Мнемотехника в работе с дошкольниками
презентация по развитию речи

Шилина Оксана Анатольевна

 В настоящее время родители и педагоги всё чаще сталкиваются с такими проблемами в развитии детей, как:

 • маленький словарный запас

 • неумение согласовывать слова в предложении

 • нарушение звукопроизношения

 • плохое развитие связной речи

 • несформированность психических процессов

 • несовершенство различных видов мышления.

      Поэтому перед воспитателями встаёт задача, как помочь детям, но так, чтобы им было легко и интересно.

      Мнемотехника помогает упростить для детей процесс непосредственно-образовательной деятельности. Дети обучаются в интересной игровой форме, без умственных и эмоциональных перегрузок.

      Актуальность мнемотехники для дошкольников обусловлена тем, что как раз в этом возрасте у детей преобладает наглядно-образная память, и запоминание носит в основном непроизвольный характер: дети лучше запоминают события, предметы, факты, явления, близкие их жизненному опыту. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Мнемотехника2.78 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Подготовила: Педагог-психолог Шилина О.А. ГБОУ Школа №1357 «Школа на Братиславской » Здание №13 Использование мнемотехники в работе с детьми дошкольного возраста

Слайд 2

Актуальность Мнемотехника (« искусство запоминания » греч. я з.) - это система методов и приемов, обеспечивающих успешное запоминание, сохранение и воспроизведение информации, знаний об особенностях объектов природы, об окружающем мире, эффективное запоминание структуры рассказа, и, конечно, развитие речи . Мнемотехника для дошкольников эффективно помогает упростить процесс запоминания, развить ассоциативное мышление и воображение, повысить внимательность . В рамках ФГОС использование технологии мнемотехники в образовательном процессе позволяет интегрировать несколько образовательных областей: социально-коммуникативное развитие; познавательное развитие; речевое развитие; художественно-эстетическое развитие.

Слайд 3

Приемы мнемотехники Основные приемы запоминания мнемотехники основаны на ассоциациях, логическом мышлении, наблюдательности. Как любая работа, мнемотехника строится от простого к сложному. К аждый О хотник Ж елает З нать Г де С идит Ф азан Суть мнемосхем заключается в следующем: на каждое слово или маленькое словосочетание придумывается картинка (изображение); таким образом, весь текст зарисовывается схематично. Глядя на эти схемы – рисунки ребёнок легко воспроизводит текстовую информацию.

Слайд 4

Мнемотехника помогает развивать: зрительную и слуховую память ассоциативное мышление зрительное и слуховое внимание воображение творческое мышление м елкую моторику графические навыки словарный запас связную речь Задачи мнемотехники

Слайд 5

Мнемоническое запоминание состоит из четырёх этапов запоминание последовательности запоминание (соединение двух образов) кодирование в образы закрепление

Слайд 6

Структура мнемотехники Мнемоквадрат - одиночное изображение, которое обозначает одно слово, словосочетание или простое предложение ; Мнемодорожка – ряд картинок (от 4 и более), по которым можно составить небольшой рассказ в 2 - 4 предложения ; Мнемотаблица – это целая схема, в которую заложен текст ( рассказ, сказка и т. п.).

Слайд 7

Знакомить ребенка с мнемотехникой надо постепенно в игровой форме. Сначала показать ребенку мнемоквадрат , потом мнемодорожку , а потом мнемотаблицы . Возраст для занятия мнемотехникой Мнемотехнику в детском саду, как результативный метод запоминания можно начинать осваивать с младшего возраста на простых примерах, но рациональнее вводить её в занятия с 4-5 лет, когда у детей накоплен основной словарный запас . Примером мнемотехники в ДОУ могут быть таблицы, построенные на изображении последовательности процессов умывания, мытья рук, одевания, сервировки стола.

Слайд 8

Для того чтобы занятия проходили с пользой, стоит придерживаться нескольких простых правил : Начинайте с простого. Сначала познакомьтесь с единичными изображениями, а потом постепенно добавляйте сложность. 2. Не нагружайте детей. Не стоит показывать больше двух мнемотаблиц в день, и количество квадратов в таблице не должно быть больше 9 штук. 3. Изображения должны быть красочными и сначала обязательно цветными, чтобы привлекали внимание ребенка, так как они быстро запоминают цветные образы: солнце — желтое, трава — зеленая, небо –голубое, снег – белый и т.п. С детьми 5 - ти лет и старше можно использовать черно – белый вариант . 4. Меняйте тему занятий, чтобы не пропал интерес. На одном занятие выучили стих, на другом сказку. 5. Занимайтесь всегда только в хорошем настроение, и когда есть интерес. 6. И самое главное. Никаких занятий, только ИГРА. Все только в игровой форме. Заметили , что пропало внимание и интерес ребенка, закончите тренировку. Продолжить можно в другое удобное время . Правила работы с мнемотехникой

Слайд 9

Работа с мнемотаблицами и мнемодорожками Мнемотехнику в дошкольной педагогике называют по-разному: Воробьева В. К. называет эту методику сенсорно-графическими схемами. Ткаченко Т. А. – предметно-схематическими моделями. Большева Т. В. – коллажем. Ефименкова Л. Н – схемой составления рассказа. Мнемотехника строится строго от простого к сложному: мнемоквадрат-мнемодорожка - мнемотаблица Мнемоквадраты можно нарисовать; Подобрать раскраски и раскрасить их; Подобрать и скачать цветные картинки с интернета; Скачать готовые мнемоквадраты , опираясь на опыт других педагогов. Далее картинки необходимо вырезать и наклеить на цветной картон; Можно нарисованные или скаченные картинки на формате А4. Особенность методики – применение не только изображения предметов во время кодирования текста, но и придуманных символов. Данная методика значительно облегчает детям поиск и запоминание слов.

