проект по развитию речи
проект по развитию речи (старшая группа)

Шагаева Наталья Зотиковна

развитие речи детей старшего возраста посредством народного творчества

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_2.docx26.11 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Центр образования «Каразей»

ИНН 3832001139/ КПП 381401001

665327 Иркутская область, Куйтунский район, село Каразей, улица Мира, 56

co_karasei@mail.ru

http://karazey.edukuitun.ru

_____________________________________________________________________________

 Творческий проект по развитию речи

 Тема: "Развитие речи детей старших дошкольников"

 (посредством народного творчества)

Выполнила: воспитатель 1 категории

                                                                                               Шагаева Н.З.

Актуальность проекта:

   Русское народное творчество не перестаёт восхищать и удивлять своим глубоким содержанием и совершенной формой. Оно постоянно изучается, и к нему обращены взоры историков, искусствоведов, педагогов. Родная речь, звучащая в сказках, выразительные интонации русской песни, яркая народная игрушка являются незаменимым средством воспитания любви к Родине, к окружающей природе, с которой встречается ребёнок с малых лет.

   Прекрасно выявлена роль народного творчества в становлении детской деятельности, и прежде всего в игре, в действиях с игрушками. Трудно найти более ценный материал для развития художественного восприятия, чем увлекательные русские сказки, выразительные песни, красочные предметы декоративно-прикладного творчества. Впечатления, полученные от их восприятия. Отражаются в самостоятельном словесном, песенном, изобразительном творчестве ребёнка.

   Устное народное творчество обладает удивительной способностью пробуждать в людях доброе начало. Использование в работе с детьми устного народного творчества создает уникальные условия для развития речи, мышления детей, мотивации поведения, накопления положительного морального опыта в межличностных отношениях.

   Через устное народное творчество ребёнок не только овладевает родным языком, но и, осваивая его красоту, лаконичность, приобщается к культуре своего народа. Получает первое впечатление о ней.

 Цель проекта:

-    Цель нашего проекта: развивать познавательные, коммуникативные способности детей на основе устного народного творчества.

Задачи проекта:

Воспитательная:

-  Разобрать значение устного народного творчества для приобщения к традициям своего народа.

Образовательная:

- Познакомить дошкольников с окружающим миром-природой (растения, животные, птицы); с укладом жизни и быта русского народа.

Развивающая:

-  Способствовать развитию творческого мышления, детской фантазии.

Ожидаемые результаты:

- активизируется познавательная деятельность детей.

- пополнятся знания и повыситься интерес к устному народному творчеству.

Участники проекта: дети подготовительной группы, родители, воспитатели.

Тип проекта: творческий

Продолжительность: 09.11.2020 г. – 27.11.2020 г., краткосрочный

Приоритетная познавательная область: речевое развитие, художественно - эстетическое развитие.

Необходимое оборудование: наглядный, иллюстрационный материал, подбор художественной литературы, материал для художественного творчества, дидактические игры, словесные игры, костюмы, аудио и видио записи.

Этапы реализация краткосрочного проекта:

 1 этап - подготовительный

- составление плана работы:

- развитие речи детей средствами народного творчества;

- изучить психолого-педагогическую литературу по проблеме исследования.

2 этап - практический

- работа с детьми в развитии речи дошкольников средствами устного народного творчества:

- разработать цикл занятий, мероприятий, развлечений, игр-имитаций по теме проекта;

- разработать систему педагогических воздействий по развитию речи детей средствами фольклора (чтение стихов, потешек, сказок).

3 этап - заключительный

- работа с родителями:

- консультации по теме проекта;

-  создание тематических папок с приобщением родителей;

- выявить знания родителей о народном творчестве, о значении привития знаний их детям через анкетирование.

   Методы и приёмы, используемые на проекте:

Наглядный метод: демонстрация и иллюстрация картин, видео слайдов, показ способов действий.

Словесный метод: коллективное чтение, заучивание наизусть с детьми старшего возраста, сочинение сказок.

