Развитие речи и речевое общение дошкольников в различных видах деятельности
статья по развитию речи (подготовительная группа)

Саломатина Алла Александровна

Значимость речи в жизни ребенка - это общение со взрослыми, овладение нормами поведения, приобщения к деятельности и получение информации. Овладение родным языком является одним из важных приобретений ребенка в дошкольном детстве. Именно приобретений, так как речь не дается человеку от рождения. Должно пройти время, чтобы ребенок начал говорить. А взрослые должны приложить немало усилий, чтобы речь ребенка развивалась правильно и своевременно.

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Развитие речи и речевое общение дошкольников в различных видах деятельности»

Подготовила: Саломатина А.А.

Овладение родным языком является одним из важных приобретений ребенка в дошкольном детстве. Именно приобретений, так как речь не дается человеку от рождения. Должно пройти время, чтобы ребенок начал говорить. А взрослые должны приложить немало усилий, чтобы речь ребенка развивалась правильно и своевременно. Дети усваивают родной язык, подражая разговорной речи окружающих. Специалисты утверждают, что в последнее время уровень речевого развития заметно снизился. Ребенок проводит мало времени в обществе взрослых (все больше за компьютером, у телевизора, телефона  или со своими игрушками), редко слушает рассказы, сказки, стихи из уст мамы с папой. Вот и получается, что с речью ребенка к моменту поступления в школу возникает множество проблем. А между тем, овладение речью в возрасте от 3 до 7 лет имеет ключевое значение, ведь этот период наиболее благоприятен к ее усвоению.

Типичные проблемы развития речи дошкольника следующие:

1. Односложная, состоящая лишь из простых предложений речь (так называемая "ситуативная" речь). Неспособность грамматически правильно построить распространенное предложение.

2. Бедность речи. Недостаточный словарный запас

3. Использование в речи сленговых слов (результат просмотров телевизионных передач, компьютерных игр), употребление нелитературных слов и выражений

4. Бедная диалогическая речь: неспособность грамотно и доступно сформулировать вопрос, построить краткий или развернутый ответ.

5. Неспособность построить монолог: например, сюжетный или описательный рассказ на предложенную тему, пересказ текста своими словами. (А ведь к школе приобрести это умение просто необходимо!)

6. Отсутствие логического обоснования своих утверждений и выводов

7. Отсутствие навыков культуры речи: неумение использовать интонации, регулировать громкость голоса и темп речи и т. д.

8. Плохая дикция. Общая интонационная и произносительная  смазанность  речи.

Речевое развитие включает в себя :

- владение речью как средством общения и культуры;

- обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи;- развитие речевого творчества;

- развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха;

- знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы;

- формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.

Очень важно, чтобы ребенок пришел в школу с хорошо развитой речью. Это намного облегчит ему учебный процесс и снимет многие проблемы общения его с учителем. Наша задача, как педагогов в сложившейся ситуации компенсировать имеющиеся нарушения речи, как в образовательной деятельности, так и во всех видах детской деятельности в ДОУ.

Важную роль в процессе развития речи детей дошкольного возраста играет выбор педагогических технологий в обучении дошкольников. Самым эффективным в плане речевой активизации дошкольников , создание у них мотивации, обмен положительным опытом  повышение коммуникативных компетенций детей -  являются нетрадиционные методики обучения , одной из них является ТРИЗ (теория решения изобретательных задач) Например : «Чудесные вещи», игра «Изобретатели»,» «Сюрприз»

ФГОС выделяет 9 видов детской деятельности:

 -игровая;

- познавательно – исследовательская;

- коммуникативная;

- двигательная;

- самообслуживание и элементарная трудовая деятельность ;

- изобразительная деятельность;

- конструирование ,ручной труд;

- музыкальная деятельность;

- восприятие художественной литературы.

Коротко остановлюсь на некоторых видах деятельности , где ребенок чаще может использовать речь.

Развитие речи на занятиях по изобразительной деятельности.

Изобразительная деятельность выступает как специфическое средство познания мира, поэтому имеет большое значение для умственного развития детей. В свою очередь умственное воспитание ребенка тесным образом связанно с развитием речи. На занятиях ИЗО деятельности детей  мы знакомим с новыми словами: (натюрморт, пейзаж, портрет, эскиз ), учим понимать, различать и, наконец, употреблять слова в активной речи.

