Представление педагогического опыта работы
материал по развитию речи (подготовительная группа)

Кострюкова Ирина Викторовна

Тема опыта: «Речевое развитие детей в игровой деятельности в условиях реализации ФГОС»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pedo.docx20.46 КБ

Предварительный просмотр:

Представление педагогического опыта работы

Кострюковой Ирины Викторовны

        Ведение.

Тема опыта: «Речевое развитие детей в игровой деятельности в условиях реализации ФГОС»

Актуальность педагогического опыта.

Проблема владения языком издавна привлекала внимание известных исследователей разных специальностей, и неоспоримым остается тот факт, что наша речь очень сложна и разнообразна, и что развивать ее необходимо с первых лет жизни.

Актуальность проблемы определяется той уникальной ролью, которую играет родной язык в становлении личности ребенка-дошкольника. Язык и речь традиционно рассматривались в психологии, философии и педагогике как «узел», в котором сходятся различные линии психического развития - мышление, воображение, память, эмоции. Являясь важнейшим средством человеческого общения, познания действительности, язык служит основным каналом приобщения к ценностям духовной культуры от поколения к поколению, а также необходимым условием воспитания и обучения.

Дошкольный возраст - это период активного усвоения ребенком разговорного языка, становления и развития всех сторон речи.

Я затронула проблему развития речи детей в игровой деятельности, так как в дошкольном возрасте данный вид деятельности является ведущим. Причиной острой необходимости развития речи детей является потребность общения человека с окружающими его людьми, а чтобы речь была внятна, понятна и интересна другим, нужно развивать её, необходимо проводить разнообразные игры, разрабатывать методики проведения игр, чтобы дети были заинтересованы в игровой деятельности.

Игра - один из тех видов детской деятельности, которой используется взрослыми в целях воспитания дошкольников, обучая их различным действиям с предметами, способам и средствам общения. Умение играть возникает не путем автоматического переноса в игру усвоенного в повседневной жизни. Нужно приобщать детей к игре. И от того, какое содержание будет вкладываться взрослым в предлагаемые детям игры, зависит успех передачи обществом своей культуры подрастающему поколению.

Проблема повышения речевой активности остается одной из актуальных проблем теории и практики развития речи детей дошкольного возраста, поскольку речь имеет большое значение для воспитания и обучения ребенка, формирование его как личности. Этим обусловлен выбор тематики моей педагогической идеи.

Основная идея.

Ведущей педагогической идеей опыта работы является изучение и введение в практику разнообразных форм и методов развития речи детей в игровой деятельности.

                Основные задачи развития речи – воспитание звуковой культуры речи, обогащение и активизация словаря, формирование грамматического строя, обучение связной речи – решаются на протяжении всего дошкольного детства.

               Игра, как ведущий вид деятельности детей-дошкольников, является основным и очень действенным инструментом в развитии речи. Игра невозможна без речевого общения. Именно через нее ребенок познает окружающий мир, готовится к взрослой жизни. В игре находят выражение основные потребности ребенка. При этом следует отметить, что зачастую педагоги дошкольного образования не уделяют достаточного внимания речевым играм.

Теоретическая база педагогического опыта.

Свою работу я начала с изучения теоретической и методической литературы, которая позволила подойти к вопросам по моей теме с разных сторон, подобрать формы, методы и принципы моей педагогической деятельности, соответствующие конкретным условиям работы в нашем дошкольном учреждении.

Исследования педагогов, психологов, лингвистов создали предпосылки для комплексного подхода к решению задач речевого развития дошкольников: Л. С. Выгодский, А. Н. Монтьев, Д. Б. Эльконин, А. В. Запорожец, В. В. Виноградов, Е. И. Тихеева, К. Д. Ушинский и др.

Изучив и проанализировав всю информацию, я отобрала для себя наиболее приемлемые методы и приемы работы с детьми старшего дошкольного возраста по развитию речи в игровой деятельности.

Новизна опыта

Новизна опыта заключается в новом подходе к решению проблемы речевого развития детей в игровой деятельности, так как образ жизни современных детей изменился. Они сталкиваются с большим объемом информации, погружаясь в одномерное пространство экранов телевизоров, телефонов. Ребенок получает многообразие стимулов без особого труда – не нужно фантазировать, придумывать правила игры, распределять роли, ведь можно просто нажимать пальчиком на нужную кнопку и «волшебство» будет происходить без особого труда. Дети стали все меньше играть, а больше смотреть бессмысленных, а порой и даже жестоких роликов с YouTube-канала, которые порой не проходят никакой цензуры.

 Педагогический опыт используется с учётом ФГОС, с внедрением современных технологий – игровых, здоровье сберегающих, личностно-ориентированных.

Технология опыта.

Целью моего опыта является комплексное развитие всех компонентов речи у детей старшего дошкольного возраста в игровой деятельности.

Для достижения результатов в моей работе, были поставлены задачи:

  • Выявить особенности речевого развития ребенка в старшем дошкольном возрасте
  • Рассмотреть особенности игровой деятельности в условиях ДОУ.
  • Привлечение внимания детей к собственной речи, через игровую деятельность;
  • Улучшить качество всех компонентов устной речи через игровую деятельность.

