Технология продуктивного чтения слушания
презентация к уроку по развитию речи (старшая группа)

Шац Светлана Владимировна

      Художественная литература открывает и объясняет ребенку жизнь общества и природы, мир человеческих чувств и взаимоотношений. Она развивает мышление и воображение ребенка, обогащает его эмоции, дает прекрасные образцы русского литературного языка.     Я считаю, что  технология продуктивного чтения- слушания  позволяет использовать совершенно новый подход к прочтению текста,  пониманию его смысла, а значит и поможет воспитателю в работе над развитием речи дошкольника , достигнуть более высокого уровня знаний, активнее будет происходить развитие творческих способностей каждого ребенка.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл master_-_klass_tehnologiya_produktivnogo_chteniya.docx307.76 КБ

Предварительный просмотр:

Мастер-класс

Воспитателя МБДОУ «Веселоярский детский сад «Сказка»

Шац Светланы Владимировны.

Тема: « Технология продуктивного чтения-слушания  в детском саду».

Цель: создание условий для передачи опыта по применению технологии продуктивного чтения-слущания в работе с детьми дошкольного возраста.

Задачи: познакомить с возможностями использования технологии продуктивного чтения-слушания для формирования позиции активного слушателя детей дошкольного возраста

Показать практическое применение технологии продуктивного чтения-слушания

План проведения мастер-класса

1. Проявление интереса дошкольника к книге – необходимое условие развития современного ребёнка

2.Определение понятий «технология продуктивного чтения»

3. Технология продуктивного чтения. Этапы работы с текстом.

4. Практическое занятие для воспитателей.

(1 слайд)

Здравствуйте , уважаемые коллеги, я приглашаю вас на мастер- класс по теме «Технология продуктивного чтения –слушания в детском саду».

Планируемый результат мастер-класса:

Знакомство с технологией продуктивного чтения, мотивация педагогов на системное использования данной технологии в практике.

(слайд 2)

Великий педагог В. А. Сухомлинский сказал « Чтение – это окошко, через которое дети видят и познают мир и самих себя…».

Работая много лет в системе образования  мы  все видим, что заметно снизился интерес к чтению. Современные дети всё больше времени проводят за компьютерными играми, телевизором, которые дают готовые слуховые и зрительные образы, тем самым снижая интерес к книге.

(слайд 3)

 Современное общество заинтересовано в квалифицированном читателе, так как  мы живём в условиях изобилия информации, поэтому извлечение нужной информации из текста и её преобразование, становится важнейшими умениями.

Возраст до 7 лет – богатейший по способности ребёнка быстро и заинтересованно познавать окружающий мир, впитывать огромное количество впечатлений. В результате приобщения малыша к книге облагораживается его сердце, совершенствуется ум. Кроме того, книга помогает малышу овладевать речью – ключом к познанию, способствует постижению ребёнком окружающего мира, учат его понимать и любить прекрасное, закладывают основы нравственности человеческой личности.

(слайд4)

 Под чтением дошкольников мы понимаем не умение озвучивать печатное слово, а восприятие текста на слух и его понимание (извлечение смысла, содержания). Формирование навыка чтения – задача начального образования, в то время как восприятие, понимание текста, возможно только в условиях специально организованной читательской деятельности (семейные чтения, совместные чтения, занятия по чтению в рамках НОД и т.п.).

(слайд5)

Недооценка подобной деятельности на ступени дошкольного образования нередко приводит к тому, что в школу приходит ребёнок, вроде бы умеющий  читать, но, возможно, потерянный для чтения (читать не любит, прочитанное не может объяснить, истолковать, оценить, соотнести с чем-либо).

 Вот почему становится актуальным изучение и применение различных технологий развития у детей интереса и способностей к чтению.

(слайд 6)

 Чтение по традиционным методикам перестало давать положительный эффект, ведь дети изменились – и тогда я открыла для себя технологию продуктивного чтения.

(слайд7) 

Технология продуктивного чтения, разработанная профессором Натальей Николаевной Светловской, и адаптированной для дошкольников Ольгой Васильевной Чиндиловой приобретает ведущее значение и способствует достижению тех результатов, о которых говорится в новых федеральных государственных образовательных стандартах.

