Конспект ООД «Пересказ сказки Снегурушка и лиса»
план-конспект занятия по развитию речи (средняя группа)

Ватлина Елена Александровна

Знакомство детей с русской народной сказкой «Снегурушка и лиса», являющейся  наследием национальной культуры.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_snegurushka_i_lisa.doc53.5 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект ООД «Пересказ сказки Снегурушка и лиса»

средняя группа

Цель:

Познакомить детей с русской народной сказкой «Снегурушка и лиса», являющейся  наследием национальной культуры.

Задачи:

1. Побуждать детей  воспринимать сказку целостно, представлять образы персонажей, высказывать суждения о поступках героев, выражать свои впечатления в словах, мимике, жестах.

2. Воспроизводить текст сказки по вопросам воспитателя

3. Способствовать развитию интонационной выразительности, образности речи детей.

4. Активизировать и расширять словарный запас детей.

5.На примере сказки воспитывать у детей такие моральные ценности, как готовность прийти на помощь, доброта, честность, смекалистость.

6.Воспитывать любовь к устному народному творчеству.

Средства:

Книга со сказкой «Снегурушка и лиса»; «ковер-самолет»,  аудиозапись полета «ковра-самолета»; ширмы с изображением лесной полянки, избушки; фигурки колобка, зайчика, лисы, петушка, собаки, медведя из плоскостного театра; атрибуты для драматизации сказки «Снегурушка и лиса»: шапочки-маски лисы медведя, волка, лисы, корзиночка, елочки, пеньки; настольный кукольный театр по сказке «Снегурушка и лиса»;  угощение для детей.  

Способы:

Сюрпризный момент-полет на «ковре-самолете», драматизация, показ настольного театра, чтение текста сказки, вопросы к детям по содержанию сказки, беседа, индивидуальные ответы детей, напоминание, пояснения, художественное слово, поощрения.


Предварительная работа:

Чтение русских народных сказок «Колобок», «Заюшкина избушка», «Кот, лиса и петух», «Лисичка со скалочкой», рассматривание иллюстраций к ним, драматизация сказок «Колобок», «Заюшкина избушка», «Теремок» с использованием настольного театра. Разгадывание загадок. Разучивание физкультминутки «Дружно в сказку попадем». Настольная игра «Сложи сказку», пазлы по сказкам «Колобок», «Рукавичка». Дидактическая игра-лото « По дорожкам сказок».

Словарная работа: путешествовать, калитка, изба, потчевать, покинули, заманили.

Форма проведения: подгрупповая.

Ход образовательной деятельности

I. Организационный момент

Воспитатель с детьми становятся в круг и произносят слова:

Собрались все дети в круг,

Ты мой друг и я твой друг,

Крепко за руки возьмемся.

И друг другу улыбнемся.

II. Мотивация детей

Воспитатель: Ребята, вы любите путешествовать?

Воспитанники: Да.

Воспитатель: Куда можно отправиться в путешествие?

Воспитанники: По свету, в лес, на море, в другой город.

Воспитатель: А на чем можно путешествовать?

Воспитанники: На машине, на поезде, на лодке, на автобусе.

Воспитатель: Я вам предлагаю отправиться в сказочное путешествие.

Воспитатель: Русские люди сочинили много хороших, интересных сказок. Какие русские народные сказки вы знаете? (Ответы детей)

Воспитатель: А отправимся мы с вами в страну сказок на ковре-самолете. Согласны?

Воспитанники: Да.

Воспитатель: Прошу занять свои места на самолете и дружно произнести волшебные слова:

Наш ковер по небу мчится,

Что же с нами приключится?

Закрывайте быстро глазки

Чтобы очутиться в сказках.

(Включается аудиозапись полета «ковра –самолета», разворачиваются ширмы, с изображением леса, дорожки , избушки)

III. Беседа по содержанию знакомых сказок с использованием фигурок плоскостного театра

Воспитатель: Посмотрите, в какую сказочную страну мы с вами прилетели. В сказки с вами мы попали, а в какие отгадайте.

На окошке мешен,

На окошке стужен.

Круглый бок, румяный бок

Покатился…..

Воспитанники: Колобок.

Воспитатель: Правильно, это сказка «Колобок».Вот по этой дорожке и катился колобок.

