Статья
статья по развитию речи (подготовительная группа)

Нейропсихологические игры,как средство развития речи детей старшего дошкольного возраста

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Статья24.37 КБ

Предварительный просмотр:

Нейропсихологические игры как средство развития речи детей старшего дошкольного возраста.

Александренко Елена Владимировна,

Воспитатель.

МАДОУ «Детский сад №482» г.Челябинска

Актуальность.

В последнее время каждый педагог может отметить увеличение в группах детских дошкольных учреждений детей с задержкой речевого развития, не умеющих концентрировать внимание, имеющих проблемы с координацией, общей и мелкой моторикой, памятью.

Этим детям очень сложно осознать и выполнить сложные инструкции. Так как их внимание рассеивается, дети улавливают только какую-то часть. Отсюда в дальнейшем страдают навыки чтения.

В итоге эти дети приходят в школу, и не могут освоить чтение и письмо. Чтобы количество детей с перечисленными проблемами сократилось (а их число неуклонно растёт) необходимо решить все эти проблемы в дошкольном возрасте.

Поэтому одним из актуальных направлений внедрения инновационных технологий в коррекционный процесс является использование нейропсихологических игр.

Нейрогимнастика для мозга в педагогике называется также кинезиологическими упражнениями. Кинезиология (от греческих «кинезис» — движение и «логос» — знание) – это прикладная наука, помогающая развивать умственные способности личности через выполнение определенного рода заданий. Она помогает сбалансировано развивать оба полушария головного мозга. Направление возникло в 60-е годы прошлого века, поэтому может считаться довольно молодой наукой.

Нейропсихологические игры представляют собой комплекс упражнений, которые могут выполняться взрослыми и детьми всех возрастных групп.

Этот комплекс упражнений направлен на усиление взаимодействия полушарий головного мозга. Развитие интеллектуальных способностей и творческого начала ребенка происходит при помощи выполнения определенных движений, именно в этом и состоит суть гимнастики для мозга. Чтобы регулярно выполнять нейропсихологические игры, достаточно уделять от 5 до 7 мин. в день.

Регулярное выполнение нейропсихологических игр приносит ребенку пользу:

-  улучшает функции долгосрочной памяти;

- обеспечивает более быстрое восприятие и обработку информации, которая поступает из окружающего мира;

-  повышает физическую и умственную работоспособность;

- стимулирует развитие мелкой и более крупной моторики пальцев верхних конечностей;

- ускоряет процесс развития физиологических способностей к выполнению асимметричных и симметричных движений;

Игры выборочно можно включать в любые занятия как разминку, переключение с одного вида деятельности на другое, или если у детей рассеялось внимание.

Для детей дошкольного возраста следует проводить тренировки так, чтобы участникам было весело и интересно. На занятиях должна царить доброжелательная атмосфера, поэтому можно включать музыку, которая нравится малышу.

Цель: Развитие речи детей с помощью нейропсихологических игр.

Задачи:

-способствовать развитию речи, памяти и внимания;

- стимулировать развитие мелкой и более крупной моторики рук;

- повышать физическую и умственную работоспособность.

В своей работе мы используем нейропсихологические игры, в индивидуальной и в групповой работе с детьми старшей группы. Начинаем знакомство с не сложных упражнений доступных для каждого ребенка, например, «Кулак-ладонь-ребро» разучивание начинаем в медленном темпе с ведущей руки, далее переносим на вторую руку. При успешном выполнении просим выполнить упражнение двумя руками одновременно. На втором этапе идёт усложнение дети выполняют движения проговаривая скороговорки, чистоговорки.

Одновременное проговаривание слов и выполнение соответствующих движений отлично развивают взаимодействие левого и правого полушария и ещё способствует развитию речи.

Автоматизируем звуки изолировано, выкладываем букву по контуру, проходя по звуковым дорожкам, автоматизируем звуки в слогах с одновременным показом поз руками. Согласовываем числительные с существительными, автоматизируем в словах и чистоговорках. Все речевые задания проводятся с выполнением заданной позы руками.

1. "Кулак – ребро – ладонь".

Ведущий показывает ребенку три положения ладони на столе, последовательно сменяющих друг друга: раскрытая ладонь на столе, ладонь, сжатая в кулак, ладонь ребром на столе. Сначала упражнение выполняется вместе с ведущим:

а) ладонью правой руки;

б) ладонью левой руки;

в) обеими ладонями одновременно.

2."Лезгинка".

Ребенок складывает левую руку в кулак, большой палец отставляет в сторону, кулак разворачивает пальцами к себе. Правой рукой прямой ладонью в горизонтальном положении прикасается к мизинцу левой. После этого одновременно меняет положение правой и левой рук в течение 6-8 смен позиций. Необходимо добиваться высокой скорости смены положений.

