Конспект занятия по образовательной области «Познавательное развитие» (ознакомление с миром природы) на тему «Весна пришла»
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа)

Яковлева Елена Александровна

Цель: закрепить представления детей о весне и признаках наступления весны.

Задачи:

Образовательные:

- способствовать обобщению представлений о весне как времени года, о жизни растений и животных, птиц, о погодных условиях в весеннее время;

- совершенствовать умение связно и последовательно излагать свои мысли, полно отвечать на поставленные вопросы;

- формировать реалистическое представление об окружающей нас природе.

Развивающие:

- развивать память, внимание, мышление;

- активизировать  словарь по данной теме.

Воспитательные:

-  воспитывать бережное отношение к природе, чувство гордости за родную природу;

- воспитывать умение слушать товарищей, не перебивать.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vesna_zanyatie.docx20.72 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект

занятия по образовательной области

«Познавательное развитие»

(ознакомление с миром природы)

на тему

«Весна пришла»

(для детей подготовительной группы)        

                                                                                 

Цель: закрепить представления детей о весне и признаках наступления весны.

Задачи:

Образовательные:

- способствовать обобщению представлений о весне как времени года, о жизни растений и животных, птиц, о погодных условиях в весеннее время;

- совершенствовать умение связно и последовательно излагать свои мысли, полно отвечать на поставленные вопросы;

- формировать реалистическое представление об окружающей нас природе.

Развивающие:

- развивать память, внимание, мышление;

- активизировать  словарь по данной теме.

Воспитательные:

-  воспитывать бережное отношение к природе, чувство гордости за родную природу;

- воспитывать умение слушать товарищей, не перебивать.

Материал к ООД: картинки с явлениями природы, картинки с изображением отгадок;  аудиозапись «Музыка весеннего леса»; конверты с заданиями.

Предварительная работа:  наблюдение за весенними изменениями в природе на прогулке; рассматривание иллюстраций по теме; чтение рассказов В. Бианки «Синичкин календарь», Н. Сладкова «Весенние радости»,  стихотворения А. Плещеева «Весна»,  знакомство со стихотворением Ф. Тютчева «Зима недаром злится…».

Ход ООД

1. Организационный момент

Воспитатель: Сегодня я приготовила для вас несколько интересных заданий. Но справиться с ними смогут только самые внимательные, наблюдательные. Вы готовы проверить себя?

Дети: Да.

Воспитатель:  Отгадайте мою загадку, и вы узнаете, о чём мы с вами сегодня поговорим. (Звучит  тихо «Музыка весеннего леса»)

Зеленоглаза, весела,

Девица-красавица.

Нам в подарок принесла,

То, что всем понравится:

Зелень – листьям, нам – тепло,

Волшебство – чтоб всё цвело.

Вслед ей прилетели птицы –

Песни петь все мастерицы.

Догадались, кто она?

Эта девица …

Дети: Весна.

Воспитатель: Молодцы! Сегодня мы поговорим о весне.

2. Основная часть

1 задание «Назови правильно»

Воспитатель: Назовите приметы весны.  

Дети: Весной природа просыпается; солнышко ярко светит и начинает пригревать; тает снег, бегут ручьи, появляются проталинки; на крышах появились сосульки; дни становятся длиннее, а ночи короче; на деревьях набухли почки и проклюнулись листочки; появилась первая травка; расцвели подснежники; скоро прилетят первые перелётные птицы из жарких стран; проснулись насекомые; поднялись после зимней спячки дикие животные; люди сняли тёплую зимнюю одежду.

Воспитатель: Назовите весенние месяцы.

Дети: Март, Апрель, Май.

Воспитатель: Какой сейчас месяц?

Дети: Март.

2 Задание – конверт: «Отгадайте загадки»

(В конверте лежат картинки с отгадками. Картинку с отгадкой выставляю на мольберте или прикрепляю к магнитной доске.)

Висит за окошком кулёк ледяной,

Он полон капели и пахнет весной. (Сосулька.)

Ой, беда! Ой, беда! Тает снег кругом вода.

Не наденешь валенки, на снегу … (Проталинки.)

Синяя сосулька плачет, но от солнца нос не прячет.

И весь день под птичью трель: КАП-КАП-КАП – звенит … (Капель.)

В дверь, в окно стучать не будет,

А взойдёт и всех разбудит. (Солнце.)

Снежок растаял и с полей

Бежит проворливый … (Ручей.)

Тает, тает белый снег,

Мишка не зевай!

Ведь вода из полных рек

Льётся через край.

Может затопить берлогу,

Деревеньку и дорогу. (Половодье, паводок.)

Солнце пригревает,

Лёд на речке треснул.

Речка зашумела,

Льдины подгоняет.

Как это явление

Весною называют? (Ледоход.)