Воспитатель: Кого встретил колобок в лесу?

Воспитанники: Зайчика, медведя, волка, лису.

(На ширме выставляются фигурки животных: зайчика, медведя, волка, лисы из плоскостного театра)

Воспитатель: Что случилось с колобком в сказке?

Воспитанники: Колобка съела лиса.

Воспитатель: А нас ждет другая сказка. Вот моя вторая загадка:

Только лишь весна настала

И ее избушка стала

Просто лужицей воды.

И она пошла к другому,

Чтоб прогнать его из дома

Воспитанники:  «Заюшкина избушка»

(На ширме в домике выставляется фигурка зайчика)

Воспитатель: Что случилось с зайчиком?

Воспитанники: Его выгнала из своего домика лиса.

Воспитатель: Кто были  зайкиными помощниками в сказке?

Воспитанники: Медведь, собаки, петушок.

Воспитатель: Какая лиса в этой сказке?

Воспитанники: Хитрая, злая, лукавая, обманщица.

Воспитатель: Правильно, ее так и зовут Лиса-Патрикеевна, лиса-плутовка. Она всегда всех обманывает, хитрит.

Воспитатель: Молодцы, ребята. Наше путешествие продолжается. Я вам предлагаю отправиться в новую сказку. Вы согласны?

Воспитанники: Да

IV. Динамическая пауза

По узенькой дорожке

Шагают наши ножки.

С кочки на кочку,

К волшебному мосточку

Через мостик мы пройдем

Дружно в сказку попадем!

(Дети садятся на стульчики)

V. Рассказывание сказки «Снегурушка и лиса»

Воспитатель: Ребята, у каждого народа есть свои традиции. У русского народа была традиция рассказывать сказки. Рассказывали их простые трудовые люди: пастухи, стерегущие стада; рыбаки, занятые починкой своих сетей; няньки, окруженные детьми, бывалые люди- солдаты, охотники, моряки. Хорошие сказочники весьма высоко почитались в народе.

Воспитатель: Детки, приготовьтесь, не стесняйтесь,

                        Поудобнее располагайтесь.

                        Приготовьте ушки, глазки,

                        Расскажу сейчас вам новую сказку.

Воспитатель: Сказка называется «Снегурушка и лиса». Снегурушка- так звали девочку, потому, что у нее были волосы белые как снег. Вот ее ласково и прозвали Снегурушка.

(Воспитатель выразительно рассказывает сказку, сопровождая показом  театральных кукол- героев сказки.)

VI. Беседа по содержанию сказки «Снегурушка и лиса»

Воспитатель:  Как звали внучку у бабушки и дедушки?

Воспитанники: Снегурушка.

Воспитатель:  Куда позвали подружки Снегурушку?

Воспитанники: В лес за ягодами.

Воспитатель: Что случилось со Снегурушкой?

Воспитанники: Снегурушка отстала от подруг и заблудилась в лесу.

Воспитатель: Что сделала Снегурушка, когда заблудилась?

Воспитанники: Девочка залезла на высокое дерево и стала горько плакать.

Воспитатель: Какие слова приговаривала Снегурушка, плача?

Воспитанники:   Ау, ау, Снегурушка!

                           Ау, ау, голубушка!

                            У дедушки, у бабушки

                            Была внучка Снегурушка.

                            Ее подружки в лес заманили,

                            Заманили – покинули!

 

Воспитатель:  Кто хотел помочь Снегурушке?

Воспитанники: Медведь, волк.

Воспитатель: Почему Снегурушка не захотела идти с медведем?

Воспитанники: Снегурушка испугалась медведя: ты меня съешь.

Воспитатель: Что сказала Снегурушка волку?

Воспитанники: Нет, волк, я тебя боюсь: ты меня съешь.

Воспитатель: Кто же помог Снегурушке?

Воспитанники: Лисичка.

Воспитатель: Расскажите, как помогла девочке лиса?

Воспитанники: Снегурушка слезла с дерева, села на лисицу и побежала в деревню к бабушке и дедушке.

Воспитатель: Как отблагодарили бабушка и дедушка лису?

Воспитанники: Стали они лису потчевать, угощать .Накормили и в лес отпустили.

Воспитатель: Какая лиса в этой сказке?

Воспитанники: Добрая, хорошая.

Воспитатель: В чем проявилась ее доброта?

