Народная игрушка и ее воспитательное и развивающее значение в эстетическом и эмоциональном развитии детей
статья по развитию речи (средняя группа)
Цель: познакомить детей с народной игрушкой.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Народная игрушка и ее воспитательное и развивающее значение в эстетическом и эмоциональном развитии детей
Народная игрушка давно вошла и быт детей и стала настолько обычным явлением, что нужно специально указывать на неё, как на продукт народного творчества.
В народной игрушке отражён разнообразный круг детских интересов: от знакомства с бытовыми предметами, она ведёт ребёнка в мир животных, людей, в мир фантазии.
Русская народная игрушка имеет свою историю, подтверждающую, что она не случайное явление, а предмет народного искусства, имеющий свои традиции.
Подходя к народной игрушке с точки зрения педагогической, мы видим, что она основана на тонком знании психологии ребенка и разносторонне воздействует на развитие его чувств, ума и характера.
В сюжетной игрушке отображён мир сказок и сказочных образов, а так же и тот круг жизненных явлений, с которыми сталкивается ребёнок в повседневной жизни.
Традиционные для изобразительного народного искусства фигуры женщин в игрушке, так и в вышивке, резьбе, показывают органическую связь игрушки с народным искусством.
В народной русской игрушке ярко выражено стремление порадовать, повеселить ребенка.
Выделяется забавная игрушка, радующая детей свистом, писком, действием. Широко известны игрушки: ванька-встанька, волчки, дудки, свистульки, клоуны.
В народной игрушке народ отражает ребенку свою любовь и ласку, свою веселость и смех, свои думы и знания, свое умение, - в этом большая сила ее влияния на ребенка. Через народную игрушку кто-то совсем близкий и ласковый говорит с ребёнком правдиво, мудро. В ней много теплоты, которая выражается в заботливом, любовном её исполнении: брызжущая красками глиняная дымковская игрушка, солнечная деревянная семеновская игрушка, праздничные городецкие кони.
Народная игрушка – это дидактическая игрушка. Любимая всеми матрешка используется опытным воспитателем и на занятии по развитию речи, математике, изо и театральной деятельности.
Народная игрушка будит мысль и фантазию ребёнка. Образом и незамысловатой, но остроумной техникой движения, звучания, своей сказочной, декоративной трактовкой. Многие игрушки - это подлинная сказка. Таковы все дымковские звери, птицы, индюки и гуси в золоте и в ярких сборках, пятнистые и полосатые пони.
Игрушки — специально изготовленные предметы, предназначенные для игр, обеспечения тропой деятельности детей и взрослых. Главной особенностью игрушки является то, что в ней в обобщенном виде представлены типичные черты, свойства предмета, в зависимости от которых ребёнок, играя, воспроизводит те или иные действии.
В игрушке присутствует условность изображения предмета, которая также позволяет выполнять с ней разнообразные действия (коня на колесиках можно возить за верёвочку, на нем можно покатать мишку).
По наблюдению К.Д. Ушинского: «... дети не любят игрушек неподвижных, оконченных, хорошо отделанных, которые они не могут изменить по своей фантазии...»
Игрушка, по образному выражению А.С. Макаренко: «материальная основа» игры она необходима для развития игровой деятельности. С её помощью ребёнок создает задуманный образ, выражает свои впечатления об окружающей жизни, разыгрывает ту или иную роль.
Широкий круг воспитательных задач решается благодаря разнообразию игрушек по содержанию, видам, материалам, технике исполнения, возрастному назначению. Основа развития маленького ребенка - крепкое здоровье, жизнерадостность. Любимые детские игрушки (мяч, вожжи, обруч и др.) побуждают малышей бегать, бросать, метать, прыгать, ловить, т.е. развивают движения, удовлетворяют потребности в двигательной активности, общении. Игрушки с сюрпризом, звучащие, заводные вызывают удивление, неожиданную радость, смешат и забавляют, делают жизнь ребёнка счастливее. Игрушки для маленького ребёнка — своеобразное окно в мир, они расширяют его кругозор, пробуждают ребёнка через игрушки, изображающие животных, утварь, технику и др. есть игрушки, с помощью которых ребенок решает проблемные задачи, учится самостоятельно мыслить, экспериментировать.
К.Д. Ушинский одним из первых обратил внимание на то, что игрушка - это своеобразная школа воспитания чувств ребёнка. «Дитя искренне привязывается к своим игрушкам, любит их горячо и нежно, и любит в них не красоту их, a те картины воображения, которые само же к ним привязало». Новая игрушка не сразу завоёвывает сердце ребенка. Все зависит от тех игр, жизненных ситуаций, в которые малыш включит ее в качестве партнера. Любимые игрушки учат ребенка доброте, сопереживанию.