        3 Задание «Найди ошибку»        

Воспитатель: А сейчас мы проверим, какие вы внимательные. Я прочитаю вам предложение, а вы должны найти в нём ошибку и исправить предложение.

Пригрело солнце, потому что тает снег.

Стало тепло, потому что с юга прилетели птицы.

Оттаяла земля, потому что сажают деревья.

Наступила весна, потому что прилетели грачи.

Пришла весна, потому что пробудился медведь.

- Молодцы! А теперь найдите лишнее слово и объясните, почему вы так считаете?

Капель, проталина, урожай, сосулька.

Подснежник, весна, листопад, грач.

Таять, капать, набухать, заготавливать.        

Март, апрель, декабрь, май.

4 Задание «Отгадай загадки»

Воспитатель: Скажите, кто помнит, как одним словом назвать растения, цветущие весной?

Дети: Первоцветы.

Воспитатель: Правильно. Первоцветы - это многолетние  растения, т.е. такие, которые по многу лет растут и цветут. Они сохраняются под снегом зимой, а с наступлением тепла пробуждаются.  Отгадайте загадки о весенних цветах.

У занесённых снегом кочек,

Под белой шапкой снеговой

Нашли мы маленький цветочек,

Полузамёрзший, чуть живой. (Подснежник.)

Белые горошки на зелёной ножке. (Ландыш.)

Он цветочный принц-поэт,

В шляпу жёлтую одет.

Про весну сонет на бис

Прочитает нам. (Нарцисс.)

Замечательный цветок,

Словно яркий огонёк.

Пышный, важный, словно пан

Нежный, бархатный. (Тюльпан.)

Я шариком пушистым

Белею в поле чистом,

А дунул ветерок –

Остался стебелёк. (Одуванчик.)

Я знаменита не цветами,

А необычными листами:

То твёрдыми, холодными,

То мягкими и тёплыми. (Мать и мачеха.)

Назовите дерево, которое уже цветёт, но листьев ещё не имеет? (Верба.)

Здесь на ветке чей-то дом

Ни дверей в нём, ни окон

Но птенцам там жить тепло.

Дом такой зовут. (Гнездо.)

На дворе весна гуляет

Скоро бурый снег растает.

Там и тут бегут ручьи.

Гнёзда делают. (Грачи.)

 Воспитатель:  Какие птицы возвращаются весной? Как назвать этих птиц одним словом? Чем заняты птицы весной? Для чего им нужны гнёзда?

5 Задание Дидактическая игра «Прилетели птицы»

Воспитатель: Давайте немного поиграем. Вставайте свободно. Я буду произносить названия птиц, а вы, если назову что-то другое, хлопните в ладоши. Будьте внимательны!

Прилетели птицы: голуби, синицы, мухи и слоны.

Прилетели птицы: голуби, синицы, аисты, вороны, галки, макароны.

Прилетели птицы: голуби, куницы, зайцы и лисицы.

Прилетели птицы: голуби, синицы, ласточки, кукушки, лебеди и мушки.

Прилетели птицы: голуби, синицы, галки и стрижи, чибисы, чижи.

Аисты, кукушки, совы и ватрушки.

Лебеди и утки. Спасибо шутке!

Воспитатель: Молодцы! Рассаживайтесь по своим местам. И ответьте на мои вопросы. А что происходит у зверей весной?

Дети: Рождаются детёныши.        

6 Задание Игра «Назови детёнышей»

Воспитатель: Давайте назовём детёнышей животных.

Кто детёныш у волчицы? (волчонок). У ежихи? (ежонок). У лисицы? У медведицы? У зайчихи? У белки? У мышки? У бобрихи? У барсучихи? У лосихи?

- Отлично справились. А теперь давайте немного отдохнём.

Физкультминутка «Мишка»

Мишка вылез из берлоги,

Огляделся на пороге. (Повороты влево и вправо.)

Потянулся он со сна, (Потягивания, руки вверх.)

К нам опять пришла весна. (Удивиться, опустить руки вниз.)

Чтоб скорей набраться сил,

Головой медведь крутил. (Вращение головой.)

Наклонился взад-вперёд. (Наклоны вперёд-назад.)

Вот он по лесу идёт. (Ходьба на месте.)

Ищет мишка корешки (Коснуться правой рукой левой ступни.)

И трухлявые пеньки. (Коснуться левой рукой правой ступни.)

В них съедобные личинки (Коснуться правой рукой левой ступни.)

Для медведя - витаминки. (Коснуться левой рукой правой ступни.)

Наконец медведь наелся (Погладить живот.)

И на брёвнышко уселся. (Дети садятся.)

7 Задание «Так или не так?»

Воспитатель: Послушайте маленькие рассказы о том, что произошло с ребятами. И скажите, правильно ли они поступили? Если так нельзя, то как надо поступить?

1 ситуация.        