Знакомим ребенка с названиями предметов (палитра, мольберт , холст),учим  различать и употреблять слова, обозначающие внешние признаки предметов и признаки действий .(Саврасов « Грачи прилетели», Суриков «Взятие снежного городка»)

Выполняя повторяющиеся движения (штрихи, мазки, линии, дети любят сопровождать их речью в такт движениям руки: топ-топ («следы», кап-кап («дождик»). Рисуя карандашом, красками, лепя из пластилина, работая с бумагой ребёнок лучше воспринимает очертание формы, яркость цвета, если этому помогает слово.

Сам процесс изображения сопровождается у детей живой работой мысли и воображения. Слово помогает ребенку в познании всех сторон изобразительной деятельности, осмысление процессов изображения.

Продуктивная деятельность благоприятна для развития речи, прежде всего тем, что ребенок сам непосредственно действует с предметами. В данной деятельности обогащается , пополняется и расширяется словарный запас детей. А при анализе работы, ребенок учится составлять сложные предложения, подбирать нужные прилагательные :сказочный, волшебный , веселый, яркий.

Конструирование, ручной труд

Конструирование – это тот вид деятельности, который полностью отвечает интересам детей, их возможностям и способностям. В ходе занятий с конструктором повышается коммуникативная активность каждого ребёнка, формируется умение работать индивидуально, в парах, в группе, происходит развитие творческих способностей. Повышается мотивация к обучению. Работа по лексическим темам с применением конструирования даёт возможность детям запоминать новые слова, используя тактильный и зрительный анализаторы. Дети не просто описывают свои модели и рассказывают об их назначении, но и задают и отвечают на вопросы по ходу строительства

 Это развивает  коммуникативные навыки, так как в совместной деятельности дети могут не только поинтересоваться тем, что и как, делают другие, но и получить, или дать совет о способах крепления, обменяться деталями или даже объединить свои модели для более масштабной конструкции. Дети совместно решают возникающие проблемы, общаются и советуются друг с другом.

Игровая деятельность

Развитие речи детей в игровой деятельности наиболее актуально так как в дошкольном возрасте «игра» — это ведущая деятельность.

Преимущество игры перед любой другой детской деятельностью заключается в том, что в ней ребёнок сам, добровольно подчиняется определённым правилам, причём именно выполнение правил доставляет максимальное удовольствие. Это делает поведение ребёнка осмысленным и осознанным. Поэтому игра - практически единственная область, где дошкольник может проявить свою инициативу и творческую активность.

Играющий ребенок непрерывно говорит; он говорит и в том случае, если он играет один, манипулируя предметами, не стимулирующими это к разговору.

Развитию связной речи, конечно же, способствуют сюжетно-ролевые игры. Например, такие, как «Супермаркет, «Семья», «Поликлиника», «Детское кафе» и т.д. При общении детей в игре, решении спорных вопросов активизируется речь детей. В игре развивается способность аргументировать свои утверждения.

Для развития речи детей в детском саду проводятся различные игры как на занятиях, так и в свободной деятельности детей. Например

1.Игры для развития фонетико-фонематической стороны речи

«Поиграем в сказку», «Испорченный телефон»

2. Игры для развития лексической стороны речи (формирования словаря)

«Переезжаем на новую квартиру», «Вершки, корешки»

«Фрукты – овощи»

3. Игры для развития грамматического строя речи

 «Размытое письмо»

«Дополни предложение»

«Придумай предложение»

4. Игры для развития связной речи

«Где начало рассказа?»

«Исправь ошибку»

«Какая картинка не нужна?»

В сюжетно-ролевых играх обогащается социальный опыт детей, происходит общение детей между собой, взаимодействие сверстников, умение распределять роли и принимать правила, таким образом, развивает диалогическую речь.

Познавательно-исследовательская деятельность

С самого раннего возраста ребенок выступает в роли исследователя, познавая окружающий мир: предметы, их свойства, действия с ними, а также природу и природные явления. Умывает руки – познает свойства воды, обедает – познает съедобное и несъедобное. Он знакомится с речевым понятием предметов и явлений.

С ростом и развитием дошкольников, познавательно-исследовательская деятельность проявляется в особую деятельность со своими познавательными мотивами, осознанным намерением понять, как устроены вещи, узнать новое о мире, упорядочить свои представления о какой-либо сфере жизни. (Свойства песка, Воздух вокруг нас, Мир бумаги , Огонь наш друг и враг)

В результате познавательно - исследовательской деятельности у детей развивается любознательность, инициативность, они начинают задавать вопросы, пытаются самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей, у них появляется склонность к наблюдательности и экспериментированию. Кроме того, развиваем словарный запас, связную и диалогическую речь, совершенствуем грамматический строй речи. Например: в опыте «Свойства песка» дети сделали выводы , что песок сыпучий, рыхлый и  быстрее ,чем земля впитывает воду. Смогли при помощи слов доказать это, убедить и объяснить этот опыт.