Игровой метод: игры - драматизации, игры - инсценировки, дидактические игры, настольно-печатные игры.

   План - график реализации проекта:

1-й этап - подготовительный: изучение литературы,

Работа с родителями

Цель: донести до сведения родителей важность использования малых форм фольклора в развитии речи детей.

2-й этап - практический

Работа с родителями

Реализация поставленных задач возможна лишь при условии тесного взаимодействия детского сада и семьи. Очень важно убедить родителей в значимости устного народного творчества как средства формирования ценностных личностных ориентиров, заручиться их поддержкой и помощью. Именно такое взаимодействие способствует приобщению родителей к проблемам детского сада, оказывает помощь в создании благоприятного микроклимата в семье, дает возможность для общения.

Беседа с родителями по теме. При помощи анкетирования выяснить мнение родителей, нужно ли использовать устное народное творчество в воспитании детей

 Консультации на тему «Народное творчество в воспитании детей» 

 Конкурс на лучшую книжку-малышку и папку раскладушку «Потешки, сказки, песенки»

   Содержание практической деятельности с детьми

09.11.2020 г. - 10.11.2020 г.

оформление книжного уголка.

11.11.2020 г

показ кукольного театра по сказке «Колобок».

12.11.2020 г

обыгрывание потешек «Водичка, водичка умой моё личико», «Травка-муравка со сна поднялась».

13.11.2020 г

занятие по развитию речи "Потешки, загадки, сказки".

16.11.2020 г

посещение сельской библиотеки, знакомство с книгами, имеющимися в библиотеке.

16.11.2020 г.

игра-имитация отдельных действий человека, животных, птиц: дети проснулись потянулись, воробышки машут крыльями; имитация основных эмоций человека (выглянуло солнышко дети обрадовались, улыбнулись, захлопали в ладоши, запрыгали на месте).

17.11.2020 г. - 20.11.2020 г.

чтение пословиц, сказок, прибауток, загадок, песен, чистоговорок, скороговорок.

18.11.2020 г.

беседа на тему "Русские ремесла".

18.11.2020 г

Рисование иллюстрации к любимой сказке.

19.11.2020 г.

показ кукольного театра по сказке «Заюшкина избушка».

19.11.2020 г.

обыгрывание потешек «Птичий двор», «Заинька походи, серенький походи».

20.11.2020 г.

разучивание русских народных песен, присказок, пословиц.

23.11.2020 г. - 27.11.2020 г.

рассматривание иллюстраций художников к сказкам, пословицам, скороговоркам.

24.11.2020 г.

пересказ прочитанных сказок, их инсценировка.

24.11.2020 г.

игра - имитация цепочки последовательных действий в сочетании с передачей основных эмоций героя: веселые матрешки захлопали в ладошки и стали танцевать; зайчик увидел лису, испугался и прыгнул за дерево.

25.11.2020 г.

показ сказки «Волк и семеро козлят» (настольный театр).

25.11.2020 г.

обыгрывание потешек «Как у нашего кота», «Солнышко - колоколнышко».

26.11.2020 г

инсценировка фрагментов сказок «Репка», «Теремок».

26.11.2020 г

подвижная игра «Бабка Ежка» (приложение 2)

27.11.2020 г.

совместное сочинение сказок, загадок - описания.

27.11.2020 г.

русский народный танец с ложками

    В свободной игровой деятельности, используя настольный театр, кукольный театр, пальчиковый театр дети показывали сказки друг другу.

3 этап - заключительный.

Тема проекта выбрана с учетом возрастных особенностей детей и объема информации, которая может быть ими воспринята, что положительно повлияло на различные виды их деятельности (игровую, познавательную, речевую, музыкально – игровую). Считаем, что удалось достигнуть хороших результатов во взаимодействии педагог – родители.

Родители принимали активное участие в реализации проекта, с интересом знакомились с
предложенным информационным материалом. Педагоги удовлетворены проведенной

работой и результатами проекта.

Приложение 1

Анкета для родителей  

 

Приобщение детей к истокам русской культуры.

