НОД "Три поросенка"
план-конспект занятия по развитию речи (средняя группа)

Роза Радиковна Салихова

Технологическая карта проведения непосредственно-образовательной деятельности

по развитию речи с использованием ТРИЗ технологии

Группа№2 (дошкольный возраст 4л.- 5л.)

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nod_salihova_r.r.docx23.7 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта проведения непосредственно-образовательной деятельности

по развитию речи с использованием ТРИЗ технологии

Группа№2 (дошкольный возраст 4л.- 5л.)

Воспитатель: Салихова Р.Р.

Тема: «Три поросенка».

Программное содержание:

  • Обучающие: познакомить детей с английской сказкой «Три поросенка», помочь понять ее смысл, формировать умения составлять проблемные задачи по содержанию сказки, продолжать учить считать в пределах 3,совершенствовать умение различать и называть геометрические фигуры (круг, квадрат, треугольник).
  • Развивающие: способствовать развитию детской инициативы, воображения, логического мышления, памяти, интерес к выполнению заданий.
  • Воспитательные: воспитывать доброжелательность и отзывчивость, желание оказывать помощь, проявлять заботу.

Словарная работа: надежный, крепкий, сильный, высокий, каменный.

Взаимодополнение образовательных областей: речевое развитие, познавательное развитие, физическое развитие.

Культурные практики: игровые, коммуникативные, рассматривание, конструирование.

Методы и приемы:

  • Практические: составление целого из частей, самостоятельная деятельность детей по центрам активности, математика (порядковый счет, составление целого из частей, работа  с геометрическими фигурами); конструирование (дом).
  • Словесные: беседа педагога, вопросы-рассуждения  детей.
  • Наглядные: рассматривание слайдов с изображением домов трех поросят.

Материалы и оборудование: игрушка поросенок, мультимедийный экран (презентация), мягкие модули, конструкторы, геометрические фигуры.

 

Мотивационный

этап

Основные моменты

Форма проведения, оборудование

Ход занятия

Организационный момент

Психологическая минутка

(на сплочение, дружбу, добро и т.д.).

Стоя на ковре в кругу, держась за руки

«Здравствуй»
Здравствуй_ солнце золотое,

Здравствуй- небо голубое,

Здравствуй- легкий ветерок,

Здравствуй- маленький дружок,

Здравствуй-утро,

Здравствуй-день,

Нам здороваться не лень.

Мотивация детей

Создать, придумать проблему от лица какого- либо персонажа, героя, рассказ  какой-нибудь ситуации .др.

Стоя на ковре полукругом

Раздается звук поросенка (хрю-хрю).

- Ребята, слышите, что за звук? Как вы думаете, кто такие звуки издает?

- (Ответы детей)

- правильно, ребята, молодцы, это поросенок. Он наверное спрятался от нас, давайте поищем его вместе. (поиск поросенка)

- ой какой поросенок красивый. Он пришел в гости к нам. А как вы думаете, ребята, из какой сказки он к нам пришел?

(ответы детей)

- Ребята, вспомните, как звали поросят?

(Ниф-Ниф, Нуф-Нуф, Наф-Наф)

- Что строили поросята?

- Дома

-Какие дома построили себе поросята?

- из веток, соломы и камней (показ слайда)

- чей дом был самым лучшим?

- из камня

- а почему вы думаете, что дом из камня был самым надежным?

- потому что, дом из камня крепким, сильным и надежным, теплый, замечательный, большой, высокий, просторный и красивый.

- Как вы думаете, зачем Наф-Нафу такой крепкий дом?

-ответы

-почему он не построил себе дом как его братья из соломы и веток?

- чтоб не замерзнуть зимой, укрыться от волка.

Актуализация знаний детей. Модель трех вопросов.

Что мы знаем? Что хотим узнать? Как мы это будем делать?

Задается вопросы детям по теме. Выяснить, что дети уже знают по этой проблеме. При необходимости дать новые знания.