Коммуникативная деятельность

 Развитие коммуникативных способностей детей осуществляется в течение всего времени пребывания детей в детском  саду. Коммуникативная деятельность детей организуется при проведении непосредственной образовательной деятельности, в режимных моментах, в ходе совместной деятельности детей и педагогов, как самостоятельная деятельность детей и отражается в календарном планировании .

Специально спроектированные ситуации общения ( индивидуальные и коллективные беседы), позволяют ребенку выражать свои мысли ,эмоции ,развивается и обогащается словарь. Это способствует успешно адаптироваться в обществе и гармоничному развитию личности.

Коммуникативное развитие направленно на усвоение норм, ценностей, принятых в обществе ,развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками.

Коммуникативные навыки и умения, которыми должен владеть дошкольник:

-вступать активно в диалог, дополнять диалог товарища:

-уметь задавать вопросы:

- слушать и понимать речь взрослых и товарищей:

-использовать формы речевого этикета:

-последовательно выражать свои мысли:

Например: продолжи разговор или беседу,

«Узнай задуманное слово», Интервью , «Вопрос -ответ», Бывает не бывает», «Докажи», «Лучший день», знакомство « Что было бы ,если…», «Волшебный стул» (этюд и сказка)

Двигательная деятельность

Чем выше двигательная активность ребенка, тем лучше развивается его речь. Взаимосвязь общей и речевой моторики изучена и подтверждена исследованиями многих крупнейших ученых, таких, как И. П. Павлов, А. А. Леонтьев. Когда ребенок овладевает двигательными умениями инавыками, развивается координация движений. Обучение движениям происходит при участии речи. Точное, динамичное выполнение упражнений для ног, туловища, рук,головы подготавливает совершенствование движений артикулярных органов: губ, языка, нижней челюсти.

 Игровые упражнения и подвижные игры широко используются в работе с детьми: «Кто дальше бросит», «Быстро возьми», «Канатоходец».

 В сюжетных подвижных играх обязательным условием является наличие развернутого текста, наличие атрибутов. Такие игры являются очень эффективным средством развития речи.  «Мышеловка», «Два Мороз», «Гуси-лебеди» Разучиваем сначала текст, учим считалочку, развиваем память.

Самообслуживание и трудовая деятельность

В ходе выполнения детьми трудовых поручений и наблюдения за трудовой деятельностью решаются коррекционные задачи: развиваются и совершенствуются навыки пользования самостоятельной активной речью, осуществляется коррекция общего и речевого поведения. В процессе труда у детей развивается внимание к речи взрослых: умение выслушивать объяснение, задание до конца и только после этого приступить к его выполнению, вслушиваться в речь взрослых в процессе выполнения каких – либо действий.( В уголке природы, дежурстве, хозяйственно-бытовом труде)

В ходе обучения дети прослушивают речевые образцы, которыми они будут пользоваться в дальнейшем. Для этого необходимо  комментировать действия детей, рассказывая о предметах, которые используются в том или ином виде деятельности. (При заточке карандашей- точилка, при протирании скатертей- влажная тряпочка, салфетка)

Трудовая деятельность, самообслуживание благоприятны для организации правильного речевого общения. Это связано с какими – то реальными объектами, по поводу которых можно организовать разговор с детьми. При этом формируется определенный круг знаний и представлений, активизируется речь детей.

Овладение трудовыми умениями и навыками влияет на развитие моторики рук; формирование здоровьесберегающих технологий.

Обогащается и активизируется словарный запас детей, формируется правильное произношение отдельных слов, лексико-грамматическую сторону речи. Например: при подведении итогов работы каждый высказывает свое мнение о том, как трудились, что получилось и кому на что обратить внимание.

Восприятие художественной литературы

Художественная литература является важным источником и средством развития всех сторон речи детей. Разнообразные жанры литературы и фольклорных произведений закладывают основу для формирования любви к родному языку, его точности и выразительности, меткости и образности. Развитие образной речи ребенка осуществляется в единстве с развитием сторон речи: фонематической, лексической, грамматической. Речь становится образной и живой, если у ребенка воспитывается интерес к языковому богатству, развивается умение использовать в своей речи самые разнообразные выразительные средства. Мы обращаем внимание ребенка на образный язык сказок, рассказов, поэзии, произведений устного народного творчества ,в том числе и малых фольклорных форм: пословиц, загадок, потешек, песенок, считалок.

Развитие всех сторон речи оказывает большое влияние на развитие самостоятельного словесного творчества, которое может проявиться у ребенка в самых разнообразных жанрах – сочинение сказок, рассказов, стихов, потешек, загадок.

