Весна.Перелетные птицы
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)

Абдулхаева Светлана Ильинична
Конспект занятия по развитию речи в старшей группе «Весна. Перелётные птицы» Цели и задачи: Образовательные: Закрепить представления детей о временах года, о признаках весны, жизни птиц и растений в весенний период (снег тает, солнце ярко светит, на деревьях набухают почки, оживает природа). Уточнять, активизировать словарь дошкольников по лексическим темам «Ранняя весна», «Перелётные птицы». Учить строить сложноподчинённые предложения с союзом «потому что»; образовывать слова по началу слова, употребление формы Д. п. ед. ч. существительных. Закреплять в самостоятельной речи детей пространственные значения предлогов на, в, около, возле Развивающие: развивать выразительность речи, координацию речи с движениями, слуховую память, фонематический слух, речевое дыхание, мыслительные операции анализа и синтеза, внимание. Воспитательные: воспитывать культуру общения, бережное отношение к природе. Оборудование: Фонограмма со звуками весеннего леса, магнитофон, панно с изображением весеннего леса, перелётные птицы, шапочки животных для инсценировки, мяч. Приветствие: Доброе утро! Птицы запели. Добрые люди встали с постели. Прячется вся темнота по углам, Солнце встаёт и идёт по делам. Ребята, сегодня на занятии я приготовила вам много интересного. Но сначала отгадайте загадку: Светает рано по утрам. Проталины и тут и там, Ручей шумит, как водопад, Скворцы к скворечникам летят. Звенят под крышами капели. Медведь с еловой встал постели. Всех солнышко теплом ласкает, Кто это время года знает? … (весна) Воспитатель: Как вы догадались? (Рассуждения детей) Воспитатель: Да, ребята, к нам пришла весна. А давайте скажем, какая она? Дети: Теплая, светлая, радостная, звонкая, ласковая, нежная, солнечная, зеленая, прекрасная, добрая. Воспитатель: Молодцы! Как много определений весны вы назвали. А какие чудеса происходят весной? Дети: Тает снег, появляются проталины, набухают почки, пробивается травка, появляются первые цветы. А сейчас, ребята, я предлагаю вам отправиться в весенний лес. «В путь» В лес весенний мы шагаем (Идут маршевым шагом). Ноги выше поднимаем. Топают ножки (Идут топающим шагом). По прямой дорожке. По узенькой дорожке (Идут на носках). Пойдут тихонько ножки. Друг за дружкой побежали. (Бегут на носочках). В лес весенний прибежали. Звуки леса. Слайд №2 Прислушайтесь, лес с нами разговаривает: «У-у-у» — встревожился лес, «О-о-о» — удивился лес, «А-а-а» — обрадовался лес (гости пришли). - Какой чудесный воздух в лесу. Давайте мы вдохнём его. (Проводится упражнение на дыхание: дети через нос медленно делают вдох, задерживают дыхание на несколько секунд, а затем медленно делают выдох через рот.) На выдохе говорим фразу (Какой чудесный день; как красиво в лесу). Мы с вами так долго шли, устали давайте присядем и немного отдохнём (дети садятся на стульчики) Вот мы и пришли в весенний лес. Посмотрите, как много в нем птиц! Вы узнали их? (Дети называют птицу и где она находится). Дети: Грач, соловей, кукушка, ласточка, скворец, зяблик, жаворонок, стриж, трясогузка, дрозд. Воспитатель: А как можно назвать этих птиц, одним словом? Они какие? Дети: Перелетные. Воспитатель: