"Изосказка"
статья по развитию речи (младшая группа)

Габанова Галина Владимировна

Чтобы научить детей излагать свои мысли, рассказывать о различных событиях из окружающей среды, наряду с традиционными методиками, можно использовать и инновационные комбинированные методы обучения. Особенно для детей младшей группы.

Один из методов, который я  использую в своей работе – это прием «ИЗОсказка».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Статья16.21 КБ

Предварительный просмотр:

В настоящее время проблема развития речи становится особенно актуальной и значимой. Главной и отличительной чертой современного общества является подмена живого человеческого общения зависимостью от компьютера, телевизора, недостаток общения родителей со своими детьми, игнорирование речевых трудностей лишь увеличивает число дошкольников с недостатками речи. Дошкольный возраст – это период активного усвоения ребенком разговорного языка, становление и развитие всех сторон речи. Чем раньше будет начато обучение родному языку, тем свободнее ребенок будет им пользоваться в дальнейшем. В арсенале современной педагогической практики существует множество методов и приемов развития речи дошкольников. Работая не первый год в своей группе, я обратила внимание на то, что у моих воспитанников недостаточно отчетливое произношение слов и словосочетаний, отсутствуют навыки ведения диалога, как со мной, так и с родителями, словарный запас еще недостаточно обогащен.

Чтобы научить детей излагать свои мысли, рассказывать о различных событиях из окружающей среды, наряду с традиционными методиками, можно использовать и инновационные комбинированные методы обучения.

Один из методов, который я начала использовать в своей работе – это прием «ИЗОсказка».

Не случайно говорится «Когда я слушаю – узнаю, когда делаю – запоминаю». Во время чтения взрослым сказки, детям предлагается что-то сделать: слепить, вырезать, склеить, дорисовать, изобразить сказку схематично. Можно предложить изобразить что-то или кого-то из сказки.

Актуальность выбранной мною темы заключается в том, что она объединяет в себе средства и способы развития творческих и речевых способностей моих воспитанников. Возникшая проблема побудила меня поставить перед собой цель:

- развитие речевой активности дошкольников посредством использования нетрадиционного приёма ИЗОсказка.

Содержание всех моих занятий по ИЗОсказкам носит, прежде всего, познавательно - речевой характер. Я  рассаживаю детей за столом. Беру себе и даю каждому ребенку несколько небольших кусочков пластилина. В ходе рассказывания сказки, быстрыми движениями леплю сама и предлагаю детям лепить вместе со мной  сказочных героев. Дети сосредоточены на лепке, при этом у них активно разминаются пальчики рук. А звучащая сказка, является естественным продолжением их действий.

Вот как это выглядит со стороны…

Например: я рассказываю сказку «Репка».

В: Посадил дед (быстрыми движениями леплю репку) показываю ее детям. Что посадил дед? Покажите свою репку (дети точно копируют движения рук воспитателя)…

В: Выросла репка большая-пребольшая (вытягиваю пластилиновую репку). Какая выросла репка? Покажи свою репку…

Делю пластилин стеком на две разные части и из большого катаю колбаску-туловище, а из маленького шарик-голову. Ставлю его около репки. (дети тоже повторяют)

В: Стал тянуть дед репку. Тянет-потянет. Вытянуть не может... Что стал делать дед? и т.д.

Так рождается «пластилиновая сказка». Дети быстро в процессе лепки запоминают ее. Во-первых потому, что в данном случае взаимодействуют сразу три вида памяти: тактильная, слуховая и зрительная. Во-вторых, у детей повышается интерес к сказке слепленной своими руками.

Можно сделать сказку на основе конусов. Также садимся за столом и начинаю рассказ, а дети берут заготовки и включаются в процесс: дорисовывают, приклеивают, говорят слова персонажей и т.д.

Интересным приемом является комментируемое рисование придуманной сказки. Его суть заключается в том, что берется большой лист бумаги, фломастеры и вместе с детьми начинаешь придумывать сказку и рисовать вместе с детьми и озвучивать. Дети увлекаются интересной коллективной деятельностью, результаты которой появляются у них на глазах.

Это могут быть разнообразные сюжеты: Приключения маленького паучка, Зайчик и его друзья, Жила-была пчелка и т. д.

Раньше рисовали на бумаге, на мольберте, а сейчас для нас приобрели интерактивную панель и мы на ней работаем. Дети самостоятельно выбирают цвет, толщину карандаша.

При использовании приема ИЗОсказка не обращаю внимание на технику рисования или лепки, эта детская деятельность служит для развития мелкой моторики. Хотя есть дети, которые начинают до мельчайших деталей лепить ....(Три медведя Иры)

Также персонажей можно мастерить из втулок и играть с атрибутами, которые есть в группе.

Ребятам очень нравится работать с трафаретами, сначала обвести персонажа сказки, а потом разукрашивать в свои любимые цвета.

Я считаю , что таким образом, прием ИЗОсказка:

-активизирует связную речь детей, формирует творческие способности воспитанников;

- способствует взаимодействию сразу трех видов памяти: тактильной, слуховой и зрительной;

- повышает интерес детей к рассказыванию сказки, слепленной или нарисованной своими руками;

- развивает мелкую моторику.

Занимаясь с детьми, нетрудно заметить, что ребёнок постоянно изучает, постигает окружающий мир и развивает речь. Для дальнейшего усвоения приема ИЗОсказки в своей работе давала возможность воспитанникам в свободной деятельности использовать различные виды театра - дети с интересом перевоплощались с помощью атрибутов в сказочных персонажей и проговаривали реплики из знакомых сказок.

Для того чтобы мои занятия продолжали вызывать интерес у ребят, я чередую лепку, рисование, аппликацию, во время которых использую как традиционные, так и нетрадиционные техники рисования: методом тычка, ватными палочками, пальчиками, ладошками, с помощью трафаретов.

Очень эффективны просмотры театрализованных представлений, подготовленные участниками театральной студии, куда ходит несколько детей и с нашей группы. Они оказывают огромное влияние на воспитанников в развитии действия в играх - драматизациях и кукольных спектаклях, учат их имитировать и передавать эмоциональное состояние сказочного персонажа. А также вырабатывать правильный темп речи, интонационную выразительность, побуждать к ведению диалога с взрослыми.

В дальнейшем, я бы хотела увидеть результаты своих трудов, а именно, чтобы мои воспитанники участвовали в различных театральных постановках, конкурсах чтецов и могли реализовать свои творческие возможности.

Надеюсь проделанная работа докажет эффективность нетрадиционных форм совершенствования связной речи, а именно задач в образовательной области «Речевое развитие» и «Художественно-эстетическое развитие» с использованием приема ИЗОсказка.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие коммуникативно-речевой компетентности, прием «Изосказка», метод «Микрофон»

Развитие коммуникативно-речевой компетентности дошкольников с использованием интерактивных форм, методов и приемов.Прием «Изосказка» в ДОО, метод «Микрофон» как эффективный мет...

Использование приема «Изосказка» в развитии связной речи у детей старшего дошкольного возраста

Связная речь – это высшая форма речи мыслительной деятельности, которая определяет уровень речевого и умственного развития ребенка.Овладение связной устной речью ...

«Развитие речевой активности дошкольников посредством использования приёма ИЗОсказка»

Чтобы научить детей излагать свои мысли, рассказывать о различных событиях из окружающей среды, наряду с традиционными методиками, можно использовать и инновационные комбинированные методы обучения.Од...

Нетрадиционные формы развития речи с использованием приема "Изосказка"

В данном разделе я хочу поделиться с Вами опытом работы по теме "Нетрадиционная форма развития речи с использованием приема Изосказка"...