Вся работа происходит посредством проведения дидактических, подвижных, словесных, сюжетно-ролевых игр, игр-драматизаций, как со взрослыми, так и со сверстниками.

Вся деятельность происходит от простого к сложному, каждая новая тема вытекает из   уже знакомого контекста. Это приводит к более значимому результату в работе с детьми.

Не малое значение в результативности моей работы имеет предметно-развивающая среда в группе, которую я стараюсь пополнять и обновлять, а также сотрудничество с родителями.

В группе имеются игровые зоны, которые в полной мере удовлетворяют потребность детей в проведении сюжетно-ролевых игр: «Библиотека», «Театр», «Магазин», «Больница», «Кухня», «Парикмахерская». Также я создала в группе мини-уголок по речевому развитию «Речевичок», в котором весь материал красочный, доступный, вариативный, безопасный.

Как показал анализ практики развития речи детей в игре используется в недостаточном объёме, а также затронут только её поверхностный пласт. Для более полного, углубленного изучения данной темы, я разработала и реализую в своей практике проект на тему «Играя научусь красиво говорить».  Цель проекта: развитие речи, обогащение словарного запаса детей старшего дошкольного возраста через игровую деятельность.

Результативность опыта.

В результате целенаправленной и систематической работы по теме «Речевое развитие детей в игровой деятельности в условиях реализации ФГОС» я добилась положительных результатов. Дети стали правильно согласовывать слова в словосочетаниях, употреблять в речи предлоги, образовывать существительные во множественном числе, реализовывать новые слова и понятия в речи, более развернуто стали отвечать на вопросы взрослого.

Была проведена большая работа с родителями. Проводились совместные конкурсы, праздники, развлечения, викторины. Также родители были привлечены к изготовлению игр и познавательных пособий в домашних условиях.

  Моя работа в данном направлении не достигла максимальных результатов, но имеющиеся результаты радуют и мотивируют на продолжение работы с детьми и родителями, повышать свой профессиональный уровень.

Опытом моей работы могут воспользоваться в практике воспитатели дошкольных образовательных учреждений. Свой материал по теме «Речевое развитие детей в игровой деятельности в условиях реализации ФГОС» я разместила на личных мини-сайтах: http://nsportal.ru,  http://www.maam.ru, а так же на сайте детского сада http://www.schoolrm.ru.

Список используемой литературы

  1. Детство: Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования / Т. И. Бабаева, А. Г. Гогоберидзе и др. – СПб: Детство – ПРЕСС, 2014.
  2. ФГОС дошкольного образования / Л. Свирская, Роменская Л., 2014.
  3. Антипина А. Е. Театрализованная деятельность в детском саду. - М.: Сфера, 2014 г.
  4. Бондаренко, А. К. Словесные игры в детском саду / А. К. Бондаренко. -  М.: Просвещение, 2014.
  5. Бондаренко, А. К. Воспитание детей в игре / А. К. Бондаренко, А. И. Матусик. – М.: Просвещение, 2014.
  6. Ветчинкина Т. Игровая деятельность как средство коррекции речевых нарушений у дошкольника / Т. Ветчинкина // Учитель. – 2009. - № 3. – С.14-15.
  7. Гербова, В. В. Развитие речи в детском саду / В. В. Гербова. - М. ,2014.
  8. Лопухина И. С. Логопедия, 550 занимательных упражнений для развития речи: пособие для логопедов и родителей. – М.: Аквариум, 1995.
  9. Максакова А. И. Учите, играя / А. И. Максакова, Г. А. Тумакова. – М.: Просвещение, 2014.
  10. Развитие речи в детском саду. Программа и методические  рекомендации. — 2-е изд., испр. и доп. Гербова В. В. - М.: Мозаика-Синтез, 2010 г.
  11. Развитие речи у детей дошкольного возраста / под ред. Ф. А. Сохина. – М.: Просвещение, 2014.
  12. Ушакова, О. С. Развитие речи детей 4-7 лет / О. С. Ушакова // Дошкольное воспитание. – 1995. - № 1. – С. 59-66.
  13. Колесникова, Е.В. Развитие звуковой культуры речи у детей 4–5 лет. – М.: Ювента, 2014.
  14. Швайко, Г. С. Игры и упражнения для развития речи /Г. С. Швайко / под ред. В. В. Гербовой. – М.: Просвещение, 2014.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Требования к оформлению и представлению педагогического опыта работы

Основные подходы к трактовке передового педагогического опыта. Структура описания опыта работы и требования к ее оформлению....

Представление педагогического опыта работы на конкурс "Воспитатель года 2014"

Представление педагогического опыта работы на конкурс "Воспитатель года 2014" молодого специалиста...

Представление педагогического опыта работы по теме "Структура непосредственной образовательной деятельности в младших группах ДОУ.

Представление педагогического опыта работы по теме "Структура непосредственной образовательной деятельности в младших группах ДОУ....

Представление педагогического опыта работы по теме «Безопасность дорожного движения детей дошкольного возраста»

Актуальность обучения детей дошкольного возраста основам безопасности в наше время не вызывает сомнений.Главная задача воспитателей и родителей – доступно разъяснить правила ребенку, а при выбор...