А почему их называют перелетными? Дети: Потому что они улетают на зиму в теплые страны. Воспитатель: Да, так. А как вы думаете, почему птицы осенью улетают в теплые края, а весной возвращаются? Дети: Потому что им страшен голод. Воспитатель: А птицы тоже умеют издавать звуки. Давайте попробуем их озвучить. (Воспитатель называет птицу, а дети проговаривают их песенку) Дятел –Д-д-д-д (т-т) Ласточка – фить, фить. фить. (вить) Кукушка – ку-ку, ку-ку. Грач – кра, кра, кра. (гра) Филин – уф-уф-уф. (ув) Дети проговаривают громко и тихо, быстро и медленно, по одному и все вместе. Как интересно мы озвучили птиц. А сейчас я приглашаю вас на лесную полянку. Игра «Поймай слог» (игра с мячом) Цель: – развитие слухового внимания и его быстроты. Я бросаю вам начало слова, а вы возвращаете мне слово полностью. Например: Лас-точка, Тря-согузка, Ку – кушка, Со-ловей, Скво – рец, Зяб –лик, Жа –воронок, Гра –ч, т. д. Но весну встречают не только птицы, но и лесные звери. Сейчас мы с вами посмотрим и послушаем, что произошло в лесу. Сорока: О весне я стрекотала Целый день в лесу летала. Вот бы тут был телефон… Ой, смотрите, вот же он! (берет телефонную трубку) - Первым мишку разбужу. О весне ему скажу. (Набирает номер) Разоспался наш Мишутка Разбудить его не шутка. Медведь: - Алло! Сорока: - Алло! Алло! Звонит Сорока! Медведь: - Что случилось, белобока? Сорока: - Мишенька, весна пришла. По лесу идет она! Медведь: - Вот так новость принесла! Говоришь, весна пришла? Лапу я сосал пол – года, А теперь поесть бы меда! Сорока: Надо мне поторопиться Позвонить куме – лисице! (Набирает номер) Лиса: - Алло! Сорока: - Алло! Алло! Звонит Сорока! Лиса: - Что случилось, белобока? Сорока: -Лисонька, весна пришла. По лесу идет она! Лиса: - Ах, Сорока, как я рада! Лучшей новости не надо! Хватит мерзнуть в темной норке, Сяду греться на пригорке. Сорока: Ну-ка зайца разыщу Ему новость сообщу. (Набирает номер) Заяц: - Алло! Сорока: - Алло! Алло! Звонит Сорока! Заяц: - Что случилось, белобока? Сорока: - Заинька, весна пришла. По лесу идет она! Заяц: Побегу я по кустам Расскажу и тут и там. Что весна в наш лес пришла И тепло всем принесла! Весна: Ярче солнышко сияй Нашу землю согревай. Чтоб скорей раскрылись почки, Чтобы выросли цветочки, Чтобы птицы прилетели, Свои песенки запели. Зеленеет пусть трава, Пусть ручейки везде звенят, И бабочки к цветам летят! Какая интересная сказка. Ребята, о чём хотела рассказать сорока лесным зверям? А кому ещё могла бы рассказать сорока о весне? А если бы она пролетала над рекой? Как вы … Воспитатель: Вот и подошло к концу наше путешествие. Нам пора возвращаться в детский сад. Улыбаются все люди – Весна, весна (Идут по кругу) Она везде, она повсюду – Красна, красна (показывают и хлопают) По лесу, лугу и полянке – Идём, идем (шагают на месте) На солнышке скорей погреться – Зовём, зовём (круг руками) В ручейке лесном задорном – Звенит, звенит (щёлкаем пальцами) По камушкам в реке широкой – Журчит, журчит (трут ладошки) Разносит запахи повсюду – Цветов, цветов (Чашечка) И всё живое сразу слышит – Весенний зов (Круг руками хлопки) Вот мы с вами и вернулись в детский сад. Понравилось вам наше путешествие? Что вам запомнилось больше всего? Вы все сегодня меня порадовали!