Слайд 10

Мнемоквадраты . Для начала детей знакомят с мнемоквадратами – понятными изображения, которые обозначают одно слово, словосочетание, его характеристики или простое предложение. 1. Даётся слово “девочка” и его символическое обозначение (картинка): Затем цепочка слов: солнышко, елочка, цыпленок, лиса, мяч, лягушка и др. А теперь, используя свои символы – картинки попросите ребенка воспроизвести цепочку слов. Это задание как раз показывает, как работает перекодировка информации в зрительный план и обратно. 2. Сочетание слов по символам . Например, маленькая девочка, большой дом, вкусный торт, круглый мячик и др.

Слайд 11

3. Воспроизведение предложений по условным символам приемом приложения. Например: «Маленькая девочка взяла корзинку и пошла в лес за грибами». Последовательный переход к мнемодорожкам Работа уже над несколькими предложениями, несложным стихотворением или загадкой, например: Загадка Под соснами, под елками, лежит мешок с иголками.

Слайд 12

Содержание мнемотаблицы - это графическое или частично графическое изображение персонажей сказки, явлений природы, некоторых действий и др. Главное – нужно было передать условно-наглядную схему, изобразить так, чтобы нарисованное было понятно детям. Затем задания усложняют, демонстрируя мнемотаблицы Этапы работы с мнемотаблицей 1 этап: Рассматривание таблицы и разбор того, что на ней изображено. 2 этап: Определение элементов символов (формы, величины, действия, введение отрицаний). 3 этап: Использование опорных схем на всех видах занятий, различных видов деятельности (для выработки у ребёнка привыкания, понимания, что символ универсален ). 4 этап: Сочетание символов, чтение в цепочки. 5 этап: Самостоятельный поиск детьми изображений, символизирующих какое-либо качество. 6 этап: Творческое создание детьми опорных схем. 7 этап: После перекодирования осуществляется пересказ сказки или рассказ по заданной теме. В младших группах с помощью воспитателя, в старших – дети должны уметь самостоятельно.

Слайд 13

Варианты мнемомотаблиц По сугробам напрямик, Шел веселый снеговик. А в руке его была, Не корзина,не метла, Не плитка шоколадная , А елочка нарядная!

Слайд 15

Этапы работы над стихотворением: Выразительно прочитайте стихотворение. 2. Затем еще раз, но с опорой на мнемодорожку ( мнемотаблицу ). 3. Задайте вопросы по содержанию стихотворения. 4. Выясните, какие слова непонятны ребенку, объясните их значение в доступной для ребенка форме. 5. Читайте отдельно каждую строчку стихотворения, а ребенок должен повторять ее с опорой на мнемодорожку . 6. Попросите ребенка рассказать стихотворение с опорой на мнемодорожку .

Слайд 16

Работа с пересказом, составление рассказа – описания. 1.Выразительно читаем текст с опорой на изображение. 2. Читаем рассказ еще раз, указывая на изображение в таблице, чтобы у ребенка возникла взаимосвязь «слово – картинка». 3. Обсуждаем изображение, задавая вопросы: «Как ты считаешь, а про какое время года идет речь?»; «Ты запомнил, снег где?»; «А какой он (снег)?»; «А погода, какая?»; «Как оделись дети?»; «Чем они занимались на улице?»; «По их мнению, зимой хорошо или плохо?» 4. Потом читаем рассказ еще один раз . 5. Просим пересказать ребенка рассказ с опорой на картинки . Наступила зима. Всюду белый , пушистый снег . Холодно на улице . Дети оделись тепло, и пошли гулять. Они покатались на санках, лыжах, поиграли в снежки, слепили веселого снеговика. Хорошо зимой! Пересказ рассказа «Здравствуй, зимушка – зима!»

Слайд 17

На начальных этапах работы можно использовать вариант разрезной мнемотаблицы используя приемы наложения. Детям с ОВЗ вполне доступен совместный пересказ знакомых сказок. Для детей младшего и среднего дошкольного возраста необходимо давать цветные мнемотаблицы , так как в памяти у детей быстрее остаются отдельные образы : лиса- рыжая, мышка- серая , ёлочка- зелёная. модель русской народной сказки «Репка» для младшего дошкольного возраста модель русской народной сказки «Курочка Ряба»

Слайд 18

Составляем рассказ описание. Чтобы описать фрукт или овощ с опорой на мнемотаблицу , надо: Озвучить для ребенка вопрос, показывая на квадрат, в котором данный вопрос написан. Уточнить, понятно ли почему в этом квадрате нарисовано такое изображение. Если ребенку не понятно, объяснить ему в простой форме. Привести пример описания. Попросить ребенка, чтобы теперь он Вам описал какой — то овощ или фрукт, опираясь на таблицу.