 

1. Можете ли Вы рассказать ребёнку о традициях русского народа: 100% (14ч)

 a) как жили наши предки?

 b) какими занимались ремёслами?

 в) как сеяли хлеб?

 г) какую на Руси носили одежду?

 2. Знаете ли Вы русские праздники? 100% (14ч)

 3. Нужно ли ребёнку давать толкования старославянских слов? 78% (11ч) – да, 22% (3ч) – нет

 4. Нужно ли соблюдать обряды, традиции? 13ч – да, 1ч – иногда

 5. Необходимо ли сохранять уважение к предметам старины?  100% - да

 6. Надо ли знать народные сказки и былины? 100% - да

 7. Должны ли рассказывать об истоках русской культуры в детском саду? 100% - да

 8. Есть ли у Вас старинные вещи дедушек и прабабушек? Знает ли об этом малыш? 

 58% (8ч) – да, 42% (6ч) – нет

 9. Какие народные игры Вам известны?  64%(9ч) – да, 36% (5ч) – нет

 10. Играете ли Вы в них с ребёнком? 64%(9ч) – да, 36% (5ч) – нет

 11. Ходите ли Вы в музеи (исторический, краеведческий)? 13ч – нет, 1ч - да

 Приложение 2

    

 Описание игры «Бабка – Ёжка»

 В середину круга встает водящий – Бабка Ежка. В руках у нее «помело». Вокруг бегают играющие и дразнят ее:

Бабка Ежка – Костяная ножка

С печки упала, ногу сломала,

А потом и говорит:

- У меня нога болит.

Пошла она на улицу –

Раздавила курицу.

Пошла на базар –

Раздавила самовар.

Бабка Ежка скачет на одной ноге и старается кого-нибудь коснуться «помелом». К кому прикоснется – тот замирает.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПРОЕКТ ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ(СТАРШАЯ ГРУППА) ПО ТЕМЕ: «РАЗВИТИЕ РЕЧИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ВОЗРАСТА ЧЕРЕЗ ТЕАТРАЛИЗОВАННУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПО СКАЗКЕ ШАРЛЯ ПЕРРО «КРАСНАЯ ШАПОЧКА».

Проект разработан для детей старшего дошкольного возраста. В нем раскрыта актуальность рассматриваемой темы. В проекте присутствует, как коллективная, так и индивидуальная работа с детьми по теме, а т...

Краткосрочный творческий проект по развитию речи в старшей группе на тему "Развитие речи детей старших дошкольников" (с использованием народного творчества)

Развитие познавательных, коммуникативных способностей детей с применением устного народного творчества....

Краткосрочный творческий проект по развитию речи в подготовительной группе «Развитие речи детей старших дошкольников»

Краткосрочный творческий проект по развитию речи в подготовительной группе«Развитие речи детей старших дошкольников»...

Мастер-класс «Использование массажного шарика «су-джок» для развития речи и мелкой моторики» в рамках долгосрочного проекта по развитию речи для детей средней общеразвивающей группы

В мастер-классе описан практический опыт по использованию массажного шарика "су-джок" в работе с детьми, в котором дети с ОВЗ знакомят, учат манипулировать и придумывают сказку-путешествие с...

Проект по развитию речи «Использование мнемотехники в развитии речи детей старшего дошкольного возраста» 2020-21г

Цель: раскрыть понятие «мнемотехники» как эффективного средства развития связной речи; разработать систему знаний, умений и навыков с детьми старшего дошкольного возраста по развитию ...

Проект по развитию речи: «Рисуем с мамой». В рамках проекта по развитию речи «Сказка за сказкой»

Цели проекта: создание более теплой и дружественной атмосферы между ребенком, родителем и воспитателем, создание партнерской среды.Задачи:- образовательная: расширить и углубить представление ребенка ...

Проект по развитию речи для детей старшего дошкольного возраста "Развитие речи детей в игровой деятельности".

Проект по развитию речи для детей старшего дошкольного возраста "Развитие речи детей в игровой деятельности"....