Активизация речи воспитанников с ТНР посредством развивающих сказок Н.В. Нищевой.
материал по развитию речи (подготовительная группа)

Веселова Светлана Анатольевна

Проблема ознакомления дошкольников со сказкой является особенно актуальной, так как нельзя не отметить снижения интереса к чтению у школьников. Поэтому в соответствии с ФГОС ДО, сегодня необходимо приобщать ребенка к книге, к чтению уже в дошкольный период, иначе в дальнейшем будет трудно воспитать читателя, что негативно скажется не только на развитии конкретного ребенка, но и на духовно-нравственном потенциале общества в целом.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Активизация речи воспитанников

с ТНР посредством развивающих сказок Н.В. Нищевой.

«Сказки могут помочь воспитать ум, 
                                                          дать ключи для того, чтобы войти в действительность 
                                                                  новыми путями, может помочь ребёнку узнать мир 
                                                                                         и одарить его воображение». Д. Родари

Сегодня проблема ознакомления дошкольников со сказкой является особенно актуальной, так как нельзя не отметить снижения интереса к чтению у школьников. Поэтому в соответствии с ФГОС ДО, сегодня необходимо приобщать ребенка к книге, к чтению уже в дошкольный период, иначе в дальнейшем будет трудно воспитать читателя, что негативно скажется не только на развитии конкретного ребенка, но и на духовно-нравственном потенциале общества в целом.

С 2018 года я работаю в группе компенсирующей направленности для детей с ТНР. И заметила, что дети испытывают трудности в общении, как со взрослыми, так и со сверстниками.

Очень важной формой речевого общения становится беседа, общение  с детьми в повседневной жизни. 

В системе традиционных и нетрадиционных методов коррекции нарушений речи у детей с ТНР все большее значение имеет работа со сказкой. 

Сказка является эффективным развивающим, коррекционным и психотерапевтическим средством в логопедической работе с детьми с речевым недоразвитием. Сказка близка и интересна ребенку дошкольного возраста. Через восприятие сказочных произведений формируется психологическая защищенность ребенка, вера в позитивное разрешение проблем. Язык сказок очень выразителен, богат образными сравнениями, имеет несложные формы прямой речи. Образность языка сказки развивает речь, а интересный сюжет  активизирует воображение и вызывает эмоции. Все это позволяет вовлечь ребенка в активную работу и обеспечивает эффективное усвоение информации.

Для детей с ТНР характерны: снижение концентрации внимания, объема памяти, повышенная утомляемость. Воспитанникам часто не доступны логические и временные связи между предметами и явлениями, наблюдаются серьезные нарушения в развитии связности высказывания. Учет данных особенностей  воспитанников  с ТНР обусловил выбор сказки как эффективного средства для всестороннего, последовательного  развития  речи и связанных с ней психических процессов.

Целесообразность использования сказочных произведений в коррекционно-воспитательной работе с детьми с нарушением речи подчеркивали многие авторы: Н. В. Нищева, М. А. Поваляева, Г. Г. Чеботанян, А. А. Гуськова, Л. Н. Шаманская, Л. Ю. Козина, Н. А. Погосова, Т. Д. Зинкевич-Евстигнеева и др.

Многочисленные исследования этих авторов доказывают, что метод работы со сказкой занимает одно из центральных мест в коррекционной работе с детьми дошкольного возраста с общим недоразвитием речи, поскольку никакой иной вид деятельности не может обеспечить такого комплексного воздействия на речевую сферу ребёнка. 

Учитывая ограниченные речевые возможности детей с ТНР и их психические особенности, в логопедической работе используют такие формы и методы обучения детей, которые целенаправленно будут стимулировать их речевую активность, развивать словарь, положительно влиять на эмоционально-волевую сферу.

Разнообразие видов сказок позволяет решать многие коррекционные задачи.

Существуют разные виды  сказок:

- артикуляционные

- пальчиковые

- фонетические

- лексико-грамматические

- сказки, способствующие формированию связной речи

Подробнее остановимся на тех сказках, которые я применяю в своей работе.

Артикуляционные сказки

В них используются комплексы артикуляционных упражнений, которые объединяются в виде увлекательных сказок. Такие сказки вызывают у детей интерес к органам артикуляции, развивают их подвижность, активизируют зрительное восприятие.

Пальчиковые сказки

Для того чтобы заинтересовать детей и избежать однообразия в выполнении упражнений, пальчиковые игры объединяются в небольшие сказки и рассказы.

Они стимулируют действие речевых зон коры головного мозга, что положительно сказывается на исправлении речи детей; совершенствуют психические процессы.

Фонетические сказки

Фонетические сказки предусматривают работу над нарушенным звуком или группой звуков. Попадая в логопедическую сказку, ребёнок путешествует по ней вместе с главными героями, помогает в трудных ситуациях, переживает вместе с ними. В результате происходит ненавязчивое закрепление трудных звуков.

Но открытием для меня стали Развивающие сказки Н.В. Нищевой, на которых я остановлюсь поподробнее. Данные сказки входят в учебно-методический комплект программы коррекционно-развивающей работы в логопедической группе детского сада для детей с общим недоразвитием речи (с 4-7 лет). Они являются авторскими, разработанные известным логопедом Н.В.Нищевой, они представляют собой серию подробно разработанных занятий, включающих  в себя игровые упражнения, словесные игры, беседы, рече-двигательные упражнения, так же запланированы рекомендации для выполнения в условиях семьи. Сказки, предложенные в книге, знакомят детей с объектами реальной действительности.

