Познавательное развитие (формирование целостной картины мира) «ПОЧЕМУ РАСТАЯЛА СНЕГУРОЧКА?»
план-конспект занятия по развитию речи (средняя группа)

Ионова Вера Николаевна

       ПРОГРАММНОЕ СОДЕРЖАНИЕ. Расширять представления детей о свойствах воды, снега и льда.

Учить устанавливать элементарные причинно-следственные связи: снег в тепле тает и превращается в воду;

на морозе вода замерзает и превращается в лед.

         МАТЕРИАЛ. Снегурочка – кукла; снег в емкости; лед в формочках; снежинки, вырезанные из бумаги;

темный лист бумаги для выкладывания снежинок; темные листы бумаги (на каждого ребенка); белая гуашь,

кисти № 5, баночки с водой, салфетки; большая емкость с водой; пластилин для лепки снеговиков.

      СВЯЗЬ С ДРУГИМИ ЗАНЯТИЯМИ И ВИДАМИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ. Чтение русской народной

сказки «Снегурочка». Игры со снегом, льдом, окрашенными льдинками.

Рассматривание снежинок через лупу. Чтение рассказа И.Ильина и Е.Сегала «Снежинки».

Замораживание льда в формах.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Познавательное развитие (формирование целостной картины мира)

«ПОЧЕМУ РАСТАЯЛА СНЕГУРОЧКА?»

       ПРОГРАММНОЕ СОДЕРЖАНИЕ. Расширять представления детей о свойствах воды, снега и льда. Учить устанавливать элементарные причинно-следственные связи: снег в тепле тает и превращается в воду; на морозе вода замерзает и превращается в лед.

         МАТЕРИАЛ. Снегурочка – кукла; снег в емкости; лед в формочках; снежинки, вырезанные из бумаги; темный лист бумаги для выкладывания снежинок; темные листы бумаги (на каждого ребенка); белая гуашь, кисти № 5, баночки с водой, салфетки; большая емкость с водой; пластилин для лепки снеговиков.

      СВЯЗЬ С ДРУГИМИ ЗАНЯТИЯМИ И ВИДАМИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ. Чтение русской народной сказки «Снегурочка». Игры со снегом, льдом, окрашенными льдинками. Рассматривание снежинок через лупу. Чтение рассказа И.Ильина и Е.Сегала «Снежинки». Замораживание льда в формах.

    ХОД ЗАНЯТИЯ. Звучит тихая музыка.

   Педагог читает стихотворение М. Познанской «Снег идет»:

Тихо, тихо снег идет,

Белый снег, мохнатый.

Мы расчистим снег и лед

Во дворе лопатой.

От калитки мы с трудом

К дому стежку проведем,

Выйдет мама на порог,

Скажет: «Кто бы это мог

Провести дорожку

К нашему порожку

   Входит Снегурочка (воспитатель вносит куклу) и вносит в группу емкость со снегом.

   Здравствуйте, дети! Сегодня пришла к вам в гости «Снегурочка» из русской народной сказки

   Дети: Здравствуй, Снегурочка!

  - Дети, какое сейчас время года? Какая погода бывает зимой?

    «Зимой погода бывает разной: морозной, снежной, ветреной, солнечной».

  Морозная погода  очень нравится Снегурочке! Она принесла вам немного снега. Дети как вы думаете, что произойдет со снегом в комнате?

    Мы обязательно понаблюдаем за снегом и посмотрим, что произойдет в помещении. Дети, почему Снегурочка любит холодную погоду?

    «Снегурочка любит зиму, потому что дедушка и бабушка слепили ее из снега. Если будет тепло, Снегурочка может просто растаять. В гости к детям Снегурочка приходит зимой и только на новогодний праздник. А на празднике она не тает, потому что в Новый год происходят разные чудеса! Каждый год мы ждем встречи с Дедушкой Морозом и Снегурочкой».

   Я приглашая вас поиграть в подвижную игру «Выпал беленький снежок».

   Дети стоят кружком, выполняя движения в соответствии  текстом стихотворения:

Выпал беленький снежок, (Дети приседают.)

Собираемся в кружок. (Образуют круг.)

Мы потопаем, мы потопаем! (Топают ногами.)

