Воспитание духовно - нравственных качеств средством сказкотерапии
консультация по развитию речи

Степченкова Марина Александровна

 

Нравственное воспитание одна из актуальных и сложнейших проблем, которая должна решаться сегодня всеми, кто имеет отношение к детям.

Применение сказкотерапии позволяет решать ряд проблем (как сиюминутных, так и глубоко личностных), возникающих у детей дошкольного возраста. В частности посредством сказкотерапии можно работать с агрессивными, неуверенными, застенчивыми детьми; с проблемами стыда, вины, лжи, непринятием своих чувств и т. д. Кроме того, сказкотерапия позволяет ребенку актуализировать и осознавать свои проблемы, а также увидеть различные пути их решения.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Воспитание духовно – нравственных качеств у дошкольников средством сказкотерапии.

Нравственное воспитание одна из актуальных и сложнейших проблем, которая должна решаться сегодня всеми, кто имеет отношение к детям. То, что мы заложим в душу ребёнка сейчас, проявится позднее, станет его и нашей жизнью. Сегодня мы говорим о необходимости возрождения в обществе духовности и культуры, что непосредственно связано с развитием и воспитанием ребёнка до школы. В детстве усвоение социальных норм происходит сравнительно легко.

Актуальность: в настоящее время мы все чаще наблюдаем примеры детской жестокости, агрессивности по отношению друг другу, по отношению к близким людям. Под влиянием далеко не нравственных мультфильмов у детей искажены представления о нравственных качествах: о доброте, милосердии, справедливости.

С рождения ребенок нацелен на идеал хорошего, поэтому уже с младшего дошкольного возраста необходимо показать малышу нравственную суть каждого поступка.

Дошкольный возраст период активного познания мира и человеческих отношений, формирования основ личности будущего гражданина. Образовательные программы дошкольных учреждений, хотя и включают смысловой блок, обозначающий нравственные приоритеты, но они в большей степени связаны с ориентацией воспитателей на формирование знаний детей в нравственной сфере.

Дети дошкольного возраста должны иметь возможность практически осваивать и закреплять нравственно - этические нормы, ведущие к овладению механизмами социальных и нравственно-гражданских отношений между людьми через все виды деятельности в дошкольном образовательном учреждении.

Социальной значимостью духовно-нравственного развития личности ребенка, начиная с младшего возраста, когда его восприятие открыто к формированию духовно - нравственных ценностей.

Применение сказкотерапии позволяет решать ряд проблем (как сиюминутных, так и глубоко личностных), возникающих у детей дошкольного возраста. В частности посредством сказкотерапии можно работать с агрессивными, неуверенными, застенчивыми детьми; с проблемами стыда, вины, лжи, непринятием своих чувств и т. д. Кроме того, сказкотерапия позволяет ребенку актуализировать и осознавать свои проблемы, а также увидеть различные пути их решения.

С помощью сказки мы воспитываем у детей:

 Волю — сложное и многогранное качество личности.

Веру в себя — умение противостоять неудачам.

Смелость — самообладание, бесстрашие, умение вести себя достойно в критических ситуациях.

Трудолюбие — нежелание сидеть без дела, стремление к полезному труду.

 Настойчивость — терпение и выдержку при достижении цели.

Обязательность — умение держать слово.

Оптимизм — веру в успех, увлечённость, душевный подъем.

Целеустремлённость — умение определять цель и настойчиво добиваться её достижения.

Доброту и честность.

Сказка преподаёт урок нравственности, учит хорошим человеческим качествам, но делает это без скучных наставлений, просто показывает, что может произойти, если человек поступает плохо, не по совести.

С помощью сказки мы развиваем у ребёнка:

умение слушать;

умение познавать;

умение сравнивать, сопоставлять;

умение мыслить словами; связную речь;

интерес к учебе;

мышление; внимание; память; воображение;

мимику лица и жесты; эстетические чувства; чувство юмора.

Среди методов сказкотерапии для детей дошкольного возраста чаще всего используют рассказывание сказок, их совместное придумывание и разыгрывание. Можно использовать как известные народные или авторские истории, так и специально придуманные под ту или иную проблему сказки.

Первоначально дошкольники усваивают моральные представления («что такое хорошо» и «что такое плохо»). На основе литературных произведений, примеров из жизни у детей формируются нравственные суждения и оценки. Дети дошкольного возраста способны проявить симпатию (антипатию), сочувствие и переживание другому человеку. Выявленные особенности и приемы использования сказкотерапии в нравственном воспитании дошкольников были учтены при проведении работы со старшими дошкольниками. Т.Д. Зинкевич-Евстигнеева утверждает, что сказки всегда поучают, наставляют, они моральны, дидактичны. Учат молодое поколение нормам этики.

Изучение проблемы использования сказкотерапии для формирования нравственного мира, общечеловеческих ценностей дошкольников особенно актуально в настоящее время. Таким образом, в настоящее время весьма актуальным представляется проведение работы, направленной на разработку комплекса мероприятий с использованием сказкотерапии для нравственного воспитания ребенка старшего дошкольного возраста.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Воспитание духовно-нравственных качеств у детей по средствам ознакомления с русским народным творчеством

[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"14342790","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"320","width":"480"}}]]...

Доклад на тему: « Русская культура, как средство воспитания духовно нравственных качеств дошкольников»

Доклад на тему: « Русская культура, как средство воспитания духовно нравственных качеств дошкольников»...

Мастер – класс «Воспитание духовно-нравственных качеств у детей дошкольного возраста посредством сказкотерапии»

Сегодня особенно остро назрели проблемы, связанные с нравственной культурой личности, которая проявляется во взаимоотношениях людей, в проявлении таких нравственных качеств, как доброта, милосердие, с...

Сказка, как средство воспитания духовно-нравственных качеств ребенка-дошкольника

Сказка - неотъемлемый атрибут качественного воспитания и социализации детей. Сказка - это самый понятный для ребенка способ узнать, что же такое жизнь и как с ней "обращаться". Именно в сказ...

Мастер – класс «Воспитание духовно-нравственных качеств у детей дошкольного возраста посредством сказкотерапии»

Данный мастер- класс для педагогов по воспитанию духовно-нравственных качеств у детей дошкольного возраста посредством сказкотерапии...