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_ptitsy.docx10.26 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия : "Зимующие птиицы наши друзья"для детей в подготовительной  группы.

Программное содержание:  закрепить и расширить представление детей о зимующих птицах , их приспособленности к питанию в разные сезоны. Учить распознавать птиц  по внешнему облику ( окраске ,размеру). Поведению , издаваемым звуком . Убедить детей  в необходимости , подкармливать птиц ,воспитывать желание делать это постоянно.

Материал к занятию: иллюстрации – зимующие и перелетные птицы, запись «Голоса птиц».

Предварительная работа: наблюдение за птицами на участке детского сада. Рассматривание картин , заучивание стихов , загадывание загадок о птицах  чтение художественной литературы : А. Барков  « Кто сосну вылечил ?» , Павлов « Кто поет в зимнем лесу ?». Разучивание  инсценировки « Мы птицы».

Ход занятия:  сообщить детям , что сегодня будем разговаривать о птицах ( запись с голосами птиц).

Вопросы детям;

Каких птиц они узнали по голосу ?

Можно ли их услышать сейчас ?

Почему они улетели ?

Какой корм едят эти птицы ?

Подвести итог : птицы улетели в теплые края , так как с похолоданием не стала корма. Предложить детям назвать их одним словом , показать на картинках.

-Сейчас мы отправляемся в гости к птицам , которые не улетели , а остались зимовать .

Дети садятся на стульчики у мольберта , на котором картинки с изображением зимующих птиц.

-Посмотрите , кого вы здесь видите? Как вы догадались что это снегирь?

Побуждаю детей высказаться :  снегирь –красногрудый , чернокрылый : ворона –важная , горластая ; сорока –белобокая , длиннохвостая ,непоседа, пестрая; голубь –сизокрылый; воробей –веселый, шустрый , маленький.

-Как мы всех этих птиц назовем одним словом ? Почему их так называют –зимующие?

Отгадайте , кто из них поет синь- синь- синь?

(Трещит , чирикает, воркует, каркает, поет юг- юг- юг). А теперь  посмотрим , что делают зимующие птицы. Что делают снегири ? (Склевывают рябину). Покажите , как  они это делают. Что делает сорока ? (Прыгает , скачет по сегу).Покажите как она это делает . Воробей ? ( Клюет, прыгает, летает) Покажем как. Синица? (Поет.) Покажем. (Низким и высоким голосом) Голуби? ( Воркуют –гру- гру-гру-гру). Покажем. Ворона ?( Ходит далеко ,кричит , летает). Покажем.

-А теперь поиграем в игру : «Отгадай».

Водящий ребенок встает и отворачивается от мольберта. Договариваемся с детьми ( взглядом , жестом), о какой птичке пойдет речь. Ребенок поворачивается, задает вопросы детям: -Какая птичка по величине? – Какая у нее грудка? –Чем питается? –Ходит или прыгает? – Как поет ? Ребенок отгадывает. Водящими становятся 3-4 ребенка.

Дети , а теперь давайте отдохнем и поиграем в игру «Мы – птицы» ( Дети выходят и встают на ковер).

Воспитатель. Девочки и мальчики, вокруг себя повернись, в зимующих птиц превратись.

Поворачиваются , берут шапочки и надевают их.

Воспитатель. Раз, два, три, четыре, пять ,вышла птичка полетать Про кого я загадаю, эта птичка вылетает.

Загадывание загадки:  -Озорной мальчишка, в сером  ярмячишке. По двору шныряет, крошки собирает.

-Вылетел воробей. Вопрос. Ты кто? –Воробей.

-Вылетел дятел  .Вопрос . Ты кто? – Я дятел.

-Диалог между дятлом и воробьем. Воробушка –воробей, ты не бойся, не робей,

Прыгай с веточки сюда, дам я вкусного зерна,

Воробей , чего ты ждешь?  Хлебных крошек не клюешь?

Воробей. –Я давно заметил крошки ,

Да боюсь сердитой кошки. Чик –чирик , чик- чирик!

Воспитатель. –А вот маленькая- птичка-желтогрудая певичка,

Звонко песенку поет, Сало вкусное клюет.

Синичка вылетает. Вопрос: Ты кто? – Я синичка.

Вылетает ворона. Вопрос. –Ты кто ? – Я ворона.

Диалог  между синичкой и вороной.

Ворона. –Прилетела к нам синичка, села прямо за окном.

Эту маленькую птичку, с нетерпением мы ждем.

И чтоб птичке легче стало-

Ведь исчезли червячки-

Для нее кусочки сала

Мы повесим на сучки.

Синичка. Ваше сало склюю.

Всем спасибо говорю:

-Синь- синь- синь, синь- синь- синь.