Гуляли девочки в лесу ранним весенним утром.

- Ой, посмотри, что я нашла. Гнёздышко!

- А в нём яичко!

- Может возьмём его домой и у нас будет птенчик.

- Мы будем заботиться о нём.

 Девочки взяли яичко с собой.

Правильно ли девочки поступили?

 Дети: Неправильно. Птенец погибнет, так как ему нужно материнское тепло.

2 ситуация.

Две сестрёнки гуляли по лесу.

- Какой красивый цветок! Интересно как он называется?

- Я знаю, это ландыш. Он так хорошо пахнет!

- Давай сорвём его и отнесём маме!

Девочки сорвали цветок и пошли домой.

Правильно ли поступили девочки?

Дети: Ландыши занесены в красную книгу, их рвать нельзя, иначе они исчезнут.

3 ситуация.

Мальчик шёл по лесной тропинке, увидел ёжика и решил взять его домой.

Правильно ли поступил мальчик?

Дети: Диких животных нельзя забирать домой. В неволе они могут погибнуть.

4 ситуация.

После дождя дети пошли гулять во двор.

- Посмотри, сколько червячков!

- Давай соберём их и девчонок испугаем!

Собирают червяков в банку, закрывают банку крышкой.

- Пойдём, посмотрим, где девчонки!

Оставляют банку с червями закрытой.

Правильно ли поступили ребята?

Дети: Червей собирать нельзя. Они рыхлят землю, чтобы дышали корни растений. А ещё ими питаются некоторые животные и птицы.

8 Задание «Назови одним словом»

Воспитатель: Ну, что же вы молодцы! Осталось последнее задание. Ответьте на вопросы одним словом.

Каким словом называют птиц, которые у нас зимуют? (Зимующие.)

Муха, комар, бабочка, стрекоза, муравей - кто это? (Насекомые.)

Ворона, скворец, воробей, ласточка – кто это?  (Птицы.)

У какого дерева белый ствол? (Берёзы.)

Как называется дом муравьёв? (Муравейник.)

Сколько ног у жука? (Шесть.)

Какая птица подбрасывает свои яйца в чужие гнёзда? (Кукушка.)

Кто носит свой дом на спине? (Улитка.)

У какого зверя есть иголки? (У ежа.)

Какого зверя можно назвать длинноухим? (Зайца.)

Сколько ног у паука? (Восемь.)

Чем в основном питаются перелётные птицы? (Насекомыми.)

Какая птица лечит деревья? (Дятел.)

Как называется домик для птиц, сделанный руками человека? (Скворечник.)

Какое растение помогает вылечить рану? (Подорожник.)

Кто в лесу плетёт паутину? (Паук.)

У какого насекомого крылышки красные с чёрными точками? (У божьей коровки.)

Как одним словом называются животные, которые живут в лесу?  (Дикие.)

3. Итог. Рефлексия

Воспитатель: Молодцы! Со всеми заданиями вы замечательно справились. О чём мы сегодня говорили на занятии?

Дети: О весне, о приметах весны, отгадывали загадки и т.д.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект интегрированного занятия по образовательной области «Познавательное развитие» (Ознакомление с миром природы) на тему: «Насекомые»

Уточнение и расширение представления детей о насекомых,их характерных признаках, приспособленности к условиям жизни. Обучение детей умению отвечать на вопросы полным ответом, поддержива...

Конспект проведения ОД по образовательной области «Познавательное развитие» (Ознакомление с миром природы) с детьми подготовительной группы. Тема: «Природа дарит чудеса»

Конспект проведения ОД по образовательной области «Познавательное развитие» (Ознакомление с миром природы) с детьми подготовительной группы.Тема: «Природа дарит чудеса»...

Конспект по образовательной области "Познавательное развитие" ознакомление с миром природы . Тема : " Животные жарких стран"

Образовательные задачи :Закреплять представление детей о животных, обитающих в жарких странах, их внешнем виде, образе жизни и повадках.Развивающие задачи:Развивать связную речь. Уточнять , расширять ...

Конспект ООД по образовательной области «Познавательное развитие» (Ознакомление с миром природы) в средней группе на тему: «Золотая осень»

Конспект ООД   по образовательной области «Познавательное развитие» (Ознакомление с миром природы)в средней группена тему: «Золотая осень» Цель: расшир...

Конспект занятия по образовательной области «Познавательное развитие» (ознакомление с миром природы) на тему «Весна пришла»

Цель: закрепить представления детей о весне и признаках наступления весны.Задачи: Образовательные:- способствовать обобщению представлений о весне как времени года, о жизни растений и животных, птиц, ...

Конспект культурной практики «Фиксики» познавательного развития, ознакомление с миром природы на тему:«Весна пришла»

Конспект образовательной деятельности по познавательному развитию на тем: "Весна пришла"...