 (слайд 8)

Очень важно, чтобы при работе с дошкольниками взрослые читали художественные произведения детям дошкольного возраста в соответствии с природосообразной технологией продуктивного чтения, в режиме медленного чтения (чтения с возможными остановками для комментария, для включения воображения, усиления и уточнения эмоций и пр.).

(слайд 9) 

Данная технология предполагает три этапа работы с текстом.

I.Работа с текстом до чтения. Цель – развитие такого важнейшего механизма чтения, как антиципация, то есть умение предполагать, предвосхищать содержание текста по заглавию, фамилии автора, иллюстрации. Главная задача взрослого – вызвать у ребёнка желание, мотивацию прочитать книгу.

1. Дети от взрослого узнают имя автора, название книги, листают, рассматривают книгу, задают вопросы взрослому; рассматривают иллюстрацию, которая предшествует тексту, затем высказывают свои предположения о героях, теме, содержании.

2. Педагог предлагает прочитать текст, проверить возникшие пред- положения.

II.Работа с текстом во время чтения. Цель – понимание текста и создание его читательской интерпретации. Главная задача взрослого – обеспечить восприятие текста.

1. Дошкольники слушают чтение взрослого в режиме диалога с автором, комментированного чтения. Словарная работа ведётся в основном по ходу чтения. В этом случае она становится мотивированной и интересной: ведь именно по ходу чтения становится понятно, какие слова нуждаются в толковании, а само слово толкуется в контексте, а не вне его.

2. Беседа по содержанию текста в целом, выборочное чтение.

III .Работа с текстом после чтения. Цель – корректировка читательской интерпретации авторским смыслом. Главная задача взрослого – обеспечить углубление восприятия текста, корректировку первичного восприятия

1. Педагог ставит вопрос к тексту в целом. Далее следуют ответы детей на этот вопрос и беседа.

2. Рассказ взрослого о писателе и беседа с детьми о его личности (для старших дошкольников). Повторное обращение к заглавию произведения и иллюстрациям

Выполнение заданий, усиливающих эмоциональное и смысловое восприятие текста.

Результатом реализации данной технологии будет приобретение детьми опыта читательской деятельности, формирование элементарного круга чтения, приобщение к основам читательской культуры, присвоение важнейших читательских умений.

(слайд10)

А теперь я предлагаю вам перенестись на машине времени назад и представить себя 5-6 летними детьми.

Дорогие друзья, наступила весна, природа проснулась, и я приглашаю вас на поляну. Гуляем осторожно, стараясь не топтать цветы.

По полянке мы пошли, на поляне деньги мы нашли.

-Давайте посмотрим на них? Какая цифра у тебя? Это 1 рубль. А у тебя? А у тебя?

-А как же деньги могли оказаться на поляне?

-А вы знаете, что есть такая птица - сорока, она любит всё блестящее и красивое, наверное, это она их обранила.

-А для чего нам нужны деньги? Что мы можем купить за деньги?

-А если мы накопим много денег?

А как вы думаете, за деньги всё можно купить? У поэта Владимира Орлова есть стихотворение, оно так и называется. «Что нельзя купить»

- Ой, а что это на столе? Сорока принесла нам красивые рисунки. Садитесь на стулья.

hello_html_m4a129da7.png

-Посмотрите на рисунок. Как вы думаете, чего здесь не хватает?

-Кто может быть на ветках? Каких птиц вы знаете?

-А что бывает утром на траве и цветах?

 -А кто мог спрятаться в траве? Дополним рисунок.

-Вы настоящие волшебники.

-Давайте ляжем на полянке, положим руки под голову, закроем глазки и представим, как ожила наша картина. (Звук пения птиц и журчания ручья)

-А сейчас сядьте, как вам будет удобно.

-Повторите название стихотворения.

-Попробуйте предположить, о чём оно?

-А когда мы сможем это узнать? Послушайте стихотворение.

Владимир Орлов.