Задание 1. (составление целого из частей-математика).

Чтоб туда попасть нужно сложить пазл и разгадать ключ к подсказкам. Для этого вам нужно разделиться на 4 команды по 3 человека и встать за любой стол (на каждом столе разложены  разрезные картинки первобытного человека из 6 частей, воспитатель дает четкие указания). Ключ к подсказкам вы разгадали, вот мы попали в мир первобытных людей.

Что же это за подсказки, давайте посмотрим.

1.Что мы знаем? (жилища, пища, отдых-смотрели презентацию).

2.Что хотим узнать? (попробовать жить как первобытные люди?)

3.Что для этого нужно сделать? Какие действия произвести? Дети пытаются прочитать схематичное изображение того, что нужно сделать (-поострить жилища, добыть еду -  (вода, ягоды, грибы, коренья, травы, мясо), отдых (развлечение-танцы вокруг костра (можно использовать искусственный костер), рисование).

Дать новое знание: на какого животного похож мамонт (на слона), где брали воду (из ручьев и родников), рисовали углем на скалах, камнях. Показать слайды на экране, понятные возрасту дошкольников.

Содержательный этап

Выполнение детьми заданий (опыты, экспериментирование, ручной труд, конструирование, рисование, лепка и.др. виды деятельности ).

Работа рядом (ранние, младшие), в паре, в команде (средние, старшие) в  центрах активности (по модулям в группах стеам) (самостоятельно/с небольшой помощью взрослого).

Нужно дать детям выбор: выбрать себе пару или команду, помочь им распределиться, выбрать материал с чем ребенок будет действовать.  Дети что - то строят из разных видов конструкторов, природных материалов, рисуют, лепят, ручной труд из коробок, бумаг, картона, создают коллективные работы и т.д.

Работают дети стоя за столами, сидя на ковре или модулях. На стулья за столы садятся при крайней необходимости: рисуют или лепят и.др.

Задание 2. Порядковый и количественный счет до 6.

Дети  выстраивают последовательность действий (схем) на мольберте, соотносят цифру с действием:

Задание 3. Соотношениях «больше на», «меньше на», закреплять умение различать и называть геометрические фигуры.

1-жилище (конструирование);

Что нам нужно сделать в первую очередь, чтобы выжить на необитаемом острове: укрыться от непогоды и диких животных (построить жилище). Что нам для этого понадобится? (дети выбирают необходимые атрибуты, конструируют жилище).

-Сколько камней вы использовали для сооружения жилища?

-Сколько шкур?

-Чего больше?

-На сколько больше?

-Чего меньше?

-На сколько?

-Из каких камней вы делали стену, из каких крышу? Какой формы?

Теперь и у нас с Вами есть, где жить, укрыться от дождя и диких животных

2-вода (опыт с очищением грязной воды-лаборатория)-как вы думаете как можно очистить грязную воду? Провести опыт очищения грязной воды.

Задание 4. Упражнять в сравнении двух групп предметов.

3-пища Чем питались древние люди? Здесь нет магазинов, где можно купить продукты? (они собирали грибы, ягоды, коренья, травы, ходили на охоту). (отобрать из 2 групп предметов (современной еды) пищу первобытного человека (вода, ягоды, грибы, коренья, травы, мясо)-наука).

Игровое упражнение. Уважение к предкам, доброжелательность и дружелюбие.

4-искуственный костер (игралочка)-

Когда люди возвращались с удачной охоты, они устраивали праздник, разводили костер (раньше не было спичек? Как вы думаете как они добывали огонь?) и  танцевали вокруг костра  т.е. отдыхали (показать на слайде, (разводили костер, берегли огонь как  домашний очаг )

5-пляски вокруг костра (игралочка)-

Как они отдыхали? (устраивали пляски вокруг костра-включить музыку, дети танцуют). Какой огонь (горячий, яркий, красно-желтый).

