Речевое развитие детей дошкольного возраста
статья по развитию речи

Шилова Надежда Михайловна

Речевое развитие детей дошкольного возраста это важная задача для педагогов и родителей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Речевое развитие дошкольников21.14 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение

«Краснянский детский сад»

Доклад на тему

«Речевое развитие детей дошкольного возраста»

Шилова Н.М. - заведующая

В детском саду одной из важнейших образовательных областей считается речевое развитие дошкольников. Бесспорно, что не менее важно познавательное или физическое развитие, художественно-эстетическое или социально-коммуникативное. И это действительно так, ведь полноценное развитие детей в любой из этих образовательных областей без речи, без общения, без коммуникативной деятельности? Познавательное развитие–это всегда многочисленные вопросы-ответы, объяснения, постановка проблем, уточнение, чтение. Физическое развитие не может обойтись без правил, команд и объяснений. Художественно-эстетическое – без художественных образов, стихов, литературных текстов, обсуждений. Уже в самом названии социально-коммуникативной области звучит необходимость использования речевых средств для реализации намеченных задач. Поэтому абсолютно бесспорно место речевого развития в полноценном формировании личности. Речь – это особый вид деятельности, тесно связанный с сенсорными процессами, памятью, мышлением воображением, эмоциями. Все эти процессы, как и сама речь, активно развиваются в раннем и дошкольном возрасте, поэтому в ФГОС выделена отдельная образовательная область «Речевое развитие».

Формирование устной речи и навыков речевого общения с окружающими на основе овладения литературным языком своего народа – это цель речевого развития.

Задачи речевого развития:

- Овладение речью, как средством общения и культуры;

- Обогащение активного словаря;

- Развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха;

- Развитие связной речи;

- Грамматически правильной диалогической и монологической речи

- Развитие речевого творчества;

- Знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы;

- Формирование звуковой аналитико – синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.

Научить ребёнка владеть речью, как средством общения и культуры – главная задача. Надо сформировать устную речь детей на таком уровне, чтобы они не испытывал трудностей в установлении контактов со сверстниками и взрослыми, чтобы их речь была понятна окружающим. Мы формируем правильную устную речь детей на основе овладения ими литературным языком русского народа. Поэтому так важно, чтобы ребёнок слышал такую речь, чтобы он чувствовал, что его тоже слышат, и всегда готовы вступить с ним во взаимодействие.

Ребенок должен владеть словарём. Обогащение активного словаря дошкольника происходит за счёт основного словарного фонда языка и зависит от нашего с вами словаря и словаря родителей. Словарь детей должен пополняться и активизироваться.

Ребёнок осваивает речь, начиная со звукового строя языка. Темп усвоения звуков у каждого ребёнка свой, но к пяти годам основания к тому, чтобы чётко и внятно произносить все звуки родного языка есть практически у каждого здорового дошкольника. В ФГОС реализация этой задачи называется «Развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха» и предполагает, что ребёнок усваивает интонационный строй родного языка, систему ударений, произношение слов и умение выразительно говорить, читать стихи.   Наша связная речь состоит из двух частей –диалога и монолога. Строительным материалом для неё является словарь и освоение грамматического строя речи. Грамматический строй это умение изменять слова, соединять их в предложения, ребёнок усваивает на слух, осмысливая речь взрослых. Кроме этого можно проводить специальные речевые упражнения, помогающие детям усвоить наиболее сложные конструкции.

Развитие речевого творчества –работа непростая. Она предполагает , что  дети самостоятельно составляют простейшие короткие  рассказы, принимают участие в сочинении стихотворных   фраз придумывают новые повороты в сюжете сказки и т.п.  Всё это становится возможным, если для этого создаются необходимые условия. Знакомство с художественной литературой, книжной культурой это понимание на слух текстов различных жанров  детской литературы.

Главная проблема здесь состоит в том, что книга перестала быть ценностью во многих семьях, дети не приобретают опыт домашнего чтения-слушания. Поэтому перед нами, педагогами дошкольного образования стоит очень серьёзная задача изменить ситуацию здесь, в дошкольном учреждении: книга должна стать спутником детей, заполнять их досуг, оживать в инсценировках, играх-драматизациях. Художественное слово должно звучать постоянно!

Следующей задачей речевого развития является формирование звуковой аналитико - синтетической активности,  как предпосылки обучения грамоте.  Вся работа по развитию речи в детском саду готовит ребёнка к школе, где необходима правильная устная речь, умение слушать других, вникать в содержание их речи. Речь уже в детском саду становится предметом анализа детей, что представляет для них серьёзную трудность из-за особенностей мышления.

Мы можем выделить 7 основных принципов речевого развития детей:

  • принцип взаимосвязи сенсорного, умственного и речевого развития;
  • принцип коммуникативно – деятельностного подхода к развитию речи;
  • принцип развития языкового чутья;
  • принцип формирования элементарного осознания явлений языка;
  • принцип взаимосвязи работы над различными сторонами речи;
  • принцип обогащения мотивации речевой деятельности;
  • принцип обеспечения активной языковой практики.

Эти принципы реализуются во всех группах в течение всего времени пребывания детей в детском саду, а не только в ходе организованно – образовательной деятельности. Образовательная область «Речевое развитие» тесно интегрирует с каждой из четырёх оставшихся областей, и это взаимопроникновение способствует формированию высших психических функций, помогает решать проблемы социально-личностного, художественного и физического развития. Поскольку у многих детей возникают трудности в речевом развитии, ФГОС предусматривает коррекционную работу, которая может осуществляться в специальных и инклюзивных группах. И эта работа строится в соответствии с принципами развития речи.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ГЕНДЕРНЫЕ АСПЕКТЫ РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА Информационный проект в группе детей старшего возраста.

ГЕНДЕРНЫЕ АСПЕКТЫ  РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТАИнформационный проект в группе детей старшего возраста....

Речевое развитие детей дошкольного возраста через использование технологий познавательно-речевого развития

В данном пособии уделено важное внимание развитию речи, с использованием новейших технологий , как моделирование и ТРИЗ. Для формирования грамотического строя речи, по овладению детьми способами образ...

Мастер –класс для родителей «Овладение приемами развития артикуляционной моторики детей в домашних условиях и решение проблемы речевого развития детей дошкольного возраста».

Мастер –класс для родителей «Овладение приемами развития артикуляционной моторики детей в домашних условиях и решение проблемы речевого развития детей дошкольного возраста»....

Речевая карта для диагностики речевого развития детей дошкольного возраста.

Экспресс-речевая карта  обследования речевого развития детей дошкольного возраста 3-7 лет....

Картотека речевых игр по речевому развитию детей дошкольного возраста "Болтушка"

Картотека дидактических игр  по развитию речи  в старшей группе...