Художественная литература – могучее действенное средство умственного, нравственного и эстетического воспитания детей, оказывающее влияние на развитиеи обогащение речи. Она обогащает эмоции, воспитывает воображение, дает ребенку прекрасные образцы русского литературного языка. Художественная литература вызывает интерес к личности и внутреннему миру героя. В детях пробуждаются гуманные чувства – способность проявлять участие, доброту, протест против несправедливости. Например: после прочтения произведения Дюймовочка» с детьми рассуждаем о положительных и отрицательных

героях , о добре и зле , человеческих качествах : сострадания, помощи и заботе.

Музыкальная деятельность

Музыка способствует лучшему развитию речи  детей любого возраста. Музыкальные занятия всегда были интегрированными по своей сути: слушание музыки, пение, музыкально-ритмические движения, игры, танцы, игра на детских музыкальных инструментах, творчество во всех видах музыкальной деятельности. Наиболее эффективно работа над речью происходит в процессе пения. У детей развивается дыхание, голос, формируется чувство ритма и темпа речи, улучшается дикция, координируется слух и голос. Использование музыкальных игр и упражнений способствуют развитию произносительной стороны речи, так как ритмико-мелодическая сторона ее очень близка с музыкальной интонацией.

В работе над связью поэтической речи и музыки используются театрализованные игры. Театрализация имеет ряд преимуществ по сравнению с другими видами деятельности в работе над коррекцией речи ребенка. В процессе театральной деятельности, как разновидности игровой, мы развиваем  основные психические и познавательные процессы: восприятие, внимание, память, мышление, воображение, коммуникативные качества, пополняем словарный запас, развиваем речь. Работая над спектаклем, все дети, даже самые стеснительные, вовлекаются в интересный творческий процесс, раскрепощаются, проявляют выдумку и находчивость ,в мимике ,жестах ,позах. Речь их становится выразительной, движения более пластичными.

 Благодаря музыке речевое развитие дошкольников происходит гармонично и естественно.

Общении со сверстниками и взрослыми - важный фактор социализации, который оказывает влияние на развитие личности, на успешность обучения и на психологическое здоровье ребенка в целом.

Условия развития способностей к общению подразумевают два взаимодополняющих пути. Первый – активное общение со взрослыми и перенимание их модели общения, стиля коммуникативного поведения. Второй – проведение времени с ровесниками, в течение которого дети постоянно учатся друг у друга.

С развитием коммуникативных способностей у детей старшего дошкольного возраста формируются устойчивые мотивы общения, стремление взаимодействовать, как со взрослыми, так и сверстниками.

Освоение ребенком социальных норм – это процесс социального развития через – общение, игру, познание. В общении происходит обмен информацией, смыслами, возникают межличностные отношения, раскрывается и формируется характер, ребенок овладевает различными социальными ролями.

Важно формировать у дошкольников умение строить взаимоотношения с окружающими на основе сотрудничества и взаимопонимания, обеспечить общее психическое развитие, формировать предпосылки учебной деятельности и качеств, необходимых для адаптации к школе .Этому способствуют: игровая деятельность , патриотическое воспитание, формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе, трудовое воспитание.

Значимость речи  в жизни ребенка: это общение со взрослыми, овладение нормами поведения , приобщения к деятельности и получение информации.

Развивать речь ребенка, не включая ее в какую-либо деятельность, невозможно!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

использование дидактических игр для речевой активности дошкольников в различных видах деятельности

Дидактические игры играют важную роль при постановке и автоматизации зву-ков, а также обогащают словарный запас у ребенка с недоразвитием речи. При проведении дидактических и пальчиковых игр развивают...

Семинар-практикум "Развитие речи и речевого общения дошкольников"

Построение эмоционально-доверительных взаимоотношений с родителями дошкольников, способствующих гармоничному развитию личности ребенка. Повышение уровня педагогической культуры родителей....

«Книги посвященные вопросам развития речи и речевому общению дошкольников»

«Книги посвященные вопросам развития речи и речевому общению дошкольников»...

Проект « Развитие речи детей младшего дошкольного возраста в различных видах деятельности».

Одним из главных задач в работе с дошкольниками является  работа над речевым  развитием детей. Этот процесс  обычно длительный и не простой. Речь является средством приобретения знаний,...

План работы воспитателя по теме самообразования «Развитие речи детей младшего дошкольного возраста посредством различных видов деятельности»

План работы охватывает все разделы развития речи: звуковая культура речи, чтение художественной литературы, формирование словаря, развитие грамматического строя речи, развитие связной речи....