3. «Кольцо». По очереди и как можно более быстро перебирать пальцами рук, соединяя их в кольцо с большим пальцем (последовательно: указательный, средний, безымянный и мизинец). Упражнение повторять в прямом порядке (от указательного пальца до мизинца) и в обратном (от мизинца до указательного).

4. «Цепочка». По очереди и как можно быстрее перебирать пальцами рук, соединяя их в кольцо с большим пальцем (поочередно: указательный, средний, безымянный и мизинец). В «кольцо» попеременно пропускаем «кольца» из пальцев другой руки. Упражнение повторять в прямом порядке и в обратном.

5. «Нос-ухо». Левой рукой держимся за правое ухо, правой рукой – за нос, затем хлопок и меняем положение: правой рукой – за левое ухо, левой рукой – за нос.

6. «Путаница». Нужно положить правую ладонь на голову, левую — на живот. Затем поглаживайте по голове от макушки к лицу, а живот поглаживайте круговыми движениями.

7. «Молоток-пила». (упражнение выполняется либо на столе, либо на коленях) Левой рукой как бы пилим пилой, правой в это же время «забиваем молотком гвозди».

8. Упражнение " Двойной рисунок ". направлен для осознавания движения и ориентации тела в пространстве, активизирует мозг для координации "руки - глаза", в разных зрительных полях.

Это одновременное рисование обеими руками сразу, развивает межполушарное взаимодействие.

9. Игра с передачей мяча.

Играют двое участников. Игроки передают друг другу мяч, выполняя словесную инструкцию. Одной рукой игрок передаёт мяч, другой –принимает. Играя, автоматизируем звуки, обогащаем словарь по лексической теме, развиваем грамматический строй речи и т.д. развивает реакцию, координацию движений и межполушарное взаимодействие.(например: игрок передающий мяч проговаривает твёрдый согласный звук «м», второй в ответ- мягкий согласный звук «м’» или первый игрок называет слово, второй-слово противоположное  по значению).

 Подводя итог, следует отметить, что регулярное выполнение нейропсихологических упражнений позволило добиться положительных результатов:

- Улучшается память, внимание, речь, совершенствуются пространственные представления, развивается мелкая и крупная моторика, снижается утомляемость.

– Дети включаются в деятельность более активно, лучше воспринимают информацию.

– Качество двигательных навыков стало значительно выше, трудности переключения с одного вида движения на другое заметно сократились.

– Выполнение упражнений доставляет детям удовольствие, заряжает их энергией и позитивом, повысилась работоспособность.

Таким образом использование нейропсихологических игр педагогами дают возможность более качественно вести работу по развитию речи детей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

СТАТЬЯ Статья Организация условий для экологической работы с детьми внутри дошкольного образовательного учреждения

Мир природы – это естественная среда обитания человека, обеспечивающая нормальное существование и жизнедеятельность людейВ дошкольном детстве закладываются основы личности и в том числе позитивное отн...

Идеальный отец « Отцом может стать каждый, но только настоящий мужчина способен стать Папой »

Он всегда готов поддержать и помочь Он понимает, что ребенок не должен быть точной его копией Он - оплот дисциплины...

Статья на тему:Духовно-нравственное воспитание детей дошкольного возраста на основе произведений устного народного творчества. Статья на тему: Конструктивное взаимодействие педагогов ДОУ с родителями.

«Конечная цель разумного воспитания детей заключается в постепенном образовании в ребенке ясного понимания вещей окружающего мира. Затем результатом понимания должно стать возведение добрых инстинктов...

Статья на тему:"Обучение детей управлению куклами на ширме" ( статья ориентирована на младший и средний возраст)

Знакомясь с куклами,детям необходимо объяснить основные приемы кукловождения. Когда игрушки "разговаривают",то слегка двигаются,другая внимательно слушает....

статья в сборнике научно - практических и научно - методических статей

[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"6822887","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"349","width":"480"}}]][[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"6822913","at...

СТАТЬЯ Статья по театрализованной деятельности (младший дошкольный возраст) по теме: "Значение театрализованной деятельности в развитии детей дошкольного возраста"

ldquo;Театр – это волшебный мир.Он дает уроки красоты, моралии нравственности.А чем они богаче, тем успешнееидет развитие духовного мирадетей…”(Б. М. Теплов)Театр, как известно, лю...

Статья "Чтобы стать дубовым росточком..."

Нашей младшей группе полгода. Наряду с командообразованием, у нас активно идет процесс формирования круга чтения. Причем, по моим наблюдениям, они связаны: чем сплоченнее группа, тем интереснее происх...