Что нельзя купить

Я с утра брожу босой,   (босиком, т.е без обуви)
Весь обрызганный росой, (испарения , в виде влаги, оседающей на земле, траве)
С птицей, возле тополька, 
Воду пью из родника. (водный источник, который бьет из под земли)
Где-то дома, у метро, (вид транспорта, нужен для того чтобы передвигаться)
Пепси-кола и ситро, (напитки)
Карусели, зоосад, (зоологический сад, в котором проживают птицы и животн)
Всюду вывески висят. 
Если деньги накопить, 
Можно многое купить, 
Дом, одежду и завод, 
Самолёт и пароход.

Но нельзя купить росу, 
Птичье пение в лесу. 
И не спрятать в кошелёк 
Родничок и тополёк.

Помните, мы предполагали, рассуждали, о том, что нельзя купить?

-Наши предположения подтвердились?

- Нельзя купить красоту, - которую дарит нам природа, она бесценна. Ни за какие деньги не купить большое красивое зелёное дерево. Его нужно посадить и приложить немало усилий, чтобы оно выросло. Как редко мы задумываемся над этим!

А сорока на хвосте принесла нам задание.


hello_html_2a14de11.png

Рассмотрите рисунок. Положите в кошелёк то, что можно купить (соедините)

Продолжите предложение: «Я знаю, что ни за какие деньги нельзя купить ______________________________________________________________»

Что вам нравиться больше – городской шум или сельское утро? Почему?

То, что нельзя купить и нам дала природа, мы можем только сохранить. Давайте вспомним правила поведения в природе, поиграв в игру «Хорошо – плохо».

Перед вами зеленый и красный круги.

Поднимайте зелёный круг, если поступок правильный, красный круг – если не правильный:

  1. Развешиваем кормушки и домики для птиц.
  2. Мусорим в лесу.
  3. Ломаем ветки деревьев и кустарников.
  4. Включаем в лесу громкую музыку.
  5. Убираем мусор в лесу за собой и другими.
  6. Сажаем деревья и кустарники.

Давайте стараться жить так, чтобы земля вокруг нас оставалась щедрой и прекрасной, чтобы журчали на ней чистые ручьи, цвели цветы и пели птицы!

Я призываю вас, не только самим бережно относится ко всему живому,

но и напоминать об этом другим, ведь:

Дерево, трава и птица

Не сумеют сами защититься.

Если будут уничтожены они,

На планете мы останемся одни.

И в конце я предлагаю всем взяться за руки и подарить друг другу то, что тоже нельзя купить – улыбку, добрый взгляд, тепло своих ладошек.

А сейчас возвращаемся назад, уважаемые коллеги возьмите свои замечательные работы на память и скажите, возможно ли использовать в своей работе технологию продуктивного чтения? В каких видах деятельности? Спасибо всем за внимание и активное участие. Желаю вам удачи и успехов во всех начинаниях!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технология продуктивного чтения-слушания на примере сказки "Заюшкина избушка"

Технология продуктивного чтения-слушания на примере сказки "Заюшкина избушка"Вторая младшая группа...

Технологическая карта занятия по восприятию художественной литературы и фольклора на основе технологии продуктивного чтения-слушания на тему «Чудеса весеннего леса» на примере сказки Г.Скребицкого для детей старшей группы

Технологическая карта занятияпо восприятию художественной литературы и фольклора на основе технологии продуктивного чтения-слушания на тему «Чудеса весеннего леса» на примере сказки Г.Скре...

Конспект НОДпо восприятию художественной литературы и фольклора на основе технологии продуктивного чтения-слушания на тему «Красота зимнего леса» на примере сказки Г.Скребицкого для детей старшей группы

Конспект НОДпо восприятию художественной литературы и фольклора на основе технологии продуктивного чтения-слушания на тему «Красота зимнего леса» на примере сказки Г.Скребицкогодля детей с...

Конспект НОД с использованием технологии «продуктивного чтения-слушания»

Ознакомление с произведением В.Ю. Драгунского «Друг детства» с использованием технологии "продуктивного чтения-слушания....

Технология продуктивного чтения- слушания

quot;Заяц -хвастун" А. Н. Толстой...

«Технология продуктивного чтения-слушания. Алгоритм проектирования НОД художественно эстетической деятельности в контексте реализации системно-деятельностного подхода»

laquo;Технология продуктивного чтения-слушания. Алгоритм проектирования НОД  художественно эстетической деятельности в контексте реализации системно-деятельностного подхода»...