Задание 5. Познакомить с нетрадиционным материалом-уголь.

6-рисование углем (творчество) –Ребята, а что делали люди во время дождя, ведь у них не было, телевизоров, книг, игрушек (рисовали). В древние времена не было красок, карандашей и люди рисовали на скалах. Сначала выцарапывали рисунки камнями, а позже заметили, что угли от костра оставляют след и рисовали углями

Давайте мы сегодня как первобытные люди попробуем порисовать необычным материалом-углем. У вас ручки запачкаются, мы потом их вымоем. Какие красивые рисунки у Вас получились. Ребята посмотрите мы с вами прошли весь путь: от жилища до отдыха. Нам пора вернуться с необитаемого острова в настоящую жизнь.

Рефлексивный этап

Итог

Презентация своей работы сверстникам. В ранних и младших группах – кто приходил, кому помогали. Со средних групп -

Что получилось? Не совсем получилось? Почему? Что было легко? Что далось  трудно?

Стоя на ковре полукругом или в кругу, или на модулях сидя.

Вот так раньше жили первобытные люди. Как Вы думаете, тяжело им было? Почему? Что вы узнали? Что получилось? Не совсем получилось? Почему? Что было легко? Что далось  трудно?

Им было тяжело, но они были очень дружны и всегда помогали друг другу, поэтому люди развивались, становились лучше,  добились больших успехов.

Рефлексия

Похвала детей от имени персонажей (ранние, младшие группы).

Оценка своей (или сверстника) деятельности (фишками, наклейками и т.д) (начиная со средних+ старшие группы).

Стоя на ковре полукругом или в кругу, или на модулях сидя.

Оценка своей деятельности фишками (смайликами –улыбающийся и немного грустный) обговаривается заранее в группе, проводится всегда, становится традицией.

Давайте, сейчас каждый из вас попробует оценить свои успехи с помощью фишек/смайликов как он справился с заданиями. Высказывания детей.

Поддержка детской инициативы

1.Самостяотельный выбор  детей игрового (учебного) материала и оборудования в пределах цели занятия.  

2. Возможность пробовать, делать ошибки, исправлять, высказывать свои суждения и делать умозаключения.

3. Оказывать взаимопомощь своим сверстникам в доброжелательном тоне.

4. Хвалить детей за достигнутый результат.  В каждом ребенке нужно найти положительное и отметить это при всех.

 5. Похвалой и поощрением может служить какое - то ответственное поручение.

6. Придумать традицию оценивать свои поступки и дела фишками или смайликами (должны быть на каждого ребенка (для детей всегда игра или занимательное дело, слово «занятие» используется   педагогом  только для себя).  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация на тему "Сказка три поросенка"

В презентации говорится о работе по подготовке спектакля по сказке "Три поросенка". Раскрываются методы и приемы актерского тренинга....

Физкультурный досуг с детьми старшей группы по физическому воспитанию по сказке "Три поросенка"

Досуг построен в игровой форме по сказке "Три поросенка."  Серия используемых игр способствует закреплению двигательных навыков детей...

С.Михалков.Три поросенка

Текст сказки Сергея Владимировича Михалкова "Три поросенка"...

"Три поросенка учатся архитектурному делу"

Призентация интегрированного занятия. Виды деятельности: физическая культура и изодеятельность. Старшая группа....

Конспект занятия по лепке "Поросенок" в средней группе (4-5 лет) в рамках осуществления проекта "Домашние животные"

Обучение созданию нужного образа из капсулы киндер-сюрприза и пластилина. Упражненине в уме­нии соединять части, прижимая их друг к другу. Побуждение детей соотносить слова и движения рук, пальцев....

Сценарий в стихах для дошкольников по мотивам сказки «Три поросенка»

Сценарий сказки предназначен для использования в играх-драматизациях с участием детей и взрослых.Расчитан на широкий круг педагогов ДОУ....