Воспитатель. Красногрудый, чернокрылый,

Любит зернышки клевать

С первым снегом на рябине

Он появится опять.

-Вылетает снегирь. Вопрос. Ты кто? –Снегирь.

Вылетает сорока. Вопрос. –А ты кто? –Я сорока.

Диалог между сорокой и снегирем.

Сорока. Ты откуда , снегирь, прилетел в наш лесок?

Снегирь. С севера я прилетел, вкусных ягод захотел.

Юг-юг- юг-юг!

Воспитатель. А сейчас устроим веселый птичий хоровод!

Каждая птичка летать и петь свою песенку.

Даю советы :  Голос у вороны низкий , каркает она громко, крылья у нее большие.

Посмотрим , как ворона  летать и и петь свою песенку. Снегирь , синичка и воробей будут петь высоким голосом. Крылышки у них маленькие. Покажите , как вы будете летать. А теперь полетим по кругу и каждый  будет петь свою песенку.

Воспитатель. Быстро зимний день кончается, птичьи игры прекращаются.

- Зимующие птицы, вокруг себя повернитесь, в мальчиков и девочек превратитесь.

Дети кладут шапочки на стол, садятся на стулья.

Предлагаю вспомнить стихотворение А. Яшина «Покормите птиц зимой»

- Дети , как вы думаете, легко ли птице найти корм зимой? Почему? (Зимний день короткий, все покрыто снегом). Птицы летят поближе к жилью человека, здесь легче найти корм. Кто из вас дома подкармливает птиц? Кто еще не успел сделать кормушки, попросите папу, старшего брата , дедушку помочь вам. Вспомним стих- е;

Хлебных крошек не жалей,

Заслужил их воробей.

Ты приладь ему кормушку,

Кликнет он свою подружку,

 И пойдет веселый стук

- Тук –тук –тук; -тук –тук –тук.

Сообщаю детям,  что  завтра мы опять пойдем в лес , в гости к зимующим птицам, посетим наши заветные места. В лесу почти не осталось кормов для птиц, они   склевали ягоды  ,  различные семена. Но люди заботятся о птицах, помогают им выжить, устроили птичью столовую. Я думаю , что горсточка семечек  , маленький кусочек  несоленого сала у каждого найдется . Мы понаблюдаем за повадками птиц , какие из них какой корм больше всего любят , послушаем их голоса, рассмотрим и определим , какие птицы оставили на снегу свои следы , обо всем  интересном потом расскажете мне и ребятам, а  чтобы лучше запомнилось, нарисуете.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственной образовательной деятельности детей в старшей группе на тему "Весна,приметы весны.Перелетные птицы"

Пришла весна. Наступили теплые денечки. Природа проснулась от зимней спячки. Набухают на деревьях почки, пробивается молодая травка, расцветают первые подснежники. Птицы стали петь веселее свои песни....

Игры и упражнения для закрепления лексической темы: "Весна. Приметы весны. Перелетные птицы" для детей старшей группы компенсирующей направленности с тяжелыми нарушениями речи.

Представленный материал для закрепления лексической темы "Весна. Приметы весны. Перелетные птицы". Для совместной работы детей и родителей. Длительность проекта две недели. Первая неделя: &q...

Май. 2 - я неделя. Лексическая тема: «Весна. Растения и животные весной. Перелетные птицы весной».

Лексическая тема:  «Весна. Растения и животные весной. Перелетные птицы  весной»....

Рекомендации родителям детей подготовительной к школе логопедической группы по теме «Поздняя весна. Растения и животные весной. Перелетные птицы весной» с 11 по 17 мая

Собраны рекомендации родителям детей подготовительной к школе группы компенсирующей направленности для детей с ТНР по теме «Поздняя весна. Растения и животные весной. Перелетные птицы весной&raq...

«Поздняя весна. Растения и животные весной. Перелетные птицы весной». Рекомендации родителям (законным представителям) по лексической теме

Практический  материал родителям для совместных занятий и игр и общения с детьми в свободное время. Так в доступной и интересной форме, можно закрепить знания и умения ребёнка, по реализуемой тем...