Слайд 19

3. Необходимо закреплять пройденный материал использования мнемодорожек и мнемотаблиц . 4. Если работа предполагает использование сюжетных картинок, то ребенка можно попросить их раскрасить или обвести отдельные предметы цветным карандашом. (с большей вероятностью запоминаются те предметы, которые выделяются цветом или формой). 5. Подключение ритмических рисунков, к заучиванию, например, стихов. 6 . подключение метода фонетических ассоциаций (подбор созвучных слов ). Учитывая особенности обучающихся с ОВЗ, необходимо : 1. Предлагать ребенку небольшое количество материала, неоднократно повторять показ действий с тем или иным материалом, заканчивать упражнение при достижении первого результата, так как ребёнок быстро истощается, не может долго работать. 2. Дети с нарушениями в развитии выбирают упражнения, которые могут выполнить, а упражнения, вызывающие затруднения, игнорируют, хотя иногда и испытывают интерес. Важно не упустить этот момент интереса и помочь ребёнку в овладении упражнением: достижение успеха приводит к самоуважению и возникновению дальнейшей потребности в развитии. Внимание!

Слайд 20

Улучшается память, внимательность, воображение, фантазия. Развивается речь, увеличивается словарный запас . Представления об окружающем мире расширяются. Формируется наглядно образное и абстрактное мышление, интеллект. Ребенок учиться выстраивать логические цепочки , легко запоминает информацию. Пересказ сказок, рассказов и заучивание стихов , для дошкольника превращается в увлекательную игру. Мнемоника включает в работу оба полушария головного мозга . Раскрываются творческие способности детей . Результат использования мнемотехники

Слайд 21

1. Большева , Т. В. «Учимся по сказке. Развитие мышления дошкольников с помощью мнемотехники», 2001. 2. Полянская , Т. Б. «Использование метода мнемотехники в обучении рассказыванию детей дошкольного возраста», 2009. 3. Малетина , Н. «Моделирование в описательной речи детей с ОНР», 2004. 4. Чохонелидзе , Н. «Учим стихи по картинкам», 2006. 5. Белоусова , С. «Развитие лексики и грамматического строя речи у дошкольников», 2005 . 6. Воробьёва В.К. Методика развития связной речи у детей с системным недоразвитием речи. М., 2005 г.; 7. Глухов В.П. О формировании связанной описательной речи у старших дошкольников с ОНР. Дефиктология , 2020 г. http ://conf.cpkro.kirov.ru/load/razvitie_lichnosti_uchashhikhsja_i_vospitannikov/razvitie_lichnosti_uchashhikhsja_i_vospitannikov_v_uslovijakh_sovremennogo_obrazovanija/ispolzovanie_metoda_mnemotekhniki_v_obuchenii_rasskazyvaniju_detej_doshkolnogo_vozrasta_v_gruppakh_kompensirujushhej_napravlennosti/11-1-0-130 Использование метода мнемотехники в обучении рассказыванию детей дошкольного возраста в группах компенсирующей направленности http://www.boltun-spb.ru/mnemo.html Литература

Слайд 22

Спасибо за внимание! К . Д. Ушинский писал: «Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам- он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он усвоит на лету».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сообщение и презентация на тему: «Использование мнемотехники в работе с дошкольниками по речевому развитию»

В данном сообщении и презентации я предлагаю использовать приёмы мнемотехники по речевому развитию дошкольников....

«Использование мнемотехники в работе с дошкольниками по речевому развитию»

Проблема речевого развития дошкольников  в современной педагогике и психологии очень актуальна. Мы видим, что большое количество детей имеют низкий уровень коммуникативного  развития, дошкол...

Презентация "Мнемотехника в работе с дошкольниками с ТНР"

Использование мнемотехники в логопедии...

Консультация для воспитателей «Использование мнемотехники в работе с дошкольниками по речевому развитию»

Консультация для воспитателей «Использование мнемотехники в работе с дошкольниками по речевому развитию» способствует решению проблем речевого развития дошкольников...

Педсовет "Мнемотехника в работе с дошкольниками"

Мнемотехника (мнемоника) –  искусство запоминания, означает совокупность приемов и способов, облегчающих запоминание и увеличивающих объем памяти путем образования искусственных ассоциаций....

Использование мнемотехники в работе с дошкольниками

Мнемотехника это своего рода схемы в основе их лежат ассоциации, которые помогают запоминать и воспроизводить информацию. В последнее время в дошкольных учреждениях приемами мнемотехники пользуются оч...

Консультация на тему: «Использование мнемотехники в работе с дошкольниками по речевому развитию»

Консультация на тему: «Использование мнемотехники в работе с дошкольниками по речевому развитию»...