Развитие речи детей с ОНР на материале сказок
статья по развитию речи (старшая группа)

Анисимова Татьяна Игоревна

Одним из актуальных вопросов педагогики на современном этапе является поиск новых форм и методов обучения и воспитания детей.  Наряду с поиском современных моделей обучения и воспитания, необходимо возрождать лучшие образцы народной педагогики. В различных областях работы с детьми дошкольного возраста, имеющими речевые нарушения, находит свое применение сказка – сокровищница русского народа.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razvitie_rechi_detey_s_onr_na_materiale_skazok.docx16.05 КБ

Предварительный просмотр:

Развитие речи детей с ОНР на материале сказок

 Анисимова Т.И.

Одним из актуальных вопросов педагогики на современном этапе является поиск новых форм и методов обучения и воспитания детей.  Наряду с поиском современных моделей обучения и воспитания, необходимо возрождать лучшие образцы народной педагогики. В различных областях работы с детьми дошкольного возраста, имеющими речевые нарушения, находит свое применение сказка – сокровищница русского народа.

Возможности сказок в системе воспитательно-образовательной  работы огромны. Педагог, рассказывая сказку, имеет возможность предложить ребенку связанные с сюжетом сказки «сказочные» задания, направленные на развитие речи. Мотивация к выполнению таких заданий у ребенка гораздо выше, чем к обычным упражнениям. Сюжеты народных сказок несложны и жизненны, в текстах много повторов, устойчивых оборотов — все это значительно облегчает понимание текста детьми. Сказка способствует лучшему усвоению нового слова, так как именно в тексте полнее отражается значение слова, его возможные связи с другими словами. Также понимаются легче развернутые инструкции к заданиям, обыгрывающим действия персонажей и сюжетные ходы сказки, даже если в обыденной жизни для дошкольника затруднительно выполнить задание по многоступенчатой инструкции. Сказка способствует созданию на занятии благоприятной психологической атмосферы, обогащению эмоционально-чувственной сферы ребёнка (умение сопереживать героям сказки, умение передавать эмоциональное состояние героя сказки, развитие мимики, пантомимики, общей моторики). Разыгрывая  сюжеты любимых сказок, ребенок учится различать и правильно произносить звуки речи, составлять предложения. Творческий подход к использованию сказки позволяет предлагать «сказочные» занятия детям самых разных возрастов с различным уровнем речевого и интеллектуального развития.

Главным условием работы со сказкой  выбор занятия такого уровня сложности, чтобы оно было  посильно, интересно и увлекательно для детей. В работе с детьми мы используем систему занятий на основе русских народных сказок для детей разных возрастов, рекомендованную  О.Б. Сизовой («Шесть шагов к развитию речи») и А.А. Гуськовой («Развитие монологической речи детей 6-7 лет»).

Нами используются следующие формы работы со сказкой:

  • пересказ по вопросам,
  • подсказка слова или фразы,
  • совместный пересказ ребенка и педагога,
  • отраженный пересказ,
  • пересказ по частям,
  • пересказ по сюжетным картинкам,
  • пересказ по ролям,
  • хоровое проговаривание,
  • игра-драматизация,
  • инсценировки сказок.

Также мы используем систему по формированию связной речи Т.А. Ткаченко, включающую в себя следующие формы работы:

  • пересказ сказки с использованием фланелеграфа,
  • с наглядной опорой в виде серии сюжетных картин,
  • с опорой в виде одной сюжетной картины.

 «Сказочные» задания эффективно включаются в занятия: дети всегда рады переключиться на сказочный лад (например:  получают письмо от Незнайки, помогают  Петушку  и т. д.).  Используются дидактические игры: «Шутку продолжи сказкой», «Салат из сказок», «Сказочные задачи» и т. д.

В ходе рассказывания и наглядной демонстрации хорошо знакомой ребенку сказки педагог предлагает помочь персонажам, выполнив различные задания (замесить вместе с бабушкой тесто, «пробежаться» с Колобком по дорожке, перехитрить лису и т.д.). На  занятиях также используется и авторская сказка, которую педагог придумывает сам и разыгрывает вместе с ребенком с помощью картинок или игрушек. Ребенок не только смотрит и слушает, но и является активным участником сказки, выполняя предложенные педагогом задания.

У детей с ОНР наблюдаются особенности в формировании мелкой моторики рук: недостаточная координация пальцев рук, точности и ловкости движений. Целенаправленная работа по развитию мелкой моторики пальцев рук ускоряет созревание речевых областей и стимулирует развитие речи ребенка. Поэтому мы включаем в занятия упражнения, направленные на развитие мелкой моторики. При этом используются отрывки хорошо знакомых детям русских народных сказок, иллюстрации с необычными заданиями к ним. Часть изображений дается в виде накладывающихся друг на друга контуров, которые ребенок должен разглядеть и обвести нужное изображение или выбрать для обводки изображение по своему желанию. Такие задания очень полезны всем детям, так как, тренируясь в различении контурных изображений, они будут меньше путать  похожие буквенные начертания при обучении письму. Небольшие упражнения по рисованию симметричных фигурок и узоров сразу двумя руками потренируют детей в умении координировать свои движения. Прописи под иллюстрациями, ориентированные на сказочный сюжет, в отличие от традиционных, требующих большей концентрации внимания, привлекают детей, которые хорошо помнят сказку.

Главное, чтобы взрослый помнил: сказка для ребенка — игра, волшебство. В игре, с улыбкой, с радостным отношением к миру результаты не заставят себя ждать.

Список литературы

  1. Михайлова А.Я. Современный ребенок и сказка. М., 2002
  2. Гуськова А.А. Формирование словаря и связного высказывания детей с общим недоразвитием речи на материале сказок //Логопед, 2008. №4  

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие речи детей дошкольного возраста посредством придумывания сказок

Данный материал предлагает методику (этапы) составления коллективных сказок в игровой деятельности как один из приемов развития речи детей старшего дошкольного возраста. Творческое коллективное с...

Развитие речи детей младшей группы на материале русской народной сказки «Теремок».

Проект по развитию речи через театрализованную постановку на основе сказки "Теремок"...

Проект "Развитие речи детей младшей группы на материале русской народной сказки «Колобок»"

ПроектРазвитие речи детей  младшей группы на материале русской народной сказки«Колобок»...

Развитие речи детей с помощью саиостоятельного сочинения сказок

Статья кратко рассказывает о преимуществах развития речи с помощью сочинения сказок...

Самообразовательноая деятельность педагога "Развитие речи детей старшего дошкольного возраста средствами сказок и художественных произведений"

Данные материалы являются методическими разработками, которые могут использовать педагоги ДОУ в своей работе с детьми ....

Консультация для родителей «Развитие речи детей посредством изучения русских народных сказок»

laquo;Сказка ложь, да в ней намёк, добрым молодцам урок» - эти слова мы знаем с детства. Сказка – удивительное явление народного творчества....

Развитие речи детей дошкольного возраста с помощью сказок

Речевое развитие детей дошкольного возраста в соответствии с  требованиями ФГОС ДО ставит цель:формирование устной речи и навыков речевого общения с окружающими на основе овладения литературным я...