняющихся задач познавательно речевого характера.

В работе с детьми по развитию речи необходимо широко использовать художественное слово. Особенно, произведения устного народного творчества. Вначале при ознакомлении детей со сказками, прибаутками, потешками, воспитатель использует наглядность (показывает движения, действия сам или привлекает для этого игрушки). Ребенка учат слушать образную речь, воспроизводить движения в соответствии с текстом, повторять звукосочетания, слова, запоминать небольшие литературные тексты.

Виды речевой деятельности, используемые вне игр – занятий

1. Рассматривание иллюстраций, картинок.

2. Словесные поручения.

3. Дидактические игры.

4. Упражнения.

5. Разговоры.

6. Наблюдения.

7. Рассказывание.

8. Заучивание.

9. Показ театра.

10. Рассматривание игрушек.

11. Выполнение инструкций по словесным инструкциям.

12. Естественное общение в бытовой, практической, игровой деятельности.

Методы и приемы развития речи детей раннего возраста:

НАГЛЯДНЫЕ: экскурсии, осмотры помещения, рассматривание натуральных предметов)рассматривание игрушек, картин, фотографий, описание, картин и игрушек,

рассказывание по игрушкам и картинам)

СЛОВЕСНЫЕ: чтение и рассказывание художественных произведений,

заучивание наизусть, пересказ, обобщающая беседа,

рассказывание без опоры на наглядный материал

ПРАКТИЧЕСКИЕ: дидактические игры, игры-драматизации, инсценировки,

дидактические упражнения, хороводные игры

Развитию активной речи детей способствуют следующие приемы:

многократное повторение речевого материала;

паузы в речи взрослого, которые дают ребенку возможность высказаться доступными ему средствами;

вопросы к ребенку;

использование стихотворных текстов;

использование текстов с повторяющимися элементами;

ритмическое сочетание текста с движениями (потешки и стихотворения);

ритмическое сочетание текста с мелодией (пение детских песен);

использование иллюстраций к текстам;

обыгрывание текста.

Перечисленные приемы повышают эффективность занятий, способствуют развитию активной речи детей.

В заключение еще раз напомним о том, что ребенок не может овладеть речью самостоятельно. Только при постоянном внимании семьи и дошкольного учреждения к организации речевой деятельности ребенка можно добиться положительных результатов в развитии его речи.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Инновационный проект «Речевое развитие детей раннего возраста с недостатками в психофизическом развитии средствами логоритмики»

Проект предполагает оказание своевременной систематической помощи детям раннего возраста с недостатками в психофизическом развитии средставми логоритмики. Практическая реализация этой идеи состоит во ...

Развитие пальчиковой моторики как средство стимуляции речевого развития детей раннего возраста

Вся история развития человека доказывает, что движения руки тесно связаны с речью. Первой формой общения первобытных людей были жесты. Особенно велика была роль руки. Указывающее, очерчивающее, оборон...

Рекомендации для родителей раннего возраста: «Речевое развитие детей раннего возраста»

В данном материале родителям детей раннего возраста даны рекомендации по речевому развитию детей и несколько правил, при соблюдении которых, у ребенка будет развиваться правильная речь....

Методическая разработка Активизация речевого развития детей раннего возраста при помощи игровой певческой деятельности. Сборник песен для детей раннего возраста.

Пение - важный вид деятельноти ребенка. Как же стимулировать самых маленьких открывать рот, воспроизводить звуки и наконец петь? Важно все: систематический подход, яркое, образное исполнение, наглядно...

Консультация для родителей в рамках ранней помощи "Признаки нарушений речевого развития детей раннего возраста"

Описаны в статье первые признаки речевых нарушений у ребёнка. Причины нарушения речи. Коррекция речевых нарушений....

Как не пропустить задержку речевого развития у ребенка. Нормы речевого развития детей раннего возраста. Консультация для родителей.

В данной статье описанны признаки задержки речевого развития на разных стадиях речевого онтогенеза. Необходимо знать основные этапы и условные нормы речевого развития детей раннего возраста. Почему ва...

Памятка для родителей "Как играть с детьми раннего возраста". Плакат - Развитие речи детей раннего возраста. Памятка для родителей "Речевое развитие детей раннего возраста (2 – го года жизни)"

Выбирая игру для ребёнка, надо следовать главному принципу: игра должна соответствовать возможностям ребёнка, быть для него привлекательной, способствовать познавательному и речевому развитию....