Конспект НОД по развитию связной речи "«Достопримечательности города Красноярска»
план-конспект занятия по развитию речи (старшая, подготовительная группа)

Донова Дина Николаевна

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsp_po_razv_sv_r_krasnoyarsk.docx24.46 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект  занятия по развитию связной речи

Тема занятия:        «Достопримечательности города Красноярска»

Возрастная группа детей:        6 – 7 лет

Цель занятия:        формировать основы речевой  культуры дошкольников, посредством создания условий для тренировки и практической отработки навыков связного говорения.

Образовательные задачи по основной образовательной области:

1. Уточнение и активизация словаря по изучаемой теме;

2. Развитие фонематических представлений;

3. Уточнение произношения звука [с]в словах со стечением согласных;

4. Развитие рече - мыслительной деятельности;

5. Совершенствование  лексико – грамматических навыков;

6. Развитие у детей умения сотрудничать и заниматься совместным творчеством в коллективной речевой деятельности.

Образовательные задачи по интегрируемым образовательным областям:

1. Социально-коммуникативное развитие детей - развитие общения и взаимодействия ребенка с взрослыми и сверстниками; формирование эмоциональной сферы ребенка; развитие воображения; развитие самостоятельности и инициативности.

2. Познавательное развитие детей – развитие любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий; развитие воображения и творческой активности.

3. Физическое развитие детей - развитие координации речи и движения.

4. Художественно – эстетическое  развитие детей – развитие творческой активности; графических навыков.

Перечень видов детской деятельности: коммуникативная, игровая, познавательно – исследовательская, двигательная, изобразительная.

Перечень форм работы: игра, творческая мастерская, совместное составление рассказа, беседа.

Планируемый результат: дошкольники закрепят практический навык составления плана и рассказа по плану.

Перечень оборудования и используемых материалов:

Оборудование:

1. Экран и проектор

2. Столы и стулья (по количеству детей)

3. Магнитная доска

4. Телефон

Материалы:

1. Флешка с игрой

2. Коробка с телеграммой и разрезными картинками

3. Иллюстрации с достопримечательностями города

4. Листы, кисти, ватные  палочки, карандаши,  мелки, краски (акварель, гуашь), пластилин, цветную бумагу, ножницы,  клей, алгоритмы.

Ход занятия:

Предполагается, что занятие является продолжением серии занятий, нацеленных на знакомство детей с городом и его достопримечательностями, отработку лексико – грамматических категорий по теме.

I часть «Мотивационно - побудительная»

Накануне проведения занятия проводится работа по обогащению словаря детей.

Воспитатель проводит игру «Повтори и назови» (цель – активизировать словарь детей). После игры он предлагает детям ответить на вопрос: как можно назвать одним словом все, что дети назвали.

После завтрака приходит учитель – логопед  с почтовой коробкой.

Логопед: Ребята, доброе утро! В детский сад принесли коробку и телеграмму от наших друзей из другого города. Александра и Степан пишут, что получили задание в школе: узнать и рассказать о достопримечательностях какого – либо города. Да тут приглашение: они приглашают нас принять участие в он-лайн квесте! Для того, чтобы узнать, чему будет посвящен квест, нужно открыть коробку и …

Дети, видя разрезные картинки, делают вывод, что нужно их собрать. После чего определяют, что квест будет посвящен достопримечательностям города Красноярска.

Логопед: Он-лайн квест скоро начнется, все желающие могут занять место перед экраном. Никак подключиться не могу! В телеграмме ж написано, что кодовый звук для подключения – это общий звук в словах суп, коса, пес, стул.

Дети делают вывод, что это звук [с], вместе произносят его.

II часть «Основная»

На проекторе открывается игра.

Логопед рассказывает, что у игры есть правила: нужно внимательно слушать вопрос и отвечать, четко проговаривая «кодовый» звук. Проводится авторская электронная  игра «Достопримечательности города Красноярска».

Дети рассматривают изображения, называют узнанные объекты. Логопед обращает внимание, что звука почему – то пропал. Когда все перечислено, трансляция прерывается.