Будем весело плясать, (Кружатся вокруг себя.)

Будем ручки согревать. (Потирают ладони.)

Мы похлопаем, мы похлопаем! (Хлопают в ладоши.)

Будем прыгать веселей, (Прыгают.)

Чтобы было потеплей. (Прыгают.)

Мы попрыгаем, мы попрыгаем! ( Прыгают.)

   

Посмотрите, какие красивые снежинки нам прислала Снегурочка!

   Дети любуются красотой снежинок, рассматривают их строение и форму.

    Все снежинки похожи, но все они разные, двух одинаковых снежинок не найти. Ребята, помните, как мы наблюдали на прогулке за снежинками? Как они кружились в воздухе, покажите!

   

   Дети подходят к столу и белой гуашью рисуют снежинки на темном листе.

   - Когда летит много снежинок, это явление называется снегопад!

 Вот и нас получился снегопад!

-А что произойдет, если снежинку поймать рукой? (Ответы детей.)

-Давайте посмотрим, что же произошло со снегом, который принесла Снегурочка.

    «Снег начал таять от тепла, превращаясь в воду.

- А как вы думаете, что может случиться с водой на холоде?

  -Превратится вода в снег?»

   Воспитатель вносит в группу, заранее замороженную в формочках воду, предлагает детям рассмотреть кубики льда.

   - «Вода на морозе замерзла и превратилась в лед».

   Педагог предлагает детям рассмотреть и потрогать кубики льда и спрашивает: «Какой лед?»

   Дети определяют свойства льда. (Твердый, прозрачный, холодный, в ладошке тает.)

   Воспитатель опускает лед в воду и говорит: «Что происходит со льдом в воде? -Лед не тонет, а плавает на поверхности воды и медленно тает. В сказке дедушка с бабушкой слепили Снегурочку из снега. Наступила весна, пригрело солнышко, и Снегурочка растаяла.

- Дети, как вы думаете, что еще можно слепить из снега? (Ответы детей.)

-Из снега можно слепить снеговика с морковкой вместо носа или сделать снежные постройки.

-Холодной зимой снег укрывает землю и под снежным покрывалом зимуют растения, насекомые, снег помогает им пережить сильные морозы.

    Лед толстым, прочным слоем покрывает водоемы, чтобы все живое не погибло от холода. Вот о каких удивительных свойствах льда и снега вы сегодня узнали».      На прогулке дети лепят снеговика из снега.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированное занятие (чтение художественной литературы +познавательное развитие, формирование целостной картины мира).

Занятие - презентация. Собрать картинки можно очень просто, с помощью интернета. Я использую натуралистичные изображения. Дети легко и просто усваивают материал с опорой на зрительные изображения....

Обобщение опыта работы "Использование приемов мнемотехники в области "Познавательное развитие" (Формирование целостной картины мира) "

Дошкольный возраст - это возраст образных форм сознания, и основными средствами, которыми овладевает ребенок в этом возрасте, являются образные средства: сенсорные эталоны, различные символы, знаки, н...

Конспект НОД по ОО "Познавательное развитие" (формирование целостной картины мира) на тему: "Растения в нашем уголке природы"

Конспект НОД по ОО "Познавательное развитие" (формирование целостной картины мира) на тему:  "Растения в нашем уголке природы"...

Конспект открытого занятия непосредственно образовательной деятельности "Познавательное развитие" (формирование целостной картины мира) "Петушок"

Непосредственно-образовательная деятельность.Тема: Домашние питомцы.«Петушок».Интеграция образовательных  областей:  «Познание» (формирование целостной картины мира), «Художественное творчес...

Занятие для детей подготовительной группы по реализации ОО "Познавательное развитие. Формирование целостной картины мира" . Астраханский край.

Занятие  предназначено для детей подготовительной к школе группы.Цель: Закрепить знания детей о родном крае и его родной природе.Познакомить с  географической каротой Астраханской области, ...

Конспект НОД по познавательному развитию формированию целостной картины мира «Знакомство с миром профессий»

Конспект НОД по формированию целостной картины мира.Цель:  познакомить с названиями профессий. Задачи:  показать важность каждой профессии, уточнить представления о различных профессиях...