Игрушка наряду с детской с детской книгой - первое произведение искусства, которое входит в жизнь малыша. Хорошо оформленная игрушка будит в нём эстетические переживания, прививает художественный вкус.
Народная игрушка вошла в быт детей давно. В ней отражен разнообразный круг детских интересов. Игрушка основана на тонком знании психологии ребенка и разносторонне воздействует на развитие его чувств, его ума и характера.
В сюжетной игрушке отображен мир сказок и сказочных образов. Традиционные для народного изобразительного искусства, фигуры женщин, коня, петуха, медведя, представленные как в игрушке, так и в вышивке, резьбе показывают органическую связь игрушки с народным искусством. В ней, как и в вышивке, эти фигуры трактуются в условном, сказочном плане.
Давних предшественников игрушек - забав мастерили на потеху малым детям, что - бы повеселить, посмешить их (клюющие курочки, карусели и др.). Особенность игрушек - забав в движении, сюрпризе, неожиданности, иногда парадоксальности, необычности игровых эффектов. Все это будит в ребёнке острую заинтересованность, яркие эмоции, развивает чувство юмора.
Дидактические игрушки предназначены для умственного и сенсорного развития и обучения детей. Среди них много народных игрушек: матрёшки, пирамиды, разноцветные шары, бочонки, бирюльки и др. Играя с дидактическими игрушками, ребёнок решает различные задачи, заключенные в конструкции игрушки (разобрать и собрать пирамиду, башенку, матрёшку). Для развития движений - каталки, мячи.
Изобразительное народное искусство именно через народную игрушку непосредственно адресовано к детям: все в ней обращено к ребёнку - её содержание, форма, окраска.
Игрушки служат для развития речи, воспитывают вкус, развивают зрение и осязание.
Складывая игрушки - вкладыши ребёнок руководствуется её величиной, размером, помогающими решить задачу.
Бирюльки - образец искуснейшей работы - представляет прекрасный педагогический материал для игр, упражняющих ребёнка в развитии мышц руки, глазомера, воспитывают внимание и волю.
Сюжетная игрушка представляет собой одну из наиболее сильных и оригинальных ветвей народного творчества. Собственно на ней сосредоточился вопрос о роли и месте народной игрушки в домашнем быту.
Условность изображения игрушки рождает детскую фантазию, вместе с нею и игру.
Городецкая деревянная игрушка, дымковская глиняная, загорские игрушки, богородские резные. Макеты - игрушки народных сказок лучшая иллюстрация для драматизации сказок.
Игрушка живет, и будет жить среди детей.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развивающая предметно-пространственная среда детского сада как важный элемент социально-эмоционального развития детей в процессе художественно-эстетического развития
Данный материал содержит минимальный набор требований к развивающей предметно-пространственной среде ДОО в условиях приоритетной деятельности по художественно-эстетическому развитию...
Конспект открытого занятия по развивающей психолого-педагогической программе «Сенсорно-эмоциональное развитие детей младшего дошкольного возраста»
Из года в год возрастает количество гиперактивных, тревожных, агрессивных детей, что приводит к трудностям во взаимоотношениях с окружающими. Сотрудники дошкольного образовательного учреждения обращаю...
Значение и роль подвижных игр в эмоциональном развитии детей младшего дошкольного возраста.
Игра имеет большое значение для развития личности ребенка. Она является естественным состоянием, потребностью детского организма. Игры создают положительный эмоциональный фон.Велико влияние игры на чу...
Консультация для педагогов "Значение и роль подвижных игр в эмоциональном развитии детей младшего дошкольного возраста"
Консультация для педагогов...
«Значение развивающей предметно пространственной среды в социально-эмоциональном развитии детей дошкольного возраста».
Современные научные данные показывают, что результаты положительного социально – эмоционального детского опыта обеспечивают основу для позитивной самореализации растущей личности. Негативн...
Консультация для родителей "Значение музыкально-театрализованной деятельности в эстетическом и эмоциональном развитии дошкольника"
Консультация для родителей "Значение музыкально-театрализованной деятельности в эстетическом и эмоциональном развитии дошкольника"...
Значение художественно-эстетического воспитания на развитие детей дошкольного возраста
Значение художественно-эстетического воспитания на развитие детей дошкольного возраста...