Логопед: Ребята, а о чем был квест? А какой наш город, если он смог вместить столько всего? А как бы мы его назвали, если б он был маленьким? А если у него были маленькие улицы? Маленький мост? Маленький дом? Маленький двор? Маленький магазин? Маленькая река? Маленький тротуар? (Игра «Назови ласково»)

Если б он был маленьким, в городе был бы один фонтан, а у нас в городе много чего? Один театр – много…, один памятник – много …., один музей – много …, один спортивный зал – много …, один кинотеатр – много …, один сквер - …, (Игра «1 – много»).

Физкультурная минутка (цель: смена динамических поз, координация речи и движения).

Это город. Как высок он! (взявшись за руки поднимаем руки вверх)

Сколько крыш и сколько окон (показывают крыши и распахивают руками как окна)

Город наш такой большой (руки в стороны)

Он уютный и живой (обнимаем себя)

Он сверкает и цветет (руками показываем «фонарики»)

Город улыбается (улыбаются друг другу)

Он нам очень нравится (знак кистями рук «класс»)

Логопед: Ребята из другого города сделали нам замечательные подарки – игру с разрезными картинками и участие в квесте. Чем мы можем помочь Степану и Александре в их стремлении узнать о достопримечательностях нашего города. Ничего из того, что вы назвали, они не услышали.

Логопед выслушивает ответы детей, а затем делает вывод, что можно рассказать самим о достопримечательностях нашего города.

Логопед:  Как же  нам рассказать так, чтобы ничего не упустить? Что нужно сделать, чтобы составить план рассказа?

Дети подбирают иллюстрации.

Логопед: Как вы думаете, с чего нужно начать рассказ? Что будет в продолжении? Чем закончим?  А как назовем?

Дети группируют иллюстрации, составляя план рассказа. Затем образец рассказа составляет сильный в речевом плане ребенок.

Логопед: Вот наш рассказ готов, как нам передать его побыстрее?

Выслушав ответы детей, предлагает записать на телефон и отправить.

Логопед: Хороший получился рассказ! А честно будет, если рассказ расскажет кто – то один?

Ответы детей.

Логопед: Верно, мы расскажем его по цепочке.

Рассказ воспроизводится по составленному детьми плану по цепочке.

Логопед: Готово! Телефон разрядился, ничего отправить не успела. Что же делать?

Ответы детей.

Логопед: Как вы думаете, творческая мастерская сможет нам помочь в решении этой проблемы? Как?

Проанализировав ответы детей, логопед делает вывод, что все иллюстрации и рассказ объединят в мультфильм о городе. Дети самостоятельно делятся на группе или работают индивидуально.

Дети проходят в «Творческуюмастерскую» (центр группы), рассматривают различные алгоритмы деятельности, подбирают необходимый материал.

(Для этого необходимо подготовить листы, кисти, ватные  палочки, карандаши,  мелки, краски (акварель, гуашь), пластилин, цветную бумагу, ножницы,  клей, а также разные  алгоритмы).

Логопед: Какие изумительные иллюстрации получилась! Я отправлюсь в лабораторию мультфильмов, готовый мультфильм о нашем городе отправлю самым срочным электронным письмом Степану и Александре!

III часть «Рефлексивная»

Логопед:        Как здорово, что нам удалось помочь Степану и Александре. А что могло случиться, если бы мы не пришли ребятам на помощь и не рассказали о достопримечательностях нашего города? А как нам в решении проблемы пришла на помощь «Творческая мастерская»?

Дети высказывают свои предположения, а педагог, основываясь на них, подводит итог.

Логопед: Вы большие молодцы, работали дружно. Какое задание было, по-вашему, самым трудным, а самым интересным? А какое из мест вы бы хотели посетить вместе с родителями?

Перечень методической литературы:

1.Семенович А.В. Нейропсихологическая диагностика и коррекция в детском возрасте. - М.: Издательский центр «Академия», 2002.

2. Лалаева Р.И., Серебрякова Н.В. Формирование лексики и грамматического строя у дошкольников с общим недоразвитием. – СПб., 2001.