Воспитанники: Она помогла Снегурушке вернуться к бабушке и дедушке.

Воспитатель: Значит,  лиса в сказках  может быть не только злой и хитрой, но и  доброй, приходящей на помощь.

Воспитатель: Какие слова, выражения из сказки  запомнились и их хочется повторять?(Ответы детей)

Воспитатель: Какой отрывок из  сказки хотелось послушать еще раз?(Ответы детей)

VII. Драматизация сказки с использованием дидактического упражнения «Я начну, а ты закончи»

Воспитатель: Я вам сказку рассказала, а теперь мы с вами ее покажем. В театральном уголке есть маски героев из нашей сказки.

(Дети разыгрывают сказку, используя театр масок)

Воспитатель: Вот и сказки конец! Нам пора возвращаться домой, в детский сад.

(Дети садятся на «ковер- самолет» и говорят слова:

Наш ковер по небу мчится,

Чтоб домой нам возвратиться!

(Звучит аудиозапись  полета «Ковра-самолета»)

VIII. Рефлексия

Воспитатель: С какой новой сказкой мы сегодня познакомились?

Воспитанники:  «Снегурушка и лиса».

Воспитатель: Какой герой вам запомнился и почему?

Воспитатель: Что вы можете рассказать об этой сказке маме, бабушке, другу?

Воспитатель благодарит детей за работу на занятии. Лисичка приносит угощение детям.


Литература:

  1. Гербова В.В. Занятия по развитию речи во второй младшей группе детского сада: М. «Просвещение», 1981
  2. Ковалько В.И. Азбука физкультминуток для дошкольников: М: ВАКО, 2011
  3. Развитие речи и творчествадошкольников: Игры, упражнения, конспекты занятий./ Под редакцией О,С, ушаковой. – М.: ТЦ «Сфера», 2002
  4. Ушакова О.С., Гавриш Н.В. Знакомим дошкольников с литературой: Конспекты занятий.- М:ТЦ «Сфера», 1998.
  5. Хрестоматия для маленьких: пособие для воспитателя детского сада./Сост. Л.Н Елисеева.- М.: Просвещение, 1987.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НОД по образовательной области «Речевое развитие» на тему: «Рассказывание русской народной сказки «Снегурушка и лиса». Дидактическая игра «Назови детеныша» во второй младшей группе.

Конспект НОД по образовательной области «Речевое развитие» на тему:«Рассказывание русской народной сказки«Снегурушка и лиса».Дидактическая игра «Назови детеныша» во второй младшей групп...

Конспект ООД по развитию речи во 2 младшей группе по сказке "Снегурушка и лиса"

Данная разработка занятия предназначена для детей младшего дошкольного возраста. Элементы занятия могут быть использованы для интегрированного занятия по театрализованной деятельности....

Конспект занятия. Чтение художественной литературы. Рассказывание детям русской народной сказки "Снегурушка и лиса". 2-мл.

Конспект занятия. Чтение художественной литературы.Рассказывание детям русской народной сказки "Снегурушка и лиса". 2-мл.Цель: Познакомить детей с русской народной сказкой. Воспитывать у детей ум...

План-конспект НОД по развитию речи на тему "Чтение русской народной сказки "Снегурушка и лиса".

План-конспект НОД по развитию речи на тему "Чтение русской народной сказки "Снегурушка и лиса""....

Конспект открытого мероприятия в нетрадиционной форме работы с родителями во 2 младшей группе: постановка кукольного спектакля по русской народной сказке «Снегурушка и лиса»

Нетрадиционные формы работы с родителями.   Конспект  постановки кукольного спектакля по русской народной сказке «Снегурушка и лиса» во 2 младшей группе с участием родителей...

Конспект проведения драматизации сказки «Снегурушка и лиса» в подготовительной группе №8.

Программное содержание:Образовательные задачиВызвать у детей эмоциональный отклик при самостоятельном выполнении ролей знакомых персонажей.Продолжать знакомство с окружающим миром (лесные звери).Продо...

Конспект занятия по развитию связной речи у детей 4-5 лет на тему: Пересказ сказки "Снегурушка и лиса"

Сказки — один из самых древних образцов красивой, интересной связной речи. При пересказе сказок дети учатся строить грамматически и синтаксически правильные предложения,...