Цель: развитие связной речи, творческих способностей детей

Задачи:

Развивать лексический состав языка;

Совершенствовать грамматический строй речи;

Развивать связную речь у детей дошкольного возраста.

Свою работу начала с обогащения развивающей предметно-пространственной среды. Обновила уголок театрализованной деятельности персонажами из сказок:

*теневой/* би-ба-бо

*театр ложек

 *настольный

*пальчиковый

*пальчиковые тантамарески

Театр би-ба-бо

Куклы надеваются на три пальца руки и действуют на ширме или за столом.

Теневой театр

 
  Теневой театр является радостным и желанным развлечением. Дети очень любят смотреть, как движутся  фигурки людей, животных и птиц на ярко освещённом экране.

Театр ложек

Самый простой и доступный для детей кукольный театр ложек. Куклы-ложки предвосхищают знакомство с верховыми куклами, являясь как бы упрощенным вариантом.

Настольный театр

      Это плоскостные или обыкновенные игрушки, которыми ежедневно играют дети. Сценическая площадка – детский стол.

Пальчиковый театр

Куклы, надевающиеся на палец - самые маленькие артисты кукольных театров. Это куклы, сшитые из ткани, склеенные из бумаги, связанные из шерстяных ниток. Кукол ребёнок надевает на пальцы, и сам действует за персонажа, изображённого на руке. Играть можно за ширмой или при непосредственном контакте.

Театр тантамарески

Игрушка одевается на указательный и средний палец ребёнка. Такая игрушка может "ходить", "бегать" и "прыгать" на столе.

Приобрела планшет «Развивающие сказки», подобрала предметные картинки к  сказкам,  магнитные карточки с изображениями персонажей. Создала картотеку дидактических упражнений  в соответствии с темой занятия.

Занятия сначала проводила с подгруппой детей, затем фронтально, в тесном сотрудничестве с учителем - логопедом группы, получая от нее рекомендации по организации по построению каждой структурной части занятия. На всех занятиях вводила элементы драматизации, которые позволяли дошкольникам перевоплотиться в персонажей сказок и раскрыть свои творческие способности.

Инсценировка каждой сказки проходила через разные виды театра, которыми с успехом овладели все воспитанники группы. Ребята не по инициативе педагога, а по собственному желанию обыгрывали уже

знакомые и полюбившиеся сказки. 

Речь детей стала более понятной, разборчивой, интонационно – выразительной. С легкостью стали регулировать высоту и силу голоса, темп речи.

Применение в ходе занятий не только иллюстраций к сказкам, но и других разнообразных демонстрационных материалов, способствовало поддержанию устойчивого внимания детей.  Каждое занятие по сказкам вызывало у воспитанников эмоциональный отклик, полученные знания отражали в диалогах, игровой деятельности и на занятиях по другим образовательным областям.

С начального этапа работы привлекала к активному участию родителей, которых увлекла идея о значимости Развивающих сказок, они принимали активную помощь в изготовлении пособий, театров, и являлись зрителями детских спектаклей.

Данная система работы выявила интерес воспитанников к созданию анимированных фильмов. Следуя интересам детей, совместно с учителем-логопедом приступили непосредственно к созданию мультфильма по одной из развивающих сказок. Воспитанники группы так же приняли активное участие. Они проявили себя в роли художников – мультипликаторов и звукорежиссеров.

В следующем году планирую продолжить работу в данном направлении, в взаимодействии с родителями.

Закончить свое выступление я хочу словами  выдающегося педагога Василия Александровича Сухомлинского:

«Через сказку — верная дорога к сердцу ребенка»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие речи детей дошкольного возраста посредством придумывания сказок

Данный материал предлагает методику (этапы) составления коллективных сказок в игровой деятельности как один из приемов развития речи детей старшего дошкольного возраста. Творческое коллективное с...

«Активизация речи детей раннего возраста посредством развития мелкой моторики рук»

В данной работе представлен опыт использования игр по развитию мелкой моторики, с целью активизации речи детей раннего дошкольного возраста....

Активизация речи в раннем возрасте посредством пальчиковой гимнастики

Консультация для педагогов из опыта работы "Активизация речи в раннем возрасте посредством пальчиковой гимнастики"...

Консультация для родителей «Активизация речи детей раннего возраста посредством развития мелкой моторики рук»

laquo;Активизация речи детей раннего возраста посредством развития мелкой моторики рук»...

РАЗВИТИЕ РЕЧИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ ЭКОЛОГИЧЕСКИХ СКАЗОК.

    Художественное слово помогает ребенку уточнить и закрепить знания, постепенно обогащает новыми понятиями и представлениями. Таким художественным словом является и экологическая ск...

Развитие речи детей дошкольного возраста посредством экологических сказок

Экологическая сказка - это занимательная история повествовательного характера, способствующая формированию экологических знаний и представлений об окружающем и природном ...

Тема: «Активизация речи детей дошкольного возраста посредством развития мелкой моторики »

Мелкая моторика в жизни и деятельности детей младшего дошкольного возраста выполняет много разных функций. На кончиках детских пальцев расположены нервные окончания, которые способствуют передаче огро...