3. Глухов В.П. Формирование связной речи детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи. - 2-е изд., испр.. и доп. - М.: АРКТИ, 2004. - 168 с. - (Библиотека практикующего логопеда).

                

Приложения:

Игра «Повтори и продолжи»

Цель:развивать слухоречевую память

 Ход игры: взрослый называет слово – достопримечательность города. Следующий участник игры повторяет это наименование и добавляет новое. Таким образом, каждый из участников повторяет весь предыдущий ряд, добавляв конце новое слово.

Игра «Разрезные картинки»

Цель:развивать зрительное восприятие (зрительный синтез), представление о числовом ряде.

Игровое пособие: иллюстрация, разрезанная вертикально, с числовым рядом (от 1 до10) в нижней части.

Ход игры: дети, устанавливая последовательность числового ряда, собирают разрезанное изображение.

Игра «Найди общий звук»

Цель:развивать фонематический слух.

Ход игры: взрослый называет слова с предшествующей установкой на выделение общего звука.

Игра «Достопримечательности города Красноярска».

Цель:автоматизация звука [с] в словах со стечением согласных.

Игровое пособие: интерактивная игра в формате  …..

Ход игры: дети внимательно слушают вопрос, отвечают, четко произнося звук [с]. При верном назывании картинка-ответ заменяется баннером с изображением достопримечательностей города Красноярска.

Игра «Назови ласково».

Цель:совершенствовать навык образования существительных с уменьшительно – ласкательными суффиксами.

Ход игры: взрослый предъявляет слова, предлагая детям назвать их ласково.  

Игра «Один - много».

Цель:совершенствовать навык образования существительных в Р.п.

Ход игры: взрослый называет один предмет и предлагает назвать предметы, если их станет много.

Игра «Зарисуй рассказ».

Цель:совершенствовать навык составления плана рассказа по опорным картинкам.

Игровое пособие: иллюстрации с изображением достопримечательностей города.

Ход игры: взрослый создает проблемную ситуацию, решая которую, дети составляют план рассказа по заданной теме.

Игра «По цепочке».

Цель:совершенствовать навык рассказывания, самоконтроля.

Игровое пособие: составленная детьми схема рассказа про  достопримечательности города.

Ход игры: взрослый создает проблемную ситуацию, решая которую, дети поочередно проговаривают по одному предложению.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НОД по развитию связной речи дошкольников по лексической теме «Улицы родного города» с использованием программного обеспечения PowerPoint

Тема: Составление рассказа  с опорой на картинно-графический план   Прокудина В.В., учитель-логопед          МБДОУ № 15 г.Кандала...

Конспект занятия по развитию связной речи "Приключения Красной шапочки в городе"

Конспект комплексно-интегрированной непосредственно-образовательной деятельности по логопедии для воспитанников подготовительной группы, имеющих общее недоразвитие речи...

Конспект занятия в старшей группе: «Мой любимый город Красноярск»

Конспект занятия в старшей группе: «Мой любимый город Красноярск» Цель: знакомство детей с достопримечательностями родного города. Задачи: Образовательные: расширя...

Конспект занятия по развитию связной речи на тему: "Город мастеров"

Цели: коррекционно-образовательные: —обучать детей составлению рассказа по серии сюжетных картин; —учить детей самостоятельно придумывать события, предшествующие изображенным событиям; кор...

Конспект занятия-беседы в старшей группе «Улицы города Красноярска»

Конспект занятия-беседы в старшей группе «Улицы города Красноярска»Задачи:а) воспитывать через беседу нравственные качества детей: патриотизм, гуманизм, отзывчивость, мужество, уважен...

Конспект ООД по развитию связной речи "Моя страна, мой город"

Конспект организованной образовательной деятельности может быть использован воспитателями  старших  групп в ДОУ.  Конспект составлен в соответствии с ФГОС. В нем использован  интер...

Конспект НОД в старшей группе «Экскурсия по городу Красноярску»

Конспект НОД  в старшей группе «Экскурсия по городу Красноярску»...